Мухаметшин Р.Ф.

ГАУЗ СО «Областная детская клиническая больница»;
ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России

Ковтун О.П.

ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России

Давыдова Н.С.

ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России

Предикторы потребности коррекции терапии во время транспортировки новорожденного

Авторы:

Мухаметшин Р.Ф., Ковтун О.П., Давыдова Н.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1176

Загрузок: 63


Как цитировать:

Мухаметшин Р.Ф., Ковтун О.П., Давыдова Н.С. Предикторы потребности коррекции терапии во время транспортировки новорожденного. Анестезиология и реаниматология. 2023;(4):12‑18.
Mukhametshin RF, Kovtun OP, Davydova NS. Predictors of the need for correction of therapy during neonatal transport. Russian Journal of Anesthesiology and Reanimatology. 2023;(4):12‑18. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/anaesthesiology202304112

Рекомендуем статьи по данной теме:
Диаг­нос­ти­ка ин­фек­ций ран­не­го не­она­таль­но­го пе­ри­ода у не­до­но­шен­ных но­во­рож­ден­ных. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2024;(4):6-13
Пе­ри­опе­ра­ци­он­ные фак­то­ры рис­ка но­зо­ко­ми­аль­ной пнев­мо­нии при раз­лич­ных ви­дах хи­рур­ги­чес­кой ре­конструк­ции ду­ги аор­ты. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2024;(4):364-369
Рас­простра­нен­ность и фак­то­ры рис­ка внут­ри­че­реп­но­го нет­рав­ма­ти­чес­ко­го кро­во­из­ли­яния у но­во­рож­ден­ных. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(8-2):26-30
Осо­бен­нос­ти те­че­ния COVID-19 у па­ци­ен­тов с он­ко­ло­ги­чес­ки­ми за­бо­ле­ва­ни­ями, на­хо­дя­щих­ся в от­де­ле­нии ре­ани­ма­ции и ин­тен­сив­ной те­ра­пии. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2024;(3):55-62
Хи­рур­ги­чес­кое ле­че­ние ос­тро­го па­рап­рок­ти­та у но­во­рож­ден­ных и де­тей груд­но­го воз­рас­та. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(11):46-53
Со­дер­жа­ние в кро­ви 25-OH ви­та­ми­на D и би­оген­ных ами­нов у жи­те­лей го­ро­да Ар­хан­гельска. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(11):108-114
Срав­не­ние мо­де­лей прог­но­зи­ро­ва­ния спон­тан­ных преж­дев­ре­мен­ных ро­дов. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2024;(4):10-19

Введение

При хорошо развитой системе перинатальной помощи в Северной Европе доля детей, родившихся в сроке гестации менее 32 нед вне учреждения целевого уровня и потребовавших постнатальной транспортировки, составляет не более 4% [1]. В то же время не всегда пренатальная маршрутизация оказывается эффективной и позволяет обеспечить рождение недоношенного в учреждении целевого уровня помощи, что в значительной степени определяется реализованной моделью регионализации [2]. Медицинская эвакуация новорожденного в критическом состоянии из организации с низким уровнем помощи в стационар, обеспеченный современными медицинскими технологиями, организационными и кадровыми ресурсами для оказания помощи таким пациентам, снижает риск смерти [3]. Однако всегда сохраняется риск ухудшения состояния пациента во время транспортировки, что может быть обусловлено как неоптимальной стабилизацией в стационаре рождения, так и самой процедурой транспортировки [4, 5]. Ухудшение состояния и неблагоприятные явления (изменение положения или проходимости эндотрахеальной трубки, разгерметизация контура аппарата искусственной вентиляции легких (ИВЛ), технические проблемы, возникающие при транспортировке) в дороге не являются редкостью, частота их варьирует от 6,25% до 54% [6—8]. Прогнозирование и оценка риска транспортировки являются неотъемлемой частью предтранспортой подготовки. Вместе с тем доступные рекомендации по деятельности неонатальной транспортной службы, как правило, основываются на эмпирической оценке риска ухудшения состояния при осуществлении транспортировки [9—12]. Ограниченность данных о возможности прогнозирования ухудшения в дороге явилась основанием для выполнения настоящего исследования.

Цель исследования — определить предикторы необходимости коррекции терапии при осуществлении межгоспитальной транспортировки новорожденных.

Материал и методы

В обсервационное когортное ретроспективное исследование включили данные всех эвакуационных выездов транспортной бригады реанимационно-консультативного центра новорожденных ГАУЗ СО «Областная детская клиническая больница» г. Екатеринбурга в период с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2018 г. (n=2029). Критерии обращения, критерии принятия тактического решения, критерии транспортабельности и критерии медицинской сортировки регламентированы соответствующими региональными приказами (Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 18.03.11 №255-п, Приказ министерства здравоохранения Свердловской области от 07.07.15 №957-п, Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 04.10.17 №1687-п) и внутренними нормативными актами транспортной бригады (ГАУЗ СО «ОДКБ»). Эвакуация осуществлена в 79,74% случаев (n=1618). Решение о необходимости коррекции интенсивной терапии во время транспортировки принимал врач — анестезиолог-реаниматолог транспортной бригады. В 13,35% (11,73—15,11%) случаев потребовалось выполнить коррекцию терапии на этапе транспортировки. Выборка разделена в зависимости от необходимости проведения коррекции терапии в дороге на две группы: 1-я группа (n=216) — пациенты, которым выполняли коррекцию интенсивной терапии; 2-я группа (n=1 402) — новорожденные, которым не потребовалось корректировать проводимую во время транспортировки терапию. Источником данных была первичная медицинская документация. Проанализированы данные анамнеза, объем интенсивной терапии и параметры респираторной поддержки в обратившейся медицинской организации, объем предтранспортной подготовки, корректирующие действия транспортной бригады на этапе транспортировки. Методы описательной статистики: медиана и межквартильный интервал, доля, 95% ДИ доли. Гипотеза о нормальности распределения выборки проверялась методом Шапиро—Уилка. При анализе бинарных данных двух независимых групп применен точный критерий Фишера, при анализе количественных данных двух независимых групп — критерий Манна—Уитни. Различия считались статистически значимыми при p<0,05. Сформирована модель логистической регрессии, прогнозирующая потребность в коррекции терапии во время транспортировки. Выполнен расчет относительного риска необходимости коррекции терапии в дороге. Использованы программные средства BioStas Pro 7.0.1.0 (AnalystSoft Inc., США) и Matlab R2017a (MathWorks, Inc., США).

Результаты

Медиана массы при рождении и гестационный возраст составили 2360 (1500—3200) г и 35 (32—38) нед соответственно. При анализе параметров анамнеза не наблюдали статистически значимых различий по массе при рождении и гестационному возрасту. При анализе возраста эвакуации новорожденных также не выявили статистически значимых различий между группами. Статистически значимые различия обнаружены при сравнении оценки по шкале Апгар на 1-й и 5-й минутах: пациенты, которым не потребовалась коррекция интенсивной терапии во время транспортировки, имели более высокую оценку по шкале Апгар как на 1-й минуте (5 [3—6] баллов и 6 [4—7] баллов, 1-я и 2-я группы соответственно, p<0,001), так и на 5-й минуте (6 [5—8] баллов и 7 [6—8] баллов, 1-я и 2-я группы соответственно, p<0,001) (табл. 1).

Таблица 1. Данные анамнеза

Параметр

1-я группа (n=216)

2-я группа (n=1402)

p

Возраст на момент эвакуации, ч

35 (28—60)

35 (28—80)

0,361

Масса при рождении, г

2455 (1360—3245)

2350 (1580—3200)

0,884

Гестационный возраст, нед

36 (31—38)

35 (32—38)

0,863

Оценка по шкале Апгар, 1-я минута, баллы

5 (3—6)

6 (4—7)

<0,001

Оценка по шкале Апгар, 5-я минута, баллы

6 (5—8)

7 (6—8)

<0,001

Примечание. Данные представлены в виде медианы и межквартильного интервала: Me (IQR).

При анализе распределения пациентов в группах по массе и гестационному возрасту выявили статистически значимые различия лишь по доле новорожденных с массой 1500—2499 г (22,69% [17,28—28,86%] и 30,74% [28,33—33,23%], 1-я и 2-я группы соответственно, p=0,016) и гестационным возрастом 33—36 нед (23,15% [17,69—29,36%] и 32,45% [30,01—34,98%], 1-я и 2-я группы соответственно, p=0,006). При сравнении распределения пациентов между медицинскими организациями разных уровней статистически значимых различий не наблюдали.

При анализе объема интенсивной терапии, проводимой в обратившейся медицинской организации (табл. 2), выявили статистически значимые различия по доле детей, находившихся на ИВЛ (87,96% [82,86—91,98%] и 48,93% [46,28—51,58%], 1-я и 2-я группы соответственно, p<0,001), получавших инфузию допамина (20,37% [15,21—26,37%] и 8,20% [6,82—9,76%], 1-я и 2-я группы соответственно, p<0,001), а также нуждавшихся в проведении медикаментозной седации с целью синхронизации с респиратором (11,57% [7,63—16,61%] и 3,21% [2,35—4,27%], 1-я и 2-я группы соответственно, p<0,001). При этом доза допамина у пациентов 1-й и 2-й групп статистически значимых различий не имела (5 [5—6,5] мкг на 1 кг массы тела в минуту и 5 [5—5] мкг на 1 кг массы тела в минуту, 1-я и 2-я группы соответственно, p=0,915).

Таблица 2. Объем интенсивной терапии в обратившейся медицинской организации

Интенсивная терапия

1-я группа (n=216)

2-я группа (n=1402)

p

nCPAP

10,19 (6,49—15,01)

9,56 (8,07—11,22)

0,804

ИВЛ

87,96 (82,86—91,98)

48,93 (46,28—51,58)

<0,001

Высокочастотная ИВЛ

0,00 (0,00—1,69)

0,36 (0,12—0,83)

1

Допамин

20,37 (15,21—26,37)

8,20 (6,82—9,76)

<0,001

Адреналин

0,00 (0,00—1,69)

0,14 (0,02—0,51)

1

Добутамин

0,00 (0,00—1,69)

0,21 (0,04—0,62)

1

Простагландины (PGE)

3,70 (1,61—7,17)

3,71 (2,78—4,84)

1

Седация

11,57 (7,63—16,61)

3,21 (2,35—4,27)

<0,001

Миоплегия

1,39 (0,29—4,01)

0,43 (0,16—0,93)

0,107

Примечание. Данные представлены в виде доли и 95% ДИ доли: % (95% ДИ). ИВЛ — искусственная вентиляция легких.

При сравнении параметров респираторной поддержки у пациентов, которым потребовалась коррекция интенсивной терапии во время транспортировки, и пациентов, не нуждавшихся в дополнительных терапевтических вмешательствах в дороге, выявили статистически значимые различия по уровню требуемого среднего давления в дыхательных путях (8,79 [7,91—10,00] см вод.ст. и 8,5 [7,75—9,50] см вод.ст., 1-я и 2-я группы соответственно, p=0,04), пограничную статистическую значимость наблюдали по частоте аппаратной ИВЛ. У пациентов, получавших неинвазивную респираторную поддержку (табл. 3), наблюдали статистически значимые различия по требуемой фракции кислорода (37,5% [25—60%] и 25% [21—30%], 1-я и 2-я группы соответственно, p=0,028).

Таблица 3. Параметры респираторной поддержки

Параметр

1-я группа (n=216)

2-я группа (n=1402)

p

FiO2 (пациенты на ИВЛ), %

30 (21—40)

30 (21—35)

0,631

Частота дыхания, циклов в минуту

50 (40—60)

50 (40—54)

0,047

Pip, см вод.ст.

18 (17—20)

18 (17—20)

0,375

PEEP, см вод.ст.

5 (5—5)

5 (5—5)

0,501

Среднее давление в дыхательных путях, см вод.ст.

8,79 (7,91—10)

8,5 (7,75—9,50)

0,04

Сатурационный индекс оксигенации

2,57 (1,88—3,73)

2,5 (1,86—3,43)

0,273

Ti, с

0,34 (0,30—0,36)

0,34 (0,30—0,36)

0,175

FiO2 (пациенты на nСРАР), %

37,5 (25—60)

25 (21—30)

0,028

СРАР, см вод.ст.

6 (6—6)

6 (5—6)

0,241

Примечание. Данные представлены в виде медианы и межквартильного интервала: Me (IQR). ИВЛ — искусственная вентиляция легких.

Наблюдавшиеся при анализе мониторируемых параметров статистически значимые различия между уровнем систолического и диастолического давления не имели клинического значения и находились в референтном коридоре для данной массы тела (табл. 4).

Таблица 4. Параметры мониторинга

Параметр

1-я группа (n=216)

2-я группа (n=1402)

p

ЧСС, уд/мин

140 (130—147)

140 (130—145)

0,239

Систолическое артериальное давление, мм рт.ст.

60 (53,5—68,0)

62 (58—70)

0,001

Диастолическое артериальное давление, мм рт.ст.

36,5 (32,0—41,5)

38 (34—40)

0,048

T, C°

36,6 (36,6—36,7)

36,6 (36,6—36,7)

0,262

SpO2, %

96 (94—97)

96 (95—97)

0,063

SpO2/FiO2

323,33 (237,50—457,14)

320 (240,00—452,38)

0,419

Примечание. Данные представлены в виде медианы и межквартильного интервала: Me (IQR). ЧСС — частота сердечных сокращений.

Анализ предтранспортной коррекции терапии силами транспортной бригады показал статистически значимые различия в необходимости коррекции интенсивной терапии, проводимой в обратившейся медицинской организации (38,43% [31,91—45,27%] и 17,40% [15,45—19,49%], 1-я и 2-я группы соответственно, p<0,001). Наблюдали статистически значимые различия в назначении катехоламинов или увеличении их дозы (4,17% [1,92—7,76%] и 1,07% [0,60—1,76%], 1-я и 2-я группы соответственно, p=0,002), коррекции параметров ИВЛ (33,33% [27,08—40,05%] и 14,41% [12,61—16,36%], 1-я и 2-я группы соответственно, p<0,001), выполнении интубации или переинтубации трахеи (9,26% [5,75—13,94%] и 3,78% [2,84—4,92%], 1-я и 2-я группы соответственно, p=0,001), а также в выполнении торакоцентеза. Таким образом, пациентам 1-й группы, нуждавшимся в корректирующих действиях транспортной бригады во время транспортировки, статистически значимо чаще в сравнении с пациентами 2-й группы (табл. 5) выполняли манипуляции, направленные на коррекцию дыхательной недостаточности (34,72% [28,39—41,48%] и 15,83% [13,96—17,85%], 1-я и 2-я группы соответственно, p<0,001) и недостаточности кровообращения (6,48% [3,59—10,64%] и 1,93% [1,27—2,79%], 1-я и 2-я группы соответственно, p<0,001). Проведение коррекции интенсивной терапии на этапе предтранспортной подготовки силами транспортной бригады ассоциировано с необходимостью коррекции терапии в дороге с относительным риском 2,46 (1,93—3,15), p<0,001, эта закономерность оставалась статистически значимой также в отношении корректирующих действий, направленных на компенсацию дыхательной недостаточности и недостаточности кровообращения (табл. 6).

Таблица 5. Коррекция интенсивной терапии на этапе предтранспортной подготовки

Манипуляции предтранспортной подготовки

1-я группа (n=216)

2-я группа (n=1402)

p

Проведение сердечно-легочной реанимации

0,00 (0,00—1,69)

0,07 (0,00—0,40)

1

Выполнение сосудистого доступа

0,00 (0,00—1,69)

0,36 (0,12—0,83)

1

Назначение инфузионной терапии / волемической нагрузки

2,31 (0,76—5,32)

1,07 (0,60—1,76)

0,173

Назначение катехоламинов или коррекция их дозы

4,17 (1,92—7,76)

1,07 (0,60—1,76)

0,002

Установка дренажа плевральной полости

1,39 (0,29—4,01)

0,07 (0,00—0,40)

0,008

Установка дренажа брюшной полости

0,46 (0,01—2,55)

0,00 (0,00—0,26)

0,134

Коррекция параметров респираторной поддержки

33,33 (27,08—40,05)

14,41 (12,61—16,36)

<0,001

Начало неинвазивной ИВЛ

0,00 (0,00—1,69)

0,64 (0,29—1,22)

0,617

Интубация/переинтубация трахеи

9,26 (5,75—13,94)

3,78 (2,84—4,92)

0,001

Переливание компонентов и препаратов крови

0,00 (0,00—1,69)

0,21 (0,04—0,62)

1

Начало процедуры тотальной гипотермии

0,00 (0,00—1,69)

0,43 (0,16—0,93)

1

Введение препарата сурфактанта

0,93 (0,11—3,30)

0,21 (0,04—0,62)

0,135

Все манипуляции, связанные с респираторной поддержкой

34,72 (28,39—41,48)

15,83 (13,96—17,85)

<0,001

Все манипуляции, направленные на стабилизацию гемодинамики

6,48 (3,59—10,64)

1,93 (1,27—2,79)

<0,001

Коррекция интенсивной терапии

38,43 (31,91—45,27)

17,40 (15,45—19,49)

<0,001

Примечание. Данные представлены в виде доли и 95% ДИ доли: % (95% ДИ). ИВЛ — искусственная вентиляция легких.

Таблица 6. Относительный риск необходимости коррекции терапии в дороге

Тип действий

Относительный риск (95% ДИ)

p

Все корректирующие действия

2,46 (1,93—3,15)

<0,001

Все манипуляции, связанные с респираторной поддержкой

2,37 (1,84—3,04)

<0,001

Все манипуляции, направленные на стабилизацию гемодинамики

2,67 (1,71—4,16)

<0,001

За время транспортировки пациентам 1-й группы потребовалось выполнение 226 корректирующих действий со стороны реаниматолога транспортной бригады. В структуре действий более 90% составила коррекция параметров ИВЛ (табл. 7). Длительность транспортировки статистически значимо различалась между группами: 120 [60—150] мин и 90 [60—150] мин в 1-й и 2-й группах соответственно, p<0,001.

Таблица 7. Коррекция интенсивной терапии во время транспортировки новорожденных

Манипуляции в дороге

Структура корректирующих действий в дороге (n=226)

Дополнительная волемическая нагрузка

2,65 (0,98—5,69)

Коррекция параметров респираторной поддержки

92,48 (88,23—95,56)

Интубация/переинтубация трахеи

0,88 (0,11—3,16)

Назначение катехоламинов или коррекция их дозы

3,98 (1,84—7,42)

Все манипуляции, связанные с респираторной поддержкой

93,36 (89,29—96,24)

Все манипуляции, направленные на стабилизацию гемодинамики

6,64 (3,76—10,71)

Примечание. Данные представлены в виде доли и 95% ДИ доли: % (95% ДИ).

С целью определения количественного вклада предполагаемых предикторов коррекции терапии в дороге нами сформирована модель логистической регрессии. В результате только два параметра продемонстрировали статистически значимое влияние на прогнозируемый исход: проведение медикаментозной седации и потребность в проведении предтранспортной коррекции терапии силами транспортной бригады (табл. 8).

Таблица 8. Логистическая регрессия предикторов потребности коррекции терапии во время транспортировки

Параметр

Estimate

SE

p

Intercept

–132,66

2,54×107

1,000

Среднее давление в дыхательных путях

0,09

0,05

0,079

Седация

0,63

0,29

0,028

Предтранспортная коррекция терапии

1,35

0,19

<0,001

Оценка по шкале Апгар, 1-я минута

0,043

0,09

0,619

Оценка по шкале Апгар, 5-я минута

–0,02

0,09

0,838

Инфузия допамина

0,36

0,22

0,097

ИВЛ

129,99

2,54×107

1,000

Примечание. Estimate — коэффициент предиктора логистической модели; SE — стандартная ошибка; Intercept — значение логарифма шансов для случая, когда первый предиктор равен нулю. ИВЛ — искусственная вентиляция легких.

Обсуждение

Оценка состояния пациента и коррекция проводимой в исходном стационаре интенсивной терапии является ключевой задачей транспортной бригады [9]. При этом потребность в проведении интенсивной терапии и необходимость ее коррекции на этапе подготовки служат предикторами ухудшения состояния пациента в дороге и в принимающем стационаре [4]. Дыхательная недостаточность остается основной составляющей полиорганной дисфункции у новорожденных и главным поводом для обращения в реанимационно-консультативный центр с целью эвакуации пациента [13]. Базовым и легкодоступным для оценки параметром респираторной поддержки является уровень среднего давления в дыхательных путях (mean airway pressure — МАР), косвенно указывающий на тяжесть дыхательных нарушений и определяющий дальнейшую тактику [14]. Имеются также указания на возможность использования уровня среднего давления в дыхательных путях в качестве маркера адекватности предтранспортной подготовки новорожденных [15]. В исследуемой нами выборке уровень среднего давления в дыхательных путях оказался единственным из интегральных респираторных показателей, имевшим статистически значимые различия между группами (8,79 (7,91—10,00) см вод.ст. и 8,5 (7,75—9,50) см вод.ст., 1-я и 2-я группы соответственно, p=0,04), однако в рамках модели логистической регрессии роль этого параметра в прогнозировании потребности в корректирующих действиях при транспортировке оказалась статистически незначимой.

За последние два десятка лет в литературе не сформировалось единое мнение относительно необходимости выполнения седации новорожденных при проведении ИВЛ, в том числе при осуществлении медицинской эвакуации. В подавляющем большинстве случаев седация выполняется с целью синхронизации пациента с респиратором, уменьшения постнагрузки левого желудочка и снижения общей метаболической потребности. Поэтому решение о проведении седации нередко принимается при наличии выраженной респираторной зависимости [16]. В исследуемой нами выборке необходимость в проведении седации у пациентов 1-й группы статистически значимо отличалась от таковой у пациентов 2-й группы (11,57% [7,63—16,61%] и 3,21% [2,35—4,27%], p<0,001). Потребность в проведении медикаментозной седации на этапе предтранспортной оценки в рамках модели логистической регрессии продемонстрировала себя как предиктор корректирующих действий бригады во время самой транспортировки.

Другим элементом органной дисфункции, при котором необходимы коррекция оказания реанимационной помощи и осуществление медицинской эвакуации, является недостаточность кровообращения [13]. Проведение инфузии катехоламинов может осуществляться во время транспортировки [17], однако оно сопряжено, по данным литературы, со значительным ростом риска осложнений [18]. В исследуемой нами выборке мы наблюдали статистически значимые различия между группами только по частоте применения допамина (20,37% [15,21—26,37%] и 8,20% [6,82—9,76%], 1-я и 2-я группы соответственно, p<0,001), при этом модель логистической регрессии не продемонстрировала статистически значимой предиктивной ценности инфузии допамина в отношении потребности коррекции терапии в дороге.

О распространенности и структуре негативных и нежелательных явлений, в связи с которыми потребовалась коррекция терапии в дороге, публикаций в литературе сравнительно немного, что связано с отсутствием единых общепринятых способов регистрации, описания, анализа и классификации неблагоприятных явлений, возникающих во время транспортировки. При этом вероятность возникновения таких событий связана с адекватностью подготовки и оценки рисков [19—21]. По данным G. Goldsmit и соавт., в 57% случаев транспортировки наблюдалось клиническое ухудшение. При этом авторы указывают на рост смертности в группе с клиническим ухудшением (OR 3,34; 95% ДИ 1,2—8,7), даже после коррекции на прочие факторы (OR 3; 95% ДИ 1,2—8,3) [22]. Исследование ценно для нас тем, что описанная в нем выборка близка по массе и сроку гестации к нашей: гестационный возраст составил 35±3 нед, масса тела при рождении 2482±904 г и средний возраст 2 дня. В нашем исследовании изменения в состоянии, при которых потребовалась коррекция терапии в дороге, возникли только в 13,35% случаев. P. Arora и соавт. сообщают, что у 54% пациентов ухудшилось состояние в дороге, и указывают на ассоциацию этого факта с более высокой оценкой по TRIPS при поступлении, то есть с большей тяжестью состояния [6]. В работе V.V. Pai и соавт. показано ухудшение состояния во время транспортировки у 30,8% новорожденных. При этом малый гестационный возраст связан с повышенным риском клинического ухудшения во время транспортировки. Повышенный риск клинического ухудшения также связан с низкой оценкой по шкале Апгар на 5-й минуте, необходимостью проведения реанимационных мероприятий после рождения [7]. В исследуемой нами выборке наблюдали статистически значимые различия между группами оценки по шкале Апгар на 1-й и 5-й минутах (на 1-й минуте: 5 [3—6] и 6 [4—7], 1-я и 2-я группы соответственно, p<0,001; на 5-й минуте: 6 [5—8] и 7 [6—8], 1-я и 2-я группы соответственно, p<0,001), однако в рамках модели логистической регрессии оценка по шкале Апгар на 1-й и 5-й минутах не имела статистически значимого прогностического значения. Наименьшую потребность в коррекции терапии 6,25% указали R. Kumar и соавт. [8].

По данным R. Mori и соавт., транспортировка может быть ассоциирована с дополнительным риском смерти при длительности более 90 мин [23]. В исследуемой нами выборке мы действительно наблюдали статистически значимые различия в длительности транспортировки между группами (120 [60—150] мин и 90 [60—150] мин, p<0,001), однако модель логистической регрессии не подтвердила статистически значимого влияния этого параметра на вероятность ухудшения и потребность в коррекции терапии в дороге.

Таким образом, выявленные в процессе анализа факторы, указывающие на потребность в коррекции интенсивной терапии во время транспортировки (оценка по шкале Апгар на 1-й и 5-й минутах жизни, проведение ИВЛ, инфузия допамина, медикаментозная седация в обратившейся медицинской организации, необходимость коррекции интенсивной терапии силами транспортной бригады в условиях обратившейся медицинской организации), лишь частично подтвердили свою предиктивную ценность в рамках модели логистической регрессии. Клиническая необходимость корректировать проводимую в обратившейся медицинской организации интенсивную терапию и потребность в медикаментозной седации, по нашим данным, являлись факторами, ассоциированными с коррекцией терапии во время транспортировки, что может быть использовано в качестве инструмента прогнозирования риска ухудшения состояния пациента в дороге.

Заключение

Предикторами потребности коррекции интенсивной терапии во время транспортировки являются необходимость изменения терапии на этапе предтранспортной подготовки и потребность в проведении медикаментозной седации в обратившейся медицинской организации. Методы и параметры респираторной и гемодинамической поддержки в рамках модели логистической регрессии не продемонстрировали статистически значимой прогностической ценности в определении необходимости коррекции терапии при транспортировке.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Мухаметшин Р.Ф., Ковтун О.П., Давыдова Н.С.

Сбор и обработка материала — Мухаметшин Р.Ф.

Статистический анализ данных — Мухаметшин Р.Ф.

Написание текста — Мухаметшин Р.Ф., Давыдова Н.С.

Редактирование — Ковтун О.П.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.