Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Бофанова Н.С.

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»

Самохина И.Д.

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»

Головная боль напряжения у детей младшего школьного возраста

Авторы:

Бофанова Н.С., Самохина И.Д.

Подробнее об авторах

Журнал: Российский журнал боли. 2024;22(1): 68‑76

Просмотров: 270

Загрузок: 7


Как цитировать:

Бофанова Н.С., Самохина И.Д. Головная боль напряжения у детей младшего школьного возраста. Российский журнал боли. 2024;22(1):68‑76.
Bofanova NS, Samokhina ID. Tension headache in children of primary school age. Russian Journal of Pain. 2024;22(1):68‑76. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/pain20242201168

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ге­не­ти­чес­кие фак­то­ры рис­ка раз­ви­тия го­лов­ных бо­лей. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2023;(4):11-17
Те­ра­пия ко­мор­бид­ной па­то­ло­гии при эпи­зо­ди­чес­кой миг­ре­ни и го­лов­ной бо­ли нап­ря­же­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(9):52-57
Эф­фек­тив­ность оз­до­ро­ви­тель­ных ме­роп­ри­ятий по по­вы­ше­нию ка­чес­тва жиз­ни млад­ших школь­ни­ков г. Лу­ган­ска, пре­бы­ва­ющих на дис­тан­ци­он­ном обу­че­нии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(9):82-87

Введение

Головная боль является одной из распространенных жалоб у детей младшего школьного возраста: она встречается в 26—82% случаев, до 12% учащихся по этой причине пропускают занятия. Для клинической картины головной боли напряжения характерна боль сжимающего, ноющего или давящего характера двусторонней локализации продолжительностью от 30 мин до 7 дней, не сопровождающаяся тошнотой и рвотой, физическая активность не оказывает влияние на интенсивность боли. Классифицируется головная боль напряжения по частоте возникновения приступов на нечастую эпизодическую (менее 12 дней в году), частую эпизодическую (от 12 до 180 дней в году), хроническую (более 180 дней в году) [1].

Первичная головная боль редко встречается у детей младше 4 лет, ее распространенность в дошкольном возрасте составляет 5,9—37,7%, в школьном возрасте — 38—50%, в подростковом возрасте — 75% [2]. Доля школьников, страдающих головной болью напряжения, варьирует от 26 до 82%, до 10% случаев неправильно диагностируются [1, 3].

В связи с актуальностью проблемы в последние годы большое внимание уделяется изучению патогенеза головной боли у детей младшего школьного возраста. В патогенезе головной боли напряжения у детей младшего школьного возраста выделяются психогенные механизмы, когда вследствие незрелости психологической защиты под воздействием различных стрессовых ситуаций формируются эмоциональные нарушения, расстройства поведения. Нарушается состояние лимбико-ретикулярного комплекса, что приводит к дисбалансу между ноцицептивной и антиноцицептивной системами, к формированию мышечного напряжения перикраниальных мышц [4].

Цель исследования — изучить взаимосвязь эмоциональных нарушений, расстройств поведения и головной боли напряжения, определить ведущие предикторы головной боли напряжения среди детей младшего школьного возраста.

Материал и методы

Для обзора были использованы работы, опубликованные в базах данных PubMed, eLibrary на русском и английском языках, включающие систематические обзоры, метаанализы, рандомизированные контролируемые исследования (РКИ), когортные и перекрестные исследования в период с 2001 по 2023 г.

Результаты

Первоначально база данных состояла из 334 статей, посвященных вопросу головной боли напряжения у детей. На основании возрастного критерия (старше 11 лет) были исключены 230 работ. В ходе дальнейшего анализа было определено, что в 62 статьях описывается вторичная головная боль. Таким образом, для обзора литературы отобраны 42 работы, многие из которых имеют высокую доказательную базу. Полученные данные представлены в таблице.

Анализ доказательной базы опубликованных исследований

Автор и ссылка на текст

Год публикации

Дизайн исследования

Число участников

Предикторы головной боли напряжения

Результаты исследования

Сила доказательности

Доказана ли взаимосвязь психогенных нарушений и головной боли?

1. D. Polese и соавт. [5]

2022

Систематический обзор

28 исследований

Психологические расстройства детей и их родителей, неблагоприятный опыт детства

В 22 из 28 исследований у детей была обнаружена взаимосвязь головных болей с интернализующими и экстернализующими симптомами

I +

Да

2. F. Mansuri и соавт. [6]

2020

Перекрестный анализ

61 656

Неблагоприятный опыт детства

Отдельные неблагоприятные факторы не связаны независимо с головными болями, за исключением трудностей, связанных с доходами семьи

II +

Нет

3. C. Romano и соавт. [7]

2020

Когортное исследование

475

Психические расстройства

Отмечается значительная связь с тревогой и депрессией

II +

Да

4. И.Н. Слюсарь [8]

2019

Когортное исследование

106

Психологические особенности

У младших школьников с головными болями уровень психосоциального стресса и психогений выше, а эмоционально-социальной поддержки ниже

II +

Да

5. A. Onofri и соавт. [9]

2023

Систематический обзор и метаанализ

48 исследований

Эмоциональные нарушения и расстройства поведения

Распространенность головной боли напряжения у детей составила 17%

I ++

Нет данных

6. Е.М. Шипилова и соавт. [10]

2019

Когортное исследование

150

Эмоциональные нарушения и расстройства поведения

У детей с головными болями более выражены гиперактивность, невнимательность, трудности отношений со сверстниками, проблемы поведения

II +

Да

7. А.А. Киселева и соавт. [11]

2021

Когортное исследование

37

Эмоциональные расстройства

У детей с головной болью напряжения наиболее часто встречаются эмотивность, гипертимность и субдепрессии

II +

Да

8. V. Baglioni и соавт. [1]

2023

Систематический обзор

Нет данных

Дисфункциональные семейные отношения

Неблагоприятный опыт детства с воздействием стресса кумулятивно связан с головной болью

I +

Да

9. Д.А. Алиджанова и соавт. [12]

2017

Систематический обзор и метаанализ

Нет данных

Острый и хронический эмоциональный стресс

Появление частой головной боли у младших школьников в 80% случаев является индикатором психовегетативных расстройств

I ++

Да

10. I. Abu-Arafeh [13]

2023

Систематический обзор и метаанализ

Нет данных

Эмоциональные и психологические расстройства

Дети с головными болями сообщают о стрессе, связанным с социальной изоляцией, чрезмерными школьными требованиями, отсутствием общественного признания, разводом родителей

I ++

Да

11. Н.В. Заболотских и соавт. [14]

2020

Когортное исследование

398

Взаимосвязь с типом образовательного учреждения, полом, возрастом, социальными факторами

Высокая распространенность головной боли отмечается у отличников, у детей, конфликтующих с родителями, учителями и одноклассниками

II +

Да

12. B. Bellini и соавт. [15]

2013

Систематический обзор

Нет данных

Психические расстройства: тревога и депрессия

Головная боль является наиболее частым соматическим симптомом у детей, направляемых по поводу тревоги, депрессии и поведенческих расстройств

I +

Да

13. S. Lynge и соавт. [16]

2019

РКИ

180

Тревожные расстройства, стрессоры, нарушения сна, семейный анамнез

Отмечается эффективность хиропрактических манипуляций у детей с головными болями

I +

Нет

14. C. Rousseau-Salvador и соавт. [17]

2014

Когортное исследование

297

Тревога и депрессия

У школьников с головной болью в 3 раза чаще наблюдались клинически значимые показатели тревожности и депрессии

II +

Да

15. W.A. Alwaijri и соавт. [18]

2021

Перекрестное исследование

292

Социально-демографические характеристики

Не все родители осведомлены о наличии головных болей у своих детей

II —

Нет

16. A. Straube и соавт. [19]

2013

Систематический обзор

Нет данных

Неблагополучная семейная ситуация, издевательства со стороны сверстников, несправедливое обращение в школе

Риск развития головной боли повышается в 5,8 раза

I +

Да

17. В.В. Полунина и соавт. [20]

2018

РКИ

38

Тревожность, психическое и физическое переутомление, нарушения сна, эмоциональная лабильность

На лечение головной боли напряжения у детей положительно влияет рефлексотерапия в сочетании с кинезиотейпированием

I +

Нет

18. P. Pavone и соавт. [21]

2012

Когортное исследование

280

Наличие сопутствующих заболеваний

Первичная головная боль наиболее связана с тревогой и депрессией

II +

Да

19. Л.А. Пак и соавт. [22]

2016

Систематический обзор и метаанализ

Нет данных

Напряжение скелетных мышц головы и шеи

Основными факторами формирования головной боли напряжения являются наличие хронического стресса, невротические особенности личности

I ++

Да

20. G. Natalucci и соавт. [23]

2018

Мини-обзор

Нет данных

Алекситимия

У детей с головной болью отмечается более высокий уровень алекситимии, чем в контрольных группах

I —

Нет

21. О.С. Крымская и Е.В. Левитина [24]

2007

РКИ

71

Нарушения психофизиологического состояния

У детей с хроническими головными болями напряжения отмечаются депрессивные, тревожно-фобические расстройства

I +

Нет

22. А.В. Сергеев и А.П. Рачин [25]

2015

Систематический обзор

Нет данных

Коморбидные психоэмоциональные расстройства

У детей с частыми головными болями напряжения отмечаются: депрессия, нарушения сна, внимания, тревожные и соматизированные расстройства. Необходима психологическая поддержка

I +

Нет

23. Т.М. Маневич и соавт. [26]

2004

Когортное исследование

60

Психические расстройства

У всех детей с хроническими головными болями напряжения отмечаются депрессивные, тревожно-фобические расстройства, неврастении

II +

Да

24. Е.К. Филипович [27]

2012

Когортное исследование

176

Хронический психоэмоциональный стресс, патологический спазм перикраниальных мышц

У детей младшего школьного возраста значительную роль в развитии болезни играют социальные факторы (развод родителей, смена школы)

II +

Да

25. О.В. Дмитриева [28]

2009

Когортное исследование

105

Нарушение церебральной гемодинамики

Большую роль в развитии и прогрессировании головной боли у младших школьников играют нарушения регуляции церебральной гемодинамики с развитием ангиоспазма, изменением тонуса артериокапиллярного русла

II +

Нет

26. Н.Б. Исмаилова и А.Н. Жумабаева [29]

2013

Когортное исследование

135

Острый и хронический эмоциональный стресс

Основные факторы, провоцирующие начало пароксизма: переутомление, стрессовые ситуации, конфликты в семье и школе

II +

Да

27. В.Б. Смычек и соавт. [30]

2014

Когортное исследование

304

Социально-семейные, психовегетативные факторы

Причины психоэмоционального напряжения, приводящие к возникновению головных болей: сложные внутрисемейные взаимоотношения, ссоры родителей, наложение обязательств, наследственная предрасположенность, повышенная тревожность

II +

Да

28. Л.В. Васильева и соавт. [31]

2011

Когортное исследование

93

Наличие провоцирующих факторов

Статистически значимыми факторами риска являются отягощенный семейный анамнез, нерациональное питание, дисбаланс вегетативной нервной системы

II +

Да

29. Е.К. Филиппович и Г.Г. Шанько [32]

2013

Когортное исследование

206

Преморбидные и коморбидные состояния

Наиболее значимыми факторами являются: неблагоприятный перинатальный анамнез, подготовка и поступление в школу, школьные нагрузки

II +

Да

30. М.А. Лобов и М.А. Горина [33]

2001

Систематический обзор

Нет данных

Психогении детского возраста

Конфликты в школе, конфликтная ситуация в семье

I +

Да

31. О.А. Рахманина и соавт. [34]

2006

Когортное исследование

104

Вегетативная дисфункция

Не все дети с первичными головными болями имеют выраженную вегетативную дисфункцию

II +

Нет

32. F. Galli и соавт. [35]

2009

Когортное исследование

200 семей

Психические расстройства (тревога, расстройства настроения)

Отмечается высокая частота психических расстройств как у детей с головной болью, так и у их родителей

II +

Да

33. A. Chakravarty [36]

2005

Когортное исследование

22

Повышенный уровень тревожности

У 19 из 22 детей появление тревоги связано с академическим стрессом и успеваемостью, у 3 детей — с межличностными отношениями в семье

II +

Да

34. M.A. Arruda и M.E. Bigal [37]

2012

Когортное исследование

1856

Поведенческие и эмоциональные расстройства

У детей с головной болью часто встречаются симптомы интернализации, реже симптомы экстернализации

II +

Да

35. П.В. Дудник и А.П. Семененко [38]

2009

РКИ

35

Головная боль напряжения

Отмечается эффективность динамической электронейростимуляции в лечении головной боли напряжения у детей

I +

Нет

36. Суслов Е.В. [39]

2016

Систематический обзор

Нет данных

Психосоциальные проблемы

Вариантом лечения головной боли у детей является поведенческая психотерапия

I +

Да

37. M. Al Momani и соавт. [40]

2021

Ретроспективное описательное исследование

194

Наличие сопутствующих факторов

Появление головных болей связано с семейным анамнезом, частым использованием обезболивания, дефицитом витамина D

II —

Да

38. Е.Н. Дьяконоваи О.В. Дмитриева [41]

2013

Когортное исследование

105

Психогенные факторы + нарушение церебральной гемодинамики и микроциркуляции

Головные боли провоцировались переутомлением в школе, эмоциональным напряжением, сменой погоды

II +

Да

39. В.М. Студеникин и Ю.С. Акоев [42]

2015

Систематический обзор

Нет данных

Эмоциональный фактор

Главную роль в терапии головной боли напряжения играют НПВС

I +

Да

40. Л.Р. Ахмадеева и соавт. [43]

2015

РКИ

105

Клинико-социальные предикторы

Возникновение головной боли связано с длительностью занятий в школе и дома, частотой посещения дополнительных занятий, продолжительностью сна, длительностью пребывания за компьютером и на свежем воздухе

I +

Да

41. А.П. Рачин и соавт. [44]

2022

Рандомизированное проспективное исследование

513

Психосоциальные проблемы

У детей с головными болями отмечаются высокий уровень школьной нагрузки, большое число дополнительных занятий, конфликты в семье и в общении со сверстниками. Указана эффективность музыкотерапии

I +

Да

42. Н.Н. Заваденко и соавт. [45]

2016

Систематический обзор и метаанализ

40

Трудности школьного обучения, СДВГ

У младших школьников головную боль напряжения вызывают психоэмоциональные перегрузки, стрессы и конфликтные ситуации в школе

I ++

Да

Примечание. РКИ — рандомизированные контролируемые исследования; НПВС — нестероидные противовоспалительные средства; СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Обсуждение

Анализ 42 статей позволил сделать вывод о том, что существует значимая взаимосвязь между психогенными нарушениями и головной болью у детей младшего школьного возраста.

Большинство авторов отмечают, что младший школьный возраст является очень сложным этапом в жизни ребенка. В первую очередь это связано с большой эмоциональной неустойчивостью младшего школьника, высокими требованиями к его академической успеваемости, каждое событие вызывает у ребенка выраженный эмоциональный ответ. Особую тревогу порождает отрицательное или слишком требовательное отношение со стороны родителей. Дети опасаются порицания со стороны родителей и учителей из-за несоответствия своих возможностей предъявляемым требованиям, начинают испытывать чувство вины. У младшего школьника появляется страх оказаться плохим учеником, возникает «синдром отличника». Большую роль играет позиция и стиль общения со сверстниками, которые зачастую являются конфликтными. Цепь неудач формирует устойчивый аффективный комплекс, включающий чувство неполноценности, унижения, собственной значимости [1, 5, 6, 10, 12, 16, 18].

Из-за неблагополучных детско-родительских отношений, сложной семейной ситуации, сопровождающейся внутрисемейными конфликтами, повышенной нагрузки, неблагоприятных взаимоотношений со сверстниками дети скрывают тревогу, которая проявляется или в отрицании неблагополучия, или в специфических формах поведения. Дети с головной болью напряжения, как правило, обладают «неадекватным спокойствием». Ребенок скрывает тревогу в этих случаях и от окружающих, и от самого себя, вырабатывает различные способы защиты от нее, которые препятствуют осознанию угроз и переживаний [1, 8, 10].

Рядом авторов отмечаются как предрасполагающие факторы к развитию головной боли напряжения особенности личности ребенка: это отсутствие мотивации к преодолению сложностей, демонстративные проявления, ипохондрический синдром, проявляющийся в фиксации на чувстве боли, или склонность к аффективным вспышкам. Также отмечаются нарушения сна, которые проявляются в сложностях с засыпанием, частых пробуждениях, сонливости, ярких сновидениях [5, 6, 7, 8, 20, 22].

Ряд исследований подчеркивают важность когнитивных нарушений как предиктор головных болей, к ним относят снижение внимания, гиперреактивность, медленный темп когнитивной деятельности [1, 9, 42].

Во время стресса дети младшего школьного возраста подавляют аффект, не выражают свои эмоции. Возникают сильные и непривычные дискомфортные ощущения, такие как напряжение в голове, мышцах лица и шеи. От напряженных мышц исходит усиленный афферентный импульс, при интенсивном и продолжительном воздействии возникает неспецифический воспалительный ответ, результат которого — вазодилатация и высвобождение медиаторов (таких как серотонин, брадикинин, гистамин, субстанция P). Это приводят к сенситизации ноцицепторов, вследствие которой происходит восприятие неболевых импульсов как болевых, напряжение мышц воспринимается как головная боль [1, 5, 7, 8].

Таким образом, ведущие предикторы головной боли у детей младшего школьного возраста — тревожность, сложности в социально-психологической адаптации, неблагополучная семейная ситуация, высокие требования к академической успеваемости учащихся со стороны родителей, нарушение сна, когнитивные нарушения, проявляющиеся в снижении внимания, гиперреактивности, медленном темпе когнитивной деятельности, также отсутствие навыков психологического расслабления и мышечной релаксации.

Заключение

Для предотвращения формирования головной боли напряжения у детей младшего школьного возраста необходимо своевременно выявлять предикторы формирования головной боли напряжения, с профилактической целью проводить нейропсихологических обследования детей [46, 47]. Необходимо информировать педагогов и родителей школьников о данном вопросе с помощью обучающих семинаров, проводить обучающие занятия с детьми младшего школьного возраста по навыкам психологического расслабления, обучать методикам мышечной релаксации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.