Целью хирургического лечения интрамедуллярных опухолей спинного мозга является тотальное удаление опухоли при максимальном сохранении неврологического и функционального статуса. Интрамедуллярные опухоли в некоторых случаях имеют нечеткую плоскость диссекции либо зону глиоза, которая не относится к опухолевой ткани и не требует удаления, однако на последних этапах операции визуально отличить здоровую ткань спинного мозга от опухолевой затруднительно. Именно поэтому нами внедрена в практику методика применения флуоресценции в комбинации с лазерной спектроскопией при оперативном лечении интрамедуллярных опухолей спинного мозга и оценена ее эффективность.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Определить эффективность применения методики флуоресцентной навигации с использованием визуальной флуоресценции в комбинации с лазерной спектроскопией для хирургического лечения различных гистологических типов опухолей спинного мозга.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
На базе ФГАУ «НМИЦ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко» с 2001 по 2019 г. прооперировано более 850 пациентов с интрамедуллярными опухолями спинного мозга различной гистологической природы. В 35 случаях применена методика интраоперационной флуороскопии с лазерной спектроскопией. Всем пациентам выполняли комплексное клинико-инструментальное исследование до и после операции: оценивали общий и неврологический статус, функциональный статус по шкале McCormick, проводили магнитно-резонансную томографию спинного мозга; интраоперационная флуоресцентная диагностика осуществлялась с использованием микроскопа OPMI Pentero 900 (Carl Zeiss, Германия) с флуоресцентным модулем. С целью индукции видимой флуоресценции использован отечественный препарат 5-АЛК- Аласенс (ГНЦ НИОПИК, Россия). Лазерная спектроскопия на спектроанализаторе ЛЭСА-01-БИОСПЕК (ЗАО «Биоспек», Россия). Морфологический анализ биоптатов интрамедуллярных опухолей спинного мозга проведен в лаборатории нейроморфологии ФГАУ «НМИЦ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко».
РЕЗУЛЬТАТЫ
Самый высокий индекс флуоресценции, полученный при помощи лазерной спектроскопии, отмечен у пациентов с интрамедуллярными анапластическими эпендимомами и астроцитомами, а также с классическими эпендимомами. Интрамедуллярные гемангиобластомы и каверномы не накапливают в своей строме 5-АЛК. Это связано, прежде всего, с морфологическим строением стромы опухоли, в которой отсутствуют клетки, способные к захвату и переработке 5-АЛК. Чувствительность методики визуальной флуоресценции в комбинации с лазерной спектроскопией в зависимости от гистологической природы опухоли варьирует от 0 до 100%: при гемангиобластоме и каверноме — 0%, при астроцитоме низкой степени злокачественности — 70%, при астроцитоме высокой степени злокачественности — 80%, при эпендимоме — 92%, при анапластической эпендимоме — 100%. Плоскость диссекции отсутствует при анапластической эпендимоме и астроцитоме высокой степени злокачественности. Во время удаления эпендимомы мы часто наблюдали наличие зоны глиоза, которая не является опухолевой тканью. Именно в случае плохой (нечеткой) плоскости диссекции, а также при наличии зоны глиоза использование интраоперационной метаболической навигации совместно с нейрофизиологическим мониторингом является наиболее актуальным методом для тотального удаления опухоли при максимальном сохранении функционального статуса пациента.
ВЫВОДЫ
Применение визуальной флуоресценции в комбинации с лазерной спектроскопией является перспективным методом интраоперационной визуализации остатков опухоли для щадящего и радикального удаления интрамедуллярных опухолей спинного мозга.