Егоров А.Ю.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»;
ФГБНУ «Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова» РАН;
ФГБОУ ВО «Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России

Поведенческие (нехимические) зависимости и COVID-19

Авторы:

Егоров А.Ю.

Подробнее об авторах

Прочитано: 2463 раза


Как цитировать:

Егоров А.Ю. Поведенческие (нехимические) зависимости и COVID-19. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2023;123(1):41‑46.
Egorov AYu. Behavioral (non-chemical) addictions and COVID-19. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2023;123(1):41‑46. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202312301141

Рекомендуем статьи по данной теме:

Пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) уже с первых недель поставила много проблем перед специалистами в области психического здоровья, в том числе в области аддиктивных расстройств, касающихся как химических, так и нехимических (поведенческих) форм зависимости. Уже первые публикации, появившиеся на основе китайского опыта после начала пандемии, свидетельствовали, что 46,8% испытуемых сообщили о повышенной зависимости от использования интернета. Распространенность тяжелой интернет-зависимости (ИЗ) выросла до 23% по сравнению с 3,5% до начала пандемии COVID-19, а степень зависимости повышалась в 20 раз чаще, чем снижалась (60 против 3%). Рецидивы злоупотребления алкоголем и курения были относительно частыми — 19 и 25% соответственно. При этом 32% регулярно употребляющих алкоголь и 20% регулярно курящих увеличили количество употребления алкоголя во время пандемии [1]. В первых отчетах 2020 г. фиксировали рост потребления как классических психоактивных веществ (ПАВ) (алкоголя, опиатов и пр.), так и новых дизайнерских наркотиков (спайсы, синтетические психостимуляторы и др.). Все это происходило на фоне снижения доступности специализированной помощи в рамках противоэпидемических мероприятий.

Специалисты высказывали опасения, что в режиме изоляции и карантина произойдет всплеск не только химических, но и поведенческих аддикций, особенно в онлайн-формах. Действительно, во французском исследовании (n=11 391) [2] респонденты сообщили об увеличении привычек, связанных с зависимостью, в частности 28,4% — об употреблении калорийной/соленой пищи, 64,6% — об использовании персонального компьютера (ПК), 35,6% — об употреблении табака, 24,8% — об употреблении алкоголя и 31,2% — об употреблении конопли. Опасения касались прежде всего гемблинга и гейминга (пристрастие к онлайн-играм) [3].

Вместе с тем следует отметить, что в первые дни пандемии Всемирная организация здравоохранения [4] осторожно рекомендовала онлайн-игры как здоровое времяпрепровождение и продвигала их со стороны игровой индустрии, иногда посредством совместных кампаний, таких как инициатива «Играем порознь вместе» [5]. Некоторые предварительные результаты также подтвердили мнение, что интернет-игры представляют собой относительно безопасный и экономичный способ уменьшить чувство одиночества и эмоционального стресса, оставаясь в помещении [6, 7]. Кроме того, дистанционное общение с друзьями с помощью видеоразвлечений рассматривалось как способ избежать других вредных привычек (например, употребления алкоголя и других психоактивных веществ), а игры рассматривались как потенциальный механизм «обоснования вмешательств, направленных на улучшение психического здоровья» [8].

Говоря об интернет-зависимости (ИЗ) в целом, можно констатировать, что на фоне роста пользования интернетом, ее уровень во время пандемии увеличился. Онлайн-опрос с большой выборкой (n=20 472) был проведен с 24 марта по 30 апреля 2020 г. в Китае, где исследовалась распространенность и тяжесть ИЗ на основе теста на интернет-зависимость (IAT), а также оценивали факторы риска, связанные с увеличением времени, затрачиваемого на использование интернета, и тяжестью ИЗ. Общая распространенность ИЗ среди населения в целом во время пандемии составила 36,7%, а тяжелая — 2,8% по шкале IAT. Время, затрачиваемое на использование интернета для развлечения, значительно увеличилось во время пандемии, и почти 1/2 участников сообщили об увеличении тяжести ИЗ. Факторы риска увеличения времени, затрачиваемого на использование интернета, и серьезности ИЗ и ее тяжести включали меньшее количество социальных контактов, ощущение давления и влияния на состояние психического здоровья из-за COVID-19, а также чрезмерную увлеченность видеоиграми [9]. Таким образом, можно утверждать, что рост ИЗ в Китае уже в начале пандемии оказался существенным, если брать во внимание предшествующие исследования до COVID-19, где ее распространенность оценивалась от 8,5 до 31,0% [10].

В турецком исследовании школьников 9—10 классов (n=1572) [11] изучалась распространенность ИЗ и психосоциальных проблем, а также сопутствующих факторов у подростков во время пандемии COVID-19. Показано, что распространенность психосоциальных проблем составила 20,7%. Небольшой процент подростков (4,8%) имели ограниченные симптомы ИЗ. Риск психосоциальных проблем был достоверно выше у подростков, чьи отцы не работали, доходы семьи которых были меньше расходов, а ежедневное время использования интернета составляло 3 ч и более. Риск ИЗ был значительно выше у мужчин, чьи матери имели уровень образования средний и ниже среднего, доход семьи был меньше расходов, а продолжительность пользования интернетом составляла 5 и более лет. Выявлена положительная корреляция между ИЗ и средним баллом по шкале психосоциальных проблем [11]. Наряду с проблемами в психосоциальном функционировании само ощущение одиночества, усилившееся в пандемию, напрямую связано с ростом ИЗ [12].

Исследование интернет-гейминга выполнялось на выборке из 1778 детей и подростков (50,7% мужского пола) на юго-западе Китая. Данные собирались с двумя временными интервалами: до пандемии COVID-19 (с октября по ноябрь 2019 г. — [T1]) и во время пандемии COVID-19 (с апреля по май 2020 г. — [T2]). Были собраны данные о предполагаемом воздействии COVID-19, использовании видеоигр, игровом интернет-расстройстве (IGD), а также симптомах депрессии и тревоги. Результаты показали, что как использование видеоигр, так и IGD значительно увеличились у подростков в период T2. Симптомы депрессии и тревоги на T1 являются предикторами IGD и использования видеоигр в период T2 (особенно для мальчиков), но не наоборот. Предполагаемое воздействие COVID-19 опосредовало взаимосвязь между симптомами депрессии и тревоги на T1 и IGD на T2. Дети и подростки чаще использовали видеоигры на T2, но только подростки значительно увеличивали тяжесть зависимости от видеоигр в период пандемии [13].

Во время пандемии люди могут участвовать в азартных играх, чтобы избавиться от тревоги и опасений по поводу общего благополучия и личного здоровья, развлечься во время затяжных периодов скуки и одиночества или заменить одну вызывающую зависимость привычку более доступной, особенно пытаясь компенсировать снижение профессиональной поддержки от своей зависимости из-за изоляции [14]. Эти и другие факторы теоретически могут способствовать усилению гемблинга во время пандемии, включая, помимо прочего, снижение доступности спортивных мероприятий, на которых можно играть, или наземных игорных заведений (например, казино, букмекерских контор, бинго) и игровых автоматов (там, где это легально); постоянную доступность интернета; ухудшение экономических условий; отсутствие надежды на быструю финансовую помощь. В совокупности эти факторы могут способствовать изменению поведения в отношении азартных игр на индивидуальном и популяционном уровнях.

Однако уже первые публикации, появившиеся в середине и конце 2020 г., дали довольно противоречивую картину. Согласно опросу в Великобритании 537 игроков в апреле 2020 г. оказалось, что большинство (68,4%) респондентов сообщили, что они либо сократили, либо сохранили гемблинг на том же уровне. Между тем 2 (39%) из 5 сообщили о росте азартных игр, примерно каждый 4-й игрок, считал, что либо тратит слишком много (27%), либо у него развивается зависимость (23%) [15]. Похожие тенденции выявил и канадский опрос (n=1500): из тех, кто играл в азартные игры до COVID-19, 27% сообщили, что играют реже, чем обычно, 47% указали, что азартные игры находятся примерно на том же уровне, что и раньше, а 26% сообщили о росте. Трое (28%) из 10 участников, сообщивших об азартных играх в интернете, согласились с тем, что у них может развиться зависимость [16]. В Швеции опрос 2016 взрослых [14] показал, что только 4% участников сообщили об увеличении игрового времени в период пандемии. Психологический стресс был связан с ростом гемблинга и повышенного потребления алкоголя во время пандемии. Согласно данным крупного европейского оператора онлайн-гемблинга [17], в который входят игроки (n=5396) из Швеции, Германии, Финляндии и Норвегии, было проанализировано количество ставок на спорт с начала пандемии. Результаты показали статистически значимое снижение числа игроков, делающих ставки на спорт в онлайн-казино.

С другой стороны, в Global Poker [15] сообщили, что число новых игроков в онлайн-покер увеличилось на 255% с начала пандемии, а согласно индийскому опросу из 393 студентов [18], 50,8% участников сообщили, что в период локдауна их игровое поведение усилилось, а у 14,6% — уменьшилось. Увеличение игрового поведения было связано со стрессом, связанным с экзаменами, и убеждением, что игры помогают бороться со стрессом [19].

Еще один канадский опрос (n=2005) [20] показал, что у тех, кто обычно играл в онлайн-казино во время локдауна, было меньше возможностей играть и в онлайн-игры. У лиц с умеренным риском проблем с азартными играми пристрастие к онлайн-игре во время карантина было в 2 раза выше, а у тех, кто относился к игрокам с высоким риском, — в 9 раз выше. Участие в онлайн-азартных играх во время карантина было выше у тех, у кого были повышенные симптомы тревоги и депрессии. Это нашло подтверждение в австралийском исследовании [21]: большинство людей снизили интенсивность игры, когда азартные игры в обычных местах проведения были недоступны, а возможности для ставок на спорт были ограничены. Лица из группы риска гемблинга стали играть чаще. Сокращение интенсивности гемблинга в мире можно интерпретировать таким образом, что в условиях экономических трудностей и кризисов большая часть населения сокращают свои расходы на азартные игры, однако люди с игровой зависимостью могут увеличить эту активность в попытке улучшить свое финансовое положение.

Обзор D. Hodgins и R. Stevens [21] подтверждает снижение активности азартных игр, совпадающее с мерами по ограничению и закрытию наземных игорных заведений, продвигаемых различными правительствами, и что увеличение частоты гемблинга было связано с рядом переменных, таких как предыдущие проблемы с азартными играми, более молодой возраст и принадлежность к мужскому полу. Несмотря на то что кризис пандемии еще больше подчеркнул существование групп риска к зависимости от азартных игр, долгосрочные последствия до сих пор остаются неизвестными [22].

В недавнем метаанализе, включившем 181 статью [23], констатируется: вопреки ожиданиям, предварительные данные свидетельствуют, что игровое поведение у большинства игроков во время пандемии либо снижалось, либо оставалось прежним. Однако у меньшинства, которое демонстрировало повышенное пристрастие к азартным играм, часто наблюдалось усиление игровой зависимости. Таким образом, рост патологического гемблинга произошел в основном у лиц с зависимостью или группы риска по ее формированию, в то время как в популяции частота азартных игр снизилась или не изменилась.

Пандемия затронула еще одну из возможных форм ИЗ — киберсексуальную зависимость. Практически сразу после начала пандемии резко увеличилось количество запросов в порносайты, особенно в PornHub [24]. Наряду с интересом к порнографии увеличилась частота аутоэротизма, потребления и использования секса по телефону [25].

Предварительные данные, основанные на ретроспективных самоотчетах (например, смотрели ли они меньше, больше или такое же количество порнографии после начала пандемии), показывают, что от 5 до 23% подростков и молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет сообщили об увеличении использования порнографии с начала пандемии [26—28]. Вместе с тем, согласно данным большого мультицентрового исследования (n=1771; 47,6% девушек, средний возраст 15,42±0,59 года) [29], среди всех подростков роста интереса к онлайн-порнографии за 1 год пандемии COVID-19 не наблюдалось. Вместе с тем интерес к порнографии у мальчиков немного снизился во время пандемии COVID-19, по сравнению с периодом до COVID-19. Хотя уровень интереса к порносайтам у девочек были низкими до и во время пандемии COVID-19, наблюдалось статистически значимое увеличение уровня интереса у девочек.

Поскольку широкомасштабные локдауны стали обычным явлением во время пандемии, использование порнографии и аутоэротизм могут стать важными способами для выражения сексуальности, что позволит реализовать сексуальные желания в период социального дистанцирования [24]. Причины роста интереса к порнографии представляются следующими: свойства самого интернета, согласно «Triple «A» Engine» hypothesis [30]: accessible, affordable and anonymous — легкая доступность, предоставление бесплатных порнографических услуг и конфиденциальность личности в интернете; стресс, связанный с пандемией, и повышенное сексуальное желание могут побуждать людей к просмотру порнографии [31]; «принудительное воздержание» — когда серверы популярной видеоигры вышли из строя, трафик Pornhub вырос, а поиск по ключевым словам порнографических видео с названием игры увеличился на 60%. Это наблюдение предполагает, что у геймеров могло развиться компенсаторное поведение [32] вследствие воздержания от реальной сексуальной активности; порнография и мастурбация рассматриваются как сексуальные возможности с низким уровнем риска для обеспечения безопасности и поддержания социальной дистанции между людьми [33].

В доступных работах отсутствуют данные о собственно сексуальной аддикции во время пандемии COVID-19, однако стремительный рост просмотра порнографии онлайн может способствовать ее развитию в перспективе.

Нельзя не согласиться с выводами авторов недавнего обзора, посвященного проблемному использованию интернета при пандемии [34], что оно было отмечено резким ростом в самом начале пандемии (т.е. онлайн-игры и просмотр порнографии) и официально признано «расстройством, вызванным аддиктивным поведением» в последнем издании МКБ-11 (т.е. игровые и азартные игры). Как аддиктивное поведение все случаи ИЗ представляют собой проблему общественного здравоохранения и должны рассматриваться с точки зрения психического здоровья [34].

Проблема пищевой аддикции (ПА) также не осталась в стороне во время пандемии. Опросы показали, что уже с начала локдауна 1/2 респондентов и более стали больше есть, и эти тенденции чаще встречаются у людей с избыточным весом и ожирением. Почти 30% имели прибавку в весе [35]. Более 1/4 опрошенных в настоящее время не имеют физической активности и потеряли контроль над своими обычными привычками питания. Кроме того, стресс, чувство пустоты и скуки коррелируют с потреблением пищи у 37,4, 36,7 и 43% опрошенных соответственно [36].

Косвенным показателем возможного роста ПА является усиление выраженности расстройств пищевого поведения (РПП) в популяции. В мае 2021 г. было проведено поперечное онлайн-исследование для выявления таких факторов, как изменения в выборе продуктов питания, образ жизни, рискованное и защитное поведение, психическое здоровье и социальная демография на РПП среди студентов французского университета [37]. Участвовали 3508 студентов (67,3% девушки, средний возраст 20,7 года (SD=2,3)). Распространенность РПП оказалась высокой и составила 51,6% у женщин и 31,9% у мужчин (p<0,0001). Более низкие оценки пищевой безопасности были связаны с более высоким риском для всех категорий РПП. Депрессия и академический стресс из-за COVID-19 были связаны с РПП независимо от категории. Что касается поведения в отношении здоровья, то строгое соблюдение Национальной рекомендации по питанию было защитным фактором развития нервной булимии, компульсивного обжорства1 и рестриктивной формы РПП. Меньшая частота умеренной и высокой физической активности была связана с более высоким риском компульсивного обжорства [37]. Ухудшение симптомов РПП, а также тревоги и депрессии во время изоляции было сопряжено со снижением уровня самостоятельности. Более тяжелая симптоматика РПП была связана с менее адаптивными стратегиями преодоления ситуации изоляции, что привело к увеличению массы тела [38].

Распространенность ПА во время пандемии COVID-19, измеренная по Йельской шкале пищевой зависимости 2.0 (YFAS 2.0 — Yale Food Addiction Scale, Version 2.0), составила 14,1%. Средняя прибавка массы тела за время пандемии у 39% респондентов составила 6,53 кг. Наряду с увеличением значения индекса массы тела (BMI — body mass index) в исследуемой группе увеличивалась интенсивность «пищевой зависимости». У лиц с депрессией было статистически значимо больше симптомов ПА, чем у здоровых людей [39].

Пандемия COVID-19 вызвала массовый стресс. Поскольку многие люди справляются со стрессом с помощью еды, в исследовании изучалось, изменилось ли пищевое поведение у взрослых в США после появления пандемии. Были сопоставлены данные общенациональных краудсорсинговых опросов, проведенных 31 марта 2020 г. и 13 февраля 2019 г. Средний уровень потребления пищи, чтобы справиться с ситуацией, и симптомы пищевой зависимости, по-видимому, не изменились на ранних стадиях пандемии; однако взрослые американцы съедали примерно на 14% больше сахара. Более того, сильный стресс в ответ на пандемию был связан с большим количеством еды, потреблением добавленного сахара, симптомами пищевой зависимости, количеством и частотой употребления алкоголя. Эти явления различались в зависимости от карантинных мер с необходимостью оставаться дома, предполагаемой уязвимости к болезням, возраста, пола и даже от принадлежности к политическим партиям США. Авторы заключают, что, хотя пищевое поведение, по-видимому, не претерпело существенных изменений на ранних стадиях пандемии, стресс, вызванный ею, может усилить такие неадаптивные модели преодоления трудностей среди взрослого населения США, как переедание [40].

В перекрестном онлайн-исследовании [40] оценивали пищевую зависимость у взрослых жителей США (в возрасте 18—78 лет; n=288), где заполнялись анкеты об изменениях в весе, еде, физическом состоянии и деятельности до и во время пандемии COVID-19. Лица с пищевой зависимостью набрали в среднем 12,42 фунта (5,63 кг) с марта 2020 г. по сравнению со средним увеличением массы тела на 2,14 фунта (0,97 кг) у людей без пищевой зависимости (p<0,001). Линейный регрессионный анализ с учетом возраста и BMI показал, что пищевая зависимость была независимо связана с увеличением массы тела, большим потреблением ультраобработанных продуктов до и во время COVID-19. Эффекты взаимодействия продемонстрировали, что пожилые люди с пищевой зависимостью могут подвергаться особенно высокому риску увеличения массы тела и дистресса. Настоящее исследование предполагает, что пищевая зависимость является уникальным фенотипом, помимо влияния BMI, для выявления риска негативных последствий COVID-19. Людям с пищевой зависимостью, особенно пожилым, может быть полезна поддержка в контроле веса и приема пищи, вызывающей привыкание, по мере того, как сохраняется пандемия COVID-19 [40].

В недавно опубликованном исследовании [41] определялась распространенность пищевой зависимости у студентов бразильских университетов и оценивалась ее связь с тревогой, депрессией и соблюдением мер социального дистанцирования, принятых во время пандемии COVID-19. Это общенациональное кросс-секционное исследование, как и предыдущее, проводилось с помощью онлайн-анкетирования. Были собраны данные о возрасте, поле, экономическом классе, расе/цвете кожи, антропометрические данные, а также данные о ранее выставлявшемся диагнозе депрессии, тревоги, и данные о соблюдении мер социального дистанцирования. Применялась модифицированная шкала mYFAS 2.0. Были включены 5368 участников, средний возраст которых составил 24,1±6,3 года, большинство из них были женщины (n=3990; 74,3%), а средний BMI в выборке составил 24,5±5,3 кг/м2. Распространенность пищевой аддикции составила 19,1%. Наблюдалась связь ПА с депрессией, но не с приверженностью к соблюдению мер социального дистанцирования. Кроме того, показано, что более склонны к ПА студенты с тревогой, депрессией, избыточной массой тела или ожирением, а также женщины [41].

Важным представляются возможные меры профилактики и коррекции поведенческих аддикций во время пандемии COVID-19. Китайские исследователи показали, что терапевтические вмешательства в виде тренингов осознанности (mindfulness) на основе логотерапии могут значительно снизить степень ИЗ у подростков в период COVID-19, улучшить положительные эмоции, уменьшить отрицательные эмоции, облегчить степень тревоги и депрессии [42].

Профилактические меры могут быть общими, направленными на укрепление здоровья в целом: планирование времени (еженедельно); регулирование сна, время приема пищи; физическая активность; релаксация и другие снимающие стресс упражнения. Кроме того, необходимо выделять время на общение с близкими; найти свое пространство в доме/квартире; следить за новостями. Также предлагаются специфические меры при вынужденном избыточном использовании интернета: осознание, самоконтроль и регулирование времени за ПК; мониторинг и регулирование поведения детей, использование цифровых оздоровительных приложений; использование аналоговых технических инструментов для контроля времени в интернете (например, наручных часов, будильников); поддержание связи с друзьями, родственниками и знакомыми; обращение за помощью в случае необходимости [43].

Возможности мониторинга игрового поведения детей должны поддерживаться родителями независимо от потребности в домашнем обучении и социализации. Они относятся к количеству экранного времени (например, ограничение использования ПК или смартфона во время приема пищи или за 1 ч до сна), а также к качеству экранного времени (например, путем повторных проверок, что игровой контент соответствует возрасту) [44]. Кроме того, следует поощрять инновации игровой индустрии в отношении разработки видеоигр и мобильных приложений, которые могут улучшить практику самоконтроля и отслеживания настроения [45]. Это поможет улучшать психофизическое здоровье пользователей, снижать их тревожность, действие стресса.

Заключение

В эпоху COVID-19 профилактическая практика и общие направления коррекционной работы должны учитывать потребности населения в целом, подчеркивая важность саморегулируемого и сбалансированного образа жизни при умеренном и разумном использовании интернета во время пандемии. Терапевтические подходы следует сосредоточить на потребностях групп населения, наиболее уязвимых и потенциально восприимчивых к проблемному использованию интернета во время пандемии, включая медицинских работников, пациентов с психическими и поведенческими расстройствами и детей.

Работа выполнена в рамках Государственного задания (тема №АААА-А18-118012290373-7).

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

1 Компульсивное обжорство (binge eating disorder в DSM-5) по своим критериям больше напоминает ПА (аддикцию к перееданию), которая формально в классификациях не представлена.

Литература / References:

  1. Sun Y, Li Y, Bao Y, et al. Brief Report: Increased Addictive Internet and Substance Use Behavior During the COVID-19 Pandemic in China. Am J Addict. 2020;29(4):268-270.  https://doi.org/10.1111/ajad.13066
  2. Rolland B, Haesebaert F, Zante E, et al. Global Changes and Factors of Increase in Caloric/Salty Food Intake, Screen Use, and Substance Use During the Early COVID-19 Containment Phase in the General Population in France: Survey Study. JMIR Public Health Surveill. 2021;7(7):e31906. https://doi.org/10.2196/31906
  3. King DL, Delfabbro PH, Billieux J, Potenza MN. Problematic online gaming and the COVID-19 pandemic. J Behav Addict. 2020;9(2):184-186.  https://doi.org/10.1556/2006.2020.00016
  4. World Health Organization. World Health Organization (WHO); 2020. HealthyAtHome — mental health. [06.08.20]. https://www.who.int/campaigns/connecting-the-world-to-combat-coronavirus/healthyathome/healthyathome---mental-health
  5. Johnston K, Ross S, Whitney D. 2020. Games industry unites to promote World Health Organization messages against COVID-19; Launch PlayApartTogether Campaign. [06.08.20]. https://www.businesswire.com/news/home/20200410005047/en/Games-Industry-Unites-Promote-World-Health-Organization
  6. Giardina A, Di Blasi M, Schimmenti A, et al. Online gaming and prolonged self-isolation: evidence from Italian gamers during the COVID-19 outbreak. Clin Neuropsychiatry. 2021;18(1):65-74.  https://doi.org/10.36131/cnfioritieditore20210106
  7. Vuorre M, Zendle D, Petrovskaya E, et al. A large-scale study of changes to the quantity, quality, and distribution of video game play during the COVID-19 pandemic. PsyArXiv. 2021. [20.03.21]. https://doi.org/10.31234/osf.io/8me6p
  8. Holmes EA, O’Connor RC, Perry VH, et al. Multidisciplinary research priorities for COVID-19 pandemic: a call for action for mental health science. Lancet Psychiatry. 2020;7(6):547-560.  https://doi.org/10.1016/S2215-0366(20)30168-1
  9. Li YY, Sun Y, Meng SQ, Bao YP, et al, Internet Addiction Increases in the General Population During COVID-19: Evidence From China. Am J Addict. 2021;30(4):389-397.  https://doi.org/10.1111/ajad.13156
  10. Shi L, Wang Y, Yu H, et al. The relationship between childhood trauma and Internet gaming disorder among college students: a structural equation model. J Behav Addict. 2020;9:175‐180.  https://doi.org/10.1556/2006.2020.00002
  11. Ozturk FO, Ayaz-Alkaya S. Internet addiction and psychosocial problems among adolescents during the COVID-19 pandemic: A cross-sectional study. Arch Psychiatr Nurs. 2021;35(6):595-601.  https://doi.org/10.1016/j.apnu.2021.08.007
  12. Alheneidi H, AlSumait L, AlSumait D, Smith AP. Loneliness and Problematic Internet Use during COVID-19 Lock-Down. Behav Sci (Basel). 2021;11(1):5.  https://doi.org/10.3390/bs11010005
  13. Teng Z, Pontes HM, Nie Q, et al. Depression and anxiety symptoms associated with internet gaming disorder before and during the COVID-19 pandemic: A longitudinal study. J Behav Addict. 2021;10(1):169-180.  https://doi.org/10.1556/2006.2021.00016
  14. Survation. Online Gambling Survey, 2020. https://www.survation.com/gambling-prevalence-study-december-2020
  15. Abacus Data. Online Gambling/Betting Survey, 2020. https://www.greo.ca/Modules/EvidenceCentre/files/Gambling%20COVID-19%20Wave%206%20-%20Report%20May%202020_release.pdf
  16. Auer M, Malischnig D, Griffiths MD. Gambling Before and During the COVID-19 Pandemic Among European Regular Sports Bettors: An Empirical Study Using Behavioral Tracking Data. Int J Ment Health Addict. 2020;1-8.  https://doi.org/10.1007/s11469-020-00327-8
  17. Thorson B. How the US Online Gambling Industry Has Grown During the COVID-19 Crisis. (2020). Accessed: March 1, 2021. https://www.tmcnet.com/topics/articles/2020/08/12/446265-how-us-online-gambling-industry-has-grown-during.htm
  18. Balhara YPS, Kattula D, Singh S, et al. Health Impact of lockdown following COVID-19 on the gaming behavior of college students. Indian J Public. 2020;64(suppl):172-176.  https://doi.org/10.4103/ijph.IJPH_465_20
  19. Price A. Online Gambling in the Midst of COVID-19: A Nexus of Mental Health Concerns, Substance Use and Financial Stress. Int J Ment Health Addict. 2022;20(1):362-379.  https://doi.org/10.1007/s11469-020-00366-1
  20. Gainsbury SM, Swanton TB, Burgess MT, Blaszczynski A. Impacts of the COVID-19 Shutdown on Gambling Patterns in Australia: Consideration of Problem Gambling and Psychological Distress. J Addict Med. 2021;15(6):468-476.  https://doi.org/10.1097/ADM.0000000000000793
  21. Hodgins DC, Stevens RMG. The impact of COVID-19 on gambling and gambling disorder: emerging data. Curr Opin Psychiatry. 2021;34(4):332-343.  https://doi.org/10.1097/YCO.0000000000000709
  22. Brodeur M, Audette-Chapdelaine S, Savard A-C, Kairouz S. Gambling and the COVID-19 pandemic: A scoping review. Prog Neuropsychopharmacol Biol Psychiatry. 2021;111:110389. https://doi.org/10.1016/j.pnpbp.2021.110389
  23. Lau WK, Ngan LH, Chan RC, et al. Impact of COVID-19 on pornography use: Evidence from big data analyses. PLoS One. 2021;16(12):e0260386. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0260386
  24. Cocci A, Giunti D, Tonioni C, et al. Love at the time of the Covid-19 pandemic: preliminary results of an online survey conducted during the quarantine in Italy. Int J Impot Res. 2020;32:556-557.  https://doi.org/10.1038/s41443-020-0305-x
  25. Li G, Tang D, Song B, et al. Impact of the COVID-19 pandemic on partner relationships and sexual and reproductive health: Cross-sectional, online survey study. Journal of Medical Internet Research. 2020;22(8):e20961. https://doi.org/10.2196/20961
  26. Li W, Li G, Xin C, et al. Changes in sexual behaviors of young women and men during the coronavirus disease 2019 outbreak: A convenience sample from the epidemic area. Journal of Sexual Medicine. 2020;17:1225-1228. https://doi.org/10.1016/j.jsxm.2020.04.380
  27. Nelson KM, Gordon AR, John SA, et al. Physical sex is over for now: Impact of COVID-19 on the well-being and sexual health of adolescent sexual minority males in the U.S. Journal of Adolescent Health. 2020;67(6):756-762.  https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2020.08.027
  28. Bőthe B, Vaillancourt-Morel MP, Dion J, et al. A Longitudinal Study of Adolescents’ Pornography Use Frequency, Motivations, and Problematic Use Before and During the COVID-19 Pandemic. Arch Sex Behav. 2022;51(1):139-156.  https://doi.org/10.1007/s10508-021-02282-4
  29. Sexuality and the Internet: Surfing into the New Millennium. CyberPsychology & Behavior. Sep 23, 2021. https://www.liebertpub.com/doi/10.1089/cpb.1998.1.187
  30. Brooks SK, Webster RK, Smith LE, et al. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence. Lancet. 2020;14;395(10227):912-920.  https://doi.org/10.1016/S0140-6736(20)30460-8
  31. Castro-Calvo J, Ballester-Arnal R, Potenza MN, et al. Does «forced abstinence» from gaming lead to pornography use? Insight from the April 2018 crash of Fortnite’s servers. J Behav Addict. 2018;7(3):501-502.  https://doi.org/10.1556/2006.7.2018.78
  32. Döring N. How Is the COVID-19 Pandemic Affecting Our Sexualities? An Overview of the Current Media Narratives and Research Hypotheses. Arch Sex Behav. 2020;49(8):2765-2778. https://doi.org/10.1007/s10508-020-01790-z
  33. Gjoneska B, Potenza MN, Jones J, et al. Problematic use of the internet during the COVID-19 pandemic: Good practices and mental health recommendations. Compr Psychiatry. 2022;112:152279. https://doi.org/10.1016/j.comppsych.2021.152279
  34. Sidor A, Rzymski P. Dietary Choices and Habits during COVID-19 Lockdown: Experience from Poland. Nutrients. 2020;12(6):1657. https://doi.org/10.3390/nu12061657
  35. Cherikh F, Frey S, Bel C, et al. Behavioral Food Addiction During Lockdown: Time for Awareness, Time to Prepare the Aftermath. Obes Surg. 2020;30(9):3585-3587. https://doi.org/10.1007/s11695-020-04649-3
  36. Tavolacci M-P, Ladner J, Dechelott P. COVID-19 Pandemic and Eating Disorders among University Students. Nutrients. 2021;13(12):4294. https://doi.org/10.3390/nu13124294
  37. Baenas I, Caravaca-Sanz E, Granero R, et al. COVID-19 and eating disorders during confinement: Analysis of factors associated with resilience and aggravation of symptoms. Eur Eat Disord Rev. 2020;28(6):855-863.  https://doi.org/10.1002/erv.2771
  38. Zielińska M, Łuszczki E, Bartosiewicz A, et al. The Prevalence of «Food Addiction» during the COVID-19 Pandemic Measured Using the Yale Food Addiction Scale 2.0 (YFAS 2.0) among the Adult Population of Poland. Nutrients. 2021;13(11):4115. https://doi.org/10.3390/nu13114115
  39. Cummings JR, Ackerman JM, Wolfson JA, Gearhardt AN. COVID-19 stress and eating and drinking behaviors in the United States during the early stages of the pandemic. Appetite. 2021;162:105163. https://doi.org/10.1016/j.appet.2021.105163
  40. Schulte EM, Kral TVE, Allison KC. A cross-sectional examination of reported changes to weight, eating, and activity behaviors during the COVID-19 pandemic among United States adults with food addiction. Appetite. 2022;168:105740. https://doi.org/10.1016/j.appet.2021.105740
  41. da Silva Júnior AE, de Lima Macena M, de Oliveira ADS, et al. Prevalence of food addiction and its association with anxiety, depression, and adherence to social distancing measures in Brazilian university students during the COVID-19 pandemic: a nationwide study. Eat Weight Disord. 2022;8:1-9.  https://doi.org/10.1007/s40519-021-01344-9
  42. Liu X, Jiang J, Zhang Y. Effects of Logotherapy-Based Mindfulness Intervention on Internet Addiction among Adolescents during the COVID-19 Pandemic. Iran J Public Health. 2021;50(4):789-797.  https://doi.org/10.18502/ijph.v50i4.6005
  43. Király O, Potenza MN, Stein DJ, et al. Preventing problematic internet use during the COVID-19 pandemic: Consensus guidance. Compr Psychiatry. 2020;100:152180. https://doi.org/10.1016/j.comppsych.2020.152180
  44. Fineberg N, Dell’Osso B, Demetrovics Z, et al. 2020. Learning to deal with problematic usage of the internet. COST action CA16907 and the International College of Obsessive Compulsive Spectrum Disorders (ICOCS). Retrieved from: https://www.internetandme.eu/download-learning-to-deal-with-problematic-usage-of-the-internet. [13.03.21].
  45. Throuvala MA, Griffiths MD, Rennoldson M, Kuss DJ. Mind over matter: testing the efficacy of an online randomized controlled trial to reduce distraction from smartphone use. Int J Environ Res Public Health. 2020;17(13):4842. https://doi.org/10.3390/ijerph17134842

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.