Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Анисимов Г.В.

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера;
Медико-педагогический центр "Лингва Бона", Пермь

Калашникова Т.П.

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера;
Медико-педагогический центр "Лингва Бона", Пермь

Кравцов Ю.И.

ГБОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера»

Коньшина Н.В.

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера;
Медико-педагогический центр "Лингва Бона", Пермь

Созревание интегративных аппаратов сна у детей в норме и при патологии

Авторы:

Анисимов Г.В., Калашникова Т.П., Кравцов Ю.И., Коньшина Н.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 755

Загрузок: 4


Как цитировать:

Анисимов Г.В., Калашникова Т.П., Кравцов Ю.И., Коньшина Н.В. Созревание интегративных аппаратов сна у детей в норме и при патологии. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018;118(1):67‑70.
Anisimov GV, Kalashnikova TP, Kravtsov YuI, Kon'shina NV. Maturation of integrative sleep apparatus in children in normal and pathological condition. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2018;118(1):67‑70. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro20181181167-70

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ла­зер­ная скульптур­ная уву­ло­па­ла­топ­лас­ти­ка — но­вый под­ход к хи­рур­ги­чес­ко­му ле­че­нию боль­ных рон­хо­па­ти­ей и син­дро­мом обструк­тив­но­го ап­ноэ во сне. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия. 2023;(1):5-12
От­бор боль­ных рон­хо­па­ти­ей с син­дро­мом обструк­тив­но­го ап­ноэ во сне к ла­зер­ной скульптур­ной уву­ло­па­ла­топ­лас­ти­ке. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия. 2023;(2):19-25
Диаг­нос­ти­ка, па­то­ге­нез и ле­че­ние син­дро­ма де­фи­ци­та вни­ма­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(6):22-29
На­ру­ше­ния сна и утом­ля­емость у па­ци­ен­тов с раз­ны­ми фор­ма­ми ми­ото­ни­чес­кой дис­тро­фии 1-го ти­па. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(8):62-67
Воз­мож­нос­ти при­ме­не­ния Мек­си­до­ла в ней­ро­пе­ди­ат­рии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(9-2):43-50
Проб­ле­ма ко­мор­бид­ных расстройств при син­дро­ме де­фи­ци­та вни­ма­ния с ги­пе­рак­тив­нос­тью у де­тей и под­рос­тков и их кор­рек­ция: кли­ни­чес­кие наб­лю­де­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(9-2):51-57
Оп­ти­ми­за­ция па­ра­мет­ров ла­зер­но­го воз­действия при хи­рур­ги­чес­кой кор­рек­ции тка­ней мяг­ко­го нё­ба у боль­ных рон­хо­па­ти­ей и син­дро­мом обструк­тив­но­го ап­ноэ во сне. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(5):34-40
Хи­рур­ги­чес­кое ле­че­ние па­ци­ен­та с мик­рог­на­ти­ей ниж­ней че­люс­ти и син­дро­мом обструк­тив­но­го ап­ноэ во сне ме­то­дом рас­ши­рен­ной ге­ни­оп­лас­ти­ки. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(6):48-51
Дли­тель­ное стен­ти­ро­ва­ние как ва­ри­ант обес­пе­че­ния ста­биль­нос­ти ды­ха­тель­ных пу­тей у па­ци­ен­та с рон­хо­па­ти­ей и син­дро­мом пе­рек­рес­та. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(6):100-106
Син­дром де­фи­ци­та вни­ма­ния и ги­пе­рак­тив­нос­ти у де­тей и под­рос­тков: уро­ки пан­де­мии COVID-19. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(1):60-65

С современных позиций невозможно понимать когнитивные и поведенческие проблемы детей без анализа характера и структуры сна. Известно крылатое выражение одного из сомнологов Мишеля Жуве: «Кто познает тайну сна, познает тайну мозга».

На сегодняшний день можно рассматривать три фундаментальных состояния мозга — бодрствование, фаза быстрого сна (ФБС) и фаза медленного сна (ФМС). Каждое состояние имеет свою нейроанатомическую основу, нейрофизиологические, нейрохимические характеристики и функции [1, 2].

Немало исследований посвящено изменению архитектоники сна при неврологических заболеваниях у взрослых [1, 3—5]. В педиатрической неврологии сомнологические аспекты с учетом эволюционного подхода изучены недостаточно. Вместе с тем определение индивидуальных особенностей формирования структуры сна и динамики развития интегративных аппаратов сна имеет принципиальное значение для оценки созревания мозга и развития детей.

Цель исследования — изучение и сравнение клинических особенностей, макроструктуры сна и его циклической организации в процессе ночного полисомнографического (ПСГ) исследования у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и с обструктивным апноэ сна (СОАС).

Материал и методы

Верификацию диагноза и выделение клинических подтипов СДВГ осуществляли в соответствии с критериями, представленными в МКБ-10 и DSM-IV. 1-я группа с СДВГ включала 40 детей [6]. 2-я группа объединила детей с СОАС — 20 пациентов. Диагноз СОАС подтвержден кардиореспираторным мониторированием ночного сна [7—9].

Контрольную группу составили 20 здоровых детей, сопоставимых по возрасту и полу.

ПСГ-исследование осуществляли с параллельным видеомониторированием (без адаптационной ночи) с использованием программно-аппаратного комплекса Нейрон Спектр-4/ВП. Для регистрации электроэнцефалограммы использовали два центральных отведения (СЗ—С4) и два затылочных (О1—О2). Движение глазных яблок оценивали с помощью электроокулографии. Канал подбородочной электромиографии регистрировал мышечный тонус с диафрагмы рта. Изучение респираторной активности проводили на основе регистрации потока воздуха через нос, дыхательных движений грудной клетки и брюшной стенки, насыщения крови кислородом. Поток воздуха регистрировали при помощи термисторов, закрепленных около носа и рта, дыхательные движения — датчиками на растяжение, пульсоксиметрию осуществляли при помощи фотооптического метода. Регистрировали положение тела пациента в постели в течение всего сна. Анализ записи ПСГ, выделение циклов сна, его фаз и стадий осуществляли в соответствии с международными стандартами.

Результаты

У пациентов с СДВГ анализ макроструктуры сна выявил достоверное уменьшение общего времени сна, увеличение латентного периода ФБС со снижением его продолжительности у детей с СДВГ. Важным в аспекте изучаемого вопроса является снижение доли ФБС в общей структуре сна у пациентов с СДВГ (табл. 1).

Таблица 1. Основные количественные показатели ПСГ у детей с СДВГ и в контрольной группе (M±m)

Кроме того, для детей с СДВГ оказалось характерным увеличение времени бодрствования во сне (25,3±12,0 мин в течение всей ночи по сравнению со здоровыми сверстниками 3,2±3,8 мин, р<0,05) и количество пробуждений (12,0±1,2, в группе здоровых детей этот показатель составил 0,95±1; р<0,05).

Особенности сна, выявленные у пациентов с СДВГ, повлияли на интегративный показатель — индекс эффективности сна, который составил 81,5±6,3%, а у здоровых сверстников — 96,4±5,6% (р<0,05).

Установлено достоверное снижение общего числа циклов сна в течение ночи у детей с СДВГ до 2,7±0,6 цикла, тогда как в контрольной группе число циклов за ночь составило 4,2±0,8 (р<0,05) (рис. 1, а,

Рис. 1. Гипнограммы здорового ребенка и ребенка с СДВГ. а — гипнограмма здорового ребенка С., 8 лет; б — гипнограмма пациента М., 8 лет, с СДВГ. Здесь и на рис. 2: слева Б — бодрствование, ВД — время движений, ФБС — фаза быстрого сна, С1 — первая стадия сна, С2 — вторая стадия сна, С3 — третья стадия сна, С4 — четвертая стадия сна, 1—9 — время записи ночного сна.
б).

Отмечается значительное увеличение продолжительности первого цикла сна, так называемой матрицы сна [4], у пациентов с СДВГ 222,5±5,1 мин, у здоровых сверстников — 96,9±21,3 мин (р<0,05), с возрастанием времени бодрствования.

Третий цикл сна у детей с СДВГ характеризовался значительным сокращением его продолжительности с резким уменьшением представленности ФБС. Во второй половине ночи в норме начинает доминировать ФБС. У детей с СДВГ выявлена обратная закономерность.

У пациентов с СОАС при проведении стандартного оториноларингологического обследования, в том числе эндовидеоскопии, аденоиды II степени были у 11 (73,3%) детей, III степени — у 4 (26,7%). Сопутствующая гипертрофия небных миндалин II степени выявлена у 7 (46,6%) пациентов, III степени — у 4 (26,7%). У 7 детей выявлен аллергический ринит. «Стаж» носовой обструкции составлял от 6 мес до 5 лет.

ПСГ-исследование исключило у всех детей центральный характер апноэ. Индекс дыхательных расстройств в группе наблюдения составил 1,3 эпизода в 1 ч (в норме 0,7—0,8). Средняя длительность эпизодов апноэ составила 13,3 с, а средняя сатурация — 95%. Пример полисомнограммы ребенка с СОАС представлен на рис. 2.

Рис. 2. Гипнограмма пациента Т., 7 лет, с СОАС.

Общая продолжительность сна у детей с СОАС не отличалась от показателей здоровых детей. Однако у детей с СОАС значительно сокращалась фаза дремоты до 5,1±1,7 мин по сравнению с контрольной группой 13,4±3,01 мин (р<0,005). Достоверно увеличивался латентный период ФБС до 140,5±22,57 мин в сравнении с показателями контрольной группы — 116,4±19,99 мин (р<0,005), в то время как продолжительность самого парадоксального сна сокращалась и составляла 77±18,89 мин у пациентов с СОАС и 97,1±19,76 мин в группе здоровых детей (р<0,005). Более продолжительным оказался дельта-сон. В контрольной группе он составил 27,7%, у пациентов с СОАС — 36,5% (p<0,005). Достоверно возрастало время бодрствования во время сна (2,8% по сравнению с контрольной группой — 0,95%) и количество пробуждений в течение всего периода сна длительностью более 3 мин (1,3 и 0,4 соответственно в группах наблюдения, р<0,005). Характерным для детей основной группы оказалось увеличение числа активаций, в том числе связанных с дыхательными усилиями.

Обсуждение

Таким образом, у детей с СДВГ и СОАС, несмотря на различные патогенетические модели развития этих состояний, выявлены однонаправленные изменения архитектоники сна. Принципиальным явилось увеличение латентности ФБС с ее сокращением в общем времени сна у пациентов обеих групп наблюдения. С позиций эволюционной неврологии полученные результаты следует рассматривать как проявления дизонтогенеза. У здоровых детей дошкольного возраста доминирует доля быстрого сна — до 75% у детей до года, 30% у детей в 6 лет. Только к 15 годам параметры макроструктуры сна приближаются к таковым у взрослых [11].

Механизмы быстрого сна связывают с зонами варолиева моста и продолговатого мозга, в роли нейромедиаторов выступают ацетилхолин и глутамат. Показаны также вспышки повышенной активности дофаминергической системы, с которой связано переживание сновидений. Растормаживание глутаматергической системы обеспечивает мощную, но специфическую восходящую активацию коры. Такая мощная эндогенная активация мозга во время быстрого сна играет важную роль в формировании нервной системы в раннем онтогенезе [2, 11, 12]. Эндогенная активация мозга в ФБС играет уникальную роль, обеспечивая стимуляционнозависимое развитие мозга ребенка, определяет морфофункциональные интеграции нейронов и их созревание, консолидацию следов [2, 13].

Циклическое чередование фаз и циклов сна является генетически детерминированным и должно рассматриваться в качестве гомеостатических констант [2, 12]. Нарушение циклической организации структуры сна обусловливает формирование ряда неврологических и психических заболеваний [5]. Выявленные изменения структуры сна у детей с СДВГ и СОАС следует рассматривать как важное звено патогенеза этих состояний.

Таким образом, нарушение структуры сна в патогенезе СДВГ и СОАС нельзя рассматривать в качестве следствия дневных проблем ребенка. Оно имеет самостоятельное, независимое значение и отражает глубинные нарушения формирования интегративных функций мозга, в том числе интегративных механизмов сна и хронобиологических процессов в онтогенезе.

Возникает вопрос о возможности количественной оценки незрелости структуры сна у детей. Известен способ определения интегративного индекса качества сна, полученного с помощью математического анализа, основанного на вычислении доверительного интервала 37 параметров полисомнограммы [4]. Недостатком данного способа является то, что он не отражает процесса онтогенеза структуры ночного сна у ребенка.

Для объективной оценки ритмической организации ультрадианных ритмов нами предложена формула вычисления индекса зрелости сна (ИЗС) у детей старше 6 лет​1​᠎. Учитывая возрастную динамику фаз сна, мы оценивали следующие показатели ПСГ-исследования: процентная представленность ФМС и ФБС к общей длительности сна. Результаты рассчитывали по формуле: ИЗС=ФМС/ФБС.

Показателем физиологически оптимальной структуры сна у здоровых детей с 6-летнего возраста является значение ИЗС <1,5. Результаты приведены в табл. 2.

Таблица 2. Значение индекса зрелости интегративных аппаратов сна у детей в норме и при патологии

Полученные результаты ставят важные терапевтические задачи. Возможно ли, влияя на ультрадианные ритмы и структуру сна, добиться регресса клинических проявлений во время бодрствования? Этот вопрос требует дальнейшего изучения. С учетом особенностей нейромедиации фаз сна у детей можно предположить патогенетически обоснованное влияние холинергических препаратов.

Таким образом, сомнологические аспекты неврологических синдромов у детей требуют дальнейшей разработки. ИЗС является объективным критерием, существенно дополняющим диагностические маркеры неврологической и соматической патологии, и может использоваться в качестве способа мониторирования функционального состояния интегративных аппаратов сна и прогнозирования исходов ряда заболеваний.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: kravtsovaeu@mail.ru

1Анисимов Г. В., Калашникова Т.П., Кравцов Ю.И. Способ определения качества ночного сна у детей. Патент Р.Ф. на изобретение № 2542368/20.02.15. Бюл. № 5. Ссылка активна на 30.01.17.

http://www.freepatent.ru/patents/2542368

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.