Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Агафонова Н.В.

ГБУЗ "Межрегиональный клинико-диагностический центр", Казань

Хасанова Д.Р.

Казанский медицинский государственный университет

Применение различных доз ботулотоксина типа А в лечении ранней постинсультной спастичности руки

Авторы:

Агафонова Н.В., Хасанова Д.Р.

Подробнее об авторах

Просмотров: 541

Загрузок: 15


Как цитировать:

Агафонова Н.В., Хасанова Д.Р. Применение различных доз ботулотоксина типа А в лечении ранней постинсультной спастичности руки. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2014;114(10):68‑71.
Agafonova NV, Khasanova DR. The use of different doses of botulotoxin A in the treatment of early arm poststroke spasticity. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2014;114(10):68‑71. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Бе­зо­пас­ность и эф­фек­тив­ность при­ме­не­ния пре­па­ра­та Ре­ла­токс в срав­не­нии с пре­па­ра­том Дис­порт в ле­че­нии фо­каль­ной спас­тич­нос­ти вер­хней ко­неч­нос­ти у па­ци­ен­тов пос­ле ин­суль­та и че­реп­но-моз­го­вой трав­мы (ре­зуль­та­ты прос­пек­тив­но­го прос­то­го сле­по­го ран­до­ми­зи­ро­ван­но­го срав­ни­тель­но­го ис­сле­до­ва­ния в па­рал­лель­ных груп­пах). Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(12):79-85
Ре­зуль­та­ты пос­ле­до­ва­тель­но­го при­ме­не­ния бо­ту­ли­ни­чес­ко­го ток­си­на ти­па A и бов­ги­алу­ро­ни­да­зы азок­си­ме­ра в кор­рек­ции пос­тин­сультной спас­тич­нос­ти. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(2):80-85
Ре­зуль­та­ты пя­ти­лет­не­го наб­лю­де­ния за па­ци­ен­та­ми с ней­ро­па­ти­ей ли­це­во­го нер­ва пос­ле ней­ро­хи­рур­ги­чес­ких вме­ша­тельств. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(4):50-55
Кап­су­ляр­ная кон­трак­ту­ра пос­ле ре­конструк­тив­но-плас­ти­чес­ких опе­ра­ций по по­во­ду ра­ка мо­лоч­ной же­ле­зы. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(6):78-83
Воз­мож­нос­ти пре­дуп­реж­де­ния па­то­ло­ги­чес­ких руб­цов ко­жи (эк­спе­ри­мен­таль­ное ис­сле­до­ва­ние). Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(1):32-38

В России ежегодно регистрируется около 500 000 инсультов и проживает более одного миллиона его перенесших [1]. Частота инвалидизации выживших пациентов составляет 80%, при этом 10% больных становятся тяжелыми инвалидами. На первом месте среди причин инвалидизации у данной категории пациентов находятся двигательные нарушения, проявляющиеся в виде спастического пареза. Выраженность пареза может уменьшаться в течение первого года после инсульта, в то время как спастичность имеет тенденцию к нарастанию [2]. Через 3 мес после перенесенного инсульта спастичность наблюдается у 19% пациентов, а через год - у 38%. В 75% случаев спастичность развивается в течение первых 6 нед, а у 21,0-24,5% пациентов - в течение первой недели заболевания [3, 4].

Спастичность, развивающаяся от 2 нед до 3 мес от дебюта клинических проявлений инсульта, обозначается как ранняя постинсультная спастичность (РПС). При этом в 50-70% случаев, это спастичность мышц руки. Развитие РПС приводит к усугублению постинсультного синдрома болезненного плеча, который у 20-40% больных начинает развиваться на 4-5-й неделе после инсульта, нивелируя при этом оставшуюся мышечную силу, ухудшая восстановление двигательных функций, приводя к формированию контрактур, затрудняя гигиенический уход, изменяя эстетику позы, влияя в целом на реабилитацию и качество жизни пациента, являясь предиктором плохого исхода заболевания [5].

Среди методов восстановительного лечения такого рода больных особое внимание заслуживает ботулинотерапия. В настоящее время в европейских рекомендациях [6, 7] при реабилитации у пациентов с постинсультной спастичностью руки отмечена возможность применения ботулотоксина типа А (БТА). Но многие вопросы его применения остаются не решенными. Так, нет четких представлений о наилучшем периоде назначения такого лечения, о клинических показателях к нему, не определены также и оптимальные дозы препарата. Наиболее оправдано было бы достижение максимального эффекта при наименьшей возможной дозе, что позволило бы минимизировать побочное действие препарата и сэкономить расходы [8, 9]. Известно, что высокие дозы ботулотоксина могут приводить к мышечной гипотонии и формированию синдрома болевого плеча.

Цель работы - оценка эффективности ботулинотерапии в лечении РПС руки при использовании разных доз БТА.

Материал и методы

Обследовали 68 пациентов, 33 женщины и 35 мужчин, находящихся в остром или раннем восстановительном периоде инсульта (до 3 мес от дебюта заболевания) с различной степенью РПС руки. Средний возраст пациентов составил 60,5±11,4 года.

Ботулинотерапия проводилась 4 видами препаратов БТА, зарегистрированными в РФ для лечения постинсультной спастичности руки, - диспортом, ксеомином, ботоксом, лантоксом.

Инъекции БТА в нескольких дозах проводились в средней рекомендуемой дозе - диспорт по 500 ЕД; ксеомин, ботокс и лантокс по 200 ЕД; в половинной от средней рекомендуемой - диспорт 250 ЕД; ксеомин, ботокс и лантокс по 100 ЕД; и в четверти от средней рекомендуемой дозы - диспорт 125 ЕД; ксеомин, ботокс и лантокс по 50 ЕД. Во всех случаях они делались в двигательные зоны в наиболее актуальные мышцы (m. biceps brachii, m. brachioradialis, m. flexor carpi radialis, m. flexor carpi ulnaris). На этапе ранней спастичности среднее количество мышц-мишеней составляло 3±0,9.

Больные по принципу случайной выборки были разделены на 3 группы. В 1-ю группу вошли 18 пациентов, получивших БТА в средней рекомендуемой дозе, 2-ю группу составили 28 больных, которым была введена половина от средней рекомендуемой дозы и в 3-ю группу были включены 22 пациента, получивших четверть от средней рекомендуемой дозы БТА.

Мышечный тонус оценивали по шкале спастичности Ашфорта [10]; мышечную силу в паретичных конечностях - по 6-балльной шкале оценки мышечной силы; болевой феномен - по визуальной аналоговой шкале боли (ВАШ). Обследование проводили при первом контакте исследователя с пациентом, через 30 дней и через 3 мес после инъекции.

Статистический анализ проводился с использованием программ MS Excel (Microsoft) и Statistica 6.1. Рассчитывались медианы (Ме) и значения 25 и 75 процентилей, а сравнительный анализ между группами осуществлялся с использованием критериев Крускала-Уоллиса, Манна-Уитни и Вилкоксона. Статистически значимыми различия считались при р<0,05.

Результаты и обсуждение

При первом осмотре исследуемые группы были сопоставимы по многим показателям. Но отмечались некоторые различия по выраженности спастичности: наиболее грубая спастичность выявлена у пациентов 1-й группы (3 [2; 3]) по сравнению с больными 2-й (2 [2; 2]) и 3-й групп (2 [2; 2]) (р=0,02 по критерию Крускала-Уоллиса), значимых различий по выраженности болевого синдрома (р=0,17) и степени пареза (р=0,79) между группами выявлено не было (см. таблицу).

Через 30 дней и далее через 3 мес значимых различий между группами по выраженности спастичности (p=0,12, p=0,87 соответственно по критерию Крускала-Уоллиса выявлено не было). При этом в каждой группе наблюдалось снижение мышечного тонуса через месяц после инъекции БТА. В 1-й группе до инъекции БТА уровень спастичности составлял 3 (2; 3) балла, а через месяц - 1 [1; 2] балл (p=0,001). Во 2-й группе спастичность снизилась с 2 [2; 2] до 1 (1; 1) балла (p=0,14), а в 3-й группе - с 2 [2; 2] до 1 [0; 1] балла соответственно (p=0,06, по критерию Вилкоксона). Через 3 мес во всех группах вновь отмечалась тенденция к повышению мышечного тонуса: в 1-й группе до 1,5 [1; 3] (p=0,12), во 2-й группе - до 1 [0; 2] (p=0,14) и в 3 группе - до 1,5 (0,5; 2,5) (p=0,06, по критерию Вилкоксона), не достигающая степени статистической значимости (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика выраженности спастичности, баллы. Здесь и на рис. 2 и 3: а - 1-я группа; б - 2-я группа; в - 3-я группа.

Что касается динамики болевого синдрома, то во 2-й и 3-й группах отмечалось статистически значимое уменьшение боли в плече к концу первого месяца, соответственно во 2-й группе с 3 [2; 6] до 2 [0; 4] баллов (p=0,03), а в 3-й группе с 3 [2; 4] до 0,5 [0; 2] (p=0,003) баллов, а у пациентов 1-й группы болевой синдром сохранялся. К 3-му месяцу у пациентов 1-й и 3-й групп наблюдалось нарастание боли в плече: до 7 [2; 8] (p=0,14) баллов в 1-й группе и до 2 [0; 5] баллов (p=0,03) в 3-й группе соответственно; тогда как у больных 2-й группы положительная динамика уменьшения болевого синдрома сохранялась (0 [0; 5]), не достигая степени статистической значимости (p=0,23) (рис. 2).

Рисунок 2. Динамика болевого синдрома.

Анализ выраженности пареза выявил отсутствие положительной динамики у больных 1-й группы: до инъекции БТА степень пареза составила 2 [1; 2] балла, через 30 дней - 2 [2; 2] балла, через 3 мес - 2,5 [2; 3] балла (p=0,06). В то же время при применении более низких доз БТА наблюдалось нарастание мышечной силы: у больных 2-й группы выраженность пареза уменьшилась с 2 [1; 3] до 3 [2; 4] баллов к концу первого месяца (p=0,001) и до 4 [3; 4] баллов (p=0,02) к 3-му месяцу. У больных 3-й группы также наблюдалась положительная динамика: с 2 [1; 3,5] до 2,5 [2; 4] баллов (p=0,001) через месяц и через 3 мес - 3 [2,5; 4] балла (p=0,18) (рис. 3).

Рисунок 3. Динамика выраженности пареза.

Полученные данные дают основание для рекомендации применения БТА в дозе, которая составляет половину от средней рекомендуемой при РПС руки. Применение такой дозы приводит к снижению степени спастичности, уменьшению болевого синдрома и нарастанию силы в руке, что не удалось достичь при применении средней рекомендуемой и четверти от средней рекомендуемой доз.

Если обратиться к соответствующей литературе, то можно прежде всего привести результаты многоцентрового рандомизированного двойного слепого плацебо-контролируемого клинического исследования инъекции БТА для лечения РПС руки после инсульта проведенного в Азии (АВСDE-S). Положительные эффекты в виде снижения мышечного гипертонуса в руке и уменьшения общего болевого синдрома от инъекций БТА были отмечены при использовании в средней рекомендуемой дозе [4, 7, 9]. Однако эффект различных доз БТА в этой работе не изучался. Другое двойное слепое рандомизированное плацебо-контролируемое исследование, проведенное в Великобритании по изучению применения более низких доз БТА в раннем восстановительном периоде инсульта, также показало улучшение восстановления функции руки. Данные исследований совпадают с проведенными нами исследованиями эффективности трех доз БТА при лечении РПС руки, которое показало, что оптимальной дозой БТА является половина от средней рекомендуемой дозы. Установлено, что ее применение характеризуется отчетливой тенденцией к снижению степени спастичности; статистически значимым уменьшением болевого синдрома и нарастанием силы в руке. Применении БТА в дозе четверть от средней рекомендуемой показало нестабильный результат, сопровождающийся нарастанием болевого синдрома на фоне тенденции к увеличению спастики в руке к 3-му месяцу от начала лечения. Однако при дебюте формирования гипертонуса лечение БТА в сочетании с кинезиотерапией может ограничиваться малыми дозами. Применение средней рекомендуемой дозы БТА сопровождалось также негативными эффектами: высокой выраженностью болевого синдрома на фоне плохого восстановления мышечной силы в динамике исследования.

Оценка применения разных доз БТА имеет не только большое клиническое, но и экономическое значение, особенно при решении вопроса о закупках препарата.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.