Изнак А.Ф.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Изнак Е.В.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Дамянович Е.В.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Олейчик И.В.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

ЭЭГ-корреляты суицидальных намерений у больных депрессией, болевших и не болевших COVID-19

Авторы:

Изнак А.Ф., Изнак Е.В., Дамянович Е.В., Олейчик И.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1039 раз


Как цитировать:

Изнак А.Ф., Изнак Е.В., Дамянович Е.В., Олейчик И.В. ЭЭГ-корреляты суицидальных намерений у больных депрессией, болевших и не болевших COVID-19. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2023;123(11‑2):92‑95.
Iznak AF, Iznak EV, Damyanovich EV, Oleichik IV. EEG correlates of suicidal intentions in depressive patients who survived and have not been ill with COVID-19. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2023;123(11‑2):92‑95. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202312311292

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эпи­де­ми­оло­гия су­ици­даль­но­го по­ве­де­ния у де­тей и под­рос­тков во всем ми­ре. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):16-26
Мик­ро­би­ота ки­шеч­ни­ка при би­по­ляр­ном аф­фек­тив­ном расстройстве. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(11):28-33

Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 вызвала рост проявлений психических расстройств, в том числе аутоагрессивного поведения, включая суицидальные мысли, несуицидальные самоповреждения и суицидальные попытки [1—5]. Заболевание COVID-19 также имеет различные долговременные психологические, неврологические и психиатрические последствия [6—10]. В частности, отмечается, что у лиц, переболевших COVID-19 даже в легкой или в бессимптомной форме, в том числе у больных депрессией, усиливаются суицидальные намерения [3, 10]. Одним из путей предотвращения суицидов, которые чаще всего совершают больные депрессией, является своевременное выявление у них суицидальных намерений. Многие больные скрывают свои мысли и планы в отношении самоубийства, что затрудняет выявление суицидальных намерений методами психиатрического интервью, шкалирования или психологического тестирования. В связи с этим представляется актуальным поиск объективных, в частности нейрофизиологических, маркеров суицидальных намерений.

Если исследование электроэнцефалограмм (ЭЭГ) больных с аутоагрессивным поведением (несуицидальными самоповреждениями и суицидальными попытками) насчитывают тысячи публикаций, то работ, посвященных конкретно проблеме нейрофизиологических коррелятов суицидальных намерений, относительно немного, причем их результаты разноплановы и противоречивы. Так, еще в ранних исследованиях была показана положительная корреляция между наличием пароксизмальной активности на ЭЭГ и суицидальных мыслей [11]. Выявлена связь суицидальных намерений с межполушарной асимметрией спектральной мощности (СпМ) альфа-ритма ЭЭГ в теменно-затылочных [12] и в лобных областях [13], с СпМ тета-ритма ЭЭГ [14], с «согласованностью» ЭЭГ (QEEG cordance) [15], с параметрами когерентности ЭЭГ [16], а также с функциональной связанностью потенциалов магнитоэнецефалограммы (МЭГ) между гиппокампом и передним отделом островка левого полушария и дорсолатеральной префронтальной корой билатерально [17]. Однако в недавней работе [18] ранее полученные данные о специфической связи частотных компонентов ЭЭГ с суицидальными намерениями не были подтверждены.

Цель настоящей работы — поиск ЭЭГ-коррелятов суицидальных намерений у молодых больных депрессией, болевших и не болевших COVID-19.

Материал и методы

Исследование проведено на базе лаборатории нейрофизиологии и отдела по изучению эндогенных психических расстройств и аффективных состояний ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» (ФГБНУ «НЦПЗ») в соответствии с принципами биомедицинской этики Хельсинкской декларации и одобрено локальным Этическим комитетом ФГБНУ «НЦПЗ» (протокол №757 от 23.04.21). Все пациентки подписали информированное согласие на участие в исследовании.

В исследование включены 46 пациенток женского пола 16—25 лет с депрессивными расстройствами (в рамках рубрик F31.3-4, F21.3-4+F34.0 по МКБ-10), ранее, за 2—6 мес до обследования, переболевших COVID-19 (группа «COVID»). Из них 16 (35%) больных переболели в бессимптомной форме, 30 (65%) больных — в легкой форме. Такое относительно легкое течение заболевания характерно для лиц молодого возраста [19]. Группу сравнения составили ранее обследованные 40 больных депрессией, соответствующих по полу, возрасту, синдромальной структуре расстройств и исходной тяжести депрессии больным группы «COVID», но лечившихся в НЦПЗ в 2018—2019 гг. и, следовательно, заведомо не болевших COVID-19 (группа «не COVID») [20]. Группы «COVID» и «не COVID» статистически не различались ни по среднему возрасту (18,2±2,8 и 18,4±2,8 года соответственно), ни по общей сумме баллов шкалы Гамильтона (Hamilton Rating Scale for Depression — HDRS-17) до начала курса терапии (21,7±5,4 и 22,9±6,5 балла соответственно).

Выраженность суицидальных намерений у всех больных оценивалась по количеству баллов пункта 3 («суицидальные намерения») шкалы HDRS-17, где 0 баллов соответствует отсутствию суицидальных мыслей, 1 балл — наличию чувства, что жить не стоит, 2 балла — желанию смерти или мыслям о возможности собственной смерти, 3 балла — наличию суицидальных высказываний или жестов, 4 балла — наличию суицидальных попыток в анамнезе.

Всем больным до начала курса терапии проводилась регистрация фоновой ЭЭГ в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми глазами в 16 монополярных отведениях (F7, F3, F4, F8, T3, C3, Cz, C4, T4, T5, P3, Pz, P4, T6, O1 и O2) с помощью цифрового электроэнцефалографа «Нейро-КМ» («Статокин», Россия) с программным обеспечением BrainSys («Нейрометрикс», Россия) [21]. Анализ абсолютной СпМ ЭЭГ проводился в 8 узких частотных поддиапазонах: дельта — 2—4 Гц, тета1 — 4—6 Гц, тета2 — 6—8 Гц, альфа1 — 8—9 Гц, альфа2 — 9—11 Гц, альфа3 — 11—13 Гц, бета1 — 13—20 Гц и бета2 — 20—30 Гц.

Статистическая обработка полученных данных осуществлялась методами описательной статистики, сравнения средних и корреляционного анализа с использованием пакета программ IBM SPSS Statistics v.22. Различия средних значений количества баллов пункта 3 шкалы HDRS-17 между двумя группами пациенток выявляли с использованием непараметрического критерия Манна—Уитни для независимых выборок. Оценку связей между количественными клиническими показателями и СпМ ЭЭГ в каждой из групп больных осуществляли методом ранговой корреляции (по Спирмену). Статистически значимыми считались различия при p<0,05.

Результаты

В группе «COVID» среднее число баллов пункта 3 шкалы HDRS-17 оказалось несколько выше (2,1±1,5 балла), чем в группе «не COVID» (1,8±1,6 балла). Эти различия не достигли уровня статистической достоверности (p>0,05), возможно, из-за легкой тяжести заболевания, но полученные результаты согласуются с данными литературы [3, 10], что у лиц, переболевших коронавирусной инфекцией даже в легкой или в бессимптомной форме, в том числе у больных депрессией, усиливаются суицидальные намерения.

В то же время структура корреляций значений показателя выраженности суицидальных намерений с СпМ ЭЭГ в двух группах пациенток оказалась различной.

В группе «COVID» достоверно (p<0,05) положительные коэффициенты корреляции отмечены между числом баллов пункта 3 шкалы HDRS-17 и значениями СпМ медленноволновых компонентов ЭЭГ — тета2-поддиапазона (6—8 Гц) в лобных (F3, F4), передневисочных (F7, F8), центральных (C3, C4), средневисочных (Т3, T4) и теменных (P3, P4) отведениях, а также дельта-поддиапазона (2—4 Гц) в левом передневисочном отведении (F7).

Лобно-передневисочные ЭЭГ-отведения левого полушария (F7, F3) являются проекцией левой дорсолатеральной префронтальной коры, отвечающей за планирование, контроль поведения и принятие решений [22]. Снижение ее функционального состояния, отражающееся в виде усиления медленноволновой тета- и дельта-ЭЭГ-активности [23] должно затруднять принятие адекватных решений в ситуации, провоцирующей суицид [22].

«Замедление» ЭЭГ в виде повышения СпМ тета и дельта активности, отмечаемое после перенесенной инфекции COVID-19, по мнению ряда авторов [24—26], указывает на вызванную заболеванием энцефалопатию за счет поражения вирусом цереброваскулярной системы и активизации процессов нейровоспаления. Ранее нами также былопоказано, что на ЭЭГ больных депрессией, переболевших COVID-19, по сравнению с неболевшими, повышено содержание тета- и дельта-активности [20]. Выявленная в настоящей работе структура положительных корреляций клинических оценок выраженности суицидальных намерений с признаками «замедления» ЭЭГ, в частности в лобно-передневисочных отведениях левого полушария, свидетельствует о роли дисфункции этого отдела мозга, вызванной коронавирусной инфекцией COVID-19, в усилении суицидальных намерений у больных депрессией, переболевших COVID-19. Эти данные также согласуются с описанными в литературе результатами МРТ-исследований головного мозга пациентов, переболевших COVID-19 даже в легкой форме [27]. У них отмечено уменьшение общего объема головного мозга, особенно серого вещества, в передних отделах коры (в орбитофронтальной, первичной обонятельной коре и в парагиппокампальной извилине), что ассоциировалось с когнитивными, эмоциональными и поведенческими расстройствами. Дорсолатеральная префронтальная кора также входит в кластер корково-подкорковых структур головного мозга, вовлеченных, по данным МЭГ-коннективности, в регуляцию суицидальных намерений [17].

В группе «не COVID» число баллов пункта 3 шкалы HDRS-17 достоверно (p<0,05) положительно коррелировало со значениями СпМ альфа2-поддиапазона ЭЭГ (9—11 Гц) во многих отведениях (F7, F8, F4, C3, C4, T4, P4 и O2). Широкое распространение по большинству ЭЭГ-отведений альфа-частотной ЭЭГ-активности характерно для депрессивных состояний, но соответствует менее сниженному функциональному состоянию коры головного мозга по сравнению с группой «COVID», где повышено содержание медленноволновой тета- и дельта-ЭЭГ-активности [20]. Эти данные также свидетельствуют в пользу того, что усиление выраженности суицидальных намерений после заболевания коронавирусной инфекцией связано со снижением функционального состояния коры головного мозга, в частности ее передних отделов.

Ограничения данной работы определяются относительно небольшим объемом выборок пациентов, что требует в перспективе увеличения их объема с целью уточнения ЭЭГ-коррелятов суицидальных намерений у больных депрессией, в том числе перенесших COVID-19.

Заключение

Заболевание COVID-19, даже перенесенное в легкой или бессимптомной форме, вызывает у молодых больных депрессией женского пола усиление суицидальных намерений. Выраженность суицидальных намерений ассоциируется с ЭЭГ-признаками более сниженного функционального состояния коры головного мозга, в том числе передних отделов левого полушария, чем у пациенток, не болевших COVID-19.

Исследование поддержано Российским научным фондом (грант №2021-18-00129).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Мосолов С.Н. Проблемы психического здоровья в условиях пандемии COVID-19. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020;120(5):7-15.  https://doi.org/10.17116/jnevro20201200517
  2. Ениколопов С.Н., Бойко О.М., Медведева Т.И. и др. Влияние пандемии COVID-19 на состояние здоровья людей, страдающих психическими заболеваниями. Психиатрия (Москва). 2023;21(2):72-88.  https://doi.org/10.30629/2618-6667-2023-21-2-72-88
  3. Медведева Т.И., Ениколопов С.Н., Бойко О.М. и др. Анализ динамики депрессивной симптоматики и суицидальных идей во время пандемии COVID-19 в России. Суицидология. 2020;11(3):3-16.  https://doi.org/10.32878/suiciderus.20-11-03(40)-3-16
  4. Sher L. The impact of the COVID-19 pandemic on suicide rates. QJM. 2020;113(10):707-712.  https://doi.org/10.1093/qjmed/hcaa202
  5. Pirkis J, John A, Shin S, et al. Suicide trends in the early months of the COVID-19 pandemic: an interrupted time-series analysis of preliminary data from 21 countries. Lancet Psychiatry. 2021;8(7):579-588.  https://doi.org/10.1016/S2215-0366(21)00091-2
  6. Мосолов С.Н. Длительные психические нарушения после перенесенной острой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2. Современная терапия психических расстройств. 2021;3:2-23.  https://doi.org/10.21265/PSYPH.2021.31.25.001
  7. Robinson E, Sutin AR, Daly M, et al. A systematic review and meta-analysis of longitudinal cohort studies comparing mental health before versus during the COVID-19 pandemic in 2020. J Affect Disord. 2022;296:567-576.  https://doi.org/10.1016/j.jad.2021.09.098
  8. Taquet M, Geddes JR, Husain M, et al. 6-month neurological and psychiatric outcomes in 236 379 survivors of COVID-19: a retrospective cohort study using electronic health records. Lancet Psychiatry. 2021;8(5):416-427.  https://doi.org/10.1016/S2215-0366(21)00084-5
  9. Premraj L, Kannapadi NV, Briggs J, et al. Mid and long-term neurological and neuropsychiatric manifestations of post-COVID-19 syndrome: A meta-analysis. J Neurol Sci. 2022;15(434):120162. https://doi.org/10.1016/j.jns.2022.120162
  10. Sher L. Are COVID-19 survivors at increased risk for suicide? Acta Neuropsychiatr. 2020;32(5):270.  https://doi.org/10.1017/neu.2020.21
  11. Struve FA, Klein DF, Saraf KR. Electroencephalographic Correlates of Suicide Ideation and Attempts. Arch Gen Psychiatry. 1972;27(3):363-365.  https://doi.org/10.1001/archpsyc.1972.01750270067010
  12. Graae F, Tenke C, Bruder G, et al. Abnormality of EEG alpha asymmetry in female adolescent suicide attempters. Biol. Psychiatry. 1996;40(8):706-713.  https://doi.org/10.1016/0006-3223(95)00493-9
  13. Roh S-C, Kim JS, Kim S, et al. Frontal Alpha Asymmetry Moderated by Suicidal Ideation in Patients with Major Depressive Disorder: A Comparison with Healthy Individuals. Clinical Psychopharmacology and Neuroscience. 2020;18(1):58-66.  https://doi.org/10.9758/cpn.2020.18.1.58
  14. Lee SM, Jang KI, Chae JH. Electroencephalographic Correlates of Suicidal Ideation in the Theta Band. Clin EEG Neurosci. 2017;48(5):316-321.  https://doi.org/10.1177/1550059417692083
  15. Hunter AM, Leuchter AF, Cook IA, Abrams M. Brain functional changes (QEEG cordance) and worsening suicidal ideation and mood symptoms during antidepressant treatment. Acta Psychiatr Scand. 2010;122(6):461-469.  https://doi.org/10.1111/j.1600-0447.2010.01560.x
  16. Лапин И.А., Рогачева Т.А. Возможности когерентного анализа ЭЭГ для оценки суицидального риска при депрессиях. Социальная и клиническая психиатрия. 2018;28(2):30-38. 
  17. Nugent AC, Ballard ED, Gilbert JR, et al. Multilayer MEG functional connectivity as a potential marker for suicidal thoughts in major depressive disorder. NeuroImage: Clinical. 2020;28:102378. https://doi.org/10.1016/j.nicl.2020.102378
  18. Amico F, De Canditiis D, Castiglione F, et al. A resting state EEG study on depressed persons with suicidal ideation. IBRO Neuroscience Reports. 2023;14(3):346-352.  https://doi.org/10.1016/j.ibneur.2023.03.012
  19. Ludvigsson JF. Systematic review of COVID-19 in children shows milder cases and a better prognosis than adults. Acta Paediatrica. 2020;109(6):1088-1095. https://doi.org/10.1111/apa.15270
  20. Изнак А.Ф., Изнак Е.В., Зозуля С.А. и др. Взаимосвязи клинических, нейрофизиологических и нейроиммунологических показателей у больных депрессией, перенесших COVID-19. Психиатрия (Москва). 2023;21(2):28-37.  https://doi.org/10.30629/2618-6667-2023-21-2-28-37
  21. Митрофанов А.А. Компьютерная система анализа и топографического картирования электрической активности мозга с нейрометрическим банком ЭЭГ-данных (описание и применение). М. 2005:63. 
  22. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. М.: Изд-во РПА; 1998.
  23. Niedermeyer E, Lopes da Silva F, eds. Electroencephalography: Basic Principles, Clinical Applications, and Related Fields. 5th edition. Lippincott Williams & Wilkins, Philadelphia/Baltimore/New York; 2004:1309.
  24. Petrescu A-M, Taussig D, Bouilleret V. Electroencephalogram (EEG) in COVID-19: a systematic retrospective study. Neurophysiol Clin. 2020;50(3): 155-165.  https://doi.org/10.1016/j.neucli.2020.06.001
  25. Vellieux G, Rouvel-Tallec A, Jaquet P, Grinea A, et al COVID-19 associated encephalopathy: is there a specific EEG pattern? Clin Neurophysiol. 2020;131(8):1928-1930. https://doi.org/10.1016/j.clinph.2020.06.005
  26. Sáez-Landete I, Gómez-Domínguez A, Estrella-León B, et al. Retrospective Analysis of EEG in Patients With COVID-19: EEG Recording in Acute and Follow-up Phases. Clinical EEG and Neuroscience. 2022;53(3):215-228.  https://doi.org/10.1177/15500594211035923
  27. Douaud G, Lee S, Alfaro-Almagro F, et al. SARS-CoV-2 is associated with changes in brain structure in UK Biobank. Nature. 2022;604(7907):697-707.  https://doi.org/10.1038/s41586-022-04569-5

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.