Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Савенко И.В.

Лаборатория слуха и речи Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова, Санкт-Петербург, Россия, 197022

Гарбарук Е.С.

Лаборатория слуха и речи Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия, 197022

Бобошко М.Ю.

Лаборатория слуха и речи Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова

Психоакустические методы в диагностике нарушений центральной слуховой обработки у детей, родившихся недоношенными

Авторы:

Савенко И.В., Гарбарук Е.С., Бобошко М.Ю.

Подробнее об авторах

Прочитано: 2527 раз


Как цитировать:

Савенко И.В., Гарбарук Е.С., Бобошко М.Ю. Психоакустические методы в диагностике нарушений центральной слуховой обработки у детей, родившихся недоношенными. Вестник оториноларингологии. 2020;85(3):11‑17.
Savenko IV, Garbaruk ES, Boboshko MIu. Psychoacoustic methods in diagnosis of central auditory processing disorders in prematurely born children. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2020;85(3):11‑17. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/otorino20208503111

Рекомендуем статьи по данной теме:

Проблема слуховой дисфункции у недоношенных детей приобрела особую актуальность в последние четверть века в связи с существенным ростом числа выживающих недоношенных младенцев [1]. Недоношенные дети высоко подвержены риску развития периферического слухового дефицита (кондуктивной и сенсоневральной тугоухости, слуховой нейропатии), вероятность возникновения которого в 22—25 раз выше, чем в целом в популяции. Его формированию способствует взаимодействие таких основных факторов, как малый гестационный возраст и низкая масса тела при рождении, гипоксия в родах, необходимость проведения длительной респираторной поддержки, в том числе искусственной вентиляции легких (ИВЛ), инфекционные заболевания (врожденные и приобретенные), перинатальные гипоксически-ишемические (ГИП) и токсические (билирубиновые, лекарственные) поражения центральной нервной системы (ЦНС) [2—4]. Однако даже в отсутствие у недоношенного ребенка периферической тугоухости упомянутые факторы могут быть причиной нарушения процессов высшей нервной обработки звуковой информации. Этому наряду с приобретенной перинатально патологией головного мозга также способствуют расстройства процессов его созревания и высокая уязвимость к воздействию повреждающих факторов внешней среды, результатом чего может быть формирование макро- и микроструктурных нарушений [1, 5—9]. Расстройства процессов центральной обработки звуковой информации, сохраняясь по мере взросления ребенка, могут приводить к формированию центральных слуховых расстройств (ЦСР), основными проявлениями которых являются: трудности восприятия речи на фоне помехи; сложности в различении акустически сходных звуков речи (фонем); проблемы с локализацией источника звука; расстройства анализа временных характеристик акустической информации; сложности в следовании вербальной инструкции и с удержанием внимания; низкие способности к музыке, пению; трудности в обучении [10, 11]. Диагностика ЦСР основывается как на результатах электрофизиологического обследования, включающего регистрацию различных классов слуховых вызванных потенциалов (СВП), так и на оценке поведенческих реакций на вербальные и невербальные стимулы (психоакустических методах), которая доступна у детей начиная с возраста 4 лет [10]. До настоящего времени отсутствует единый диагностический алгоритм и критерии верификации ЦСР в детском возрасте.

Частота обнаружения ЦСР в педиатрической популяции в целом составляет 2—12%, а у недоношенных детей этот показатель может превышать 90%, частично уменьшаясь по мере взросления [10, 12, 13]. Поскольку деятельность центральных отделов слуховой системы тесно сопряжена анатомически и функционально с другими высшими корковыми функциями, возникающие в детском возрасте ЦСР могут способствовать нарушению процессов слухоречевого развития, становления языка, негативно отражаться на формировании памяти, внимания, когнитивных способностей, быть причиной академических трудностей [14—19]. Симптомы ЦСР, а также ассоциированные с ними нарушения могут обнаруживаться в любом возрасте — от дошкольного до взрослого, в ряде случаев дебютируя на более поздних стадиях обучения, когда повышаются академические требования и/или изменяется акустическая обстановка [1, 20].

Цель настоящего исследования — аудиологическая оценка функционального состояния центральных отделов слуховой системы с использованием психоакустических методов у детей, родившихся недоношенными, в различные возрастные периоды.

Пациенты и методы

Были обследованы 54 глубоко недоношенных ребенка (гестационный возраст при рождении не превышал 32 нед), которые были разделены на три группы: 1-ю группу составили 18 детей в возрасте 6—7 лет (средний гестационный возраст при рождении 29,9±2 нед, средняя масса тела при рождении 1283±400 г); 2-ю — 18 пациентов в возрасте 8—9 лет (средний гестационный возраст 29,3±2,3 нед, средняя масса тела при рождении 1271±384 г); 3-ю — 18 детей в возрасте 10—11 лет (средний гестационный возраст 27,7±1,8 нед, средняя масса тела при рождении 1099±383 г). В контрольную группу вошли 70 здоровых, доношенных детей соответствующего возраста. Все дети имели нормальную периферическую слуховую функцию: тональные пороги слуха, не превышающие 15 дБ нПС в стандартном диапазоне частот; тимпанограмму типа, А с регистрацией акустического рефлекса при ипси- и контралатеральной стимуляции; нормальные пороги коротколатентных СВП (если их регистрация осуществлялась) и показатели вызванной отоакустической эмиссии.

Помимо лор-осмотра и традиционного аудиологического обследования всем детям проводилась оценка функционального состояния центральных отделов слуховой системы посредством теста обнаружения паузы в модификации R. Keith (2000) (Random Gap Detection Test, RGDT) [21]; исследования восприятия быстрых ритмических последовательностей стимулов; низко избыточного монаурального речевого тестирования (оценки разборчивости односложных слов в тишине и на фоне контралатерально предъявляемого белого шума равной интенсивности); низко избыточного монаурального речевого тестирования в формате русского матриксного фразового теста в шуме (RUMatrix) [22]; теста бинаурального взаимодействия в формате чередующейся бинаурально речи (ЧБР) [11]; дихотического предъявления пар однозначных чисел, однозначных чисел и односложных слов, пар двузначных числительных [11, 23].

Результаты и обсуждение

Факторы риска по тугоухости и глухоте у детей основной группы представлены в табл. 1.

Таблица 1. Перинатальные факторы риска у детей, родившихся недоношенными Примечание. *ОРИТ — отделение реанимации и интенсивной терапии; здесь и в табл. 2: ИВЛ — искусственная вентиляция легких; ЦНС — центральная нервная система.

Основной вклад в формирование перинатальной патологии ЦНС у недоношенных детей, участвовавших в исследовании, внесен респираторной поддержкой длительностью более 5 сут, очень низкой массой тела при рождении, ГИП ЦНС, а также гипоксией в родах. Последствия перинатального поражения ЦНС различной степени тяжести имели 4 ребенка (7,4% всех обследованных).

При опросе родителей было установлено, что у половины всех испытуемых имели место в той или иной степени выраженные признаки ЦСР, что проявлялось главным образом проблемами в овладении родным языком, наличием дислексии, трудностями в изучении иностранных языков и в целом низким уровнем академической успеваемости.

Оценка состояния временной обработки звуковых сигналов слуховой системой проводилась посредством RGDT и теста восприятия ритмических последовательностей стимулов.

18 испытуемых (33%) основной группы полностью или частично не справились с RGDT, а у остальных детей пороги обнаружения паузы достоверно (p<0,01) превышали нормативные данные, что свидетельствовует о дисфункции временной разрешающей способности слуховой системы (рис. 1).

Рис. 1. Результаты теста RGDT у детей различных возрастных групп.

Тест по оценке восприятия ритмических последовательностей стимулов достоверно хуже по сравнению с контролем (p<0,01) выполняли дети всех возрастных групп. Средний показатель правильных опознаваний ритма в 1-й группе составил 18,5±7,3% (при контрольном значении 64,3±15,5%), во 2-й — 42,2±18,6% (при контрольном значении 75±11,5%), в 3-й группе этот показатель был равен 40,1±19,9% (при величине 88±7,3% в группе контроля).

Известно, что временная обработка акустической информации в ЦНС главным образом связана с функционированием обоих полушарий головного мозга и слуховой коры, особенно левого полушария (у правшей). Она также зависит от состояния ствола мозга, структуры которого участвуют в осуществлении первичного анализа и эффективного проведения звуковой информации в присутствии сложных перекрестных связей, а также мозолистого тела, обеспечивающего межполушарное взаимодействие [10, 11]. По данным ряда исследований, именно нарушение временной обработки звуковой информации наиболее характерно для детей, родившихся недоношенными, в том числе достигших 8—9-летнего возраста [13, 18].

Монауральная разборчивость односложных слов в тишине у детей всех трех групп была достаточно высокой и не отличалась от показателей в группах контроля, колеблясь от 93 до 98%. Однако монауральное тестирование в присутствии контралатерально предъявляемого белого шума выявило тенденцию к нарушению разборчивости по сравнению с контролем для правого уха у детей 2-й и 3-й групп, а также его результаты были достоверно хуже (p<0,01) как для правого (61,9±14,7% при 80,5±10,6% в контрольной группе), так и для левого (76,9±11,9% при 94,5±7,5% у доношенных детей) уха у детей младшей возрастной группы. По данным теста RUMatrix, разборчивость речи в шуме была нарушена у 65% испытуемых. Разборчивость речи на фоне помехи интегративно отражает функциональное состояние центральных отделов слуховой системы, главным образом слуховой коры [10, 11]. Достоверное нарушение разборчивости только у детей младшей возрастной группы свидетельствовует о нивелировании выявленных расстройств по мере взросления.

В тестах бинаурального взаимодействия в формате ЧБР, чувствительных к нарушениям функции высших слуховых центров [10, 11], а также поражениям ствола мозга, значимое (p<0,01) ухудшение разборчивости речи было выявлено у детей 1-й группы: разборчивость у недоношенных детей составила 78,1±11,4% при 92,1±5,9% у детей, родившихся в срок. У остальных обследуемых данные теста не отличались от контрольных значений, нормализуясь к возрасту 10—11 лет.

С дихотическими тестами бинауральной интеграции, зависимыми от сохранности межполушарных связей (мозолистого тела) [10, 11], достоверно хуже справлялись дети 1-й группы, а результаты тестирования детей 2-й и 3-й групп достоверно отличались от контрольных значений в дихотическом числовом тесте с двузначными числительными (рис. 2).

Рис. 2. Результаты дихотических тестов бинауральной интеграции.
Таким образом, отклонения от нормальных значений в результатах тестирования сохранялись вплоть до достижения испытуемыми возраста 10—11 лет.

В связи с относительно небольшой выборкой достоверно оценить влияние перинатальных факторов риска и коморбидной патологии на функциональное состояние центральных отделов слуховой системы у недоношенных детей пока не представляется возможным. В ряде случаев дети с более высоким уровнем факторов риска и наличием сопутствующих заболеваний лучше справлялись с тестами, чем их сверстники, имеющие менее отягощенный анамнез. В качестве иллюстрации представлены анамнестические сведения и результаты тестирования двух пациентов сопоставимого возраста, участвующих в исследовании (табл. 2),

Таблица 2. Сравнение данных анамнеза и результатов тестирования недоношенных детей одного возраста Примечание. *ДЦП — детский церебральный паралич; ** БЛД — бронхолегочная дисплазия.
одному из которых (пациенту Б.) начиная с раннего детского возраста оказывалась постоянная, всесторонняя педагогическая поддержка.

Результаты проведенного исследования (следует отметить, что это только предварительные данные) свидетельствуют о том, что у детей, родившихся недоношенными, имеют место в большей или меньшей степени выраженные симптомы дисфункции центральных отделов слуховой системы, что, вероятнее всего, отражает наличие морфофункционального дефицита, затрагивающего практически все звенья центральной слуховой обработки. Это в целом согласуется с немногочисленными на сегодняшний день данными, представленными в мировой литературе [13, 17, 18].

Применение современных методов нейровизуализации (в частности, различных вариантов магнитно-резонансной томографии), а также результаты патоморфологических исследований позволяют оценить характер и масштаб поражения ЦНС у недоношенных детей [7, 9, 24]. Установлено, что ГИП, инфекционно-воспалительные и токсические поражения ЦНС при недоношенности способствуют не только задержке, но и нарушению нормальной траектории развития головного мозга и приводят к возникновению макро- и микроструктурных дефектов, затрагивающих как серое, так и белое вещество [4, 7, 9, 24—29]. Эти отклонения, в частности, обнаруживаются в отделах ЦНС, которые имеют непосредственное отношение к проводящим путям и центрам слуховой системы, позволяя справедливо полагать, что они являются морфологическим субстратом ЦСР при недоношенности. Преждевременные роды способствуют уменьшению объемов (нейронально-аксональному дефициту), задержке структуризации, а также нарушению архитектоники серого вещества, в том числе в области коры и главным образом височной доли (страдают извилина Гешля и задний отдел верхней височной извилины), и подкорковых структур, таких как таламус и базальные ганглии; формированию очагов глиоза в проекции варолиева моста и покрышки ствола мозга [4, 7, 24—26, 29]. Помимо этого, возможно развитие токсических поражений, в том числе обусловленных неонатальной гипербилирубинемией, с вовлечением ядер продолговатого мозга, варолиева моста, среднего мозга, субталамических структур [4].

Макроструктурные нарушения белого вещества головного мозга недоношенных детей, спровоцированные перинатальными поражениями и дезорганизацией процессов миелинизации, представлены уменьшением его объемов в височной, теменной, лобной зонах, области задних отделов мозолистого тела, таламусе, своде мозга; очагами глиоза, которые обнаруживаются в проекции варолиевого моста и лучистого венца [13, 15, 25, 26]. Однако даже в отсутствие макроструктурного дефицита от 50 до 80% недоношенных детей имеют масштабные диффузные микроструктурные дефекты белого вещества, это приводит к нарушению формирования нейрональных связей, в том числе кортико-кортикальных, кортико-субкортикальных (в частности, таламокортикальных), между субталамической областью и стволом мозга, что, в свою очередь, способствует нарушению нормальной архитектуры нейронных сетей [9, 25—30].

Известно, что в норме морфофункциональное развитие ЦНС завершается к концу третьего десятилетия жизни [31]. Однако упомянутые структурные отклонения при недоношенности, стабильно прослеживаясь у детей, могут сохраняться вплоть до юношеского и раннего взрослого возраста [9, 25, 29, 32, 33], способствуя формированию стойкого функционального дефицита, который в литературе рассматривается главным образом в контексте расстройств формирования речи и языка, когнитивных процессов, управляющей функции, памяти, внимания [8, 34]. Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что нарушения центральной слуховой обработки у недоношенных детей также могут обнаруживаться вплоть до подросткового возраста, это, по всей вероятности, обусловлено сохраняющейся морфофункциональной несостоятельностью различных отделов ЦНС. При этом в первую очередь страдают процессы временной обработки акустической информации, а также процессы, обеспечивающие дихотическое слушание. Дети всех возрастных групп достоверно хуже справлялись с RGDT, тестом по оценке восприятия быстрых последовательностей стимулов, а также дихотическими числовыми тестами, что может быть обусловлено сохраняющимся морфофункциональным дефицитом проводящих путей и центров ствола мозга и мозолистого тела [9, 15, 25, 29, 32, 33]. В то же время улучшение показателей монаурального тестирования на фоне помехи, а также результатов теста бинаурального взаимодействия в формате ЧБР по мере взросления может быть как свидетельством продолжающихся процессов созревания в ЦНС, так и результатом активации адаптационных нейропластических процессов. Эти тесты в первую очередь отражают состояние коркового отдела слухового анализатора, а, как известно, кора головного мозга является наиболее пластичной частью ЦНС [35]. Пластичность молодого мозга, максимально реализуясь в детском и подростковом возрасте, обусловлена компенсаторной реорганизацией слуховой коры с увеличением эффективности использования сохранившихся структур и главным образом невральных связей («актива» белого вещества), вовлечением альтернативных проводящих путей и формированием отличных от классических паттернов нейрональной активности [29, 30, 36]. Процессы созревания мозга и нейропластичности чрезвычайно зависимы как от генетических, так и от внешних факторов — социальных и педагогических [29]. Эффект пластичности, зависимый от внешних факторов, продемонстрирован в представленном выше клиническом наблюдении: лучшие результаты тестирования пациента с множественными факторами риска и коморбидными заболеваниями, по всей видимости, обусловлены наличием индивидуального опыта, связанного с активной работой специалистов и главным образом родителей по развитию речи и когнитивных функций ребенка, что способствовало компенсаторной перестройке молодого мозга и уменьшению выраженности ЦСР.

Заключение

У детей, родившихся недоношенными, даже при нормальном функционировании периферического отдела слухового анализатора могут иметь место признаки ЦСР, которые частично нивелируются по мере взросления. Дисфункция центральных отделов слуховой системы у таких детей носит мультиуровневый характер, однако наибольший дефицит, который не компенсируется с возрастом, испытывают процессы временной обработки акустической информации. Необходимость раннего выявления ЦСР у недоношенных детей не вызывает сомнения, так же как и своевременное (ре)абилитационное вмешательство, основанное на способности молодого мозга к пластичности, с целью минимизации последствий его поражения, спровоцированного недоношенностью.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflict of interest.

Сведения об авторах

Савенко И.В. — e-mail: irina@savenko.su; https://orcid.org/0000-0002-2374-3005

Гарбарук Е.С. — e-mail: kgarbaruk@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-9535-6063

Бобошко М.Ю. — e-mail: boboshkom@gmail.com; https://orcid.org/0000-0003-2453-523X

Автор, ответственный за переписку: Савенко И.В. — e-mail: irina@savenko.su

Литература / References:

  1. Rogers EE, Hintz SR. Early neurodevelopmental outcomes of extremely preterm infants. Seminars in Perinatology. 2016;40(8):497-509. https://doi.org/10.1053/j.semperi.2016.09.002
  2. Martines F, Salvago P, Bentvigna D, Bartolone A, Dispenza F, Martines E. Audiologic profile of infants at risk: Experience of a Western Sicily tertiary care centre. International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology. 2012;76(9):1285-1291. https://doi.org/10.1016/j.ijporl.2012.05.020
  3. Martines F, Martines E, Mucia M, Sciacca V, Salvago P. Prelingual sensorineural hearing loss and infants at risk: Western Sicily report. International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology. 2013;77(4):513-518. https://doi.org/10.1016/j.ijporl.2012.12.023
  4. Bhutani VK, Wong RJ, Stevenson DK. Hyperbilirubinemia in Preterm Neonates. Clinics in Perinatology. 2016;43(2):215-232. https://doi.org/10.1016/j.clp.2016.01.001
  5. Vohr BR. Language and hearing outcomes of preterm infants. Seminars in Perinatology. 2016;8:510-519. https://doi.org/10.1053/j.semperi.2016.09.003
  6. Back SA. Brain injury in the preterm infant: new horizons for pathogenesis and prevention. Pediatric Neurology. 2015;53(3):185-192. https://doi.org/10.1016/j.pediatrneurol.2015.04.006
  7. Novak CM, Ozen M, Burd I. Perinatal brain injury: mechanisms, prevention, and outcomes. Clinics in Perinatology. 2018;45(2): 357-375. https://doi.org/10.1016/j.clp.2018.01.015
  8. Amin SB, Vogler-Elias D, Orlando M, Wang H. Auditory neural myelination is associated with early childhood language development in premature infants. Early Human Development. 2014; 90(10):673-678. https://doi.org/10.1016/j.earlhumdev.2014.07.014
  9. Duerden EG, Taylor MJ, Miller SP. Brain development in infants born preterm: looking beyond injury. Seminars in Pediatric Neurology. 2013;20(2):65-74. https://doi.org/10.1016/j.spen.2013.06.007
  10. Musiek FE, Chermak GD. Auditory neuroscience and diagnosis. Handbook of central auditory processing disorder, vol. 1. 2nd ed. San Diego: Plural Publishing; 2014.
  11. Бобошко М.Ю., Гарбарук Е.С., Жилинская Е.В., Салахбеков М.А. Центральные слуховые расстройства (обзор литературы). Российская оториноларингология. 2014;72(5):87-96.
  12. Королева И.В. Современный подход к диагностике периферических и центральных нарушений слуха у детей. Учебное пособие. СПб НИИ уха, горла, носа и речи; 2000.
  13. Gallo J, Dias KZ, Pereira LD, Azevedo MF, Sousa EC. Auditory processing evaluation in children born preterm. Jornal da Sociedade Brasileira de Fonoaudiologia. 2011;23(2):95-101. https://doi.org/10.1590/S2179-64912011000200003
  14. Guzzetta F, Conti G, Mercuri E. Auditory processing in infancy: do early abnormalities predict of language and cognitive development? Developmental Medicine & Child Neurology. 2011;53(12):1085-1090. https://doi.org/10.1111/j.1469-8749.2011.04084.x
  15. Iliadou V, Bamiou DE, Kaprinis S, Kandylis D, Vlaikidis N, Apalla K, et al. Auditory processing disorder and brain pathology in a preterm child with learning disabilities. Journal of the American academy of audiology. 2008;19(7):557-563. https://doi.org/10.3766/jaaa.19.7.5
  16. Jansson-Verkasalo E, Haverinen S, Alkema AM, Korpilahti P. Children born preterm have high risk for central auditory processing deficits, as indexed by auditory brain event-related potentials (ERPs). Revista de logopedia, foniatria y audiologia. 2011;31(3): 125-132. https://doi.org/10.1016/S0214-4603(11)70181-4
  17. Amin SB, Orlando M, Monczynski C, Tillery K. Central auditory processing disorder profile in premature and term infants. American Journal of Perinatology. 2015;32(4):399-404. https://doi.org/10.1055/s-0034-1387928
  18. Durante AS, Mariano S, Pachi PR. Auditory processing abilities in prematurely born children. Early Human Development. 2018; 120:26-30. https://doi.org/10.1016/j.earlhumdev.2018.03.011
  19. Савенко И.В., Бобошко М.Ю., Салахбеков М.А. Онтогенетические аспекты центральных слуховых расстройств. Медицинский вестник Северного Кавказа. 2015;10(4):459-467. https://doi.org/10.14300/mnnc.2015.10112
  20. Serenius F, Ewald U, Farooqi A, Fellman V, Hafström M, Hellgren K, et al. Neurodevelopmental outcomes among extremely preterm infants 6.5 years after active perinatal care in Sweden. JAMA Pediatrics. 2016;1:170(10):954-963. https://doi.org/10.1001/jamapediatrics.2016.1210
  21. Keith RW. Random Gap Detection Test. Auditec, St. Louis (MO). 2002.
  22. Бобошко М.Ю., Жилинская Е.В., Важыбок А., Мальцева Н.В., Цоколь М., Кольмейер Б. и др. Речевая аудиометрия с использованием матриксного фразового теста. Вестник оториноларингологии. 2016;81(5):40-44. https://doi.org/10.17116/otorino201681540-44
  23. Бобошко М.Ю., Калмыкова И.В., Гарбарук Е.С., Кибалова Ю.С., Савенко И.В. Современные аспекты детской речевой аудиометрии. Сенсорные системы. 2010;24(4):305-313.
  24. Penn AA, Gressens P, Fleiss B, Back SA, Gallo V. Controversies in preterm brain injury. Neurobiology of Disease. 2016;92(Pt A):90-101. https://doi.org/10.1016/j.nbd.2015.10.012
  25. Nosarti C, Nam KW, Walshe M, Murray RM, Cuddy M, Rifkin L, et al. Preterm birth and structural brain alterations in early adulthood. NeuroImage: Clinical. 2014;6:180-191. https://doi.org/10.1016/j.nicl.2014.08.005
  26. Hinojosa-Rodríguez M, Harmony T, Carrillo-Prado C, Van Horn JD, Irimia A. Torgerson C, et al. Clinical neuroimaging in the preterm infant: diagnosis and prognosis. NeuroImage: Clinical. 2017;16:355-368. https://doi.org/10.1016/j.nicl.2017.08.015
  27. Fischi-Gómez E, Vasung L, Meskaldji DE, Lazeyras F, Borradori- Tolsa C, Hagmann P, et al. Structural brain connectivity in school-age preterm infants provides evidence for impaired networks relevant for higher order cognitive skills and social cognition. Cerebral Cortex. 2015;25(9):2793-2805. https://doi.org/10.1093/cercor/bhu073
  28. Fischi-Gomez E, Muñoz-Moreno E, Vasung L, Griffa A, Borradori-Tolsa C, Monnier M, et al. Brain network characterization of high-risk preterm-born school-age children. Neuroimage: Clinical. 2016;11:195-209. https://doi.org/10.1016/j.nicl.2016.02.001
  29. Karolis VR, Froudist-Walsh S, Kroll J, Brittain PJ, Tseng CJ, Nam KW, et al. Volumetric grey matter alterations in adolescents and adults born very preterm suggest accelerated brain maturation. Neuroimage. 2017;163:379-389. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2017.09.039
  30. Batalle D, Hughes EJ, Zhang H, Tournier JD, Tusor N, Aljabar P, et al. Early development of structural networks and the impact of prematurity on brain connectivity. Neuroimage. 2017;149:379-392. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2017.01.065
  31. Lebel C, Beaulieu C. Longitudinal development of human brain wiring continues from childhood into adulthood. Journal of Neuroscience. 2011;31(30):10937-10947. https://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.5302-10.2011
  32. Mullen KM, Vohr BR, Katz KH, Schneider KC, Lacadie C, Hampson M, et al. Preterm birth results in alterations in neural connectivity at age 16 years. Neuroimage. 2011;54(4):2563-2570. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2010.11.019
  33. Nosarti C, Shergill SS, Allin MP, Walshe M, Rifkin L, Murray RM, et al. Neural substrates of letter fluency processing in young adults who were born very preterm: alterations in frontal and striatal regions. Neuroimage. 2009;47(4):1904-1913. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2009.04.041
  34. Eryigit Madzwamuse S, Baumann N, Jaekel J, Bartmann P, Wolke D. Neuro-cognitive performance of very preterm or very low birth weight adults at 26 years. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2015;56(8):857-864. https://doi.org/10.1111/jcpp.12358
  35. Дамулин И.В. Основные механизмы нейропластичности и их клиническое значение. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2009;109(4):4-8.
  36. Bruckert L, Borchers LR, Dodson CK, Marchman VA, Travis KE, Ben-Shachar M, et al. White matter plasticity in reading-related rathways differs in children born preterm and at term: a longitudinal analysis. Frontiers in human neuroscience. 2019;13:139. https://doi.org/10.3389/fnhum.2019.00139

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.