Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Распространенность тугоухости среди учеников начальных классов в столице Йемена Сана
Журнал: Вестник оториноларингологии. 2014;(2): 54‑57
Прочитано: 1221 раз
Как цитировать:
Тугоухость у детей - значимая проблема здравоохранения в развивающихся странах, в которых пациенты с нарушениями слуха составляют 2/
Одним из наиболее часто встречающихся заболеваний, которое может влиять на речевое развитие ребенка и сопровождаться негативными психоэмоциональными последствиями уже во взрослом периоде жизни, является острый средний отит, который в детстве переносят 68 из 279 млн человек [3]. Считается, что за счет своевременного лечения этих эпизодов можно было бы избежать до 50% глухоты и тугоухости. Наличие нарушений слуха жестко ограничивает образовательные возможности, что приводит к снижению качества жизни [4].
Потеря слуха у школьников является проблемой, наносящей значительный ущерб здоровью [4-6]. Выявить нарушения слуха на ранних стадиях очень сложно, поэтому проведение скрининга чрезвычайно важно для профилактики и коррекции нарушений слуха [7, 8]. Объединенный комитет по проблемам слуха у детей в США (JCIH) внес предложение обследовать всех детей в возрасте 1 мес, провести уточнение диагноза слуховых нарушений в 3 мес и обеспечить раннее вмешательство не позднее 6-месячного возраста [9, 10].
Негативное влияние тугоухости, возникшей в дошкольном возрасте, на процесс обучения требует проведения скринингового обследования слуха при поступлении в школу [11].
Во многих странах, таких как Объединенное Королевство [12], Австралия [13] и США [14], система исследования слуха при поступлении в школу хорошо развита. В развивающихся странах, в частности в Йемене - стране с невысоким уровнем жизни, ограничены возможности аудиологической помощи, отсутствует государственная программа активного выявления нарушений слуха.
Как показали многочисленные исследования в развитых странах, например в Финляндии и Дании, распространенность тугоухости у детей составляет 2,5 и 3,6% соответственно, в Кении - 5,6% [15]. В сельскохозяйственном районе Нигерии распространенность тугоухости у школьников достигает 13,6% [16], в Южной Индии - 11,9% [5], в Саудовской Аравии распространенность тугоухости выявлена путем анкетирования и составляет 13% [17]. Распространенность тугоухости среди школьников в Египте составляет 20,9% [18], при этом в Александрии этот показатель равен 5,3% [19], а в Исмаилии - 13,7% [20].
Одной из возможных причин существенных различий в распространенности тугоухости у детей в развитых и развивающихся странах может быть отсутствие программ скрининга заболеваний уха, обусловленное высоким уровнем бедности, плохим питанием, низким уровнем образования населения и недоступностью медицинской помощи. Вследствие недостаточности финансовых ресурсов главной задачей медицинской помощи в этих условиях являются иммунизация, усовершенствование пренатальной и постнатальной помощи [2].
Некоторые формы тугоухости и заболеваний уха можно предотвратить или минимизировать последствия путем ранней диагностики и последующего сопровождения. Отсутствие полноценной статистики затрудняет планирование требуемого объема помощи; именно поэтому выявление детей с потерей слуха является обязательным условием разработки лечебных и реабилитационных мероприятий [22].
Цель исследования - изучение распространенности нарушений слуха у школьников. В ходе углубленного исследования в столице Йемена Сана с ноября 2009 г. по апрель 2010 г. обследованы 2200 школьников 1-х, 2-х и 3-х классов начальной школы. Средний возраст детей составил 7,5 года. Обследование проводили в 12 начальных школах в 4 городах с различным социально-экономическим уровнем, которые были выбраны произвольно. В начале исследования проводили обязательный отоскопический осмотр, затем выполняли тональную аудиометрию с использованием аудиометра AD229b в скрининговом режиме. Всех детей осматривали в изолированном помещении внутри школы (например, в библиотеке). Каждый день проводили тональную аудиометрию. Оценивали наличие или отсутствие ответа каждого уха на 20 дБ на частотах 500, 1000, 2000 и 4000 Гц. Прохождение теста означал ответ с обеих сторон на всех частотах. Оценку «Тест не пройден» ставили при отсутствии ответа на одной или более частотах хотя бы на одном ухе. Дети с отсутствием ответа направлялись на тональную пороговую аудиометрию и исследование костной проводимости на клиническом аудиометре в звукоизолированной камере в условиях университетского госпиталя, а также на тимпанометрию. Эти исследования проводили не позднее чем через 3-4 нед после скрининга.
Степень снижения слуха оценивали в соответствии с международной классификацией: слабая степень (25-40 дБ), умеренная (41-55 дБ), средней тяжести (56-70 дБ), тяжелая (71-90 дБ) и глубокая (более 90 дБ). Сенсоневральная потеря слуха дифференцировалась в случаях, когда костно-воздушный интервал был менее 15 дБ, а кондуктивная - если костно-воздушный интервал превышал 15 дБ. Смешанный характер тугоухости оценивали при наличии костно-воздушного интервала более 15 дБ и порога костного звукопроведения более 15 дБ [24].
255 (11,6%) учеников не прошли аудиометрический тест на 1-м этапе скрининга. После удаления серных масс из слуховых проходов у 21 человека число непрошедших тест составило 234 (10,6%).
Среди детей со сниженным слухом было 136 (58,1%) мальчиков и 98 (41,9%) девочек. В зависимости от года обучения значимых различий не получено: 80 (34,2%) из этих детей учились в 1-м классе начальной школы, 77 (32,9%) во 2-м и 77 (32,9%) в 3-м.
Как видно из табл. 1,
Одностороннее снижение слуха выявлено у 149 школьников - 63,7%, двустороннее - у 85 (36,3%) при том, что распределение удельного веса одно- и двусторонней патологии по обращаемости отличается обратной закономерностью - родители детей с двусторонней тугоухостью обращаются за медицинской помощью чаще.
Распределение обследованных детей по степени снижения слуха представлено в табл. 2.
Из данных табл. 3

Аудиологический скрининг при поступлении в школу, производимый во многих развивающихся странах, играет важную роль в ранней диагностике и лечении нарушений слуха и является залогом успешного обучения в школе [25]. В развивающихся странах, несмотря на значительную распространенность заболеваний уха и тугоухости, показатели которой значительно выше, чем в индустриальных странах, аудиологические исследования, к сожалению, не являются приоритетными [4]. Нередко
аудиологическое обеспечение очень ограничено или вообще отсутствует, а оборудования для рутинного скрининга тугоухости крайне недостаточно [26]. Тональный скрининг (PTS) является обоснованным «золотым стандартом» скрининговых программ исследования слуха у детей школьного возраста [27-29].
В Йемене до сих пор нет национальной программы скрининга слуха, поэтому возможности выявления снижения слуха и глухоты ограничены.
Высокий процент кондуктивной тугоухости у учащихся в Йемене объясняется низким социально-экономическим уровнем жизни в стране, плохим медицинским обеспечением, родственными браками.
Согласно полученным данным, самой частой причиной детской тугоухости является средний отит. При исследовании в начальной школе в Турции выявлено 10,4% тугоухих [30], в то время как в Кувейте - 31,3% [31]. Широкая распространенность экссудативного отита в Саудовской Аравии составляет 7,5% [32], что значительно ниже, чем в Западных странах - по данным исследования H. Rushton и соавт. [33]. У детей в Китае процент тугоухости ниже (1,3%).
Исследование слуха у школьников в развивающихся странах должно быть неотъемлемой частью национального здравоохранения. К сожалению, при рутинной диспансеризации школьников тугоухость выявляют редко, а органы здравоохранения уделяют недостаточно внимания исследованию слуха, что особенно важно в начальной школе. В таких условиях выявляются потери слуха уже в выраженной степени [34], т.е. тогда, когда родители начинают замечать ее последствия. H. Delage и L. Tuller [35] указывают, что небольшие проблемы с речью при слабой или умеренной тугоухости должны быть выявлены в раннем детстве, так как в юности качество речи может уже полностью не восстановиться.
Высокая распространенность тугоухости в популяции школьников может быть выявлена путем обследования дошкольников. Введение ранней диагностики тугоухости на первом уровне медицинской помощи необходимо активно пропагандировать для создания системы аудиологического скрининга.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.