АГ — артериальная гипертония
АД — артериальное давление
АПФ — ангиотензинпревращающий фермент
БА — бронхиальная астма
вч-СРБ — высокочувствительный С-реактивный белок
ВЭМ — велоэргометрия
ДАД — диастолическое АД
ДЭ — дисфункция эндотелия
ЗЭВД — зависимая от эндотелия вазодилатация
иБАДД — ингаляционные β
ИБС — ишемическая болезнь сердца
иГКС — ингаляционные глюкокортикостероиды
ИЛ — интерлейкин
ИМ — инфаркт миокарда
ИМТ — индекс массы тела
МС — метаболический синдром
НГ — нитроглицерином
НЗЭВД — независимая от эндотелия вазодилатация
ОФВ
ОХС — общий холестерин
ПА — плечевая артерия
РГ — реактивная гиперемия
САД — систолическое АД
СД — сахарный диабет
ТЗД — тиазолидиндионы
ФВД — функция внешнего дыхания
ФК — функциональный класс
ЧДД — частота дыхательных движений
ЧСС — частота сердечных сокращений
ЭКГ — электрокардиограмма
NF-κB — ядерный фактор транскрипции κB
Сочетание бронхиальной астмы (БА) и ишемической болезни сердца (ИБС) относят к наиболее распространенным в повседневной терапевтической практике заболеваниям. Ключевым патогенетическим звеном при БА является аллергический воспалительный процесс в дыхательных путях, непосредственным триггером и регулятором которого служит сосудистый эндотелий. В качестве дебюта сосудистых осложнений выступает дисфункция эндотелия (ДЭ), которая, обнаруживаясь на ранних стадиях заболевания, усугубляет нарастающие дыхательную недостаточность, гипоксемию и гипоксию тканей. Подтверждением этому являются результаты предыдущего нашего исследования, в котором установлена взаимосвязь развития БА на фоне ИБС и нарушения комплекса метаболических процессов, сопряженных с развитием хронического системного воспаления, ДЭ и дислипидемии [1]. Установлено, что важная роль в этих процессах принадлежит нарушению молекулярных механизмов, затрагивающих активацию провоспалительного гена ядерного фактора транскрипции κB (NF-κB) [2—4]. Вместе с тем в литературе приводится недостаточно данных о терапевтическом воздействии, направленном на предотвращение развития системного воспаления и ДЭ путем регуляции активности гена NF-κB при сочетанной патологии, что подчеркивает важность дальнейших исследований в этом направлении.
На протяжении последних лет доказан положительный клинический эффект пиоглитазона — представителя препаратов группы тиазолидиндионов (ТЗД) при сахарном диабете (СД) 2-го типа и ИБС. Благоприятный механизм действия препарата связывают с направленностью на повышение чувствительности тканей к инсулину, и с влиянием на маркеры воспаления и атеросклеротического поражения. Исследования показали, что ТЗД, являясь агонистами рецепторов PPAR-γ, могут предотвращать развитие воспаления путем снижения активности экспрессии провоспалительных транскрипционных генов, в частности членов семейства ядерного фактора NF-κB и активатора протеина 1-го типа [5, 6]. Важно, что пиоглитазон может положительно влиять на патофизиологические процессы в кровеносных сосудах сразу на нескольких этапах, включая атерогенез, воспаление атеросклеротической бляшки, ее отрыв и нарушения системы гемостаза, а также микроангиопатию. Известны данные о влиянии пиоглитазона на снижение продукции макрофагами провоспалительных цитокинов [7], угнетение пролиферации гладких мышечных клеток сосудов [8] и снижение уровня индуцируемой NO-синтазы [9]. Препарат обладает высокой эффективностью и безопасностью применения при сердечно-сосудистых заболеваниях, поскольку его прием не связан с риском развития сердечной недостаточности и смерти у этих больных [10], а также снижает смертность, частоту развития нефатальных инфарктов миокарда (ИМ) и инсультов у пациентов с СД 2-го типа и высоким риском развития макрососудистых осложнений [11]. Однако практически отсутствуют данные о влиянии пиоглитазона на патогенетические процессы, обусловленные системным воспалением и ДЭ, развитие которых может инициировать и усугублять тяжесть течения БА на фоне ИБС.
Целью исследования стало изучение особенностей клинической эффективности пиоглитазона в комплексной терапии у больных БА в сочетании с ИБС.
Материалы и методы
Обследовали 50 больных в возрасте 40—75 лет, которые страдали БА в сочетании с ИБС. Перед началом исследования получено информированное согласие от участников и одобрение комиссии по биоэтике УМСА. В исследование включали пациентов с БА различной степени тяжести в периоде ремиссии, страдающих ИБС со стабильной стенокардией напряжения. В исследование не включали пациентов с наличием в анамнезе хронической обструктивной болезни легких, саркоидоза, хронической сердечной недостаточности III—IV функционального класса (ФК) по классификации Нью-Йоркской ассоциации сердца (New York Heart Association — NYHA), СД, с нарушением толерантности к глюкозе, нарушением ритма сердца по типу мерцательной аритмии, острым нарушением мозгового кровообращения в остром и подостром периодах, перенесших интервенционное вмешательство, со злокачественной артериальной гипертонией (АГ), скоростью клубочковой фильтрации <60 мл/мин, уровнем трансаминаз в 3 раза и более выше верхней границы нормы, с отеками любой этиологии, системными заболеваниями соединительной ткани, онкологическими и онкогематологическими заболеваниями, тяжелыми инфекционными заболеваниями, наличием гиперчувствительности к пиоглитазону.
Диагноз БА устанавливали на основании критериев Глобальной стратегии лечения и профилактики БА (GINA, пересмотр 2009—2014 гг.) [12]. ИБС диагностировали у пациентов по наличию стенокардии напряжения I—IV ФК по классификации Канадской ассоциации кардиологов и явлений недостаточности кровообращения согласно классификации NYHA.
До включения в клиническое исследование все пациенты получали общепринятое лечение и проходили скрининговое обследование для верификации диагнозов БА и ИБС. После скринингового визита всем пациентам назначали стандартную медикаментозную терапию, включающую ингаляционные глюкокортикостероиды (иГКС) в низких, средних или высоких дозах в зависимости от тяжести течения БА в комбинации с ингаляционными β
Проводили сбор анамнестических, аллергологических данных у больных, измеряли антропометрические показатели — массу тела, рост, индекс массы тела (ИМТ). Функцию внешнего дыхания (ФВД) оценивали с помощью спирометрии (спирограф Кардиоплюс, Украина) с бронходилатационным тестом (сальбутамолом) по критериям ATS и ERS. У пациентов регистрировали электрокардиограмму (ЭКГ) и АД, проводили велоэргометрию (ВЭМ) на велоэргометре Велоэрготест 05 (Украина) по методике ступенчатой возрастающей нагрузки с последующим увеличением мощности каждые 3 мин под контролем ЭКГ и А.Д. Критериями прекращения ВЭМ служили общепринятые клинические или ЭКГ признаки ишемии миокарда.
Оценку функции эндотелия проводили по методике, предложенной D. Celermajer и соавт. [13], на ультразвуковом сканере Ultima PA expert («Родмил», Украина). Определяли зависимую от эндотелия вазодилатацию (ЗЭВД) с помощью пробы с реактивной гиперемией (РГ) и независимую от эндотелия вазодилатацию (НЗЭВД) с помощью пробы с нитроглицерином (НГ), оценивали изменение диаметра (показатель Δ%) плечевой артерии (ПА). Для исключения влияния нитратов на результаты диагностических тестов (пробы с РГ и НГ) за сутки до их проведения препарат отменяли.
Объем лабораторных исследований включал определение общеклинического анализа крови, мочи, биохимического анализа крови общепринятыми методами. Уровень системного воспаления исследовали путем определения высокочувствительного С-реактивного белка (вч-СРБ) в соответствии с протоколами производителя (DRG, США).
Статистическую обработку полученных данных осуществляли с использованием программы Statistica 6.0 (StatSoftInc., США). Описательная статистика результатов исследования представлена для качественных признаков в виде частот, процентных соотношений, для количественных — в виде средних арифметических и их стандартных ошибок. Достоверность различий между показателями рассчитывали для качественных признаков (частот) при помощи точного критерия Фишера и χ2, для количественных — критерия t Стьюдента. Для всех видов анализа статистически значимыми считали различия при р<0,05.
Результаты
Сравнительная оценка групп пациентов с БА в сочетании с ИБС по клиническим характеристикам показана в табл. 1. Как видно из представленных данных, изучаемые группы пациентов на этапе рандомизации до включения пиоглитазона в комплексную терапию статистически значимо не различались по основным клиническим и анамнестическим данным. Однако в группе сравнения преобладали пациенты с более длительным самостоятельным течением БА, наличием дыхательной недостаточности II степени и сердечной недостаточности I степени, стенокардии III Ф.К. Напротив, в основной группе наблюдения обнаружено преобладание пациентов со стенокардией I ФК и СН 0 степени. В основную группу включен 1 пациент, перенесший ИМ более 10 лет назад.
После рандомизации пациенты основной группы начинали прием пиоглитазона на фоне стандартной терапии в течение 3 мес, а пациенты группы сравнения продолжали получать стандартную терапию.
Как показало наше исследование (табл. 2), в группе сравнения стандартная терапия привела к стабилизации основных показателей: не изменялись достоверно масса тела, ИМТ, ЧДД, ФВД, АД и ЧСС. В основной группе достоверно снизились САД и ДАД. При этом в основной группе у пациентов достоверно уменьшилась ЧДД, САД и ДАД (p<0,01), увеличился объем форсированного выдоха за 1-ю секунду (p<0,02).
При анализе жалоб пациентов на момент включения в исследование основная группа статистически значимо не отличалась от группы сравнения (табл. 3). В процессе лечения пациентов, получающих стандартную терапию, отмечали достоверное уменьшение числа пациентов с частотой приступов БА и частотой применения сальбутамола в неделю менее 1 раза в неделю (p<0,01). Однако при этом увеличилось число пациентов с частотой приступов БА и частотой применения сальбутамола от 2 до 3 раз в неделю, с большим числом приступов ночью, в месяц, с длительностью ангинозных приступов 7—10 мин (p<0,05). Добавление к стандартной терапии пиоглитазона приводило к статистически значимому уменьшению числа пациентов с частотой приступов БА и применением сальбутамола 6 раз в неделю и более (p<0,05), частотой приступов БА, купируемых сальбутамолом, ночью 7 раз в месяц и более (p<0,05). При этом снизились субъективная оценка выраженности и длительности болевого синдрома, частота максимального количества ангинозных приступов в день (p<0,05) и количества принимаемого нитроглицерина (p<0,05) с тенденцией к увеличению частоты минимального количества ангинозных приступов в день (p<0,05). В то же время в основной группе эти показатели статистически значимо улучшались по отношению к группе сравнения.
В ходе исследования изучено изменение функциональной активности эндотелия в исследуемых группах больных (табл. 4). Установлено, что на момент включения в исследование основная группа статистически значимо не отличалась от группы сравнения. В группе сравнения стандартная терапия привела к стабилизации всех показателей. Введение в схему стандартной терапии пиоглитазона приводило к статистически значимому увеличению показателей ЗЭВД (ТАМХ после пробы с РГ, ИР и Δ% диаметра ПА) и НЗЭВД (ИР и Δ% диаметр ПА). При этом в основной группе достоверно увеличились ЭЗВД — диаметр ПА после пробы с РГ (p<0,01), ИР (p<0,001), Δ% диаметра ПА (p<0,001), и ЭНВД — диаметр ПА после пробы с НГ (p<0,01), ИР (p<0,001), Δ% диаметра ПА (p<0,001), но снизилась ТАМХ после пробы с НГ (p<0,05).
В табл. 5 представлены изменения лабораторных показателей в исследуемых группах. Так, в группе сравнения после стандартной терапии отмечалось статистически значимое снижение показателя системного воспаления вч-СРБ в 5,25 раза (p<0,001). При этом включение в комплекс терапии пиоглитазона в течение 3 мес приводило к достоверному снижению данного показателя в 3,1 раза (p<0,001) и уровня ОХС в 1,1 раза (p<0,02). В целом группы статистически значимо не различались между собой по показателям, за исключением снижения уровня ОХС в основной группе по отношению к таковому в группе сравнения (p<0,02).
Обсуждение
Несмотря на очевидный прогресс, достигнутый в терапии БА за последние годы, добиться максимально возможного уровня контроля заболевания удается не у всех пациентов. Безусловно, что БА гетерогенное по своей природе и вариабельное по своему течению заболевание. Выделение клинических фенотипов БА на основе клинико-физиологических параметров, учитывающих тяжесть течения БА, позволяет определить индивидуальный подход к ведению каждого пациента с целью улучшения контроля заболевания.
Проведенное нами исследование показало, что курс стандартной 3-месячной терапии, включающей иГКС в комбинации с иБАДД, антилейкотриены, антагонисты кальция, статины, антиагреганты, нитраты, ингибиторы АПФ, способствует улучшению клинического состояния и сохранению стабильными ряда показателей у пациентов с БА в сочетании с ИБС. Вместе с тем зарегистрировано, что в процессе лечения увеличились частота симптомов БА и длительность ангинозных приступов. Отмечено снижение концентрации маркера системного воспаления вч-СРБ у пациентов после курса стандартной терапии, что может быть связано с плейотропным эффектом аторвастатина [14—16]. Доказаны влияние аторвастатина на функцию эндотелия (увеличение синтеза NO и опосредованной NO ЗЭВД), а также его противовоспалительный (снижение концентрации вч-СРБ путем уменьшения секреции интерлейкина (ИЛ) 6 и α-фактора некроза опухоли), антитромбогенный (антиагрегантное, антитромботическое и профибринолитическое действие), антиишемический, антиоксидантный и цитопротективный эффекты.
Включение пиоглитазона в стандартную терапию в течение 3 мес у больных с БА в сочетании с ИБС приводило к улучшению клинического течения заболеваний: достоверному уменьшению степени обструкции бронхов, снижению частоты приступов БА c применением сальбутамола, частоты приступов ангинозных болей с применением нитроглицерина, более выраженной нормализации САД и ДАД. Добавление к терапии пиоглитазона вызывало достоверное улучшение показателей ЗЭВД и НЗЭВД, снижение уровня системного воспаления (концентрация вч-СРБ) и гиперхолестеринемии (концентрация ОХС). По данным R. DeFronzo и соавт. [17], одним из преимуществ применения пиоглитазона является его свойство эффективно снижать риск развития СД 2-го типа у пациентов с нарушенной толерантностью к глюкозе до 72%. В ранее опубликованном исследовании также отмечен положительный эффект применения пиоглитазона на базе стандартного курса лечения при ИБС на фоне метаболического синдрома (МС) [18]. Такой же положительный эффект пиоглитазона отмечен в исследовании на экспериментальной модели БА у мышей, в которой показано его влияние на ингибирование аллергического воспаления БА, снижение инфильтрации эозинофилов в легкие и продукции провоспалительных цитокинов ИЛ-4, ИЛ-5 и ИЛ-17 без участия зависимых от IgE механизмов [19]. Получены также данные, что пиоглитазон эффективнее, чем симвастатин, способствует улучшению функционирования эндотелия при БА за счет ингибирования активности матриксных металлопротеиназ и их тканевого ингибитора ТІМР-1 у мышей с БА [20]. Ранее отмечалось, что добавление пиоглитазона в сочетании с метформином у больных с СД 2-го типа или МС вызывает выраженное снижение АД, не приводит к компенсаторной тахикардии, снижению индекса инсулинорезистентности НОМА и уровня провоспалительного маркера вч-СРБ [21, 22]. Окончательно не установлен механизм действия пиоглитазона при БА на фоне ИБС, но анализ данных литературы позволяет предположить, что пиоглитазон оказывает целый спектр эффектов, направленных на метаболические и воспалительные процессы. Очевидно, что пиоглитазон как агонист PPAR-γ, оказывает противовоспалительное действие на молекулярном уровне путем ингибирования повышенной активности гена NF-κB. Показано, что воздействие пиоглитазоном на рецепторы PPAR-γ ингибирует активность МАР-киназного пути и ряда транскрипционных факторов, c-Jun, c-Fos и NF-κB [20], которые играют важную роль в развитии аллергического воспаления, инсулинорезистентности и ДЭ.
Изучение клинических показателей течения БА на фоне ИБС позволяет констатировать, что состояние больных обеих групп улучшилось. Сравнение этих показателей по завершению терапии свидетельствует о достоверных различиях между исследуемыми группами. Отмечено, что добавление пиоглитазона в основной группе в отличие от группы сравнения способствовало достоверному снижению таких параметров, как обструкция бронхов (ОФВ
Таким образом, при применении курса стандартной терапии БА на фоне ИБС отмечено клиническое улучшение, однако по ряду симптомов статистически значимое преимущество отмечено в основной группе при дополнительном приеме пиоглитазона. Это дает нам основание рекомендовать пиоглитазон как дополнительное средство лечения больных БА на фоне ИБС.
Заключение
Включение пиоглитазона в комплексную терапию пациентов с БА в сочетании с ИБС улучшает клиническое течение заболеваний и контроль над их течением, снижает уровень системного воспаления и улучшает функциональную активность эндотелия. Введение пиоглитазона в курс лечения повышает эффективность стандартной терапии и может рассматриваться в качестве дополнительного противовоспалительного лечения больных с БА на фоне ИБС.