Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Калекин Р.А.

ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России;
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Волкова А.А.

ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России;
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Орлова А.М.

ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России

Акимова В.Д.

ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России

Барсегян С.С.

ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России

Судебно-химическое и химико-токсикологическое исследование методом ВЭЖХ-МС/МС при отравлении рицином

Авторы:

Калекин Р.А., Волкова А.А., Орлова А.М., Акимова В.Д., Барсегян С.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 5004

Загрузок: 150


Как цитировать:

Калекин Р.А., Волкова А.А., Орлова А.М., Акимова В.Д., Барсегян С.С. Судебно-химическое и химико-токсикологическое исследование методом ВЭЖХ-МС/МС при отравлении рицином. Судебно-медицинская экспертиза. 2023;66(3):34‑39.
Kalekin RA, Barseghyan SS, Volkova AA, Orlova AM, Akimova VD. Forensic chemical and chemicotoxicological examination of ricin poisoning by the HPLC-MS/MS method. Forensic Medical Expertise. 2023;66(3):34‑39. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed20236603134

Рекомендуем статьи по данной теме:
Рас­пре­де­ле­ние лер­ка­ни­ди­пи­на в ор­га­низ­ме теп­лок­ров­ных жи­вот­ных. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(5):47-52
Раз­ра­бот­ка ме­то­дик ис­сле­до­ва­ния 2,4,6-три­нит­ро­фе­но­ла для оцен­ки ха­рак­те­ра его рас­пре­де­ле­ния в ор­га­низ­ме теп­лок­ров­ных жи­вот­ных. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(6):28-33
Раз­ра­бот­ка ме­то­ди­ки оп­ре­де­ле­ния кар­ба­ма­зе­пи­на на ос­но­ве вы­со­ко­эф­фек­тив­ной жид­кос­тной хро­ма­тог­ра­фии с ди­од­но-мат­рич­ным де­тек­ти­ро­ва­ни­ем. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(1):25-28
Вли­яние ско­рос­ти клу­боч­ко­вой фильтра­ции на сы­во­ро­точ­ную кон­цен­тра­цию про­каль­ци­то­ни­на. Ла­бо­ра­тор­ная служ­ба. 2023;(1):27-32
Па­то­ге­не­ти­чес­кая роль по­ли­фун­кци­ональ­но­го бел­ка α2-мак­рог­ло­бу­ли­на и его ак­тив­ность в сле­зе и кро­ви при воз­рас­тной ма­ку­ляр­ной де­ге­не­ра­ции и про­ли­фе­ра­тив­ной ди­абе­ти­чес­кой ре­ти­но­па­тии. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(6):26-32

Рицин (ricin) — ядовитое вещество растительного происхождения мощного действия. Представляет собой природный, чрезвычайно токсичный белок, содержащийся в семенах клещевины (Ricinus communis) [1], высокомасличной технической культуры. Из клещевины получают касторовое масло, которое используется в медицине [2].

Рицина в семенах клещевины может содержаться до 3%. Кроме того, в них присутствуют от 0,1 до 1% токсического алкалоида со схожим действием — рицинина (C8H8O2N2), который экстрагируется совместно с рицином, и триглицерид рицинолевой кислоты, который до 85% обнаруживается в касторовом масле. Таким образом, при отравлении семенами клещевины возможно обнаружение рицина, рицинина и рицинолевой кислоты совместно.

В России из семян клещевины производится в качестве лекарственного средства касторовое масло с международным непатентованным названием «Клещевины обыкновенной семян масло». Оно относится к фармакотерапевтической группе «слабительное средство растительного происхождения» [3]. Его специфичность обусловлена тем, что в нем преобладает (81—86%) рицинолевая (рицинолеиновая) кислота (C18H34O3), которая не встречается в маслах других растений, в том числе растений семейства молочайные: тунг, молочай лекарственный [4].

Рицин состоит из двух полипептидов, связанных дисульфидной связью, с разными функциями. А-цепь проникает в цитозоль и ферментативно инактивирует рибосомы, тогда как В-цепь обладает свойствами лектина и связывается с углеводами на поверхности клетки. Молекула рицина представляет собой гликозилированный глобулярный гетеродимер массой 60—65 кДа. Массы цепей А и В приблизительно равны 32 и 34 кДа соответственно.

Рицин обладает прямым цитотоксическим эффектом вследствие ферментативного воздействия на эукариотические рибосомы, что приводит к ингибированию синтеза белка. Учитывая механизм цитотоксической активности рицина, это был самый первый идентифицированный RIP (рибосомно-инактивирующий белок), отнесенный ко II классу этой группы белковых токсинов. Для человека средняя смертельная доза рицина составляет 0,3 мг/кг перорально, или примерно 1,78 мг для взрослого. Однако токсичность вещества зависит от пути воздействия. При ингаляционном пути попадания в организм человека токсическое воздействие больше, чем при пероральном введении. Средняя летальная доза вещества (LD50) при ингаляции составляет 3—5 мкг/кг, в то время как пероральная LD50 составляет 20 мг/кг. При инъекционном пути введения за счет высокой биодоступности отравление возможно при меньших дозах. Смертельной для человека является доза 4—8 семян клещевины.

Первичные симптомы отравления: поражение слизистых оболочек желудочно-кишечного тракта, тошнота, рвота, диарея, часто с кровью, кишечные колики, геморрагии, в том числе на сетчатке глаза, синюшность, коллапс (резкое падение кровяного давления), судороги. При контакте порошка рицина со слизистой оболочкой возможны появление жжения, покраснения, боль, отеки, слезотечение и резь в глазах.

Рицин считается одним из самых токсичных веществ. При этом он более прост в производстве, чем другие биологические агенты, и для его выделения требуются лишь знания базовых методов, используемых в химии и фармации. Он может быть использован в качестве потенциального инструмента при биотеррористических атаках. Таким образом, особый интерес представляет разработка методики обнаружения рицина в биологических объектах при отравлении [1].

В клинической лабораторной диагностике при исследовании биологических объектов на наличие токсических веществ применяются современные инструментальные методы, в том числе высокоэффективная жидкостная хроматография с тандемной масс-спектрометрией (ВЭЖХ-МС/МС) [5, 6]. ВЭЖХ-МС/МС. Данный метод широко используется в качестве подтверждающего при судебно-химическом и химико-токсикологическом исследовании [7, 8], в том числе для обнаружения метаболитов исследуемых веществ [9, 10].

При определении токсических веществ в биологических объектах важную роль играют метаболиты и метаболизм в целом [11, 12]. Время пребывания несвязанной формы рицина в крови не превышает нескольких минут. Токсикант разрушается при участии протеолитических ферментов [13]. Токсический алкалоид рицинин, небольшие количества которого содержатся в касторовых бобах, экстрагируется совместно с рицином. Случаев отравления людей только рицинином не описано, возможно, из-за невозможности его обнаружить [14]. В качестве маркера отравления рицином могут использоваться рицинин и рицинолевая кислота. Рицинин присутствует в следовых количествах практически во всех препаратах рицина, но менее, чем рицин, подвержен метаболизму. Его определение в моче возможно даже спустя 2 сут после экспонирования экспериментального животного к рицину [15]. Рицинолевую кислоту также легче обнаружить, чем рицин, благодаря ее высокому процентному содержанию в масле. Таким образом, обнаружение в биологических объектах рицинина и рицинолевой кислоты в качестве маркера отравления рицином является актуальной задачей при проведении судебно-химического и химико-токсикологического исследования.

Цель исследования — разработать методику определения маркеров рицина в биологических жидкостях при проведении судебно-химического и химико-токсикологического исследования.

Материал и методы

В качестве объекта сравнения использовали экстракт семян клещевины обыкновенной (Ricinus commúnis), содержащей рицин, рицинин и рицинолевую кислоту.

Объектом исследования служили кровь и моча человека как основные биологические объекты при проведении судебно-химического и химико-токсикологического анализа при отравлении [16, 17].

Условия хроматографирования

Анализ проводили методом масс-спектрометрии высокого разрешения в сочетании с высокоэффективной жидкостной хроматографией на хромато-масс-спектрометре Orbitrap Exploris 120. Хроматограммы были получены в режиме, включающем полное сканирование и фрагментацию ионов (FullMS-ddMS2), который обеспечивает получение информации о молекулярном ионе предполагаемого метаболита и его характеристичных фрагментах.

Детектирование осуществляли в режиме информационно зависимого сканирования в диапазоне масс 50—750 Da. Применяли аналитическую колонку Accucore Phenyl Hexyl (2,1×100 мм; 2,6 мкм) с термостатированием 30 °C. Скорость потока подвижной фазы составляла 0,5 мл/мин. Состав подвижной фазы: Фаза A — 0,1% раствор муравьиной кислоты в воде; Фаза B — 100% ацетонитрил для хроматографии. Объем вводимой пробы задавали 10 мкл. Общее время анализа — 15,5 мин. Условия градиентного режима подачи элюента приведены в табл. 1.

Таблица 1. Программа градиентного элюирования

Время, мин

А, %

В, %

0,00

99,0

1,0

1,00

99,0

1,0

8,00

1,0

99,0

9,00

1,0

99,0

9,10

99,0

1,0

Пробоподготовка крови

В пробирку типа «Эппендорф» объемом 1,5 мл помещали 200 мкл крови, 300 мкл метанола, интенсивно встряхивали на вортекс-миксере в течение 30 с, центрифугировали при 14 000 об/мин, метанольное извлечение упаривали, сухой остаток растворяли в 200 мкл смеси (0,1% раствор муравьиной кислоты в 10% водном растворе ацетонитрила), встряхивали на вортекс-миксере в течение 30 с, центрифугировали при 14 000 об/мин. Переносили 100 мкл органической фазы в виалу объемом 1,5 мл со вставкой для хроматографирования.

Пробоподготовка мочи

1. Для проведения скрининга методом ВЭЖХ МС/МС в пробирку типа «Эппендорф» объемом 1,5 мл помещали 200 мкл мочи, 300 мкл метанола, интенсивно встряхивали на вортекс-миксере в течение 30 с, центрифугировали при 14 000 об/мин, метанольное извлечение упаривали, сухой остаток растворяли в 200 мкл смеси (0,1% раствор муравьиной кислоты в 10% водном растворе ацетонитрила), встряхивали на вортекс-миксере в течение 30 с, центрифугировали при 14 000 об/мин. Затем 100 мкл органической фазы переносили в виалу объемом 1,5 мл со вставкой для хроматографирования.

2. Для проведения исследования методом ВЭЖХ МС/МС после щелочного гидролиза во флакон объемом 9 мл помещали 2 мл мочи, добавляли 0,5 мл 5Н раствора NaOH, выдерживали при 50 °C в течение 20 мин. Охлаждали при комнатной температуре. Гидролизат подкисляли до значения pH=2—3 добавлением 250—350 мкл концентрированной хлористоводородной кислоты, затем охлаждали. Экстрагирование проводили двукратно по 3 мл смесью гексан—этилацетат (7:1), далее центрифугировали (3 мин при 3000 об/мин). Верхний органический слой отбирали и упаривали. Сухой остаток извлечения с помощью этилацетата количественно переносили в виалу емкостью 1,5 мл, растворитель упаривали в токе азота. Сухой остаток растворяли в 200 мкл смеси (0,1% раствор муравьиной кислоты в 10% водном растворе ацетонитрила), встряхивали на вортекс-миксере в течение 30 с, центрифугировали при 14 000 об/мин. Органическую фазу объемом 100 мкл переносили в виалу объемом 1,5 мл со вставкой для хроматографирования.

3. Для проведения исследования методом ВЭЖХ МС/МС после кислотного гидролиза во флакон объемом 16 мл добавляли 2 мл мочи и 2 мл концентрированной хлористоводородной кислоты, гидролизовали в герметично закрытом флаконе в течение часа на водяной бане при температуре 100 °C. Охлажденный гидролизат фильтровали через бумажный фильтр, фильтр промывали 1 мл 18% хлористоводородной кислоты.

3.1. Водную фазу экстрагировали двукратно по 3 мл диэтиловым эфиром, органические фазы объединяли, фильтровали через слой безводного сульфата натрия и выпаривали. Сухой остаток растворяли в 200 мкл смеси (0,1% раствор муравьиной кислоты в 10% водном растворе ацетонитрила), встряхивали на вортекс-миксере в течение 30 с, центрифугировали при 14 000 об/мин. Затем 100 мкл органической фазы переносили в виалу объемом 1,5 мл со вставкой для хроматографирования.

3.2. Далее к водной фазе добавляли 1 мл 60% раствора гидроксида натрия до значения pH=10—11 по универсальному индикатору, раствор охлаждали, добавляли 1 г кристаллического гидрокарбоната натрия до насыщения раствора, дважды экстрагировали 3 мл смеси метиленхлорид—гептан—изопропанол (7:2:1), извлечения объединяли, фильтровали через слой безводного сульфата натрия и упаривали. Сухой остаток растворяли в 200 мкл смеси (0,1% раствор муравьиной кислоты в 10% водном растворе ацетонитрила), встряхивали на вортекс-миксере в течение 30 с, центрифугировали при 14 000 об/мин. Переносили 100 мкл органической фазы в виалу объемом 1,5 мл со вставкой для хроматографирования.

4. Для проведения скрининга методом ВЭЖХ МС/МС во флакон объемом 9 мл добавляли 2 мл мочи, подкисляли 10% раствором хлористоводородной кислоты до значения pH среды 2 по универсальному индикатору и трижды экстрагировали хлороформом порциями по 10 мл. Извлечения объединяли, фильтровали, упаривали до 1 мл. Водную фазу подщелачивали раствором аммиака до значения pH среды 10 по универсальному индикатору, трижды экстрагировали хлороформом порциями по 10 мл, фильтровали, упаривали до 1 мл.

По 1 мл кислого и щелочного извлечения упаривали. Сухой остаток растворяли в 200 мкл смеси (0,1% раствор муравьиной кислоты в 10% водном растворе ацетонитрила), встряхивали на вортекс-миксере в течение 30 с, центрифугировали при 14 000 об/мин. Переносили 100 мкл органической фазы в виалу объемом 1,5 мл со вставкой для хроматографирования.

Ввиду отсутствия стандартного образца рицина его хроматографические данные получали при исследовании извлечения из семян клещевины. Несколько семян растирали и гомогенизировали, добавляли подкисленную щавелевой кислотой воду и оставляли отстаиваться 1—2 ч. Затем центрифугировали при 14 000 об/мин и экстрагировали диэтиловым эфиров. Раствор подщелачивали раствором аммиака.

Результаты и обсуждение

Одновременное обнаружение в исследованных биологических жидкостях (кровь и моча) рицинина и рицинолевой кислоты позволяет предположить отравление человека семенами клещевины.

Результаты исследования (рис. 1—3) дают возможность описать хроматографические и масс-спектрометрические характеристики определения рицинина и рицинолевой кислоты в биологических жидкостях (табл. 2).

Рис. 1. Хроматограмма рицинина (а) и рицинолевой кислоты (б) в извлечении из семян клещевины.

Рис. 2. Хроматограмма рицинина (а) и рицинолевой кислоты (б) в извлечении из крови.

Рис. 3. Хроматограмма рицинина (а) и рицинолевой кислоты (б) в извлечении из мочи.

Таблица 2. Хроматографические и масс-спектрометрические характеристики рицинина и рицинолевой кислоты

Исследуемое вещество

Время удерживания, мин

Характерные масс-ионы, m/z

Рицинин

3,32

110, 138, 165, 187, 210, 264, 287, 329, 351

Рицинолевая кислота

14,52

116, 160, 181, 231, 279, 291, 297, 311, 333, 365

Данные табл. 2 позволяют проводить идентификацию рицинина и рицинолевой кислоты для подтверждения факта отравления рицином.

Выводы

1. Определены оптимальные условия пробоподготовки биологических жидкостей, позволяющие экстрагировать компоненты семян клещевины (рицинин и рицинолевая кислота).

2. Разработана экспресс-методика обнаружения маркеров рицина (рицинин и рицинолевая кислота) методом масс-спектрометрии высокого разрешения в сочетании с высокоэффективной жидкостной хроматографией.

3. Описаны хроматографические и масс-спектрометрические характеристики для достоверной идентификации рицинина и рицинолевой кислоты как маркеров отравления рицином при проведении химико-токсикологического и судебно-химического анализа.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.