Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Попов В.Л.

ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России

Сафрай А.Е.

ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова»;
Санкт-Петербургское ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы»

Коробова Д.Г.

ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова»

Рукавишникова А.А.

ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова»

Введение в судебно-медицинскую геронтологию

Авторы:

Попов В.Л., Сафрай А.Е., Коробова Д.Г., Рукавишникова А.А.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1371 раз


Как цитировать:

Попов В.Л., Сафрай А.Е., Коробова Д.Г., Рукавишникова А.А. Введение в судебно-медицинскую геронтологию. Судебно-медицинская экспертиза. 2021;64(5):13‑17.
Popov VL, Safrai AE, Korobova DG, Rukavishnikova AA. Introduction to forensic gerontology. Forensic Medical Expertise. 2021;64(5):13‑17. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed20216405113

Рекомендуем статьи по данной теме:

Одной из важнейших демографических особенностей XXI века является увеличение в популяции доли людей пожилого и старческого возраста, что закономерно привело к «гериатризации» медицины, в том числе судебной [1—3].

Согласно прогнозу демографов, к 2030 г. в большинстве экономически развитых стран люди в возрасте 60 лет и старше составят пятую часть всего населения [4, 5]. Уровень заболеваемости в пожилом возрасте (60—74 года) почти в 2 раза выше, а в старческом (75 лет и старше) в 6 раз выше, чем лиц молодого возраста.

Клиническое течение болезней в старших возрастных группах имеет свои особенности и закономерности [3, 5]. Постарение населения привело к увеличению в структуре заболеваемости болезней, характерных для пожилого населения, и, соответственно, летальности от этой патологии [4, 6].

Цель работы — изучение структуры и результатов судебно-медицинских вскрытий лиц старческого возраста.

Материал и методы

Провели статистический анализ данных за 20-летний период (2001—2021 гг.). Результаты вскрытий и гистологических исследований сопоставили с данными о распространенности болезней в возрастной группе 75 лет и старше (75+).

Результаты и обсуждение

В последние годы в РФ в структуре судебно-медицинских вскрытий преобладают случаи насильственной смерти, среди которых доминируют исследования трупов лиц старшей возрастной группы [7]. В ряде бюро судебно-медицинской экспертизы их доля приближается к 50% от всех вскрытий, причем наибольший прирост очевиден в группе 75—89 лет (рис. 1).

Рис. 1. Динамика возрастной структуры вскрытий за 2001—2020 гг.

Отмечено очевидное снижение количества вскрытий в случаях насильственной смерти при относительно стабильной доле умерших в группе 75+ (рис. 2).

Рис. 2. Динамика судебно-медицинских вскрытий при насильственной смерти.

В случаях ненасильственной смерти наблюдался устойчивый рост количества вскрытий умерших в группе 75+, к 2018—2020 гг. доля вскрытий составила почти 50% (рис. 3).

Рис. 3. Динамика судебно-медицинских вскрытий при ненасильственной смерти.

В старшей возрастной группе доля женщин существенно выше, чем мужчин, а в группе 90+ их число выше в 6 раз и более (рис. 4). Таким образом, при анализе смертности пристальное внимание должно быть уделено группе женщин.

Рис. 4. Структура вскрытий в возрастной группе 75+ по половому признаку.

Сравнили соотношение структуры заболеваемости в старшей возрастной группе по клиническим данным и причин смерти по судебно-медицинским данным. В клинической медицине спектр доминирующей патологии оказался широким: болезни системы кровообращения, опорно-двигательного аппарата, расстройства зрения и слуха, вестибулопатии, сахарный диабет, когнитивные расстройства и др. Естественно, что только часть из них может стать причиной смерти, при этом их влияние на возникновение и течение повреждений, развитие осложнений, в том числе смертельных, при внешних воздействиях и других заболеваниях существенно. Патология сердечно-сосудистой системы с высокой частотой отмечается и клиницистами, и судебными медиками.

Течение и заживление травматических повреждений в старческом возрасте происходят более тяжело и продолжительно, хотя длительность и интенсивность физиологических механизмов заживления повреждений кожи в возрасте 75+ могут оказаться парадоксально ускоренными [8, 9]. При решении одного из ключевых вопросов судебно-медицинской экспертизы — давности возникновения повреждений не учитывают особенности их заживления у лиц в возрасте 75+, когда могут отмечаться разновекторные тренды заживления. Также отмечено, что первоначальный (исходный) вид переломов и траектория линейных трещин при тупой травме у лиц в возрасте 75+ отличается от таковых у лиц молодого и среднего возраста. Игнорирование этих особенностей может привести к ошибочным выводам при интерпретации свойств травмирующего предмета и механизма его действия.

Неизученными остаются такие вопросы, как патогенетическая роль травмы и патологии в генезе смерти лиц старше 75 лет, оценка качества медицинской помощи людям этой возрастной категории при проведении экспертизы по «врачебным делам».

В судебно-медицинской секционной практике, несмотря на хорошо известные особенности клинического течения и исходов патологии в старческом возрасте, наблюдается упрощенное (иногда пренебрежительное) отношение к патологии: неподтвержденная гистологией макроскопия, фактические ошибки, «стандартные» диагнозы (ишемическая болезнь сердца, сердечно-сосудистая недостаточность и т.п.). Все это рождает сомнение как в истинной, так и непосредственной причине смерти в отдельно взятом случае и приводит к тому, что геронтологические аспекты в судебной медицине представляют собой пока еще пустое пространство.

Выделяют три основные группы типичных гериатрических синдромов: соматические, психиатрические и социальные. Первая группа: гипомобильность, мальнутриция (часто в сочетании с синдромом саркопении, сенильной анорексии), недержание мочи и кала, синдром падений и нарушений ходьбы, головокружения и атаксия, синдромы нарушений слуха и зрения, потери сознания, болевой синдром и др. Вторая группа: старческие деменции, депрессии, делирий, нарушения поведения и адаптации. Третья группа: утрата способности к самообслуживанию, зависимость от окружающих, социальная изоляция и подверженность насилию [10—12].

Судебная медицина незнакома с такими достижениями современной геронтологии, как особенности старческой астении, когнитивного дефицита, синдрома саркопении, инфламэйджинга, полигормональной недостаточности, коморбидности, полипрагмазии и др. [5, 13—16]. До сих пор не изучено влияние факторов, свойственных старческой возрастной группе, на закономерности возникновения, изменения, исчезновения, выявления, исследования и экспертной оценки медицинских фактов, служащих источником доказательств при проведении предусмотренного законом расследования. По этим вопросам выполнены единичные исследования [1, 11, 17].

Совсем не нашла отражения в судебно-медицинской литературе и практике проблема распространенности и посмертной диагностики гериатрических синдромов и болезней. Это ведет к ошибочной диагностике и искажению государственной статистики, результат — принятие ошибочных управленческих решений, направленных на оказание высококачественной медицинской помощи людям пожилого и старческого возраста.

Особое внимание органы здравоохранения уделяют достоверности летальности от болезней системы кровообращения (БСК) и онкологической патологии. Адекватное исследование трупов умерших от этих болезней, несмотря на кажущуюся простоту, на деле оказывается сложной диагностической задачей. Разница между патологией, с которой лица старшей возрастной группы обращаются за медицинской помощью, и той, которую диагностируют судебно-медицинские эксперты, оказывается разительной, а при сопоставлении клинического диагноза и диагноза, поставленного по результатам вскрытия, расхождения составляют 26,6% и более [13, 18, 19].

При наличии общих закономерностей угасания организма старение характеризуется различными индивидуальными особенностями. Клиницисты выделяют гемодинамический, нейрогенный, эндокринный, относительно гармоничный и другие синдромы старения [20]. Это не нашло отражения в судебно-медицинской литературе и затрудняет дифференциальную диагностику последствий выявляемых патологий, повреждений и изменений, обусловленных как инволютивными и обменно-дистрофическими трансформациями в тканях, так и изменениями, вызванными хроническими болезнями или комплексом болезней, характерных для старческого возраста. В судебной медицине не учитываются такие особенности старения, как гетерохронность (различие во времени наступления старения отдельных клеток, тканей, органов и систем), гетеротпропность (неодинаковость выраженности возрастных изменений в различных структурах одного и того же органа), а также гетерокинетичность (старение с различной скоростью).

Считаем необходимым выделить судебно-медицинскую геронтологию как отдельное направление в судебной медицине.

Судебно-медицинская геронтология — одно из направлений в судебной медицине, центральным объектом которого является человек старческого возраста. Система предмета судебно-медицинской геронтологии, по нашему мнению, совпадает с построением судебной медицины, поскольку люди этой возрастной группы являются объектами судебно-медицинский экспертизы во всех ее разделах: судебно-медицинской травматологии, танатологии и андрологии.

Методологической базой судебно-медицинской экспертизы лиц в возрасте 75+ должен стать обязательный всесторонний комплексный подход, включающий не только клинические, морфологические, лабораторные и инструментальные методы, но и методы оценки социальной адаптации или дезадаптации личности.

Выводы

1. Число вскрытий умерших от насильственных и ненасильственных причин в возрасте 75+ и их доля в структуре судебно-медицинских вскрытий увеличивается, что требует целенаправленного внимания к этой возрастной группе.

2. Судебно-медицинская экспертиза повреждений и патологии у лиц возрастной группы 75+ и в теоретическом, и в практическом отношении является малоизученной проблемой.

3. Целесообразно выделить такие перспективные научные судебно-медицинские направления, как изучение особенностей клинического течения, исходов и судебно-медицинской оценки травматической болезни в старческом возрасте, а также методические и методологические аспекты судебно-медицинской экспертизы ненасильственной смерти и комплекс судебно-антропологических вопросов в этой возрастной группе.

Без сомнения, судебно-медицинская геронтология должна стать одним из важных направлений в общей системе научно-исследовательских изысканий.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Литература / References:

  1. Дмитриева О.А., Федченко Т.М, Хольтер Е.А. Пожилой и старческий возраст: особенности судебно-медицинской стратегии. Проблемы экспертизы в медицине. 2010;10(1-2):12-14. 
  2. Турушева А.В., Моисеева И.Е. Недостаточность питания в пожилом и старческом возрасте. Российский семейный врач. 2019;23(1):5-15.  https://doi.org/10.17816/RFD201915-15
  3. Belikov AV. Age-related diseases as vicious cycles. Ageing Research Reviews. 2019;49:11-26.  https://doi.org/10.1016/j.arr.2018.11.002
  4. Бантьева М.Н. Заболеваемость взрослого населения России в возрастном аспекте. Главврач. 2014;4:10-24. 
  5. Гериатрия. Национальное руководство. Под ред. Ткачевой О.Н., Фроловой Е.В., Яхно Н.Н. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2019.
  6. Купрюшин А.С., Маркова А.А., Купрюшина Н.В., Вишнякова Ж.С., Латынова И.В., Семина М.Н. Структура причин смерти больных пожилого и старческого возраста, умерших дома. Современные проблемы науки и образования. Электронный журнал. 2016; вып. 3. 
  7. Введенская Е.С., Варенова Л.Е. Смертность больных на дому и необходимость организации паллиативной помощи в конце жизни. Медицинский альманах. 2013;5:71-74. 
  8. Gosain A, DiPietro LA. Aging and wound healing. Wld J Surgery. 2004;28(3):321-326.  https://doi.org/10.1007/s00268-003-7397-6
  9. Sgonc R, Gruber J. Age-related aspects of cutaneous wound healing: a mini-review. Gerontology. 2013;59:159-164.  https://doi.org/10.1159/000342344
  10. Горелик С.Г., Ильницкий К.В., Журавлева Я.В., Перелыгин К.В., Гурко Г.И. Основные клинические синдромы в гериатрической практике. Научные ведомости. Серия Медицина. Фармация. 2011;16(1):100-104. 
  11. Сидорович Ю.В. Судебно-медицинская экспертиза тяжести вреда здоровью у лиц пожилого и старческого возраста. Вестник РУДН. Серия Медицина. 2009;4:585-586. 
  12. Сбоева С.Г., Ряженов В.В. Характерные черты постарения населения и современные геронтотехнологии. Здравоохранение. 2003;4:15-18. 
  13. Богат С.В., Паулаускас А.В. Саркопения как гериатрический синдром. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2015;1:53-56. 
  14. Robine J-M, Crimmins EM, Horiuchi S, Zeng Yi. Human longevity, individual life duration, and the growth of the oldest-old population. Dordrecht. Springer. 2000. https://doi.org/10.1007/978-1-4020-4848-7
  15. Подрезова Л.А., Маркина Т.Р., Сейку Ю.В. Психические нарушения у пожилых терапевтических больных. Альманах клинической медицины. 2014;35:89-93. 
  16. Ильницкий А.Н., Прощаев К.И. Старческая астения (frailty) как концепция современной геронтологии. Геронтология. 2013;1(1):408-412. 
  17. Бабушкина К.А. К вопросу о состоянии проблемы диагностики давности образования повреждений на коже у лиц пожилого и старческого возраста. Проблемы экспертизы в медицине. 2005;4:43-46. 
  18. Туребеков Д.К. Анализ структуры смертности у лиц пожилого и старческого возраста в стационаре. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2008;1:166-167. 
  19. Куличенко Л.Л., Ивахненко И.В. Характеристика соматической патологии у людей пожилого и старческого возраста. Волгоградский научно-медицинский журнал. 2012;1:88-90. 
  20. Лабезник Л.Б., Верткин А.Л., Конев Ю.В., Ли Е.Д., Скотников А.С. Старение. Профессиональный врачебный подход. М.: ЭКСМО; 2013.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.