Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Иммунохимические показатели репродуктивного здоровья супружеских пар с внематочной беременностью в анамнезе
Журнал: Российский вестник акушера-гинеколога. 2019;19(3): 22‑28
Прочитано: 2955 раз
Как цитировать:
Внематочная беременность (ВБ) является одной из наиболее опасных для здоровья, жизни и репродуктивной функции патологий в гинекологической практике [1, 2]. Смертность от ВБ в XXI веке остается высокой, занимая в структуре материнской смертности 2-е место в мире, 3—4-е — в индустриально развитых странах мира, 5-е место — в Российской Федерации [3]. После перенесенной ВБ у многих женщин развивается спаечный процесс в малом тазу, у 60—80% больных — бесплодие, у 20—30% пациенток — повторная ВМ. В последние годы отмечается тенденция к увеличению частоты ВБ в связи с неуклонным ростом воспалительных заболеваний гениталий, эндометриоза, нейроэндокринных нарушений и др. [4—9]. В России в 2014 г. в структуре материнской смертности смерть от ВМ составила 1%, а в 2015 г. возросла в 3,6 раза до 3,6% [10, 11]. Являясь признаком субфертильности в супружеской паре, ВБ в последующем нередко приводит к инфертильности и необходимости ее преодоления с помощью экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) [5, 12, 13]. ВБ бывает и у здоровых женщин с неизмененными маточными трубами, что может быть обусловлено повышенной активностью трофобласта [4], поскольку в эктопических условиях установлена «неограниченная живучесть» клеток вневорсинчатого цитотрофобласта [14, 15]. Известно, что качество зачатия и формирующегося трофобласта определяется качеством как материнских, так и отцовских гамет. Между тем роль «мужского» фактора в причинах ВБ не определена и сводится лишь к риску увеличения частоты ИППП при частой смене половых партнеров [13, 15, 16]. Использование иммунохимических показателей репродуктивного здоровья женщин и мужчин позволит расширить спектр факторов риска развития ВБ, улучшить качество прегравидарной подготовки супружеских пар.
Цель настоящего исследования — комплексное изучение репродуктивного здоровья женщин и мужчин в супружеских парах с внематочной беременностью в анамнезе с определением гликоделина и растворимого антигена лейкоцитов 2-го типа (РАЛ-2) в менструальной крови у женщин и спермальной жидкости у мужчин, а также гликоделина и плацентарного α1-микроглобулина (ПАМГ) в периферической крови и перитонеальной жидкости у женщин.
Всего обследованы 203 женщины и 127 мужчин. Основную группу составили 103 женщины и 75 мужчин из супружеских пар, имевших ВБ в анамнезе; контрольную — 100 женщин и 52 мужчины из супружеских пар с нормальной репродуктивной функцией, имеющие здоровых детей. Пациентки контрольной группы были обследованы через 5—8 мес после своевременных родов, после восстановления менструальной функции, в отсутствие гормональной и внутриматочной контрацепции, 26 из них произведена плановая хирургическая стерилизация по социальным показаниям в I фазе менструального цикла. Обследование женщин основной группы проводилось в первые 5—8 мес после операции по поводу ВБ. У 50 женщин из группы высокого риска развития повторной ВБ в I фазе менструального цикла выполнена контрольная лапароскопия с целью оценки функционального состояния единственной маточной трубы. У этих пациенток проводился забор перитонеальной жидкости для исследования содержания ПАМТ и гликоделина. Всем женщинам проводились комплексная оценка состояния репродуктивного и соматического здоровья, а также исследование уровней ПАМГ и гликоделина в периферической венозной крови, а также гликоделина и РАЛ-2 в менструальной крови.
Мужчинам проводились клиническое обследование врачом-урологом, исследование спермограммы, содержание в спермальной жидкости гликоделина и РАЛ-2; в соскобе из уретры — антигенов хламидий, L-формы гонококка. Полуколичественное измерение содержания гликоделина и РАЛ-2 в менструальной крови и сперме осуществляли методом двойной иммунодиффузии в агаре по Оухтерлони в модификации Н.И. Храмковой и Г.И. Абелева с использованием стандартных тест-систем к исследуемым белкам. Чувствительность тест-систем составила для гликоделина 2 мкг/мл, для РАЛ-2 — 5 мкг/мл. Все тест-системы изготавливались сотрудниками кафедры биохимии Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова М.З. Р.Ф. Определение ПАМГ и гликоделина в периферической крови и ПЖ проводили методом иммуноферментного анализа с применением отечественных наборов.
Возраст женщин основной и контрольной групп не различался и колебался от 18 до 39 лет. Как следует из табл. 1, пациентки 
Мужчины обследуемых групп также были сопоставимы по возрасту (средний в группах 27,9±0,9 и 28,0±0,4 года). В анамнезе у мужчин, жены которых имели ВБ, чаще, чем у мужей пациенток контрольной группы (табл. 2), 
Исследование содержания ПАМГ и гликоделина в периферической крови женщин в первой фазе менструального цикла не выявило достоверных различий в группах, что может свидетельствовать о ненарушенной белковосинтетической функции гранулезных клеток яичников. У женщин контрольной группы средняя концентрация ПАМГ составляла 3,8±0,7 нг/мл с индивидуальными колебаниями от 2,0 до 7,5 нг/мл, средний уровень гликоделина — 3,2±0,7 нг/мл, с индивидуальными различиями от 0,4 до 6,4 нг/мл. У женщин с ВБ в анамнезе средняя концентрация ПАМГ в периферической крови была равна 3,8±0,3 нг/мл с индивидуальными колебаниями уровней от 1,8 до 8,0 нг/мл, гликоделина —2,4±0,3 нг/мл с индивидуальными различиями от 0,8 до 11,0 нг/мл.
В ПЖ содержание ПАМГ не отличалось от такового в периферической крови и было одинаковым в обеих группах: 2,0±0,3 нг/мл с индивидуальным разбросом показателей от 1,2 до 4,0 нг/мл в контрольной группе и 3,8±0,3 нг/мл с индивидуальными различиями от 1,8 до 8,0 нг/мл в основной группе (р>0,05). Содержание гликоделина в ПЖ у женщин контрольной группы значительно превышало его уровень в периферической крови (р<0,001), что связано с поступлением белка в ПЖ из эндотелия маточных труб, и было равным 61,2±28,1 нг/мл с индивидуальными колебаниями от 7,2 до 280 нг/мл. У женщин с ВБ в анамнезе отмечено значительное снижение данного показателя (по сравнению с таковым в контрольной группе) в ПЖ до 5,4±0,6 нг/мл (р<0,001) с индивидуальными уровнями от 1,4 до 15,7 нг/мл (рис. 1). 
Определение содержания ПАМГ и гликоделина в периферической крови и ПЖ у женщин с ВБ в анамнезе с учетом состояния оставшейся единственной маточной трубы показало, что уровни обоих белков в периферической крови не зависели от состояния маточной трубы и не различались между собой. Так, средние показатели ПАМГ составляли у женщин с проходимой маточной трубой 5,3±0,9 нг/мл, при окклюзии — 3,4±0,3 нг/мл (р>0,05), уровень гликоделина — 2,3±0,4 и 2,6±0,3 нг/мл соответственно (р>0,05). В ПЖ показатели ПАМГ также не были связаны с состоянием оставшейся маточной трубы и равнялись 2,5±0,2 нг/мл при сохраненной проходимости и 1,7±0,1 нг/мл при ее окклюзии (р>0,05). Однако содержание гликоделина в ПЖ было снижено более чем в 2 раза у женщин с окклюзией маточной трубы по сравнению с таковым при неизмененной маточной трубе (4,1±0,3 нг/мл и 11,4±2,7 нг/мл; р<0,02) (рис. 2). 
Ретроспективный анализ показателей гликоделина в ПЖ с учетом исхода реабилитационных мероприятий показал, что уровень гликоделина 2,7 нг/мл и выше имели все 14 женщин с наступившей в последующем маточной беременностью и рождением доношенного ребенка, 8 из 9 — с повторной ВБ и только 3 из 17 — при диагностируемом вторичном бесплодии. Такие же индивидуальные показатели имели все женщины контрольной группы. Уровень гликоделина, 2,6 нг/мл и менее не встречался в контрольной группе и у женщин основной группы с наступившей в последующем маточной беременностью, редко имелся у женщин с повторной ВБ, но был характерен для женщин с развившимся вторичным бесплодием.
При определении гликоделина в менструальной крови выявлено резкое снижение концентрации белка у женщин с ВБ в анамнезе до 6,5±1,5 мкг/мл (в контрольной группе — 33,0±5,0 мкг/мл; р<0,001) (рис. 3). 
Определение гликоделина и РАЛ-2 в менструальной крови позволяет оценить состояние эндометрия, при этом у пациенток с ВБ в анамнезе (основная группа) установлены высокая частота хронического эндометрита (52,2%) и низкая секреторная активность (83,4%). Определение гликоделина в перитонеальной жидкости может помочь в оценке функционального состояния маточных труб. При комплексном обследовании женщин с ВБ в анамнезе с использованием тестов на гликоделин и РАЛ-2 нарушения в репродуктивной системе выявлены у 90,2% больных.
Известно, что уровень гликоделина в сперме мужчин связан с функцией семенных пузырьков и фертильностью [9, 17—20]. У мужчин из супружеских пар с ВБ в анамнезе среднее содержание гликоделина в сперме было резко сниженным (рис. 4) 
Комплексное обследование мужчин из супружеских пар с ВБ в анамнезе с учетом анализа спермы на гликоделин и РАЛ-2 выявило нарушения в репродуктивной системе у 92,3% пациентов. Таким образом, внематочная беременность является не только «женской» проблемой, в ней равное участие принимает «мужской» фактор в виде сниженной фертильности и высокой частоты воспалительных процессов в гениталиях, что отражается на качестве зачатия и активности оплодотворенного яйца. В связи с этим на этапе прегравидарной подготовки важным является дополнительное исследование белков репродуктивной системы в группах риска, с обязательным включением в процесс обследования и реабилитации половых партнеров.
1. Нарушения в репродуктивной системе супружеских пар с ВБ в анамнезе выявляются у 90,2% женщин, преимущественно в виде хронического эндометрита и НЛФ с высокими уровнями РАЛ-2 (52,2%) и низкими — гликоделина (83,4%) в менструальной крови, и у 92,3% мужчин, имеющих сниженную концентрацию активно подвижных сперматозоидов (38,5%) и гликоделина (62,6%), высокие уровни инфицированности (75%) и РАЛ-2 (92,3%) в спермальной жидкости.
2. У женщин с ВБ в анамнезе уровни ПАМГ и гликоделина в периферической венозной крови в I фазе менструального цикла, а также ПАМГ в ПЖ не отличаются от таковых у женщин с нормальной репродуктивной функцией.
3. Концентрация гликоделина в ПЖ выше, чем в периферической крови, и зависит от состояния маточных труб. У женщин с ВБ в анамнезе уровень гликоделина в ПЖ снижен, особенно в случаях непроходимости оставшейся маточной трубы.
4. При внематочной беременности в анамнезе реабилитацию и прегравидарную подготовку должны проходить оба супруга.
Сведения об авторах
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Посисеева Л.В. — д.м.н., проф.; e-mail: lvposiseeva@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-8372-5167
Воронцов Д.М. — к.м.н.; e-mail: niimid2010@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-8907-2339
Петрова У.Л. — e-mail: iulianadoctor@gmail.com; https://orcid.org/0000-0003-0388-3104
*e-mail: lvposiseeva@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-8372-5167
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.