Большие и малые слюнные железы человека выполняют как эндо-, так и экзокринную функции, участвуют в процессе пищеварения, углеводного обмена, оказывают влияние на различные органы и системы человека [3, 8, 9].
Среди пациентов стоматологического профиля болезни слюнных желез встречаются у 3—7%. Наиболее часто встречаются слюннокаменная болезнь, острые и хронические сиалоадениты [2].
В последние годы клиницисты наблюдают значительное увеличение числа пациентов с так называемыми сиалоаденозами — реактивно-дистрофическими заболеваниями слюнных желез, которые выявляются у пациентов с заболеваниями различных органов и систем. В основном к ним относятся: сахарный диабет, заболевания желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы, заболевания крови и др. [3, 4, 10].
Ученые предполагали, что сопутствующие заболевания, снижая реактивность организма, создают преморбидный фон для развития сиалоаденоза [1, 5, 7].
В настоящее время достаточно полно изучено состояние слизистой оболочки полости рта и слюнных желез у больных сахарным диабетом, с заболеваниями щитовидной железы, печени, почек, половых органов, желудочно-кишечного тракта.
В то же время данный вопрос практически не освещен в отношении больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, особенно в сфере изучения состояния больших и малых слюнных желез.
По данному вопросу имелись единичные сообщения, в основном касающиеся поражения слизистой оболочки полости рта у данных пациентов. Например, были изучены особенности стоматологического статуса и состояние тканевого кровотока слизистой оболочки полости рта (СОПР) у больных с хронической сердечной недостаточностью. При этом обнаружен амилоидоз СОПР у половины данных пациентов [6]. Авторы провели гистологические и иммуногистохимические исследования биоптатов СОПР у 80 больных в возрасте от 32 до 72 лет с хронической сердечной недостаточностью I—IV функционального класса (NYHA). В результате в 15,7% случаев авторы обнаружили системные формы амилоидоза, в 58,5% — локальные амилоидные отложения в СОПР. Амилоидоз СОПР был ассоциирован с хроническим генерализованным пародонтитом тяжелой степени более чем в половине случаев. В когорте больных с сердечной недостаточностью амилоидные отложения в СОПР чаще (63,5%) выявлялись у больных с метаболическим синдромом. В то же время авторы не привели данные о состоянии слюнных желез у данной категории пациентов.
Учитывая отсутствие клинических и лабораторных данных о состоянии СЖ у пациентов с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, мы провели настоящее исследование.
Материал и методы
Под наблюдением находились 62 больных (33 мужчины и 29 женщин) в возрасте от 50 до 70 лет, перенесших острый инфаркт миокарда. Больные находились на лечении в отделении интенсивной терапии Городской клинической больницы № 36. Стоматологическое обследование пациентов проводили с их согласия на 5—7-е сутки после лечения инфаркта и перевода их из отделения реанимации в отделение неотложной кардиологии.
Состояние больших и малых слюнных желез и слизистой оболочки полости рта оценивали на основании общих, частных и специальных методов исследования.
При опросе половина больных (31 из 62) предъявляли жалобы на сухость в полости рта. У 6 пациентов в анамнезе диагностирован сахарный диабет 2-го типа. Все остальные пациенты принимали сердечно-сосудистые препараты, как известно, способствующие сухости полости рта.
Жалобы на периодическое появление припухлости в области околоушных слюнных желез (ОУСЖ) предъявляли 4 (6%) пациента.
При внешнем осмотре увеличение ОУСЖ обнаружили у 4 больных (у 2 женщин и 2 мужчин). Увеличение поднижнечелюстных желез выявили у 1 мужчины. У этих больных в анамнезе имелся сахарный диабет 2-го типа, для которого характерно развитие сиалоаденоза.
Увеличенные слюнные железы были уплотнены у всех 5 пациентов.
Заеды обнаружили у одного больного.
Слабую болезненность при пальпации ОУСЖ отметили у одного больного, у остальных ОУСЖ оставались безболезненными.
В полости рта у 59 (95%) больных слизистая оболочка была бледно-розового цвета, у 3 — гиперемирована.
Визуально наличие истинной ксеростомии — отсутствие «слюнной лужицы» в подъязычной области и наличие пенистой слюны — у 23 (37%) пациентов.
У 14 пациентов имелись петехии (точечные капиллярные кровоизлияния) на слизистой оболочке полости рта, что свидетельствовало о снижении количества тромбоцитов (побочный эффект лекарств, использованных при лечении острого инфаркта у наших пациентов).
Язык у 5 больных был гиперемирован, у 32 — сухой, у 42 — с налетом, у 1 — складчатый, у 2 — географический.
Результаты определения гигиенического индекса пробы Шиллера—Писарева (табл. 1) показали отсутствие выраженных изменений со стороны пародонта у больных.
Так, окрашивание десны в соломенно-желтый цвет (отрицательная проба) выявили у 19 (31%) больных. Слабоположительная проба (светло-коричневый цвет десны) была диагностирована у большинства больных — у 42 (68%), и у 1 (1%) больного эта проба была положительной.
Индекс Грина—Вермильона свидетельствовал об удовлетворительном состоянии гигиены полости рта. Так у 22 (35%) больных констатировали отсутствие зубного налета и у 40 (65%) пациентов налет покрывал 1/3 поверхности коронки зуба.
Результаты сиалометрии (табл. 2) больших и малых слюнных желез свидетельствовали о значительном снижении саливации у больных с острым инфарктом миокарда.
Так, средние значения объема смешанной слюны без учета пола были в 2 раза ниже величины контрольной группы (n=22), принятых за норму, и составили 0,25±0,1 мл/мин по сравнению с нормой (0,52±0,3 мл/мин).
Количество малых слюнных желез было значительно снижено и в среднем составило 1,4±0,4 ед/см2 по сравнению со средними значениями контрольной группы (6,6±0,6 ед/см2).
Диаметр малых слюнных желез также был значительно снижен. Так, в среднем он был равен 0,25±0,06 мм (в контроле 1,6±0,3 мм).
Таким образом, ксеростомия в основном была вызвана значительным снижением числа малых слюнных желез, нежели общим снижением саливации.
Результаты изучения состава смешанной слюны представлены в табл. 3.
Содержание белка в смешанной слюне (1,9±0,3 г/л) у пациентов не отличалось от такового в контрольной группе (1,84±0,4 г/л).
В то же время мы отметили достоверное значительное увеличение содержания глюкозы в пробах смешанной слюны: 3,0±0,7 г/л по сравнению с контролем (0,2±0,01 г/л).
По нашему мнению, чувство ксеростомии наиболее обусловлено «засахариванием» слюны, нежели повышением уровня белкового компонента, на что указывали результаты нашего исследования.
Уровень α-амилазы в смешанной слюне был повышен. Так, его средние значения составляли 5959,3±1440,7 ммкат/л, что достоверно (р≤0,001) выше в сравнении с данными контрольной группы (542±89,6 ммкат/л).
Повышенный уровень α-амилазы, как правило, выявляется в случае развития сиалоаденита (сиалоаденоза) и свидетельствует об аутоиммунном воспалительном процессе в организме.
Изучение концентрации ионов калия и натрия в смешанной слюне показало, что у пациентов, перенесших острый инфаркт, повышается концентрация ионов калия, но содержание ионов натрия остается прежним относительно контрольной группы. Так, концентрация ионов калия составила 29,0±1,3 ммоль/л, что достоверно выше значений контрольной группы (20,93±1,59 ммоль/л). Концентрация ионов натрия в среднем составила 12,7±1,1 ммоль/л, что не отличалось от контроля.
Ионы калия и натрия отражают состояние электролитного обмена в организме. Их соотношение регулируется взаимоотношениями передней доли гипофиза и коры надпочечников. Под влиянием альдостерона происходит задержка в тканях ОУСЖ этих ионов и их транспортировка во внутриклеточное пространство, что может вызывать отек, снижение саливации и повышение вязкости слюны.
Содержание фосфора в пробах смешанной слюны у больных с острым инфарктом миокарда было достоверно повышено (7,7±0,3 ммоль/л; р≤0,001) по сравнению с контрольной группой (4,4±0,6 ммоль/л).
Повышение концентрации фосфора может свидетельствовать об увеличении потребностей организма в энергетических ресурсах, направленных на улучшение метаболизма и синтеза белков, жиров и углеводов.
Также у обследованных нами больных выявлено увеличение концентрации щелочной фосфатазы в смешанной слюне (53,6±0,7 ммоль/л по сравнению с контролем 37,5±2,7 ммоль/л).
Щелочная фосфатаза — фермент, участвующий в транспорте фосфора в организме человека. Данное вещество в большом количестве содержится в костной ткани, желчных протоках, слизистой оболочке кишечника, плаценте и железистых органах. В случае повышения содержания фосфора одновременно может увеличиваться и концентрация щелочной фосфатазы, уровень фосфора также увеличивается у больных с инфарктом миокарда.
Заключение
Таким образом, результаты нашего исследования показали, что для больных с острым инфарктом миокарда не характерны изменения больших слюнных желез по типу сиалоаденоза с увеличением больших слюнных желез. Ксеростомия у них является истинной и характеризуется уменьшением объема общей саливации, количества и диаметра малых слюнных желез.
У больных, перенесших острый инфаркт миокарда, отмечается значительное увеличение уровня глюкозы в смешанной слюне, что, вероятно, усиливает сухость полости рта. Также у больных отмечается увеличение содержания в смешанной слюне α-амилазы, ионов калия, фосфора и щелочной фосфатазы, что свидетельствует об увеличении потребностей организма в энергетических ресурсах, направленных на улучшение метаболизма и синтеза белков, жиров и углеводов у больных на стадии выздоровления.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования: Р.И.С., В.В.А.
Сбор и обработка материала: Х.А.О., Ю.М.Г.
Статистическая обработка данных: А.О.А., Х.А.О., Ю.М.Г.
Написание текста: В.В.А., Р.И.С., Х.А.О.
Редактирование: В.В.А., Р.И.С.
Конфликт интересов отсутствует.