Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Мурзова Т.В.

Кафедра стоматологии факультета повышения квалификации врачей Нижегородской государственной медицинской академии

Гажва С.И.

Кафедра стоматологии факультета повышения квалификации врачей Нижегородской государственной медицинской академии

Постнова И.В.

Кафедра стоматологии факультета повышения квалификации врачей Нижегородской государственной медицинской академии

Проблемы последипломного образования специалистов стоматологического профиля по результатам социологического исследования врачей-стоматологов

Авторы:

Мурзова Т.В., Гажва С.И., Постнова И.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2011;4(5): 27‑29

Просмотров: 676

Загрузок: 7


Как цитировать:

Мурзова Т.В., Гажва С.И., Постнова И.В. Проблемы последипломного образования специалистов стоматологического профиля по результатам социологического исследования врачей-стоматологов. Российская стоматология. 2011;4(5):27‑29.
Murzova TV, Gazhva SI, Postnova IV. The problems pertaining to postgraduate education of stomatologists: results of a sociological study among stomatologists. Russian Journal of Stomatology. 2011;4(5):27‑29. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эф­фек­тив­ность мо­де­ли скри­нин­га ко­ло­рек­таль­но­го ра­ка с ис­поль­зо­ва­ни­ем групп рис­ка. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):12-22
Ин­но­ва­ци­он­ные под­хо­ды к фор­ми­ро­ва­нию реп­ро­дук­тив­но­го по­ве­де­ния и здо­ровья мо­ло­де­жи на ре­ги­ональ­ном уров­не. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(4):6-11
Зна­че­ние ком­пла­ен­са ро­ди­те­лей в ре­аби­ли­та­ции де­тей с гла­уко­мой в пос­ле­опе­ра­ци­он­ном пе­ри­оде. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(4):12-16
Пи­лот­ное ис­сле­до­ва­ние кли­ни­ко-ана­то­ми­чес­ких ха­рак­те­рис­тик зу­бо­че­люс­тной сис­те­мы, за­ви­си­мых от сме­ны пи­ще­вых при­вы­чек в воз­рас­тном ас­пек­те. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия (Пи­ро­гов­ский на­уч­ный жур­нал). 2024;(3):41-47
Рас­простра­нен­ность на­ру­ше­ний обо­ня­ния в рос­сий­ской по­пу­ля­ции по ре­зуль­та­там ан­ке­ти­ро­ва­ния. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2024;(3):189-194
Оцен­ка фун­кции но­со­во­го ды­ха­ния и удов­лет­во­рен­нос­ти па­ци­ен­тов при пер­вич­ном об­ра­ще­нии за эс­те­ти­чес­кой кор­рек­ци­ей но­са. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):16-24
Ана­лиз проб­ле­мы неп­ред­на­ме­рен­ной пе­ри­опе­ра­ци­он­ной ги­по­тер­мии в плас­ти­чес­кой хи­рур­гии. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(1):5-13
Дос­туп­ность ме­ди­цин­ской и про­фи­лак­ти­чес­кой по­мо­щи для па­ци­ен­тов с брон­хи­аль­ной ас­тмой. Рес­пи­ра­тор­ная ме­ди­ци­на. 2025;(1):15-22

Основными приоритетными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. определены пути развития здравоохранения, ориентированные на реализацию прав и потребностей человека в своевременной и качественной медицинской помощи, открытости, конкуренции, использовании современных технологий и системы стандартизации [1].

Качество медицинской помощи обеспечивается всеми составляющими элементами системы здравоохранения: материально-техническим оснащением, научными и организационными ресурсами, хорошо подготовленными квалифицированными кадрами [4].

Важнейшим условием успешного развития любой организации является профессиональный рост персонала. Профессиональный рост персонала представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, решению новых задач и включает профессиональное обучение, повышение квалификации, самообразования, механизмы сертификации и аттестации персонала [2]. Важнейшим средством профессионального развития является профессиональное обучение.

Совершенствование стоматологического образования - процесс динамичный, ориентированный на постоянно изменяющиеся потребности здравоохранения в получении профессионально подготовленных специалистов. В связи с проходящими преобразованиями, требуется новое осмысление всей системы образования, создание новых программ, усиливающих теоретическую и практическую подготовку обучающихся и отражающих последние достижения мировой стоматологии [3].

Обобщая все вышеизложенное, мы сочли необходимым провести собственное исследование, цель которого - изучить удовлетворенность врачей-стоматологов качеством последипломного образования и проанализировать причины, препятствующие непрерывному профессиональному росту.

Материал и методы

Проведено социологическое исследование путем анкетирования 628 врачей-стоматологов терапевтов и врачей-стоматологов общей практики во Владимирской, Ивановской, Кировской и Нижегородской областях. В ходе исследования изучалось мнение врачей по двум основным вопросам:

- по каким разделам стоматологии Вы ощущаете нехватку знаний?;

- какие изменения Вы бы предложили внести в образовательный процесс с целью минимизировать те проблемы, с которыми Вам приходится сталкиваться в своей профессиональной деятельности?

Была разработана специальная анкета, включающая 33 вопроса. Респонденты могли выбрать один или более ответов на поставленный вопрос или предложить собственный на их взгляд правильный ответ.

Результаты и обсуждение

Вопросы общей части анкеты позволили оценить структуру респондентов по возрасту и полу (рис. 1).

Рисунок 1. Распределение респондентов по полу и возрасту.

Респонденты работали в лечебно-профилактических учреждениях различных форм собственности: государственных - 58% и негосударственных - 42%.

Стаж работы респондентов в лечебно-профилактических учреждениях представлен на рис. 2.

Рисунок 2. Стаж работы респондентов в лечебно-профилактических учреждениях.

Все опрошенные врачи работают по двум специальностям «стоматология терапевтическая» и «стоматология» (смешанный прием). Подавляющее большинство занимаются только вопросами терапевтической стоматологии (72%) и лишь 28% одновременно оказывают пациентам и хирургическую, и терапевтическую помощь. В 74% случаев опрошенные врачи имеют сертификат государственного образца, 26% не имеют сертификата по специальности.

Подавляющее большинство врачей (78%) базовое образование по основной специальности получили в интернатуре, 15% - в ординатуре и лишь 7% опрошенных - через циклы профессиональной переподготовки специалистов.

Обращает на себя внимание, что всего 22% врачей имеют высшую категорию, 20% - первую, 13% - вторую и 45% не имеют категории. Нежелание получать данный документ большинство врачей объясняют сложностями при сборе пакета документов, отсутствием ходатайства со стороны главных врачей и отсутствием дополнительных выплат за категорию.

На вопрос: «основные разделы вашей работы» подавляющее большинство опрошенных (67%) отметили, что занимаются всеми разделами терапевтической стоматологии. Лишь очень небольшой процент врачей занимается узкими направлениями: 9% - только эндодонтическим лечением зубов, 12% - реставрационными работами, 8% - диагностикой и лечением заболеваний пародонта и лишь 4% лечением заболеваний слизистой оболочки полости рта.

Согласно нашим исследованиям, большинство врачей (78%) хотели бы получить более детальную информацию по вопросам первичного и повторного эндодонтического лечения: особенностям анатомо-топографического строения корневых каналов, современным методам обработки и обтурации, дополнительным методам диагностики.

Трудности при диагностике и лечении заболеваний слизистой оболочки полости рта испытывают 96% опрошенных, что связывают с недостаточными знаниями по данному разделу стоматологии.

Однако лишь 30% респондентов используют в своей работе полученные знания и современные методики при диагностике и лечении основных стоматологических заболеваний. В качестве причины врачи указывали на отсутствие необходимого оборудования, современной аппаратуры и инструментария, недостаточное количество времени на амбулаторном стоматологическом приеме.

Совершенно ожидаемым был ответ на вопрос о частоте повышения квалификации врачей: 73% респондентов проходят сертификацию один раз в 5 лет, что обусловлено требованиями, предъявляемыми со стороны контрольно-лицензирующих органов, 4% - реже одного раза в 5 лет, 11% - один раз в год и лишь 12% повышают свою врачебную (профессиональную) квалификацию несколько раз в течение года.

На вопрос «Что мешает проходить обучение чаще?» примерно в одинаковой степени врачи отмечали отсутствие времени и слишком высокие цены на дополнительное профессиональное образование (22 и 27% соответственно); 51% респондентов в качестве причин, не позволяющих более часто проходить обучение на дополнительных циклах, отмечали отсутствие учебно-образовательных центров в местах проживания.

Интересными оказались ответы на вопрос о предпочтении вида обучения: 44% опрошенных оптимальным считают проведение краткосрочных тематических циклов по узкому разделу стоматологии, объясняя свой выбор тем, что только при таком виде обучения существует реальная возможность повышения своего профессионального уровня; 23% - предпочитают симпозиумы и семинары; 21% - сертификационные циклы; 12% - мастер-классы.

Заключение

Результаты социологического исследования на примере анкетирования врачей-стоматологов свидетельствуют о существующих проблемах последипломного образования. В связи с этим можно предложить следующие пути совершенствования последипломного образования врачей-стоматологов:

1. Целесообразно пересмотреть подходы к профессиональному образованию на последипломном уровне, сделав акцент в обучении на краткосрочные тематические занятия с доступом к дополнительным информационным ресурсам.

2. Дифференцировать и максимально индивидуализировать образовательный процесс с учетом стажа работы, наличия квалификационной категории, формы собственности и материально-технической базы лечебно-профилактического учреждения, уровня базовых знаний и потребностей курсанта.

3. Создавать и внедрять в последипломный учебный процесс многоуровневые модульные образовательные программы, которые будут включать обязательные разделы и широкий спектр вариативных занятий.

Комплекс этих мероприятий, на наш взгляд, позволит повысить уровень последипломного образования, призванного удовлетворять образовательные потребности каждого врача-стоматолога с учетом его профессиональных интересов и приоритетных форм деятельности.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.