С классических позиций гнойной хирургии оптимальным в лечении бактериального синусита является немедленное удаление гнойного содержимого из пораженного синуса. В клинической практике наиболее часто поражаются фронтальный и верхнечелюстной синусы, сочетающиеся в большинстве случаев с поражением пазух решетчатой кости. «Золотой» стандарт лечения верхнечелюстного и фронтального синусита, сформировавшийся в отечественной оториноларингологии на протяжении более чем ста лет, заключается в пункции и дренировании пораженных синусов с последующим введением в них лекарственных препаратов до полного отсутствия гнойного секрета в промывной жидкости [3, 11, 12]. Местная антибиотикотерапия позволяет достаточно быстро санировать воспаленную пазуху. Традиционно в пазуху вводятся водные растворы антибиотиков, которые должны соответствовать физиологическим особенностям и способствовать нормализации морфологической картины измененной патологическим процессом слизистой оболочки. Лекарственный препарат должен хорошо смешиваться со слизью, покрывающей поверхность слизистой оболочки, и высвобождать лечебную субстанцию, что абсолютно необходимо для достижения соответствующего эффекта. Изучение влияния различных антибактериальных препаратов на мерцательный эпителий имеет большое значение [32].
В настоящее время накоплено большое количество фактического материала по изучению влияния лекарственных препаратов на мерцательный эпителий [1,16, 18, 19, 28, 37]. При этом особый интерес представляют лекарственные вещества, которые применяются для непосредственного воздействия на слизистую оболочку полости носа.
Исследования, проведенные на препаратах как холоднокровных, так и теплокровных животных, выявили значительную чувствительность ресничек мерцательного эпителия к растворам антибиотиков. При этом, хотя разные антибиотики оказывают неодинаковое влияние на движение ресничек, общим для большинства из них является стимулирующее действие в малых концентрациях и угнетающее - в больших [23]. Д.И. Тарасовым, Г.З. Пискуновым, В.А. Клевцовым (1982) на пищеводе лягушки проведено исследование с целью подбора терапевтической концентрации антибиотиков, наиболее широко применяемых для лечения заболеваний полости носа, не вызывающей угнетение цилиарной активности мерцательного эпителия [2].
Для регистрации мерцательных движений в эксперименте многими авторами использовалась методика Н.А. Рожанского в модификации А.П. Шмагиной (1948). В настоящее время методики определения двигательной активности транспортного эпителия усовершенствованы, используется радиоизотопная техника, электронно-оптическая аппаратура, фотометрический метод, световая микроскопия [24, 30] телевизионная интерферентная контрастная микроскопия [29], компьютерная фотометрия [26, 31, 38, 39, 41, 42]. Однако по-прежнему широко используются предложенные давно, хорошо зарекомендовавшие себя методы исследования цилиарной активности мерцательного эпителия по определению времени прохождения инертной частицы по поверхности слизистой оболочки под действием мерцательных движений. Мерцательный эпителий пищевода лягушки является лучшей биологической моделью для изучения мерцательного движения и использовался многими авторами для изучения функции мерцательного эпителия и ее изменений под влиянием различного рода факторов [2, 4, 6-8, 13-15, 17, 20, 21].
Методика эксперимента: обездвиженную разрушением спинного мозга лягушку фиксировали булавками на пенопластовой пластинке брюшком кверху. Одним продольным разрезом вскрывали глотку, пищевод и часть желудка. При этом следили за тем, чтобы в меньшей степени были повреждены кровеносные сосуды. Пищевод расправляли и фиксировали до степени легкого натяжения в одной плоскости. Пенопластовая пластина с фиксированной на ней лягушкой устанавливалась в специальной камере, в которой постоянно поддерживалась высокая влажность воздуха, чтобы предотвратить подсыхание слизистой оболочки. Кроме того, поверхность пищевода постоянно орошалась 0,6% раствором хлористого натрия, который является изотоническим для холоднокровных животных. Все опыты проводились в одно и то же время, в одинаковых условиях при температуре 20-22 °C. Вдоль края стенки пищевода укладывали узкую полоску миллиметровой бумажной ленты. При проведении опыта с помощью секундомера регистрировали время прохождения пыльцой тертой пробки 1 см поверхности среднего отдела пищевода. После определения исходного времени на поверхность слизистой оболочки пищевода наносили растворы исследуемого антибиотика и через определенные промежутки времени вновь измеряли скорость продвижения пыльцы. Полученные результаты сравнивали с исходными. В тех случаях, когда получали устойчиво однородные результаты, ограничивались небольшим количеством опытов; в противном случае количество опытов увеличивали, чтобы сделать достоверные выводы. Исследование выполнено на 15 лягушках. На каждой из них проведено 6-8 наблюдений за реакцией мерцательного эпителия в ответ на воздействие на него антибиотика. Изучено влияние на транспортную функцию мерцательного эпителия растворов антибиотиков различной концентрации. Мерцательная активность эпителия пищевода лягушки изучена при воздействии на него водными растворами препаратов основных групп антибиотиков - фторхинолонов, пенициллинов, аминогликозидов, цефалоспоринов (ципринола, аугментина, амикацина, цефабола). Изучаемые нами препараты наносились на поверхность слизистой оболочки пищевода лягушки в следующих концентрациях: амикацин (МПК 1,6-3,2 мкг/мл), используемая нами концентрация - 100 мг/мл [9, 10, 36]; ципринол (МПК 0,005-0,25 мкг/мл), используемая нами концентрация - 20 мг/мл [35]; цефабол (МПК 0,06-0,5 мкг/мл), используемая нами концентрация - 100 мг/мл
[25, 27, 33, 34, 40, 43]; аугментин (МПК 4 мкг/мл), используемая нами концентрация - 100 мг/мл [44].
Согласно данным А.П. Красильникова, для использования в клинике терапевтическая концентрация препарата должна превышать его МПК в 2-4 раза [5]. В экспериментальном исследовании С.Р. Эдгема in vitro было установлено, что при введении в пазуху терапевтической дозы антибактериального препарата, превышающей МПК в 1000 раз создается депо препарата, повышая эффективность местного лечения [22].
Препараты группы макролидов в эксперименте не участвовали в связи с невозможностью приготовления водного раствора (форма выпуска в виде суспензии и таблетированная). Длительность воздействия препарата на слизистую оболочку составляла 1 и 5 мин. Цилиарная активность исследовалась в присутствии антибиотика и после его удаления током физиологического раствора через 5, 10, 15 мин. Параллельно проводилось исследование мерцательной активности у лягушки, которая использовалась в качестве контрольной, через те же интервалы времени. Необходимость параллельного проведения контрольного опыта объяснялась постепенно развивающимся угнетением цилиарной активности эпителия пищевода с момента начала эксперимента.
Результаты исследований (табл. 1)
На рис. 1 а, б
Выраженное угнетающее воздействие на цилиарную активность эпителия отмечено при использовании антибактериального препарата группы фторхинолонов - ципринола (ципрофлоксацин). При воздействии препарата на слизистую оболочку в течение 1 мин двигательная активность была резко угнетена, при воздействии в течении 15 мин - полностью отсутствовала, что, по нашему мнению, обусловлено токсическим воздействием ципринола на мерцательный эпителий слизистой оболочки.
Выводы.
Водные растворы амикацина, цефабола, аугментина могут использоваться для местного лечения бактериального синусита.
Раствор ципринола, представляющий группу фторхинолонов, в связи с выраженным угнетающим воздействием на цилиарную активность эпителия в полость околоносовых пазух вводить нецелесообразно.