Введение
Сохранение и укрепление здоровья населения, особенно молодого поколения, имеет большое медико-социальное и общественное значение [1]. От здоровья молодых людей зависят национальная безопасность и успех экономического развития страны, поскольку именно сегодняшним студентам предстоит воплощать в жизнь важные социально-экономические функции — профессионально-трудовую, репродуктивную, интеллектуальную. В процессе обучения студенты медицинского университета испытывают эмоциональные, интеллектуальные, физические нагрузки, что связано с освоением большого объема наукоемкой информации и высоким уровнем ответственности в связи с выбранной специальностью. Обучение на старших курсах, с одной стороны, характеризуется изменениями, связанными с переходом от учебных занятий к учебно-производственной деятельности, а с другой — к этому времени начинают формироваться изменения эмоционального состояния и физического здоровья, обусловленные тревогой за обустройство будущей профессиональной и личной жизни.
Цель исследования — оценить состояние здоровья студентов и факторы, влияющие на заболеваемость, предложить пути профилактики и оздоровления.
Материал и методы
Для изучения состояния здоровья сбор данных проводили методом анкетирования студентов с применением онлайн-платформы Google Forms. В анкете респонденты отмечали наличие симптомов заболеваний нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, костно-мышечной, иммунной, мочеполовой и репродуктивной систем. Учитывая, что заболеваемость зависит от психоэмоционального состояния человека, мы провели исследование уровня тревожности молодых людей по методике Ч.Д. Спилберга в адаптации Ю.Л. Ханина [2, 3]. Опросник включает две шкалы тревожности: ситуативную и личностную, содержащие по 20 суждений каждая. Степень тревожности оценивали по трем уровням: низкому (до 30 баллов), среднему (от 31 до 45 баллов) и высокому (свыше 45 баллов). Дополнительно в анкету включены вопросы для оценки факторов, влияющих на здоровье студентов. Участие в опросе было добровольным и анонимным.
Статистическая обработка результатов исследования проведена с помощью пакета прикладных программ Statistica 13.0 («TIBCO Software Inc.», 2017). Данные представлены в виде абсолютных (n) и относительных (%) частот. Вариабельность показателей оценивалась величиной 95% доверительного интервала (ДИ). Сравнение частот выявления качественных признаков проведено с использованием критерия χ2 Пирсона. Нулевая гипотеза (об отсутствии различия значений между группами) отвергалась при p<0,05.
Результаты
В опросе приняли участие 177 студентов 4-го и 5-го курсов фармацевтического факультета ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Минздрава России (Томск), что составило 82,7% от числа студентов, обучающихся на этих курсах. На момент исследования на старших курсах обучались 214 человек (188 (87,9%) девушек и 26 (12,1%) юношей). В анкетировании участвовали 156 (88%) девушек и 21 (12%) юноша в возрасте от 20 до 23 лет. Большинство (93,8%) студентов не состоят в браке, 49,2% — проживают в общежитии, остальные — дома либо снимают квартиру. На основании данных анкетного опроса выявлен ряд существенных нарушений здорового образа жизни: 54,2% студентов не соблюдают режим питания, почти 50% — выделяют менее 8 ч на сон и ведут малоактивный образ жизни, 30% — отметили наличие вредных привычек. Оптимально организован учебный процесс только у 15,8% студентов. При возникновении проблем со здоровьем к врачу обращаются 36,2% респондентов, остальные предпочитают лечиться самостоятельно.
Результаты анализа жалоб на симптомы заболеваний по системам организма представлены в табл. 1. Значительное число респондентов отметили нарушения со стороны нервной системы — 152 (85,9%) человека, при этом у 43,4% имеют место 3—4 симптома и у 35,5% — более 5. На наличие симптомов заболеваний пищеварительной системы указали 106 (59,9%) человек, большинство из которых имеют по 1—2 симптома. Жалобы на симптомы заболеваний сердечно-сосудистой системы отметили 95 (53,7%) человек, при этом 81,0% выделили 1—2 симптома. Наименьшее количество жалоб наблюдается со стороны мочеполовой и репродуктивной системы — у 62 (35,0%) человек, у которых также преобладают 1—2 симптома. Следует отметить, что до поступления в вуз 86% студентов не имели указанных симптомов.
Таблица 1. Количество и доля жалоб на наличие симптомов заболеваний
Жалоба на наличие симптомов заболеваний | Число человек (n) | Частота, 95% ДИ (%) |
Нервная системы | ||
наличие симптомов | 152 | 85,9 (80,0—90,2) |
1—2 | 32 | 21,1 (15,3—28,2) |
3—4 | 66 | 43,4 (35,8—51,4) |
5 и более | 54 | 35,5 (28,4—43,4) |
Пищеварительная система | ||
наличие симптомов | 106 | 59,9 (52,5—66,8) |
1—2 | 61 | 57,5 (48,0—66,5) |
3—4 | 29 | 27,4 (19,8—35,5) |
5 и более | 16 | 15,1 (9,5—23,1) |
Сердечно-сосудистая система | ||
наличие симптомов | 95 | 53,7 (46,3—60,9) |
1—2 | 77 | 81,0 (72,0—87,7) |
3—4 | 16 | 16,9 (10,6—25,6) |
5 и более | 2 | 2,1 (0,6—7,4) |
Дыхательная система | ||
наличие симптомов | 84 | 47,5 (40,2—54,8) |
1—2 | 47 | 56,0 (45,3—66,1) |
3—4 | 28 | 33,3 (24,2—43,9) |
5 и более | 9 | 10,7 (5,7—19,1) |
Костно-мышечная система | ||
наличие симптомов | 86 | 48,6 (41,3—55,9) |
1—2 | 70 | 81,4 (71,9—88,2) |
3—4 | 16 | 18,6 (11,8—28,1) |
5 и более | 0 | 0 (0—4,3) |
Мочеполовая и репродуктивная система | ||
наличие симптомов | 62 | 35,0 (28,4—42,3) |
1—2 | 51 | 82,3 (71,0—89,8) |
3—4 | 10 | 16,1 (9,0—27,2) |
5 и более | 1 | 1,6 (0,3—8,6) |
Аллергические реакции | ||
наличие симптомов | 85 | 48,0 (40,8—55,3) |
1—2 | 70 | 82,3 (72,9—89,0) |
3—4 | 15 | 17,7 (11,0—27,1) |
5 и более | 0 | 0 (0—4,3) |
На основании полученных данных рассчитана доля жалоб по каждому симптому. В табл. 2 представлены симптомы, на которые преимущественно указывали респонденты. Среди симптомов заболеваний нервной системы у студентов больше всего жалоб было на раздражительность (61,8%), утомляемость (55,9%), головную боль (47,4%), слабость (45,4%). В отношении дыхательной системы отмечали жалобы на чиханье (45,2%), першение в горле (40,5%), кашель (35,7%), одышку (34,5%). В структуре симптомов заболеваний сердечно-сосудистой системы преобладали боли в области сердца (43,2%), тахикардия (41,1%), пониженный уровень артериального давления (АД) (40,0%) и повышенный уровень АД (18,9%). Среди симптомов заболеваний пищеварительной системы наибольшую долю составили нарушение аппетита (50,0%), нарушение стула (43,4%), тошнота (24,5%), боли в эпигастрии (21,7%), изжога (19,8%). Костно-суставные боли, мышечная слабость и ограничение подвижности суставов среди симптомов заболеваний костно-мышечной системы отметили 54,6, 52,3 и 18,6% респондентов соответственно. В числе симптомов заболеваний мочеполовой и репродуктивной системы превалировали нарушения менструального цикла (66,1%), поясничные боли (38,7%) и расстройство мочеиспускания (27,4%). Наличие аллергических реакций выявлено у 48% респондентов, из которых проблемы с кожей (сухость, зуд, высыпания) отметили 87,4%, аллергию на прививки, лекарства и косметику — 35,3%, слезотечение, зуд и жжение слизистой оболочки глаза — 30,6%.
Таблица 2. Симптомы заболеваний, доля жалоб на которые превышает 15%
Жалоба на симптомы заболеваний | Число человек, n | Частота, 95% ДИ (%) |
Нервная система | ||
наличие симптомов | 152 | 85,9 (80,0—90,2) |
раздражительность | 94 | 61,8 (53,9—69,2) |
утомляемость | 85 | 55,9 (48,0—63,6) |
головная боль | 72 | 47,4 (39,6—55,3) |
слабость | 69 | 45,4 (37,7—53,3) |
отсутствуют симптомы | 25 | 14,1 (9,8—20,0) |
Дыхательная система | ||
наличие симптомов | 84 | 47,5 (40,2—54,8) |
чиханье | 38 | 45,2 (35,0—55,9) |
першение в горле | 34 | 40,5 (30,6—51,1) |
кашель | 30 | 35,7 (26,3—46,4) |
одышка | 29 | 34,5 (25,2—45,2) |
отсутствуют симптомы | 93 | 52,5 (45,2—59,7) |
Сердечно-сосудистая система | ||
наличие симптомов | 95 | 53,7 (46,3—60,9) |
боли в области сердца | 41 | 43,2 (33,7—53,2) |
тахикардия | 39 | 41,1 (31,7—51,1) |
пониженное артериальное давление | 38 | 40,0 (30,7—50,1) |
повышенное артериальное давление | 18 | 18,9 (12,3—28,0) |
отсутствуют симптомы | 82 | 46,3 (39,1—53,7) |
Пищеварительная система | ||
наличие симптомов | 106 | 59,9 (52,5—66,8) |
нарушение аппетита | 53 | 50,0 (40,6—59,4) |
нарушение стула | 46 | 43,4 (34,4—52,9) |
тошнота | 26 | 24,5 (17,3—33,5) |
боли в эпигастрии | 23 | 21,7 (14,9—30,5) |
изжога | 21 | 19,8 (13,3—28,4) |
отсутствуют симптомы | 71 | 40,1 (33,2—47,5) |
Костно-мышечная система | ||
наличие симптомов | 86 | 48,6 (41,3—55,9) |
боли костно-суставные | 47 | 54,6 (44,2—64,7) |
мышечная слабость | 45 | 52,3 (41,9—62,6) |
ограничения подвижности суставов | 16 | 18,6 (11,8—28,1) |
отсутствуют симптомы | 91 | 51,4 (44,1—8,7) |
Мочеполовая и репродуктивная система | ||
наличие симптомов | 62 | 35,0 (28,4—42,3) |
нарушение менструального цикла | 41 | 66,1 (53,7—76,7) |
боли поясничные | 24 | 38,7 (27,6—51,1) |
расстройство мочеиспускания | 17 | 27,4 (17,9—39,6) |
отсутствуют симптомы | 115 | 65,0 (57,7—71,6) |
Аллергические реакции | ||
наличие симптомов | 85 | 48,0 (40,8—55,3) |
кожа (сухость, зуд, высыпания) | 74 | 87,4 (78,3—92,6) |
аллергия на прививки, лекарства, косметику | 30 | 35,3 (26,0—45,9) |
слизистая оболочка глаз (слезотечение, жжение, зуд) | 26 | 30,6 (21,8—41,0) |
отсутствуют симптомы | 92 | 52,0 (44,7—59,2) |
Заболеваемость во многом зависит от внутреннего состояния и уровня тревожности человека, особенно в период юности, которая характеризуется сложностями, связанными со становлением личностных черт. На старших курсах происходит реальное знакомство со специальностью в процессе прохождения практики. Появляются новые, более актуальные ценности, связанные с изменением семейного и материального положения [4]. Данный период характеризуется повышением самостоятельности и ответственности, что способствует росту эмоциональной напряженности и тревожности. Это согласуется с результатами ранее проведенного исследования причин эмоционального выгорания студентов фармацевтического факультета, в соответствии с которыми 38,5% респондентов отмечали разочарование в будущей профессии и 30,8% — желание изменить свой профессиональный выбор [5]. Тревожность проявляется склонностью человека к частым переживаниям состояния тревоги и низким порогом его возникновения. Выделяют 2 вида тревожности: личностную как склонность индивидуума воспринимать угрозу в широком диапазоне обстоятельств и ситуативную как эмоциональную реакцию на стрессовую ситуацию. Ситуативная тревожность зависит от специфики ситуации и возрастных особенностей [6, 7].
Анализ научных данных показывает, что человек с высоким уровнем тревожности видит мир вокруг как враждебный, опасный. Это отрицательно сказывается на профессиональной деятельности и адаптации в социальной среде. Люди с низким уровнем тревожности более уверены в себе, у них отсутствует нервозность, а в случае ошибок они адекватно относятся к критике и стремятся исправить ошибки [8].
Результаты исследования степени тревожности показали (табл. 3), что у большинства респондентов наблюдается высокий уровень ситуативной и личностной тревожности — 63,3 и 68,4% соответственно. Ярко выраженное проявление тревожного состояния может негативно влиять на развитие личности, способствовать невротизации, истощению жизненно-необходимых ресурсов, создавать угрозу здоровью.
Таблица 3. Уровень тревожности у студентов
Ситуативная тревожность | Личностная тревожность | ||||||||||
низкая | средняя | высокая | низкая | средняя | высокая | ||||||
n | % | n | % | n | % | n | % | n | % | n | % |
6 | 3,4 | 59 | 33,3 | 112 | 63,3 | 0 | 0,0 | 56 | 31,6 | 121 | 68,4 |
Анализ результатов опроса выявил статистически значимый (p=0,015) более высокий уровень личностной тревожности у девушек (92,4%) по сравнению с юношами, что согласуется с данными литературы [9, 10]. Уровень ситуативной тревожности статистически значимо выше у студентов с нарушением продолжительности сна — 52,3% (p=0,005), а также с нарушением режима питания — 61,5% (p=0,020). Самая малочисленная группа в данной выборке — студенты с низким уровнем ситуативной (6%) и отсутствием личностной тревожности. Известно, что люди с низким уровнем тревожности довольны настоящим положением и не стремятся к высоким достижениям, что может сказываться на успехах в учебе и дальнейшей карьере.
Результаты исследования влияния факторов на состояние здоровья студентов представлены в табл. 4. Выявлена статистически значимая связь наличия симптомов заболеваний нервной системы и аллергических реакций у девушек — 37,8 и 41,7% соответственно. Наиболее часто из симптомов заболеваний нервной системы встречается головная боль, на которую указали 54,5%, что может быть связано с гормональными изменениями. Изучение литературы по данному вопросу позволило выявить, что головная боль чаще встречается у женщин и обычно впервые проявляется в возрасте от 10 до 20 лет; в 60—70% случаев имеет наследственный характер [11]. Среди аллергических реакций преобладали жалобы на сухость кожи, их отметили 30% опрошенных студенток. Это подтверждается данными литературы, согласно которым возраст 18—34 года рассматривается как «дебют» возрастных изменений и начальной стадии старения кожи [12]. Возможно, повышенный уровень тревожности у женщин, выявленный в нашем исследовании, может быть причиной возникновения аллергических реакций.
Таблица 4. Влияние исследуемых факторов на состояние здоровья студентов
Параметр | Число человек | Частота (%) | χ2 Пирсона; p | |
имеют симптомы | всего | |||
Женский пол | ||||
симптомы заболеваний нервной системы | 59 | 156 | 37,8 | 22,03; p=0,001 |
аллергические реакции | 65 | 156 | 41,7 | 6,19; p=0,040 |
Не состоят в браке | ||||
симптомы заболеваний нервной системы (3—4 симптома) | 64 | 166 | 38,6 | 17,63; p=0,005 |
Оптимальная двигательная активность | ||||
симптомы заболеваний мочеполовой системы | 70 | 95 | 73,7 | 10,09; p=0,017 |
Отсутствие вредных привычек | ||||
симптомы заболеваний дыхательной системы | 72 | 124 | 58,0 | 13,54; p=0,003 |
Статистически значимым результатом исследований является положительное влияние оптимальной двигательной активности на состояние здоровья студентов. У молодых людей, которые ведут более активный образ жизни (73,7%), отсутствуют симптомы заболеваний мочеполовой системы. Кроме того, среди студентов этой группы значительно больше тех, у кого нет аллергических реакций — 56 (58,9%), симптомов заболеваний костно-мышечной системы — 55 (57,9%), дыхательной системы — 53 (55,8%). Данные литературы подтверждают, что наибольшее значение для здоровья человека имеет образ жизни, в том числе достаточная двигательная активность, которая считается одним из мощных немедикаментозных факторов оздоровления населения, повышения адаптивных процессов и увеличения жизнестойкости организма [13, 14].
Следует подчеркнуть, что большинство студентов фармацевтического факультета не имеют вредных привычек — 124 (70%) человека. Респонденты данной группы значительно чаще отмечали отсутствие симптомов заболеваний дыхательной системы — 58% (p=0,003). Молодые люди, не состоящие в браке, отметили наличие более 3—4 симптомов заболеваний нервной системы — 38,6% (p=0,005).
Заключение
Результаты исследования показали наличие у студентов симптомов заболеваний всех систем организма, но наибольшее количество жалоб отмечено в отношении нервной, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем.
Выявлена статистически значимая взаимосвязь наличия симптомов заболеваний нервной системы и аллергических реакций у девушек. У большинства студентов, ведущих активный образ жизни, отсутствуют жалобы на заболевания мочеполовой системы. Респонденты без вредных привычек реже отмечали симптомы заболеваний дыхательной системы. Значительно чаще указывали на наличие симптомов заболеваний нервной системы студенты, не состоящие в браке.
У большинства респондентов наблюдается высокий уровень ситуативной и личностной тревожности. При этом наиболее высокий уровень личностной тревожности отмечается у девушек, а ситуативной — у девушек и юношей с нарушением продолжительности сна и режима питания.
Для профилактики заболеваний и укрепления здоровья студентов можно рекомендовать два направления мероприятий: административные и индивидуальные. Административные мероприятия необходимо реализовать путем оптимизации учебного процесса, для чего предусмотреть равномерное распределение учебной нагрузки в течение недели, чередование предметов по сложности и продолжительности занятий, соблюдение регламентированных перерывов во время и между занятиями, соблюдение требований эргономики при оснащении лекционных и учебных аудиторий. Снизить уровень личностной и ситуативной тревожности молодых людей позволит организация психологической помощи и профессионального ориентирования при выборе специализации. Индивидуальные мероприятия должны быть направлены на формирование у студентов мотивов и убеждений в необходимости здорового образа жизни, соблюдения режима труда и отдыха, питания, применения способов и техник психологической разгрузки, что будет способствовать повышению работоспособности, устойчивости к негативным факторам внешней среды, снижению психоэмоциональной напряженности.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — Т.А. Канакина, Ю.Г. Нагорняк; сбор и обработка материала — Т.А. Канакина, Ю.Г. Нагорняк, Е.А. Рузляева; статистическая обработка — В.А. Фокин; написание текста — Т.А. Канакина, Ю.Г. Нагорняк; редактирование — А.В. Ратькин.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.