Жизнь современного человека характеризуется большими информационными нагрузками при слабом мышечном участии. Мы уже просто не представляем себе мир без компьютера, телевизора, мобильного телефона, других гаджетов и бытовых устройств. Информационное пространство заполняется и меняется очень быстро, влияя на человека так, как мы не могли представить даже 5 лет назад. С одной стороны, внедрение новых технологий помогает при обучении, на производстве и в быту, увеличивает продолжительность жизни с помощью цифровой медицины. С другой стороны, изменяется характер занятости и свободного времяпрепровождения в пользу сидячего образа жизни (sedentary behaviour). Слово sedentary имеет латинское происхождение и обозначает «сидеть» или «оставаться на одном месте» [1]. Хотя явные преимущества физической активности для здоровья доказаны полвека назад, все больше людей страдают от ее недостаточности [2]. Проблема низкой физической активности затронула все возрастные категории граждан [3—5]. В связи с этим Всемирная организация здравоохранения разработала рекомендации по физической активности для всех возрастных групп: 5—17 лет, 18—64 года, 65 лет и старше, в которых определены типы активности и их минимальный объем для подержания здоровья [6]. Данные глобальные рекомендации направлены, прежде всего, на представителей правительств с целью дальнейшей пропаганды физической активности и обеспечения условий для их реализации. Несмотря на предпринимаемые усилия и результаты работы, проблема остается нерешенной и приобретает новые черты.
Вызывает обеспокоенность, прежде всего, снижение физической активности у детей и молодежи [4, 7, 8]. Если совсем недавно рекомендации по повышению физической активности касались детей с минимальным возрастом 5 лет, то в последнее время публикуются данные наблюдений за младенцами и маленькими детьми до 5 лет [9, 10]. В Кохрановском обзоре по предупреждению ожирения у детей в будущем, включающем 153 рандомизированных исследования, большинство из которых проведено в странах с высоким уровнем доходов, выделены три возрастные группы детей: 0—5, 6—12, 13—18 лет. Интерес вызывает не только наблюдение за возрастной категорией от 0 до 5 лет, но и полученный результат. У детей до 5 лет комбинация правильного питания и физической активности снижает риск формирования ожирения в будущем [11]. Не получены доказательства изолированного влияния физической активности либо диеты на развитие ожирения, тем не менее показана важность формирования правильного образа жизни уже с периода раннего детства [11]. Проведено наблюдение в течение 2 лет за маленькими детьми в возрасте от 1,6±0,2 до 3,7±0,4 года с определением продолжительности сидячего образа жизни (sedentary time), малой, средней и высокой физической активности методом акселерометрии. Один час в день, распределяя время в течение дня, родители давали детям возможность смотреть телевизор, компьютерные ролики и играть в компьютерные либо видеоигры, в том числе с помощью обучающих платформ. Такой режим дня негативно отразился на формировании социальных навыков ребенка [10]. Интенсивность физической активности детей была средняя. Доказано, что экранное время (screen time) неразрывно связано с малоподвижным образом жизни, отрицательно влияет на сон: снижает качество и количество сна, вызывает дневную сонливость. Авторы предупреждают об осторожном отношении ко времени за экраном у ребенка и необходимости повышения физической активности в этом возрасте [10]. В систематическом обзоре, включающем 96 исследований физической активности и индикаторов здоровья детей от 0 до 4 лет, показано, что результаты более 60% исследований подтверждают положительное влияние физической нагрузки на физическое и когнитивное развитие ребенка, психосоциальное благополучие, снижение риска возникновения сердечно-сосудистых и эндокринных заболеваний [12]. Выявлена взаимосвязь физической нагрузки с хорошим состоянием костной ткани и физическим развитием, а также определено влияние интенсивности нагрузки на будущее здоровье ребенка. Больший эффект оказывала нагрузка средней и высокой интенсивности, особенно у малышей 3—4 лет [12]. Определяющую роль в воспитании навыков маленького ребенка играют взрослые и их поведение. Оценена физическая активность маленьких детей в возрасте 19—36 мес, 36—60 мес и их воспитателей в детских садах — центрах [13]. Продолжительность сидячего образа жизни взрослых и физическая нагрузка средней и высокой интенсивности оказывали потенциальное влияние на продолжительность физической нагрузки средней и высокой интенсивности у малышей. В странах с высоким уровнем доходов обсуждается единое соглашение, основанное на проектах различных стран о роли семьи, влияющей на физическую активность, sedentary behavior и сон детей и юношества от 0 до 17 лет [14]. Данные проекты разделяют педиатрическую популяцию на возрастные периоды, например рекомендации в Канаде касаются детей возрастных групп 0—4 и 5—17 лет, рекомендации Великобритании — 0—1, 1—2, 2—3, 3—4 и 4—18 лет. Американская педиатрическая ассоциация рассматривает подгруппы малышей 0—1,5, 1,5—2, 2—3 лет и не рекомендует применять медиасредства у детей до 2 лет [14]. В реальной жизни очень часто можно видеть маму, использующую смартфон для отвлечения внимания новорожденного вместо погремушки, а ребенка 3 лет — не играющего с куклой или машинкой, а сидящего неподвижно и смотрящего в смартфон. Участие семьи должно быть многомерным: прежде всего, создание правильной модели отношения к физической активности в семье, еще до появления ребенка. Учитывая его права, следует ограничивать вредные воздействия, провоцирующие sedentary behavior, а именно продолжительное экранное время, длительное ношение в слинге и излишнюю ограниченную подвижность в ходунках и коляске. Следует активно участвовать в играх малыша и мотивировать его к физической активности. В настоящее время многие родители определяют детей в различные спортивные секции и группы развития, ограничивая на этом свое участие в физической активности ребенка, считая, что она будет формироваться тренером. Свой образ жизни при этом семья не меняет, способствуя развитию противоречий в осознании ребенком необходимости физической активности. Прежде всего, это касается матери ребенка [15]. Наличие декретного отпуска, облегчение проблем быта, особенно в современных городских условиях, непосредственная помощь родственников по уходу за ребенком привели к тому, что физическая активность матери после родов значительно снижается. Показано, что 85% женщин отмечают снижение физической активности. Первородящие матери через 4 года после родов были в 1,8 раза менее активными, чем женщины без детей [15]. Женщины из неблагополучных социально-экономических районов (по критериям «образование», «доход» и «занятость») более подвержены гиподинамии [15]. Матери в исследовании разделены на 2 группы: 50% женщин имели детей до 5 лет, еще 50% — до 5 лет и от 5 до 12 лет. При этом определяющими факторами физической активности участниц являлись самоэффективность женщин, ожидание результата, удовольствие от занятий, одобрение и помощь семьи. Негативное воздействие на физическую активность у матерей, имевших как маленьких детей, так и детей от 5 до 12 лет, оказывало экранное время [15]. Имеются данные о роли отца в формировании sedentary behavior малыша [16, 17]. Результаты довольно противоречивые, поскольку одни авторы показывают однонаправленное изменение физической активности отца и ребенка, в другом исследовании, напротив, зарегистрирована меньшая физическая активность ребенка при средней и умеренной физической нагрузке отца [16, 17]. Исследователи объясняют разнонаправленные изменения активностью отца и пассивностью ребенка — невключением ребенка в совместное действие. Например, отец едет на велосипеде, ребенок просто сидит на сиденье, либо отец бежит кросс с коляской, ребенок в коляске смотрит на планшете мультфильмы [17]. Несомненно, взаимоотношение родителей с ребенком, окружающие ребенка предметы определяют его настрой на физическую активность. Показано, что чем больше экранное время у родителей, тем больше экранное время у малыша. Наличие хотя бы одного электронного устройства в детской комнате также увеличивает экранное время ребенка [9]. Раннее использование цифровых устройств малышом способствует нейрохимическим и морфологическим изменениям головного мозга, изменяет выделение нейромедиаторов и может являться причиной нарушения поведения ребенка. У детей наблюдаются задержка речевого развития, нарушение настроения и развития черт аутистического спектра. В настоящее время число детей с аутизмом и аутистическими чертами стремительно растет, 1 из 54 детей имеет данный диагноз. Факторы, способствующие использованию цифровых устройств детьми до 2 лет и более 1 ч детьми старше 2 лет с таким диагнозом, известны — это низкий образовательный уровень родителей, неполная семья (только мать), использование экрана для воспитания, большое количество медиасредств дома [18]. ВОЗ дополнила имеющиеся рекомендации о физической активности в виде резюме «Физическая активность, малоподвижный образ жизни и сон у детей до 5 лет», включив в них необходимость для малыша умеренной и высокой физической активности, полноценного сна, замену сидячего образа жизни и экранного времени интерактивными играми. Следование этим рекомендациям положительно влияет на моторную и когнитивную функции ребенка, социальную адаптацию, кардиометаболическое здоровье, предупреждает травмы [19].
Следующая возрастная группа, значительно изменившая в последнее время свое отношение к физической нагрузке, — студенты. Студенты — особая социальная группа возрастной категории чаще юношеского и молодого возраста, объединенная задачей получения знаний. Если дети и подростки все же находятся под влиянием взрослых людей, то период юношества и молодости — возраст, когда имеют значение самоопределение человека и самоэффективность по отношению как к физической нагрузке, так и к здоровью в целом, поскольку меняются социальные цели и приоритеты жизни [20, 21]. Как ни странно, тема физической активности в периодах позднего юношества (15—19 лет) и молодости (20—24 года) плохо освещена в научной мировой литературе. Молодость — период относительного здоровья, поскольку неинфекционные дегенеративные заболевания еще массово не распространены в этой возрастной группе, но именно в этом возрасте часто формируются и закрепляются вредные привычки, являющиеся модифицированными факторами риска: курение, неправильное питание и низкая физическая активность. Особенностью современного молодого человека является снижение возраста биологической зрелости и повышение возраста социальной зрелости независимо от уровня экономического развития страны. Это приводит к удлинению периода нестабильности в принятии решений и сниженной социальной ответственности [22]. Мало кого из молодежи интересуют будущие последствия влияния физической активности на здоровье, немедленное удовольствие более важно. Молодые люди более прогрессивны в применении современных информационных средств и технологий. В исследовании сравнивали две группы студентов, изучающих предметы, связанные с охраной здоровья. Одна группа студентов обучалась в США, вторая — в Таиланде [23]. Студенты из США занимались чаще и в большем объеме физическими упражнениями, а студенты из Таиланда — чаще, чем учащиеся из США, использовали смартфон. Причем время, проводимое за смартфоном, отрицательно коррелировало со временем физической активности. По статистике время, затрачиваемое современными студентами на использование смартфона, составляет 8—10 ч в сутки. Аддикция к смартфону и использование социальных сетей (Фейсбук, Инстаграм) студентами из Таиланда больше, чем студентами из остальных стран Азии. Использование по времени социальных сетей превосходило использование интернета для образования [23].
Существует множество приложений для смартфона, цель которых — поддержание здорового образа жизни, тем не менее вывод о пользе и вреде смартфона для здоровья неоднозначен [23, 24]. В случае со студентами из США с учетом направления их подготовки как раз преобладала положительная стратегия использования смартфона. Рандомизированное исследование по влиянию смартфонов Apple на физическую активность лиц старше 18 лет, состоящее из 5 исследований, показало, что повышение физической активности при использовании смартфона незначительно. Взаимосвязь найдена только для пользователей, которые покупали гаджет исключительно с целью повысить с помощью приложений Apple свою физическую активность и использовали смартфон для других целей кратковременно [25]. Ввиду широкого и частого использования смартфонов студентами адаптация к обучению в режиме онлайн в условиях blend-leaning во всем мире произошла в период пандемии COVID-19 очень быстро. Претензии высказывались только к контенту образовательного процесса (отсутствие практики), а не к форме подачи материала [26]. Отрицательным моментом для здоровья в этой охватившей весь мир драматической ситуации является даже не значительное увеличение абсолютного sedentary time, а увеличение экранного времени. Применение физических упражнений в режиме строгой самоизоляции (lock-dawn) способствовало положительному воздействию на физическую и психическую адаптацию к этой ситуации [26—28].
Взаимосвязь влияния физической нагрузки на психическое здоровье неоспорима. Однако нет достаточных сведений о проявлениях психического нездоровья студентов при сниженной физической активности. Недавно показано, что суицидальные мысли у студентов чаще возникают при sedentary behavior и отсутствии рекомендаций следовать необходимой аэробной физической активности. Попытки суицида тесно связаны с просмотром телевизора, использованием видео или компьютерных игр более 2 ч в день [29]. Трудно прогнозировать влияние физической активности на будущее психическое здоровье, поскольку эти признаки взаимосвязаны. При физической активности выделяются «гормоны счастья» — энкефалины и эндорфины, в то же время при депрессии снижается физическая активность и увеличивается sedentary time. Тем не менее показано, что сниженная физическая активность в подростковом и юношеском возрасте способствует развитию депрессии в зрелом возрасте [22]. Появилось новое понятие — screen-based behavior (сидячий образ жизни, ассоциированный с экранным временем). Понятно, что screen-based behavior может быть пассивным — часовые расслабления перед телевизором и смартфоном, требующие минимального умственного напряжения, либо активные — чтение, занятия. Влияние этих разновидностей screen-based behavior на здоровье должно быть исследовано в дальнейшем [22].
Применение цифровых устройств у молодежи намного отличается от применения этих устройств взрослыми людьми. Молодежь очень быстро меняет одно устройство на другое или меняет программы. Для этой возрастной категории появилось еще одно новое понятие: экранный профиль для верификации качества экранного времени [30]. Экранное время вытеснило другое времяпрепровождение с sedentary behevior. В 70-е годы XX века читали книги и журналы около 60% молодежи, в 2016 г. — только 16%. По данным 2015 г., 96% молодежи старше 15 лет имели дома доступ к интернету. В 2017 г. в странах Африки с низким уровнем доходов 63% людей в возрасте 18—29 лет имели смартфон [22]. Ситуация в современном мире складывается так, что исключить on-line технологии из процесса учебы и работы уже невозможно. Поэтому необходимо снижение сидячего образа жизни в свободное время за счет активного отдыха. Кроме того, рассматривается применение достижений e-Health, m-Health и интернета для эффективности рекламы и повышения приверженности физической активности [22].
Одним из проявлений и последствий сидячего образа жизни является ускоренное старение. Последние данные свидетельствуют, что физические упражнения обладают так называемым anti-age эффектом через воздействие на иммунную систему [31]. Иммунная система человека меняется с возрастом: старение иммунных клеток затрагивает их фенотоип и функцию, экспрессию и функцию рецепторов. Нарастает хронический воспалительный процесс, появляются антитела к клеткам организма, запускается перекисное окисление, это способствует появлению онкологических, кардиологических и аутоиммунных заболеваний. На процесс старения влияют наследственность, окружающая среда (например, персистирующие вирусы) и образ жизни (физическая активность, диета, стрессы) [31]. Старение затрагивает и головной мозг. Рассчитано, что повышение физической активности населения на 10% за 10 лет снизит появление болезни Альцгеймера на 1,5 млн случаев в странах Европы и США. При невыполнении необходимых условий профилактики, в том числе повышения физической активности, есть вероятность роста заболеваемости в 3 раза с 2010 по 2050 г. Заболевание появится у 1 из 85 человек в мире [32, 33]. Пожилые люди — возрастная категория, в которой осознание здоровья как ценности наиболее выражено. Благодаря Правительству Российской Федерации в последние 3 года функционируют программы активного долголетия, в которые пожилые люди охотно включаются. В настоящее время у некоторых пожилых людей наблюдается тенденция разницы биологического и паспортного возрастов, увеличение продолжительности жизни за счет снижения скорости процесса старения. Программы по активному долголетию обычно интересуют как раз таких пожилых людей, физически и социально активных. Физическая активность снижает у таких лиц частоту возникновения рака, заболеваний сердечно-сосудистой системы, сахарного диабета 2-го типа, болезни Альцгеймера [6].
Однако увеличение продолжительности жизни человека может быть и за счет высокотехнологической и цифровой медицинской помощи пожилым людям с сопутствующей патологией, проблема сидячего образа жизни больше затрагивает как раз таких лиц [34—37]. Синдром слабости пожилых людей со сниженными возможностями противостоять стрессовым факторам является мировой проблемой, обозначившейся остро в период пандемии COVID-19 с наиболее пострадавшей группой лиц старше 70 лет [37]. Как решение проблемы рассматривается перенос акцента с назначения большого количества медицинских препаратов на расширение помощи гериатрической и реабилитационной служб пожилым людям с сопутствующими заболеваниями. Необходима комплексная реабилитация со снижением sedentary behavior, способствующая независимости, сохранению функций и повышению качества жизни. Пожилые люди являются не только нашим прошлым, но и будущим, поскольку мы видим в них себя как в зеркале будущего [37]. Для снижения sedentary behavior требуется повышение самоэффективности и приверженности реабилитации пожилого человека, четкая мотивация на независимость в повседневной жизни, что обеспечивается социальной поддержкой окружающих людей. Эффективна в совместной физической активности социальная поддержка супруга, друзей, бывшего коллеги. Специализированный персонал должен периодически контролировать процесс реабилитации [38]. Показано, что физическая активность аэробного и анаэробного характера эффективна для прогноза у пожилых лиц с сопутствующей патологией [1, 34—37]. ВОЗ добавлены рекомендации о необходимости снижения sedentary behavior у взрослых и пожилых людей с сопутствующей хронической неинфекционной и инфекционной патологией (онкология, сахарный диабет 2-го типа, артериальная гипертензия, синдром приобретенного иммунодефицита), а также у лиц с ограниченными возможностями здоровья (больные рассеянным склерозом, с последствиями инсульта, болезнью Паркинсона и др.) [39].
Для решения проблемы гиподинамии необходимо ее осознание и понимание того, что физическая активность у человека с sedentary behavior недостаточная. В этом случае существуют современные недорогие гаджеты, полезные для здоровья, — фитнес-браслеты [40].
Ранее практиковалось мониторирование физической активности с помощью вопросников [41, 42]. При сравнении результатов вопросников с лабораторными методами исследования физической активности (акселерометрия, мониторирование ритма сердца) в разных исследованиях получены корреляционные связи слабой либо средней силы. Причем наибольшая корреляция выявлена при высокой активности физической нагрузки. В портативном фитнес-браслете используется принцип акселерометра для определения шага [3, 17, 42, 43]. Количество шагов при акселерометрии взаимосвязано со временем физических упражнений и временем, которое затрачивается на повседневную физическую активность. Фитнес-браслеты мониторируют низкую, среднюю и высокую физическую активность с равной достоверностью [40].
Таким образом, в современном обществе при наличии цифровых технологий проблема sedentary behevior приобретает новые черты:
1. Появилась новая возрастная категория со сниженной физической активностью: дети до 5 лет. Причиной недостатка физической активности в этом возрасте являются особенности воспитания родителями и другими лицами, контактирующими с детьми. Ограничение физической активности и длительное экранное время независимо от цели использования цифровых устройств (обучение, развлечение, отвлечение внимания) приводят к ухудшению физического и когнитивного развития, социальной дезадаптации ребенка.
2. Изменились физическая активность и качество sedentary behevior современного студента: длительное использование цифровых технологий для процесса учебы и развлечений, причем время, затрачиваемое на развлечения, превосходит учебное время. Снижение физической активности негативно воздействует на будущее здоровье молодежи, поскольку вредные привычки, являющиеся факторами риска развития патологии современного человека, формируются в молодом возрасте.
3. Физическая активность пожилых людей изменилась двояко: некоторые пожилые лица с хорошими физическими и социальными данными используют возможности физической культуры для активного долголетия; другие же, несмотря на применение цифровой и высокотехнологической медицины, имеют сопутствующую патологию, синдром слабости и высокий риск ухудшения здоровья и смерти при любых стрессовых воздействиях. Таким пожилым людям необходима реабилитация с повышением самоэффективности, социальной поддержкой и медицинским контролем.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.