Тимурзиева А.Б.

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации

К вопросу о необходимости повышения эффективности взаимодействия сторон лечебно-диагностического процесса для улучшения качества оказания медицинской помощи

Авторы:

Тимурзиева А.Б.

Подробнее об авторах

Журнал: Профилактическая медицина. 2022;25(12): 144‑149

Просмотров: 1640

Загрузок: 34


Как цитировать:

Тимурзиева А.Б. К вопросу о необходимости повышения эффективности взаимодействия сторон лечебно-диагностического процесса для улучшения качества оказания медицинской помощи. Профилактическая медицина. 2022;25(12):144‑149.
Timurzieva AB. The need to improve the efficiency of interaction between the parties to the diagnostic and treatment process to improve the quality of medical care. Russian Journal of Preventive Medicine. 2022;25(12):144‑149. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed202225121144

Рекомендуем статьи по данной теме:
Циф­ро­вые тех­но­ло­гии в здра­во­ох­ра­не­нии: элек­трон­ные ме­ди­цин­ские кар­ты. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(8):7-12
Оцен­ка ка­чес­тва ме­ди­цин­ской по­мо­щи боль­ным, пе­ре­нес­шим ре­вас­ку­ля­ри­за­цию ми­окар­да, в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции: взгляд па­ци­ен­та, вра­ча и ор­га­ни­за­то­ра здра­во­ох­ра­не­ния. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(12):44-50
Ре­ги­ональ­ные осо­бен­нос­ти слу­ча­ев гос­пи­та­ли­за­ции и ам­бу­ла­тор­ных об­ра­ще­ний за ме­ди­цин­ской по­мощью взрос­ло­го на­се­ле­ния с ус­та­нов­лен­ной хро­ни­чес­кой обструк­тив­ной бо­лез­нью лег­ких. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2024;(2):48-60
Кли­ни­чес­кие ре­ко­мен­да­ции или схо­жие по смыс­лу до­ку­мен­ты в го­су­дарствах — учас­тни­ках Сод­ру­жес­тва Не­за­ви­си­мых Го­су­дарств: ста­тус и опыт раз­ра­бот­ки. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2024;(3):11-22
Вли­яние внед­ре­ния стан­дар­та ISO 9001 на эф­фек­тив­ность де­ятель­нос­ти ме­ди­цин­ских ор­га­ни­за­ций: сис­те­ма­ти­чес­кий об­зор. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2024;(3):43-52
Пор­трет вра­ча с бо­лез­нью Пар­кин­со­на. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(12):160-164

Для обеспечения соответствующего качества медицинской помощи (КМП), согласно триаде А. Донабедиана, необходимо совершенствование структуры, процесса и результата, которые взаимосвязаны [1]. Эффективное управление медицинской организацией с максимальным использованием ресурсов относится к одной из важнейших задач современного здравоохранения и позволяет достичь соответствующего уровня удовлетворенности пациентов в ходе оказания им медицинской помощи. Для достижения высокого уровня качества организации медицинской помощи (КОМП) помимо внутреннего контроля [2] организаторам здравоохранения следует обратить внимание на механизмы, позволяющие регулировать качество в сфере здравоохранения. К основным критериям КОМП, как известно, относятся безопасность процесса лечения; доступность и своевременность; непрерывность и преемственность; ориентированность на пациента и его удовлетворенность; определенный научно-технический уровень. К КМП можно отнести индикаторы процесса; индикаторы структуры — к качеству КОМП, а индикаторы результата — к интегрирующим, которые включают в себя все показатели [3]. Обеспечение КОМП крайне важно для эффективного взаимодействия сторон лечебно-диагностического процесса, и разработка соответствующих алгоритмов и подходов, а также наиболее эффективных показателей может способствовать улучшению управленческих процессов и повышению уровня эффективности в системе здравоохранения.

В медицинской деятельности организации, в частности, крайне важны работа медицинских сестер с пациентами и врачами в единой команде и эффективность взаимоотношений в коллективе, основанных на открытости и честности при общении друг с другом [4]. С целью повышения качества профессиональной деятельности врача необходимо использование организационных и управленческих технологий в медицинской организации, которые позволяют обеспечить соответствующие условия труда и профессионального развития медицинских работников, высокий уровень их удовлетворенности в ходе осуществления профессиональной деятельности, рациональное распределение времени врача, наличие творческой составляющей в работе, усиление социальной поддержки и правовой защиты медицинского персонала [5]. Для повышения качества работы в медицинской организации необходимо тесное общение в межпрофессиональном поле, обеспечение которого относится к одной из главных задач руководителя. При организации лечебно-диагностического процесса важно определить алгоритмы действий сотрудников и пациентов; выявить вклад информационно-коммуникационной составляющей в деятельность медицинской организации; грамотно распределить ресурсы врача; получить обратную связь от пациентов; обеспечить надлежащие сбор и хранение информации о пациенте; продемонстрировать открытость деятельности медицинской организации, но с соблюдением врачебной тайны; оценить работу административно-хозяйственной и экономической служб; обеспечить образовательный процесс в здравоохранении с целью повышения квалификации руководителей и других сотрудников и применение стандартов оказания медицинской помощи, сертификации системы качества, аккредитации врачей [6], однако следует обратить внимание, что многие из перечисленных этапов для повышения качества оказания медицинской помощи работают на практике изолированно, но для полной картины и достижения максимальной результативности и эффективности все элементы системы должны работать в единой цепи, взаимодействовать по принципу нуля и единицы, а это еще более сложная задача. Ученые обращают внимание на то, что при грамотно выстроенной корпоративной культуре можно достичь повышения эффективности деятельности медицинских организаций [7]. Как на уровне одной медицинской организации, так и на всех остальных иерархических уровнях в системе здравоохранения важны следующие сложнейшие виды взаимодействия: «лечащий врач — пациент»; «лечащий врач — медицинская сестра»; «медицинская сестра — пациент»; «лечащий врач — заведующий отделением — заместители главного врача — главный врач»; «лечащий врач — лечащий врач»; «средний медицинский персонал — младший медицинский персонал»; «младший медицинский персонал — пациент»; «пациент — пациент»; «медицинский персонал — немедицинский персонал»; «немедицинский персонал — пациент» и др. Перечисленные виды взаимодействия можно отнести к внутренним. Однако существуют и внешние виды взаимодействия. Основные виды взаимодействия в ходе осуществления лечебно-диагностического процесса представлены на рисунке. Обеспечение эффективного взаимодействия элементов структуры, процесса и результата как на уровне одной медицинской организации, так и на всех уровнях в системе здравоохранения является важнейшей задачей. Несмотря на то что часто говорят о пациент-центрированной медицинской помощи, в тени остаются другие элементы структуры, а для эффективного взаимодействия всех звеньев лечебно-диагностического процесса необходимо учитывать потребности всех членов этой структуры, а также внешние и внутренние факторы воздействия на данную устойчивую систему. На каждом уровне организации имеются свои объект и субъект, механизмы управления, однако важным является то, чтобы данное взаимодействие было максимально эффективным. Это возможно при соответствующем уровне удовлетворенности каждого из многочисленных участников цепи, что, несомненно, влияет на качество оказания медицинской помощи, в том числе на качество ее организации.

Схема взаимодействия участников лечебно-диагностического процесса.

Цифры, указанные на рисунке, приведены в тексте с подробным описанием.

Под лечебно-диагностическим процессом мы понимаем процесс взаимодействия потоков информации всех сторон, принимающих участие в ведении пациентов при всех видах оказания медицинской помощи. Таким образом, к данному процессу имеют отношение не только врач и пациент, но и все сотрудники внутри медицинской организации, а также вне медицинской организации — даже те, которые осуществляют косвенное взаимодействие (см. рисунок), — администраторы3, служба охраны4, сотрудники административно-хозяйственной части5, служба питания6 и т.д.).

Из внешних звеньев во взаимодействии можно выделить Министерство науки и высшего образования Российской Федерации1 (см. рисунок), так как оно занимается вопросами образования, в том числе образования медицинских и немедицинских работников медицинской организации. Вопрос обучения является одним из основных во всех сферах, включая здравоохранение [8]. Важным аспектом обучения является воспитание врача, способного оказывать сочувствие. Существует взаимосвязь между эмпатией медицинских работников и повышением уровня приверженности пациентов лечению, удовлетворенностью результатами их лечения. Эмпатии и другим навыкам, связанным с эмоциональной сферой, необходимо обучать в рамках учебных программ в области здравоохранения [9—12].

При обеспечении стандартизации работы сотрудников медицинской организации и повышении уровня их знаний может быть достигнуто улучшение качества медицинской помощи [13]. Совершенствование программ последипломного образования врачей крайне важно для формирования необходимых компетенций специалистов в системе здравоохранения [14], в том числе с позиций разработки и внедрения образовательной модели, ориентированной на создание человекоцентрированной медицинской помощи [15, 16]. Знания относятся к стратегическим ресурсам в организациях здравоохранения, а управление знаниями поможет в удовлетворении растущих требований к повышению качества медицинской помощи [17]. Особенно следует обратить внимание на научный потенциал Российской Федерации с целью дальнейшей разработки мер по стимулированию и поддержанию ученых [18]. Для того чтобы взаимодействие образования и здравоохранения эффективно заработало, должны быть детально изучены практические аспекты кооперации сферы образования и рынка труда [19—21].

В вопросах здоровья важнейшую роль играет санитарное просвещение граждан2 (см. рисунок). Своевременное качественное информирование граждан на всех уровнях является залогом успеха в процессе развития государства в целом и способности реагирования на различные неблагоприятные факторы. Так, вопрос организации медицинской помощи в период биовызовов, что мы отчетливо могли наблюдать на примере COVID-19 на территории Российской Федерации, относится к одним из важнейших [22—26]. Отдельного внимания заслуживает работа лабораторной службы9 (см. рисунок), в том числе с использованием испытательных лабораторных центров, подведомственных Роспотребнадзору [23]. От качества работы лабораторно-диагностической службы и взаимодействия с ней других элементов сложной структуры на всех уровнях организации в системе здравоохранения также зависит не только качество оказания медицинской помощи, но и эффективность в целом. В период биовызовов особенно необходимо эффективное взаимодействие всех элементов структуры, которые могут пострадать: например, налаживание взаимосвязи не только с пациентами, но и с их родственниками7 (см. рисунок); определение особенностей заботы о детях, беременных и пожилых людях, а также о лицах с психическими заболеваниями и инвалидах. От грамотного взаимодействия с родственниками пациента [27] зависит, насколько будет выраженной эффективность лечебно-диагностического процесса. Обеспечение психологической поддержки населения, работа с членами семей пациентов, социальная поддержка и многие другие факторы способствуют эффективному взаимодействию сторон лечебно-диагностического процесса и повышению качества оказания медицинской помощи.

Проведение профилактических мер по охране здоровья населения относится к важным направлениям формирования общественного здоровья и влияет в последующем на лечебно-диагностический процесс на всех его уровнях [28, 29]. Отдельного внимания заслуживает вопрос изучения профессиональных заболеваний у медицинских работников и их образованности в данной области с целью разработки мер по их профилактике [30].

Помимо всего прочего, для повышения эффективности взаимодействия медицинского персонала с пациентом применяются как традиционные, так и инновационные модели, позволяющие в режиме реального времени контролировать уход за пациентом, обеспечивая обучение, наставничество, наблюдение от его приема до выписки [31]. При изучении вопроса взаимодействия пациента и врача отмечено, что невербальные коммуникации между ними играют важную роль [32, 33].

В свою очередь, коммуникация играет неотъемлемую роль в обеспечении качества всех сфер обслуживания, включая здравоохранение [34]. Эффективное взаимодействие медсестры и пациента может способствовать снижению роста числа повторно госпитализированных пациентов в больницах [35]. Этот аспект важен и во взаимоотношениях врача и пациента [36—38].

Из внешних участников лечебно-диагностического процесса следует также остановить свое внимание на взаимодействии со страховыми медицинскими организациями8 (см. рисунок). При обращении пациентов по системе обязательного медицинского страхования (ОМС) не всегда покрываются все расходы. Несмотря на наличие перечней видов высокотехнологичной медицинской помощи, не налажена система взаимодействия, при которой можно определить маршрутизацию пациента в случае возникновения сложностей. Организация оказания медицинской помощи в данном случае повышает время ее ожидания пациентом, соответственно, снижается ее качество, как следствие, это влияет на качество жизни пациента. Следовательно, необходима разработка алгоритмов, по которым станет возможным эффективное взаимодействие внешних и внутренних рычагов, влияющих на лечебно-диагностический процесс и выздоровление пациента. В частности, к показателю эффективного взаимодействия можно отнести преемственность между структурами, принимающими участие в организации медицинской помощи как по каналу ОМС, так и по другим каналам финансирования. Существующие на сегодняшний день механизмы регуляции взаимодействия сторон лечебно-диагностического процесса являются эффективными, однако они могут быть усовершенствованы с позиции скорости соблюдения преемственности между структурами, участвующими прямо или косвенно в оказании медицинской помощи. В данном случае могут быть полезны информационные технологии и мобильные приложения в качестве вспомогательного инструментария.

Таким образом, к внешним видам взаимодействия относятся следующие: «Министерство здравоохранения РФ — медицинские организации»; «Министерство здравоохранения РФ — Министерство науки и высшего образования РФ»; «страховые компании — медицинские организации»; «органы управления здравоохранением — Росздравнадзор»; «органы управления медицинской организацией — медицинские организации, параклинические, немедицинские и клинические подразделения медицинских организаций»; «Роспотребнадзор — органы управления здравоохранением — медицинские организации»; «пациенты и их родственники — персонал медицинской организации».

Подводя итог, следует отметить, что все перечисленные виды взаимодействия структур как внутри медицинской организации, так и вне ее направлены на улучшение качества оказания медицинской помощи, в том числе качества ее организации, на обеспечение максимально эффективной и ориентированной на пациента медицинской помощи. Пациент-ориентированной медицинская помощь становится лишь тогда, когда она также ориентирована на других ее членов, на максимальную их удовлетворенность, мотивацию и причастность к единой команде и идеологии, а также оказывается с использованием специальных алгоритмов. Для осуществления данного процесса необходима разработка ключевых показателей и критериев эффективного взаимодействия сторон лечебно-диагностического процесса, а также плана мероприятий, направленных на повышение качества оказания медицинской помощи, в соответствии с полученными результатами.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.