Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Тимурзиева А.Б.

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации

К вопросу о необходимости повышения эффективности взаимодействия сторон лечебно-диагностического процесса для улучшения качества оказания медицинской помощи

Авторы:

Тимурзиева А.Б.

Подробнее об авторах

Журнал: Профилактическая медицина. 2022;25(12): 144‑149

Прочитано: 2139 раз


Как цитировать:

Тимурзиева А.Б. К вопросу о необходимости повышения эффективности взаимодействия сторон лечебно-диагностического процесса для улучшения качества оказания медицинской помощи. Профилактическая медицина. 2022;25(12):144‑149.
Timurzieva AB. The need to improve the efficiency of interaction between the parties to the diagnostic and treatment process to improve the quality of medical care. Russian Journal of Preventive Medicine. 2022;25(12):144‑149. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed202225121144

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пор­трет вра­ча с бо­лез­нью Пар­кин­со­на. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(12):160-164

Для обеспечения соответствующего качества медицинской помощи (КМП), согласно триаде А. Донабедиана, необходимо совершенствование структуры, процесса и результата, которые взаимосвязаны [1]. Эффективное управление медицинской организацией с максимальным использованием ресурсов относится к одной из важнейших задач современного здравоохранения и позволяет достичь соответствующего уровня удовлетворенности пациентов в ходе оказания им медицинской помощи. Для достижения высокого уровня качества организации медицинской помощи (КОМП) помимо внутреннего контроля [2] организаторам здравоохранения следует обратить внимание на механизмы, позволяющие регулировать качество в сфере здравоохранения. К основным критериям КОМП, как известно, относятся безопасность процесса лечения; доступность и своевременность; непрерывность и преемственность; ориентированность на пациента и его удовлетворенность; определенный научно-технический уровень. К КМП можно отнести индикаторы процесса; индикаторы структуры — к качеству КОМП, а индикаторы результата — к интегрирующим, которые включают в себя все показатели [3]. Обеспечение КОМП крайне важно для эффективного взаимодействия сторон лечебно-диагностического процесса, и разработка соответствующих алгоритмов и подходов, а также наиболее эффективных показателей может способствовать улучшению управленческих процессов и повышению уровня эффективности в системе здравоохранения.

В медицинской деятельности организации, в частности, крайне важны работа медицинских сестер с пациентами и врачами в единой команде и эффективность взаимоотношений в коллективе, основанных на открытости и честности при общении друг с другом [4]. С целью повышения качества профессиональной деятельности врача необходимо использование организационных и управленческих технологий в медицинской организации, которые позволяют обеспечить соответствующие условия труда и профессионального развития медицинских работников, высокий уровень их удовлетворенности в ходе осуществления профессиональной деятельности, рациональное распределение времени врача, наличие творческой составляющей в работе, усиление социальной поддержки и правовой защиты медицинского персонала [5]. Для повышения качества работы в медицинской организации необходимо тесное общение в межпрофессиональном поле, обеспечение которого относится к одной из главных задач руководителя. При организации лечебно-диагностического процесса важно определить алгоритмы действий сотрудников и пациентов; выявить вклад информационно-коммуникационной составляющей в деятельность медицинской организации; грамотно распределить ресурсы врача; получить обратную связь от пациентов; обеспечить надлежащие сбор и хранение информации о пациенте; продемонстрировать открытость деятельности медицинской организации, но с соблюдением врачебной тайны; оценить работу административно-хозяйственной и экономической служб; обеспечить образовательный процесс в здравоохранении с целью повышения квалификации руководителей и других сотрудников и применение стандартов оказания медицинской помощи, сертификации системы качества, аккредитации врачей [6], однако следует обратить внимание, что многие из перечисленных этапов для повышения качества оказания медицинской помощи работают на практике изолированно, но для полной картины и достижения максимальной результативности и эффективности все элементы системы должны работать в единой цепи, взаимодействовать по принципу нуля и единицы, а это еще более сложная задача. Ученые обращают внимание на то, что при грамотно выстроенной корпоративной культуре можно достичь повышения эффективности деятельности медицинских организаций [7]. Как на уровне одной медицинской организации, так и на всех остальных иерархических уровнях в системе здравоохранения важны следующие сложнейшие виды взаимодействия: «лечащий врач — пациент»; «лечащий врач — медицинская сестра»; «медицинская сестра — пациент»; «лечащий врач — заведующий отделением — заместители главного врача — главный врач»; «лечащий врач — лечащий врач»; «средний медицинский персонал — младший медицинский персонал»; «младший медицинский персонал — пациент»; «пациент — пациент»; «медицинский персонал — немедицинский персонал»; «немедицинский персонал — пациент» и др. Перечисленные виды взаимодействия можно отнести к внутренним. Однако существуют и внешние виды взаимодействия. Основные виды взаимодействия в ходе осуществления лечебно-диагностического процесса представлены на рисунке. Обеспечение эффективного взаимодействия элементов структуры, процесса и результата как на уровне одной медицинской организации, так и на всех уровнях в системе здравоохранения является важнейшей задачей. Несмотря на то что часто говорят о пациент-центрированной медицинской помощи, в тени остаются другие элементы структуры, а для эффективного взаимодействия всех звеньев лечебно-диагностического процесса необходимо учитывать потребности всех членов этой структуры, а также внешние и внутренние факторы воздействия на данную устойчивую систему. На каждом уровне организации имеются свои объект и субъект, механизмы управления, однако важным является то, чтобы данное взаимодействие было максимально эффективным. Это возможно при соответствующем уровне удовлетворенности каждого из многочисленных участников цепи, что, несомненно, влияет на качество оказания медицинской помощи, в том числе на качество ее организации.

Схема взаимодействия участников лечебно-диагностического процесса.

Цифры, указанные на рисунке, приведены в тексте с подробным описанием.

Под лечебно-диагностическим процессом мы понимаем процесс взаимодействия потоков информации всех сторон, принимающих участие в ведении пациентов при всех видах оказания медицинской помощи. Таким образом, к данному процессу имеют отношение не только врач и пациент, но и все сотрудники внутри медицинской организации, а также вне медицинской организации — даже те, которые осуществляют косвенное взаимодействие (см. рисунок), — администраторы3, служба охраны4, сотрудники административно-хозяйственной части5, служба питания6 и т.д.).

Из внешних звеньев во взаимодействии можно выделить Министерство науки и высшего образования Российской Федерации1 (см. рисунок), так как оно занимается вопросами образования, в том числе образования медицинских и немедицинских работников медицинской организации. Вопрос обучения является одним из основных во всех сферах, включая здравоохранение [8]. Важным аспектом обучения является воспитание врача, способного оказывать сочувствие. Существует взаимосвязь между эмпатией медицинских работников и повышением уровня приверженности пациентов лечению, удовлетворенностью результатами их лечения. Эмпатии и другим навыкам, связанным с эмоциональной сферой, необходимо обучать в рамках учебных программ в области здравоохранения [9—12].

При обеспечении стандартизации работы сотрудников медицинской организации и повышении уровня их знаний может быть достигнуто улучшение качества медицинской помощи [13]. Совершенствование программ последипломного образования врачей крайне важно для формирования необходимых компетенций специалистов в системе здравоохранения [14], в том числе с позиций разработки и внедрения образовательной модели, ориентированной на создание человекоцентрированной медицинской помощи [15, 16]. Знания относятся к стратегическим ресурсам в организациях здравоохранения, а управление знаниями поможет в удовлетворении растущих требований к повышению качества медицинской помощи [17]. Особенно следует обратить внимание на научный потенциал Российской Федерации с целью дальнейшей разработки мер по стимулированию и поддержанию ученых [18]. Для того чтобы взаимодействие образования и здравоохранения эффективно заработало, должны быть детально изучены практические аспекты кооперации сферы образования и рынка труда [19—21].

В вопросах здоровья важнейшую роль играет санитарное просвещение граждан2 (см. рисунок). Своевременное качественное информирование граждан на всех уровнях является залогом успеха в процессе развития государства в целом и способности реагирования на различные неблагоприятные факторы. Так, вопрос организации медицинской помощи в период биовызовов, что мы отчетливо могли наблюдать на примере COVID-19 на территории Российской Федерации, относится к одним из важнейших [22—26]. Отдельного внимания заслуживает работа лабораторной службы9 (см. рисунок), в том числе с использованием испытательных лабораторных центров, подведомственных Роспотребнадзору [23]. От качества работы лабораторно-диагностической службы и взаимодействия с ней других элементов сложной структуры на всех уровнях организации в системе здравоохранения также зависит не только качество оказания медицинской помощи, но и эффективность в целом. В период биовызовов особенно необходимо эффективное взаимодействие всех элементов структуры, которые могут пострадать: например, налаживание взаимосвязи не только с пациентами, но и с их родственниками7 (см. рисунок); определение особенностей заботы о детях, беременных и пожилых людях, а также о лицах с психическими заболеваниями и инвалидах. От грамотного взаимодействия с родственниками пациента [27] зависит, насколько будет выраженной эффективность лечебно-диагностического процесса. Обеспечение психологической поддержки населения, работа с членами семей пациентов, социальная поддержка и многие другие факторы способствуют эффективному взаимодействию сторон лечебно-диагностического процесса и повышению качества оказания медицинской помощи.

Проведение профилактических мер по охране здоровья населения относится к важным направлениям формирования общественного здоровья и влияет в последующем на лечебно-диагностический процесс на всех его уровнях [28, 29]. Отдельного внимания заслуживает вопрос изучения профессиональных заболеваний у медицинских работников и их образованности в данной области с целью разработки мер по их профилактике [30].

Помимо всего прочего, для повышения эффективности взаимодействия медицинского персонала с пациентом применяются как традиционные, так и инновационные модели, позволяющие в режиме реального времени контролировать уход за пациентом, обеспечивая обучение, наставничество, наблюдение от его приема до выписки [31]. При изучении вопроса взаимодействия пациента и врача отмечено, что невербальные коммуникации между ними играют важную роль [32, 33].

В свою очередь, коммуникация играет неотъемлемую роль в обеспечении качества всех сфер обслуживания, включая здравоохранение [34]. Эффективное взаимодействие медсестры и пациента может способствовать снижению роста числа повторно госпитализированных пациентов в больницах [35]. Этот аспект важен и во взаимоотношениях врача и пациента [36—38].

Из внешних участников лечебно-диагностического процесса следует также остановить свое внимание на взаимодействии со страховыми медицинскими организациями8 (см. рисунок). При обращении пациентов по системе обязательного медицинского страхования (ОМС) не всегда покрываются все расходы. Несмотря на наличие перечней видов высокотехнологичной медицинской помощи, не налажена система взаимодействия, при которой можно определить маршрутизацию пациента в случае возникновения сложностей. Организация оказания медицинской помощи в данном случае повышает время ее ожидания пациентом, соответственно, снижается ее качество, как следствие, это влияет на качество жизни пациента. Следовательно, необходима разработка алгоритмов, по которым станет возможным эффективное взаимодействие внешних и внутренних рычагов, влияющих на лечебно-диагностический процесс и выздоровление пациента. В частности, к показателю эффективного взаимодействия можно отнести преемственность между структурами, принимающими участие в организации медицинской помощи как по каналу ОМС, так и по другим каналам финансирования. Существующие на сегодняшний день механизмы регуляции взаимодействия сторон лечебно-диагностического процесса являются эффективными, однако они могут быть усовершенствованы с позиции скорости соблюдения преемственности между структурами, участвующими прямо или косвенно в оказании медицинской помощи. В данном случае могут быть полезны информационные технологии и мобильные приложения в качестве вспомогательного инструментария.

Таким образом, к внешним видам взаимодействия относятся следующие: «Министерство здравоохранения РФ — медицинские организации»; «Министерство здравоохранения РФ — Министерство науки и высшего образования РФ»; «страховые компании — медицинские организации»; «органы управления здравоохранением — Росздравнадзор»; «органы управления медицинской организацией — медицинские организации, параклинические, немедицинские и клинические подразделения медицинских организаций»; «Роспотребнадзор — органы управления здравоохранением — медицинские организации»; «пациенты и их родственники — персонал медицинской организации».

Подводя итог, следует отметить, что все перечисленные виды взаимодействия структур как внутри медицинской организации, так и вне ее направлены на улучшение качества оказания медицинской помощи, в том числе качества ее организации, на обеспечение максимально эффективной и ориентированной на пациента медицинской помощи. Пациент-ориентированной медицинская помощь становится лишь тогда, когда она также ориентирована на других ее членов, на максимальную их удовлетворенность, мотивацию и причастность к единой команде и идеологии, а также оказывается с использованием специальных алгоритмов. Для осуществления данного процесса необходима разработка ключевых показателей и критериев эффективного взаимодействия сторон лечебно-диагностического процесса, а также плана мероприятий, направленных на повышение качества оказания медицинской помощи, в соответствии с полученными результатами.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Denadai R, Lo LJ. Adapting Donabedian’s structure-process-outcome triad for quality improvement activities in surgical cleft-craniofacial care. Journal of Plastic, Reconstructive and Aesthetic Surgery. 2021;74(1):223-243.  https://doi.org/10.1016/j.bjps.2020.05.073
  2. Пузырев В.Г., Глущенко В.А. Создание эффективной системы контроля качества медицинской помощи в лечебно-профилактическом учреждении. Медицина и организация здравоохранения. 2016;1(1):12-20. 
  3. Линденбратен А.Л. Качество организации медицинской помощи и критерии для его оценки. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья им. Н.А. Семашко. 2013;2:20-23. 
  4. Thoma JE, Waite MA. Experiences of nurse case managers within a central discharge planning role of collaboration between physicians, patients and other healthcare professionals: A sociocultural qualitative study. Journal of Clinical Nursing. 2018;27(5-6):1198-1208. https://doi.org/10.1111/jocn.14166
  5. Сибурина Т.А., Волнухин А.В., Вечорко В.И., Резе А.Г. Управление взаимоотношениями врачей и пациентов в медицинской организации. Социальные аспекты здоровья населения: электронный научный журнал. 2018;64(6):1-24.  https://doi.org/10.21045/2071-5021-2018-64-6-3
  6. Шамшурина Н.Г., Жилина Т.Н. К вопросу о совершенствовании качества организации и оказания медицинской помощи. Социология медицины. 2019;17(2):114-121.  https://doi.org/10.18821/1728-2810-2018-17-2-114-121
  7. Задворная О.Л., Алексеев В.А., Борисов К.Н. Формирование и развитие корпоративной культуры медицинских организаций. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016;3(27):142-149.  https://doi.org/10.18184/2079-4665.2015.7.3.142.149
  8. Burgess A, Oates K, Goulston K. Role modelling in medical education: The importance of teaching skills. The Clinical Teacher. 2016;13(2):134-137.  https://doi.org/10.1111/tct.12397
  9. Ratka A. Empathy and the Development of Affective Skills. American Journal of Pharmaceutical Education. 2018;82(10):7192. https://doi.org/10.5688/ajpe7192
  10. Ермоленко К.Д., Харит С.М., Рулева А.А., Дроздова Л.Ю. Построение диалога с пациентом о вакцинации (научный обзор). Эпидемиология и вакцинопрофилактика. 2021;20(1):114-124.  https://doi.org/10.31631/2073-3046-2021-20-1-114-124
  11. Wu Y. Empathy in nurse-patient interaction: A conversation analysis. BMC Nursing. 2021;20(1):18.  https://doi.org/10.1186/s12912-021-00535-0
  12. Tavakoly Sany SB, Behzhad F, Ferns G, Peyman N. Communication skills training for physicians improves health literacy and medical outcomes among patients with hypertension: a randomized controlled trial. BMC Health Services Research. 2020;20(1):60.  https://doi.org/10.1186/s12913-020-4901-8
  13. Казанцева А.В., Ануфриева Е.В. Организационно-методические подходы к совершенствованию деятельности медицинских работников в колледжах. Здоровье населения и среда обитания. 2021;29(7):5-11. 
  14. Матущенко Е.В., Рудаков Н.В., Кумпан Л.В. Последипломное образование врачей на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии Омского государственного медицинского университета. Национальные приоритеты России. 2021;3(42):349-351. 
  15. Elliot DL, Hickam DH. Attending rounds on in-patient units: differences between medical and non-medical services. Medical Education. 1993;27(6): 503-508.  https://doi.org/10.1111/j.1365-2923.1993.tb00311.x
  16. Kuper A, Boyd VA, Veinot P, et al. A Dialogic Approach to Teaching Person-Centered Care in Graduate Medical Education. Journal of Graduate Medical Education. 2019;11(4):460-467.  https://doi.org/10.4300/JGME-D-19-00085.1
  17. Ayatollahi H, Zeraatkar K. Factors influencing the success of knowledge management process in health care organisations: a literature review. Health Information and Libraries Journal. 2020;37(2):98-117.  https://doi.org/10.1111/hir.12285
  18. Кузьминов Я.И. Научный кадровый потенциал-основа развития. Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2021;5-6(188-189):29-31.  https://doi.org/10.54449/20739532_2021_5-6_29
  19. Бершадская М.Д., Артамонова М.В., Серова А.В., Чепуренко А.Ю. Взаимодействие сферы образования и рынка труда: проблемы и перспективы. Экономика образования. 2020;1(116):46-64. 
  20. Артамонова Г.В., Крючков Д.В., Данильченко Я.В., Макаров С.А., Кущ О.В., Барбараш О.Л., Барбараш Л.С. Опыт развития партнерства учреждений науки и практики здравоохранения в решении проблем болезней системы кровообращения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;28(1):12-17.  https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-1-12-17
  21. Родионова Ю.В., Демко В.В., Шепель Р.Н., Драпкина О.М. Будущее российской науки — экосистема для единого доступа к информационно-аналитическим, образовательным, экспертным, технологическим и другим ресурсам. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(3):3231. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3231
  22. Попова А.Ю., Ежлова Е.Б., Демина Ю.В., Куличенко А.Н., Малецкая О.В., Рязанова А.Г., Кузнецова И.В., Гнусарева О.А., Михайлова М.Е., Сирица Ю.В., Манин Е.А., Портенко С.А., Красовская Т.Ю., Куклев В.Е., Казакова Е.С., Данилевская М.М., Сафонова М.В., Тельнова Н.В., Иванова С.М., Лопатина А.А. Мобильные комплексы СПЭБ Роспотребнадзора как действенный инструмент при реализации мероприятий по противодействию новой коронавирусной инфекции COVID-19. Проблемы особо опасных инфекций. 2020;4:92-98.  https://doi.org/10.21055/0370-1069-2020-4-92-98
  23. Ненахов И.Г. Совершенствование условий труда специалистов испытательных лабораторных центров Роспотребнадзора. Медицина труда и экология человека. 2020;2(22):7-14.  https://doi.org/10.24411/2411-3794-2020-10201
  24. Лаврик Е.П., Кравченко А.Г., Трухина Г.М., Герасимова А.А., Высотин С.А., Высотина А.Т. Влияние противоэпидемических (карантинных) мероприятий в условиях пандемии COVID-19 на снижение и распространение инфекций с аэрогенным механизмом передачи (на примере ветряной оспы). Здоровье населения и среда обитания. 2021;29(8):55-62.  https://doi.org/10.35627/22195238/20212985562
  25. Акимкин В.Г., Кузин С.Н., Семененко Т.А., Шипулина О.Ю., Яцышина С.Б., Тиванова Е.В., Каленская А.В., Соловьева И.В., Вершинина М.А., Квасова О.А., Плоскирева А.А., Мамошина М.В., Елькина М.А., Клушкина В.В., Андреева Е.Е., Иваненко А.В. Закономерности эпидемического распространения SARS-CoV-2 в условиях мегаполиса. Вопросы вирусологии. 2020;65(4):203-211.  https://doi.org/10.36233/0507-4088-2020-65-4-203-211
  26. Попова А.Ю., Ежлова Е.Б., Демина Ю.В., Мельникова А.А., Курганова О.П., Фомкина Н.Н., Юргина О.М., Бурдинская Е.Н., Троценко О.Е., Тотолян А.А., Корита Т.В., Базыкина Е.А., Котова В.О., Конов Д.В., Карисалов М.Ю. Эффективность противоэпидемических мер, обеспечивающих порядок допуска к работе вахтовым методом на фоне пандемии COVID-19. Проблемы особо опасных инфекций. 2021;3:114-121.  https://doi.org/10.21055/0370-1069-2021-3-114-121
  27. Haimi M, Brammli-Greenberg S, Waisman Y, et al. The role of non-medical factors in physicians’ decision-making process in a pediatric telemedicine service. Health Informatics Journal. 2020;26(2):1152-1176. https://doi.org/10.1177/1460458219870660
  28. Жукова Т.В., Горбачева Н.А., Свинтуховский О.А., Веревина М.Л., Харагургиева И.М., Кононенко Н.А., Полоненко А.Ю. Оптимизация профилактических программ с целью оценки уровня здоровья населения. Здоровье населения и среда обитания. 2014;6(255):6-10. 
  29. Зайцева Н.В., Алексеев В. Б., Лир Д.Н., Лужецкий К.П., Хрущева Е.В. Научно обоснованная обучающая программа по вопросам здорового питания: особенности питания для минимизации вреда здоровью, наносимого неблагоприятными (экстремальными) природно-климатическими условиями. Якутский медицинский журнал. 2022;1(77):61-68.  https://doi.org/10.25789/YMJ.2022.77.16
  30. Larese Filon F, Pesce M, Paulo MS, et al. Incidence of occupational contact dermatitis in healthcare workers: A systematic review. Journal of the European Academy of Dermatology and Venereology. 2021;35(6):1285-1289. https://doi.org/10.1111/jdv.17096
  31. Schuelke S, Aurit S, Connot N, Denney S. Virtual Nursing: The New Reality in Quality Care. Nursing Administration Quarterly. 2019;43(4):322-328.  https://doi.org/10.1097/NAQ.0000000000000376
  32. Ruberton PM, Huynh HP, Miller TA, et al. The relationship between physician humility, physician-patient communication, and patient health. Patient Education and Counseling. 2016;99(7):1138-1145. https://doi.org/10.1016/j.pec.2016.01.012
  33. Marler H, Ditton A. “I’m smiling back at you”: Exploring the impact of mask wearing on communication in healthcare. International Journal of Language and Communication Disorders. 2021;56(1):205-214.  https://doi.org/10.1111/1460-6984.12578
  34. Newell S, Jordan Z. The patient experience of patient-centered communication with nurses in the hospital setting: A qualitative systematic review protocol. JBI Database of Systematic Reviews and Implementation Reports. 2015; 13(1):76-87.  https://doi.org/10.11124/jbisrir-2015-1072
  35. Hany A, Vatmasari RA. Correlation between nurse-patient interaction and readiness to care for post-treated heart failure patients in the intensive care room Malang, Indonesia. Journal of Public Health Research. 2021;10(2):2229. https://doi.org/10.4081/jphr.2021.2229
  36. Tofan G, Spraggon M, Bodolica V. Agency problems, ethical challenges and governance attributes in different models of physician-patient interaction within the assisted reproduction setting. Public Health. 2013;127(6):597-600.  https://doi.org/10.1016/j.puhe.2013.01.017
  37. Street RL Jr, Gordon H, Haidet P. Physicians’ communication and perceptions of patients: is it how they look, how they talk, or is it just the doctor? Social Science and Medicine. 2007;65(3):586-598.  https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2007.03.036
  38. Wheelock A, Bechtel C, Leff B. Human-Centered Design and Trust in Medicine. JAMA. 2020;324(23):2369-2370. https://doi.org/10.1001/jama.2020.21080

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.