Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Маньшина А.В.

ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России, Москва, Россия

Попович М.В.

ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России, Москва, Россия, 101990

Драпкина О.М.

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Клиника пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и гепатологии

Некоторые подходы к оценке программ профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни

Авторы:

Маньшина А.В., Попович М.В., Драпкина О.М.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1440

Загрузок: 66


Как цитировать:

Маньшина А.В., Попович М.В., Драпкина О.М. Некоторые подходы к оценке программ профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни. Профилактическая медицина. 2020;23(2):72‑77.
Manshina AV, Popovich MV, Drapkina OM. Some approaches to evaluating noncommunicable disease prevention programs and promoting a healthy lifestyle. Russian Journal of Preventive Medicine. 2020;23(2):72‑77. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20202302172

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вли­яние тех­но­ло­гий ис­кусствен­но­го ин­тел­лек­та на дли­тель­ность про­ве­де­ния двой­но­го чте­ния мам­мог­ра­фи­чес­ких ис­сле­до­ва­ний. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):32-37
Оцен­ка сте­пе­ни удов­лет­во­рен­нос­ти па­ци­ен­тов при про­ве­де­нии ле­чеб­но­го плаз­ма­фе­ре­за. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):46-52
Ме­то­ды эко­но­ми­чес­кой оцен­ки эф­фек­тив­нос­ти ле­че­ния эн­до­вас­ку­ляр­но­го зак­ры­тия от­кры­то­го оваль­но­го ок­на для вто­рич­ной про­фи­лак­ти­ки крип­то­ген­но­го ин­суль­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):105-110
Мес­тное при­ме­не­ние ги­по­тен­зив­ных пре­па­ра­тов с целью про­фи­лак­ти­ки по­вы­ше­ния уров­ня внут­риг­лаз­но­го дав­ле­ния пос­ле ин­тра­вит­ре­аль­ных инъек­ций ан­ти-VEGF-пре­па­ра­тов. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(2-2):73-79
Ис­кусствен­ный ин­тел­лект в дер­ма­то­ло­гии: воз­мож­нос­ти и пер­спек­ти­вы. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(3):246-252
Фи­зи­чес­кие ме­то­ды кор­рек­ции ар­те­ри­аль­ной ги­пер­тен­зии: сов­ре­мен­ные пред­став­ле­ния. (Об­зор ли­те­ра­ту­ры). Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(3):41-47
О но­вых воз­мож­нос­тях оп­ти­ми­за­ции пос­то­пе­ра­ци­он­но­го пе­ри­ода при тон­зил­лэк­то­мии. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(4):14-19
Раз­ра­бот­ка и ис­сле­до­ва­ние бе­зо­пас­нос­ти сплин­та для сред­ней но­со­вой ра­ко­ви­ны, из­го­тов­лен­но­го с ис­поль­зо­ва­ни­ем 3D-пе­ча­ти. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(4):30-36
Ком­би­ни­ро­ван­ная ораль­ная кон­тра­цеп­ция и мо­лоч­ная же­ле­за. Гра­ни ис­ти­ны. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(4):101-105
Ме­то­ды прог­но­зи­ро­ва­ния рис­ков раз­ви­тия, те­че­ния и ре­ци­ди­вов рег­ма­то­ген­ной от­слой­ки сет­чат­ки. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(4):92-97

Здоровье и качество жизни населения, согласно европейской политике в области здравоохранения «Здоровье-2020», находятся во взаимодействии со сложной сетью социальных, экологических и экономических факторов, которые в значительной степени влияют на детерминанты здоровья. Эта взаимосвязь приводит к необходимости принятия мер по защите здоровья населения и его благополучия не только с участием сектора здравоохранения, но и секторов, не относящихся к этой области, и тем самым определяет межсекторальное сотрудничество как крайне важное в сохранении здоровья и в борьбе с неинфекционными заболеваниями (НИЗ) [1, 2].

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) населения, профилактика и контроль НИЗ являются одной из важнейших межотраслевых проблем развития Российской Федерации (РФ), что нашло свое отражение в Указе Президента РФ от 07.05.18 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.». В целях достижения поставленных задач были разработаны национальные и федеральные проекты, в том числе в области профилактики заболеваний и укрепления здоровья — Федеральный проект «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» («Укрепление общественного здоровья»). Одним из важных направлений Проекта является разработка и реализация региональных, муниципальных программ укрепления общественного здоровья [3].

В субъектах РФ в настоящее время разрабатываются и реализуются межведомственные программы (проекты), направленные на профилактику НИЗ и формирование ЗОЖ. Для оценки их эффективности в некоторых субъектах РФ созданы свои методики, которые позволяют определить, соответствует ли рассматриваемая программа приоритетам социально-экономического развития региона и является ли ее реализация необходимой. В большинстве случаев для их оценки применяются комплексные методики, основанные на расчете интегральных показателей [4, 5]. Кроме того, в ряде исследований, касающихся оценки региональных программ, применялся метод контент-анализа, основанный на соответствии выбранных программ требованиям Порядка разработки федеральных целевых программ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.95 №594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» [6, 7].

Разработка комплексной системы оценки программ профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ приобретает особую актуальность в связи с реализацией Федерального проекта «Укрепление общественного здоровья».

Создание инструмента и критериев оценки вмешательств позволит сформировать базу данных лучших практик, разработанных с научно-обоснованным подходом [8—11], которые направлены на профилактику НИЗ и формирование ЗОЖ, с целью последующей их диссеминации в субъектах РФ.

Цель настоящего исследования — оценить и отобрать наиболее успешные программы, разработать инструмент для их оценки.

Материал и методы

Материалом для исследования послужили программы профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ, предоставленные 4 субъектами РФ (Свердловская, Тюменская, Вологодская области и Чувашская республика):

1) «Профилактика — упреждающий удар», Екатеринбург, Свердловская область;

2) «Развитие здравоохранения в муниципальном образовании город Екатеринбург на 2014—2020 гг.», Екатеринбург, Свердловская область;

3) «Здоровье маленьких горожан», Екатеринбург, Свердловская область;

4) «Три шага к долголетию», Екатеринбург, Свердловская область;

5) «Новое качество жизни уральцев», Свердловская область;

6) «Школьная медицина», Чувашская республика;

7) «Начни с себя», Чувашская республика;

8) «Формирование здорового образа жизни и профилактика неинфекционных заболеваний населения в Тюменской области», Тюменская область;

9) «Здоровый город», Череповец, Вологодская область;

10) «Здоровье нюксян на 2019—2025 гг.», Нюксенский муниципальный район, Вологодская область;

11) «Будь здоров! Начни с себя», Вологодская область;

12) «Академия здоровья», Тюменская область;

13) «PROFБОРОВСКИЙ», Тюменская область.

Для оценки программ профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ Национальным медицинским исследовательским центром профилактической медицины, в рамках государственного задания «Разработка методологии оценки эффективности вмешательств и формирование базы данных лучших практик, направленных на профилактику и контроль неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни населения Российской Федерации», разработан инструмент (опросник) с использованием метода контент-анализа.

Основными критериями для анализа послужило соответствие программ профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ этапам программного цикла (процесс разработки и управления программами, начиная с постановки проблемы, поиска путей ее решения, планирования, реализации и оценки), отвечающего современным научно обоснованным подходам к разработке и реализации программ профилактики неинфекционных заболеваний [4, 5].

Результаты

В качестве стартового мероприятия по разработке системы оценки профилактических программ совместно с Российским обществом профилактики неинфекционных заболеваний был проведен конкурс «Межведомственный проект по профилактике НИЗ и формированию здорового образа жизни» для центров медицинской профилактики (ЦМП) субъектов РФ. Для участия в конкурсе ЦМП предоставили профилактические проекты (программы) межведомственного характера, реализованные в субъектах. Оценка проектов (программ) проводилась по следующим направлениям:

— мероприятия, проводимые ЦМП в рамках созданного проекта (объем, охват населения, методологии, используемые в работе с населением или его определенным контингентом и пр.);

— эффективность проекта в соответствии с поставленными целями: достигнутые результаты, динамика показателей (снижение распространенности факторов риска НИЗ, повышение информированности населения специалистов медицинского и немедицинского профиля по профилактике НИЗ и ведению ЗОЖ, экономическая эффективность и пр.);

— популяризация проекта и его результатов в СМИ: на сайте ЦМП и других сайтах, в социальных сетях, выступления на телевидении, радио, публикации в СМИ;

— участие ЦМП в работе межведомственной комиссии: регулярность/степень/охват взаимодействия ЦМП с различными министерствами/структурами, входящими в состав межведомственной комиссии, а также с волонтерскими организациями.

К участию в конкурсе была заявлена 21 межведомственная/межсекторальная программа. Большинство проектов представляли собой информационно-коммуникационные кампании, направленные на повышение информированности населения о факторах риска НИЗ, мотивацию к ведению ЗОЖ и формирование ответственного отношения к здоровью.

Опыт проведения конкурса стал отправной точкой для разработки индикаторов оценки профилактических проектов (программ) и позволил определить их обобщенные характеристики для составления универсального механизма сбора информации (опросника).

Таким образом, в результате обработки представленных для конкурса программ (проектов) при научно обоснованном подходе к созданию профилактических программ был разработан опросник, структурированный по следующим разделам:

1) общая информация о программе, где фиксируется название программы, дата и номер правового акта, которым она утверждена, а также уровень реализации и целевые группы;

2) характеристики программы. Раздел отражает данные о широте охвата компонентами ЗОЖ, наличии межведомственного/межсекторального характера, в т.ч. привлечение некоммерческих (НКО) и волонтерских организаций, содержит информацию о каналах финансирования программы (софинансирование или только бюджет);

3) оценка программного цикла. Раскрывает, насколько оцениваемая программа соответствует научно обоснованным этапам разработки программного цикла, в которые входят:

— анализ или оценка ситуации в регионе (предприятии, учреждении). Процесс изучения состояния здоровья в динамике, его тенденции, распространенность факторов риска, смертность и ее основные причины, продолжительность жизни, территориальные особенности, влияющие на состояние здоровья, определяются уязвимые группы населения, формулируется суть и величина проблемы;

— планирование или поиск решения проблемы, в т.ч. изучение опыта ее решения. На данном этапе распределяются приоритеты, устанавливаются цели и задачи программы, определяются потенциальные партнеры для решения поставленных целей и необходимые ресурсы, разрабатывается рабочий план (план действий);

— реализация программы: комплекс мер, обеспечивающих адекватное выполнение поставленных целей программы в соответствии с установленными сроками;

— мониторинг и оценка: постоянное наблюдение за ходом реализации с целью обеспечения выполнения плана, выявления препятствий и путей их преодоления. Оценка любого проекта (программы) должна учитывать процесс его реализации на основе мониторинга (слежение за процессом, явлениями и т.д.) и достижение долгосрочных результатов (эффективность результативности) на основе и показателей здоровья, и уровней факторов, влияющих на здоровье.

Результаты оценки 13 программ профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ

Общая информация и характеристика программ представлены в табл. 1.

Таблица 1. Общая информация и характеристика программ


Из 13 оцениваемых программ 12 имеют межведомственный характер. Координатором и заказчиком разработки и реализации 7 программ являлась администрация субъекта/муниципалитета, в остальных программах координатор представлен ведомством, разрабатывающим программу ― орган управления здравоохранением субъекта/муниципалитета.

Целевая аудитория программ охватывает все население субъекта — в 7 программах; детей (в том числе школьников) — в 2 программах; взрослое население — в 2 программах; работников здравоохранения — в 2 программах. По уровню реализации эти 7 программ являются муниципальными, 6 — реализуются на региональном уровне. В соответствии с этапами программного цикла, а именно: наличием анализа или оценки ситуации в регионе, планированием, реализацией программы, мониторингом и оценкой, было разработано 8 программ. По периоду реализации 9 программ задуманы как долгосрочные, т.е. рассчитаны на реализацию в течение более 2 лет, 4 программы — краткосрочные.

Основой для разработки в 10 программах послужил актуальный анализ ситуации в субъекте, представленный статистическими данными по основным показателям здравоохранения, таким как смертность в субъекте в динамике и ее основные причины, распространенность факторов риска НИЗ среди населения и др. В 3 программах обоснование для разработки программы не было представлено.

По широте охвата компонентами ЗОЖ все программы являются комплексными — в них учтены различные факторы риска здоровья.

Финансирование 5 программ осуществлялось как за счет бюджетных средств, так и с использованием внешних источников, 3 программы финансировались исключительно за счет бюджетных средств. В 5 программах информация об источнике финансировании отсутствовала. Запланированный объем бюджета по мероприятиям программы был указан в 6 программах, в 2 программах имелась только общая строка запланированного бюджета, без распределения по строкам расходов.

Анализ других ресурсов (материально-техническое и кадровое обеспечение), необходимых для реализации программы, подробно проведен и представлен в 6 программах.

НКО и волонтерские организации активно привлечены к реализации мероприятий в 4 программах. В 3 программах работа с НКО и волонтерами упоминалась, однако подробная информация об их участии в реализации мероприятий программы отсутствует. Структура/содержание программ представлена в табл. 2.

Таблица 2. Структура и содержание программ


Паспорт программ полный, содержащий такие разделы, как разработчик/ответственный исполнитель, участники подпрограммы (если предполагаются), цель, задачи, целевые индикаторы и ожидаемые результаты, этапы и сроки реализации, объем и источник финансирования, нормативно-правовые акты, представлен только в 8 программах. В 3 программах в паспорте не отражены все данные: не упоминаются нормативно-правовые акты, не указаны источники финансирования, этапы и сроки реализации. В 2 программах паспорт отсутствует.

В 12 предоставленных программах цель отражает выбранные проблемы, на которые направлена разработанная программа, и в 9 из них имеются четко сформулированные задачи, которые полностью позволяют достигнуть поставленную в программе цель и напрямую связаны с мероприятиями. В 2 программах задачи не прописаны.

План мероприятий программ с указанием сроков также имеется в 9 программах, из них в 8 по каждому мероприятию указан ответственный исполнитель (ведомство). В остальных программах мероприятия перечислены без указания сроков реализации, либо отсутствуют промежуточные контрольные точки. В 8 программах в качестве ответственного исполнителя указано ведомство, в 5 — информация отсутствует. Базовые значения показателей по заявленным в программе индикаторам имеются только в 8 программах. Основные мероприятия в 11 программах ориентированы на достижения цели и решение задач, в 2 программах их оценить не представилось возможным, поскольку цели и задачи прописаны общими фразами, без формулировки конкретной деятельности.

Постоянный мониторинг и оценка предусмотрен в 11 программах. При этом только в 9 программах обозначен конкретный период проведения мониторинга и предоставления отчетной документации. В 2 программах сведения о проведении мониторинга не приведены.

Проведение оценки эффективности промежуточных и конечных результатов в соответствии с конечными точками запланировано в 8 программах, в 1 программе запланирована оценка конечных результатов и в 4 программах данные о проведении оценки эффективности отсутствуют.

Регулярный анализ результатов программы осуществлялся с обсуждением и последующим принятием управленческих решений в 8 программах. В остальных программах информация о его проведении не обозначена. Таким образом, из 13 программ 8 разработаны в соответствии с этапами программного цикла, при этом ни одна программа не соответствует полностью всем заявленным критериям, заложенным в опроснике. Максимально соответствуют критериям опросника 4 программы, они могут быть рекомендованы для внесения в базу данных лучших практик.

Заключение

Оценка профилактических программ должна основываться на этапах программного цикла и учитывать, насколько процесс составления программы соответствует научно обоснованным этапам разработки программного цикла:

— по наличию в нем актуального анализа ситуации в субъекте;

— соответствию текущей ситуации в субъекте на момент внедрения программы целям, на достижение которых она направлена;

— привлечению в разработку и реализацию других участников политики субъекта: НКО, СМИ и других сопряженных с этим процессом ведомств и структур;

— наличию анализа ресурсов, в том числе финансирования;

— соответствию цели и задач программы выбранным приоритетам;

— наличию календарного плана реализации с указанием ответственных исполнителей по мероприятиям, заложенным в программе;

— по связанности мероприятий программы с задачами и целью программы;

— наличию базовых, промежуточных и конечных показателей по индикаторам программы с указанием сроков их достижения;

— проведению оценки достижения промежуточных и конечных результатов, ведению отчетной документации;

— мониторингу и оценке, которые являются неотъемлемыми компонентами программного цикла и должны осуществляться на всех этапах, начиная с планирования.

Таким образом, разработка критериев оценки вмешательств, направленных на профилактику и контроль НИЗ и формирование ЗОЖ, станет основой для выбора наиболее успешных профилактических программ, реализованных в субъектах Российской Федерации. Создание базы данных лучших практик, соответствующих современным научно обоснованным подходам, позволит специалистам в области общественного здоровья и медицинской профилактики использовать наиболее эффективные методы для профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ, что будет способствовать повышению уровня, качества и продолжительности здоровой жизни населения РФ.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — М.П., А.М., О.Д.

Сбор и обработка материала — А.М.

Статистическая обработка — А.М.

Написание текста — А.М.

Редактирование — М.П., О.Д.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.