В 1761 г. М.В. Ломоносов написал письмо графу И.И. Шувалову «О размножении и сохранении российского народа», в котором в числе прочих мер предлагал «сочинить медицинскую книгу» на русском языке для народа [1]. В 1796 г. студент медицинского факультета Московского университета Фома Барсук-Моисеев перевел на русский язык и опубликовал книгу неизвестного нам французского автора «Путь к здравию или наука сохранять свое здоровье» [2]. Неизвестного потому, что в доступных документах не удалось найти первоисточник и установить имя автора. В предисловии к читателю переводчик (в дальнейшем мы будем называть его автором) пишет: «Нет ничего нужнее и вожделеннее для человека в жизни его, как драгоценное здравие! Посему и сочинение то должно быть драгоценно же, где предлагаются правила, как располагать самим собою таким образом, чтобы через то можно было вкушать сладость совершеннаго и долговременнаго здравия» (здесь и в дальнейших цитатах сохранены лексика, орфография и пунктуация XVIII века).
Студент Фома Иванович Барсук-Моисеев (1768—1811 гг.) был, несомненно, талантливым человеком. Первоначальное образование получил в Киево-Могилянской академии, где обучался философским наукам и иностранным языкам. Здесь он русифицировал свою фамилию и добавил к ней анаграмму слова «бурсак». В 1788 г. был зачислен в число казеннокоштных студентов медицинского факультета Московского университета. За сочинение по повивальному искусству был награжден золотой медалью.
После защиты диссертации «De respiratione» («О дыхании») 22 ноября 1794 г. первым из обучавшихся в Московском университете был удостоен степени доктора медицины; в 1795 г. утвержден экстраординарным профессором. Преподавал физиологию, патологию, терапию, семиотику и диететику [3—5].
Ф.И. Барсук-Моисеев перевел 15 медицинских трудов разных авторов с иностранных языков (латинский, немецкий, французский), что заложило основу библиотеки медицинской книги на русском языке.
Хотя книга переведена с французского языка, видно, что перевод адаптирован к тогдашним российским реалиям, поэтому ее с полным правом можно назвать первым научно-популярным произведением на русском языке о сохранении здоровья. Наименования разделов книги отличаются от современных: главы книги именуются «статьями», а разделы статей — главами. Мы также будем придерживаться правил XVIII века.
Здоровье человека закладывается родителями еще до его рождения, поэтому в первой статье «О совершенном воспитании детей» рассматриваются предпосылки рождения здорового и «благолепного» ребенка, чему в первую очередь способствуют крепкое здоровье самих родителей и хорошее питание. Обращается внимание на эмоции женщины: они должны быть положительными: «…мать, то наипаче во время зачатия должна иметь живое воображение и прелестное впечатление в душе, дабы оттого зачать и родить поразительного младенца». После родов нужно обмыть младенца в смеси «одной части белаго вина да двух частей теплой воды», поскольку новорожденный всегда покрыт «грязью». Вряд ли сейчас приемлема рекомендация мыть детей холодной, а не теплой водой, так как «холодная вода большее имеет преимущество пред теплою, потому что она укрепляет тело и сохраняет здоровье целым и не поврежденным». Автор категорически возражает против пеленания ребенка: «…пеленки нередко бывают виною смерти премногих младенцев. Пеленки препятствуют свободно дышать младенцам. Самое же большое зло пеленания состоит в том, что пеленки бывают помехою хорошему пищеварению и лишают младенцев движения». В этой статье делается акцент на необходимости следить за пищеварением ребенка и особое внимание уделяется кормилице — она не должна быть из бедной семьи, должна иметь хорошее здоровье, но подчеркивается, что «молоко чужой женщины никогда не может быть столь приятно и полезно, как молоко истинной для него родительницы». Большое значение придается правильному физическому развитию ребенка, двигательному режиму (ребенок должен ходить и бегать столько, сколько захочет). Предупреждается о большом вреде для здоровья раннего тяжелого труда наряду с ранними браками, «которые приводят к преждевременной старости и смерти».
Статья вторая: «О естественном воспитании взрослых, то есть вышедших из ребяческих лет детей, и возмужавших людей, и о избрании для здоровья полезных шести вещей, так называемых неестественных, каковы суть: воздух, разные роды пищи и пития и прочая».
В первой главе, говоря о воздухе, автор указывает на вред горячего и сухого воздуха и советует смачивать пол, проветривать комнату после сна, не рекомендует спать в тесных и душных помещениях, подчеркивает, что «вреден лампадный и свечной дым и его надо отводить из помещения».
По мнению автора, вода — «самый лучший напиток, но естли строение слабое, добавить в нее белаго вина». Показаны органолептические признаки доброкачественной воды, а также способы ее очищения: отстаивание, фильтрация через песок либо добавление уксуса или пряных трав (тимьяна, шалфея, майорана, чабреца) или одной унции водки на кружку. Подчеркивается польза воздушных ванн, бани, но приводятся и противопоказания для бани.
В третьей главе «О питании или вещах, взимаемых из царства животных и употребляемых в кушанья» подчеркивается особая польза для здоровья различных видов бульонов из говядины, телятины, цыплят, кур, зайцев, бекасов, кроликов, перепелок. Отмечается польза речной рыбы. При сравнении видов молока самым лучшим названо женское. Затрагиваются различия между вегетарианцами и мясоедами, но растительная пища не считается полноценной для человека. Лучшим хлебом признан пшеничный.
Если говорить «О питиях напитках», то, безусловно, «вино для детей вредно». В этой главе подробно обсуждаются польза и различия французских, испанских, итальянских вин, а также сидра. Очень интересны суждения о чае и кофе. «Чай имеет силу отворять, пропускать и жидить, то есть производить остановившуюся испарину и выгоняет из тела вредоносную материю; а кофий и шеколад возстанавливают прежнюю крепость и упругость слабых и немощных желудков». И еще — «кофе вреден девушкам и молодым женщинам, может вызвать припадки. Можно лишь мокротным и хладнокровным людям, также и тем, кои проводят сидячую жизнь, посвящая себя учению».
Естественно, есть глава «Об отделении и испражнении», в которой отмечается, что «великие потения приводят в слабость тело». Говорится также, что пользовать только наружными средствами «закожные болезни есть весьма опасно и пагубно для телесного здоровья».
В главе «О страстях и движениях душевных» автор предупреждает о сексуальных излишествах, «рукоблудии», которые приводят к болезни. Но отсутствие совокуплений также вредно для здоровья.
Касаясь «сна и бдения», автор рекомендует оптимальный 7-часовой сон, что соответствует современным рекомендациям, но также предупреждает о вреде для здоровья чрезмерно продолжительного сна и бодрствования.
Абсолютно современными являются положения в главе «Об упражнении»: «Человек без упражнения изнемогает, ослабевает и становится недужливым». В качестве примера приводятся различия в здоровье городских и сельских жителей, последние имеют лучшее здоровье, поскольку занимаются физическим трудом и живут на свежем воздухе.
Если говорится «О правилах жизни слабых и нездоровых людей различного возраста состояния», а также «О правилах жизни худаго и слабаго сложения людей», то такие люди должны есть легкую пищу, высыпаться, жить «в здоровом и благоразстворенном воздухе, им надлежит предписать довольных упражнения, сельский воздух, хорошие кушания и принаравливать их к правильной Пифагорийской, т. е. трезвой и умеренной жизни». Что ж, абсолютно актуально и в наши дни.
Автор касается и вопросов, которые мы бы сейчас назвали «медицина труда». Он пишет «О правилах жизни ремесленных и рабочих людей», подчеркивает пользу перерывов в работе, особенно на вредном производстве, где «затхлый и негодный воздух». «Всякая долгая и безпрерывная работа, какого бы рода она не была, изнуряет тело, естли ее не переменять и не давать себе отдыху». В главе «О правилах жизни старых и пожилых людей» представлены советы есть легкую пищу и обязательно заниматься посильными упражнениями. Особо выделяются рекомендации ученым людям. Им, как и старикам, надо есть легкую пищу из-за сидячего образа жизни. Особенно опасны «ночные бдения», спать надо ночью не менее 8 ч. Эти советы также можно отнести к медицине труда.
У бедных людей в рационе обязательно должно быть молоко. Весьма оригинален такой совет: во время голода «деревенские приходские попы везде в народе повинны возбуждать радость и веселие, потому что радость умножает силы желудка». Но одновременно запрещается есть испорченную пищу, особенно пораженную спорыньей рожь.
Говоря о правилах жизни больных людей, автор утверждает, что «болезни от излишеств». При заболевании необходимо соблюдать диету, употреблять мало пищи. Основными видами лечения являются рвотное, кровопускание. В последующих главах описаны рецепты слабительных средств, а также правила кровопускания. Оно рекомендуется только в случаях тяжелых заболеваний, при воспалениях и горячках.
Статья третья «О необходимых средствах для учинения скораго пособия; о мерах, от многих болезней предохраняющих. И о предрассудках противных здравию». Здесь автор предлагает рецепты от «оспенных пятен», от «ожоги», пишет «о бульоне или похлебке, употребляемой с пользою в легкотной, то есть от порчи в легких происходящей, чахотке», а также о бульоне, «употребляемом от кислоты в желудке или изгаги». Приводятся рецепты от мозолей, женского бесплодия. Отдельно описываются «особливые случаи, требующие скораго пособия», т. е. неотложной помощи. Так, приводятся советы помощи при укусах змеи, отравлении мышьяком, сулемой, опием, как помогать «утопшим», а также средства «от угольного угару или чаду».
Статья четвертая «О предохранительных средствах от многих болезней». В первой главе «О цели врачебного искусства» провозглашен главный постулат профилактической медицины: «Истинного врачебного искусства вся цель состоит в том, чтобы пользовать болезни, оно также должно предварять все угрожающия и уничтожать настоящия болезни. И посему та предохранительная часть врачебного искусства все прочия части онаго превышает. И оное подлинно осталось бы бесполезно, естли бы было возможно таковую науку до самой высочайшей довести степени. Ибо известно, что гораздо спасительнее есть для человека отвращать угрожающия, нежели пользовать настоящия болезни». Нашим предшественникам были хорошо известны роль профилактики и ее место во врачебном искусстве, и они старались внедрять профилактические мероприятия в жизнь людей.
Все последующие главы посвящены «предохранительным средствам» для путешественников «от вредных и холодных паров», «зубных болезней и мокротных опухолей», «дурных следствий стужи», даже «любострастных болезней». Автор считал прививки против оспы «самым действенным предохранением». Он подтверждал пользу овощей и фруктов для здоровья и развенчивал миф о вреде сахара.
Статья пятая «О безопасных и надежных средствах чинить скорое пособие в различных припадках, угрожающих потерию жизни, и отвращать или предотвращать те худые последствия, которым люди всякий день подвержены бывают» является по сути сборником из 57 рекомендаций по скорой помощи на все случаи жизни. Эти рекомендации относятся как к внешним воздействиям, так и к различным заболеваниям. Часть советов можно, например, отнести к травматологии (автор пишет «об ожоге; о падении; об ушибе или контузии; о порезе; о занозе; о садне или садке кожи на теле; об отморожении, о зашибе или ударе; о загорении от солнечного зноя». Другая часть советов относится к житейским ситуациям: «о кушаньях, ввалившихся в дыхательное горло или о подавлении; о звинении или шуме в ушах; об остановившемся каком-либо теле в горле; о дурном запахе или вони изо рта» и т. д. Есть советы при различных болезненных состояниях: «о молошнице или болячей сыпи во рту, на языке и губах; о жаре с мочою соединенном; о колике или резе в животе; о боли в голове; о зубной болезни и т. д.» Есть даже некие косметические разделы и об уходе за телом: «о пупырышках на лице или прыщах; о ножных мозолях; о трещинах на теле; о ногтоеде; о потении ног; о бородавках; об угрях» и т. д. Некоторые советы актуальны и сегодня: «опрятность же и частая перемена чулок есть самое лучше средство к излечению от потения ног». Другие же советы противоречат современным рекомендациям. Например, при «слабости и грусти надо вкусно есть, кроме сладких, нежных и увлажняющих явств, никаких грубых не употреблять кушаний… рейнское вино с водою может служить самым лучшим лекарством, укрепляющим здоровье». Сейчас не рекомендуется «заедать» стресс сладостями, а также увлекаться алкоголем. Можно согласиться с автором, что один бокал красного вина в день полезен для здоровья. Однако некоторые советы приведут в замешательство современного врача: «засыпать в глаза кураслепового сахара, закрыть веки, наложить повязку на глаза» при бельме в глазу. А с другой стороны, «при туске в глазах или неясном видении» рекомендуется принимать очанку, растение, которое и в наше время применяется при нарушении зрения.
Автор этой книги, несомненно, руководствовался мыслями своих великих предшественников. И Гиппократ, и Авиценна уделяли большое внимание профилактике заболеваний, учитывали все стороны жизни человека и пытались не только указать, но и предотвратить те ситуации и явления, которые могут нанести вред здоровью [6, 7].
Несмотря на прошедшие столетия, многие позиции этой книги актуальны и в наши дни. Вопрос пеленания новорожденных остается до сих пор открытым и оставлен на усмотрение матери или родственников [8, 9]. Очень современно положение о низкой физической активности. Польза физических упражнений, движения для укрепления здоровья давно доказана, равно как и вред при их отсутствии [10]. Значение доброкачественной воды исключительно важно для здоровья человека, поэтому снабжение хорошей питьевой водой является одним из главных условий его сохранения [11].
Примечательно полное название книги [2]. Она предназначена не только грамотным людям — для «всяких добрых Помещиков, пекущихся о сохранении здравия как своего собственного, так и своих подчиненных», но и неграмотным (ведь подчиненные — это неграмотные крепостные). По сути, своеобразный призыв к просвещению, побуждение к распространению знаний об укреплении здоровья и профилактике заболеваний — «предлагаются правила, руководствующия к долгой и безболезненной жизни».
Вторая часть книги представляет собой руководство по фитотерапии, поскольку в ней «изъясняются дары природы, каждому месяца года в особенности свойственные вкупе с описанием их качеств и употребления», что требует отдельной статьи.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interest.
Сведения об авторах
Холмогорова Г.Т. — к.м.н.; https://orcid.org/0000-0003-4170-4269; e-mail: gkholmogorova@gnicpm.ru