Затраты на медицинскую помощь в современном обществе неуклонно растут, включая бремя затрат, связанных с нарушением функционирования после инсульта. В связи с длительным и даже перманентным характером многих нарушений профилактика инсульта играет важнейшую роль.
По данным ВОЗ за 2015 г., смерть 6,24 млн человек произошла вследствие инсульта, что сделало его второй по значимости причиной смерти (после ишемической болезни сердца) [1]. Тромболитическая терапия в течение нескольких часов после начала приступа позволяет спасти пациента, однако незнание симптомов инсульта часто приводит к несвоевременной госпитализации и низкой эффективности лечения. В связи с этим большое значение имеет повышение осведомленности населения о необходимости вызова скорой помощи при подозрении на инсульт и совершенствование уровня знаний о его симптомах [2].
За последние несколько лет в разных странах были проведены кампании, нацеленные на повышение уровня осведомленности населения об инсульте, которые показали свою эффективность [2—5]. Особое внимание уделяется обучению детей школьного возраста, поскольку они могут быть свидетелями возникновения приступа у своих родственников или знакомых, при этом риск возникновения инсульта у детей и подростков достаточно низок [6—11], кроме того, дети делятся с родителями полученными знаниями, что также способствует повышению уровня их осведомленности о заболевании [12, 13].
Одними из значимых направлений снижения заболеваемости инсультом являются разработка и внедрение обучающих программ для людей различных возрастных групп. Однако все еще мало известно о влиянии обучения детей и подростков симптоматике инсульта.
Цель данного исследования — изучение результатов уроков «СТОП-ИНСУЛЬТ» в школах Москвы.
Материал и методы
В сентябре—ноябре 2017 г. в школах Москвы Молодежный совет Департамента здравоохранения Москвы (ДЗМ) совместно с Фондом по борьбе с инсультом «ОРБИ» провел уроки СТОП-ИНСУЛЬТ для школьников. Очное обучение и тестирование проводились по согласованию с директорами государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Москвы (школы № 138, № 1161, структурные подразделения № 1 и № 2, № 2006 и № 2114 и т. д.).
Всего в анкетировании приняли участие 29 653 школьника 4—11-х классов: 16 182 (54,6%) девочки и 13 471 (45,4%) мальчик. Для более детальной оценки эффективности программы СТОП-ИНСУЛЬТ результаты ответов детей после анкетирования были проанализированы в зависимости от количества исходно верно названных симптомов заболевания. Были выделены четыре группы:
— 8733 (29,6%) человека, которые не смогли правильно назвать ни одного симптома инсульта — 4052 (46,4%) девочки и 4681 (53,6%) мальчик;
— 2693 (9,1%) школьника, которые назвали правильно лишь один симптом инсульта — 1467 (54,5%) девочек и 1226 (45,5%) мальчиков;
— 4840 (16,3%) человек, которые назвали два симптома заболевания — 2881 (59,5%) девочка и 1959 (40,5%) мальчиков;
— 13 347 детей, которые правильно назвали три симптома инсульта — 7782 (58,3%) девочки и 5565 (41,7%) мальчиков.
Для дистанционного обучения и тестирования на сайте Городского методического центра ДЗМ (http://mosmetod.ru/) были размещены обучающая информация и ссылка, пройдя по которой ученики под контролем учителей прошли входное и выходное тестирование.
С помощью анимационной инфографики (тест УДАР) и специально разработанной интерактивной программы на доступном уровне была представлена информация об инсульте, симптомах заболевания и алгоритме действий в случае его возникновения. Обучение проходило в течение одного дня (продолжительность программы — 40 мин).
Перед началом урока все школьники проходили входное тестирование, оценивающее исходный уровень знаний о симптомах инсульта и алгоритме действий. Для данного тестирования была разработана анкета, содержащая вопросы закрытого («Знаете ли Вы, что такое инсульт?») и открытого («Какие симптомы инсульта Вы знаете?») типа, затрагивающие общие знания об инсульте, его симптомы и необходимые действия, которые нужно предпринять при обнаружении данных симптомов.
Информация об инсульте была изложена с использованием информационного блока СТОП-ИНСУЛЬТ, специально разработанного Организационно-методическим отделом по неврологии ДЗМ. Особое внимание было уделено подаче информации. В анимационном ролике УДАР школьникам рассказали об основных симптомах заболевания. Завершился урок итоговым тестированием, в котором оценивались полученные знания, дополнительно школьники могли оценить новый формат подачи информации.
Для улучшения запоминания был использован модифицированный тест УДАР («У» — улыбка, «Д» — движение, «А» — афазия, «Р» — решение), в котором «артикуляция» была заменена на термин «афазия», который в большей степени отражает возможные нарушения речи при возникновении инсульта (рис. 1).
Статистическая обработка материалов исследования проведена с использованием программного обеспечения SPSS 15.0., Statistica 8.0 for Windows («StatSoft Inc.», США) и «Биостат» (издательский дом «Практика», 2006) по общепринятым методикам. Различия считались значимыми при уровне ошибки p<0,05.
Результаты
Результаты тестирования показали значимую эффективность обучения по всем оцениваемым параметрам. До обучения на вопрос «В какой части тела возникает инсульт?» дали правильный ответ лишь 62,4% детей, почти 1/3 считали, что данное заболевание развивается в сердце, а 9,2% не смогли дать ответ на данный вопрос. После обучения значимо сократилось число детей, давших неправильный ответ на вопрос (на 17,1%) или не знавших на него ответ (на 9,27%; p<0,05).
На вопрос «Как еще называют инсульт?» до обучения дали правильный ответ 57,8%, около 1/3 респондентов предположили, что заболевание называют «инфаркт миокарда». После обучения число детей, неправильно указавших ответ на данный вопрос, значимо снизилось (на 16,5%), а детей, которые не смогли ответить на данный вопрос после обучения и просмотра анимационного ролика, не было (p<0,05).
Необходимость безотлагательно вызвать скорую медицинскую помощь при обнаружении симптомов инсульта является в настоящее время существенным фактором, позволяющим улучшить результаты функционального исхода пациентов после инсульта. Причем не только неосведомленность населения, но и недооценка серьезности возникших симптомов и уверенность, что симптомы пройдут самостоятельно, являются причинами задержки обращения за медицинской помощью, что еще раз подчеркивает значимость информированности об основных симптомах инсульта членов семьи пациента. Просветительская работа среди лиц различных возрастных групп позволяет повысить вероятность своевременной госпитализации пациентов с инсультом [14, 15]. На уроке значительное внимание уделялось правильности действий при подозрении на инсульт: необходимости вызвать скорую медицинскую помощь; сообщить взрослым; запомнить время, когда человеку стало плохо, чтобы впоследствии передать эту информацию врачам скорой медицинской помощи. До обучения 1/3 детей не знали ответа на вопрос «Что делать при обнаружении симптомов инсульта в первую очередь?», однако после обучения почти все респонденты (98,6%) дали правильный ответ на данный вопрос (см. таблицу).
Раннее выявление признаков инсульта играет важнейшую роль в профилактике и лечении пациентов с инсультом. Недостаточная информированность об инсульте может приводить к нарушению функционирования программ по профилактике и отсрочивать необходимое медицинское вмешательство.
До обучения 29,6% детей не указали ни одного верного симптома инсульта, при этом выбирали такие варианты ответов, как судороги, сильный кашель, боль в груди/животе, внезапный подъем температуры до 38,9 °С, слезотечение. Еще 9,1% детей выбрали только один правильный ответ, 16,3% — два и 45% детей верно указали три основных симптома инсульта (рис. 2).
На рис. 3 представлены
Подобные программы различной продолжительности и форматов уже проводились в Японии, США, Корее. В качестве дополнительных материалов использовались комиксы, магниты, брошюры, мультфильмы и видеоигры [6—11, 14, 15]. Было выявлено, что для каждой возрастной группы детей подходят разные образовательные программы, а также, что после их проведения повышается уровень осведомленности среди родителей.
Заключение
Это первое исследование, оценивавшее результаты урока СТОП-ИНСУЛЬТ среди российских подростков, позволившее научить их распознавать клинические симптомы инсульта, а также улучшить общие знания о заболевании. Проведение образовательной программы повысило уровень осведомленности о симптомах инсульта среди детей школьного возраста.
На основании полученных результатов и имеющихся предпосылок мы пришли к заключению, что урок СТОП-ИНСУЛЬТ, направленный на повышение осведомленности об инсульте, существенно повысил осведомленность детей о симптомах заболевания и действиях, которые необходимо выполнить при подозрении на возникновение заболевания. Мы предлагаем повсеместно внедрить обучение симптомам инсульта в школьную программу. Кроме того, необходимы дальнейшие исследования, которые покажут, насколько долгосрочны знания, полученные школьниками во время обучения.
Поддерживается Проектом повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования — Сун Чер И, А.О., Е.С.
Сбор и обработка материала — Сун Чер И, А.О., Д.Л., Е.А.
Статистическая обработка — М.E., К.Л., В.Д., Т.С.
Написание текста — М.Е., К.Л., В.Д., Т.С.
Редактирование — Е.С., Д.Л., Е.А.
Сведения об авторах
И Сун Чер — специалист организационно-методического отдела по неврологии [Sun Cher I, MD, expert in organizational and methodological neurology department]; https://orcid.org/0000-0001-7550-376X; e-Library SPIN: 4444-2786; e-mail: leegion4@mail.ru
*Орлова Александра Сергеевна — к.м.н., доц. [Aleksandra S. Orlova, MD, PhD, associate professor]; адрес: 121467, Россия, Москва, ул. Россолимо, д. 10, стр. 4 [address: 10 bld. 4 Rossolimo street, Moscow, 121467 Russia]; https://orcid.org/0000-0001-9725-7491; eLibrary SPIN: 6468-5100; e-mail: orlovaas@yandex.ru
Силина Екатерина Владимировна — д.м.н., проф. [Ekaterina V. Silina, MD, PhD, professor]; https://orcid.org/0000-0002-0246-5149; eLibrary SPIN: 2655-4707; e-mail: silinaekaterina@mail.ru
Синельникова Татьяна Георгиевна — к.м.н., доц. [Tat’jana G. Sinel’nikova, MD, PhD, associate professor]; https://orcid.org/0000-0003-2803-5531; eLibrary SPIN: 8852-4056; e-mail: sintatiana@rambler.ru
Егиян Маргарита Рубеновна — студентка второго курса [Margarita R. Egiian, the second year undergraduate student]; https://orcid.org/0000-0001-7761-8931; eLibrary SPIN: 4751-1517, e-mail: meresely@gmail.com
Дадаева Валида Арсланалиевна — врач-кардиолог, главный специалист отдела спортивной реабилитации [Valida A. Dadaeva, MD, PhD, cardiologist, leading expert of sport rehabilitation department]; https://orcid.org/0000-0002-0348-4480; eLibrary SPIN: 4313-7846; e-mail: dr.dadaeva@mail.ru
Латышева Ксения Дмитриевна — студентка шестого курса [Ksenija D. Latysheva, the sixth year undergraduate student]; https://orcid.org/0000-0002-8809-8414; eLibrary SPIN: 7747-0489, e-mail: ksulat27@yandex.ru
Лебедева Джинна Ивановна — к.м.н., доц. [Jinna I. Lebedeva, MD, PhD, associate professor]; https:// orcid.org/0000-0003-2478-9619; eLibrary SPIN: 4075-2614; e-mail: jinna-1965@rambler.ru
Акарачкова Елена Сергеевна — д.м.н., проф. [Elena S. Akarachkova, MD, PhD, professor]; https://orcid.org/0000-0002-7629-3773; eLibrary SPIN: 8481-7947; e-mail: nevrorus@mail.ru