Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Орлова А.С.

ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.И. Сеченова», Москва

Силина Е.В.

Кафедра патофизиологии ФППО врачей Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова

Синельникова Т.Г.

кафедра патологии человека ФППО врачей Первого мовсковского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова

Егиян М.Р.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.И. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия

Дадаева В.А.

ГКУ «Центр спортивных инновационных технологий и сборных команд» Департамента физической культуры и спорта Москвы, Москва, Россия

Латышева К.Д.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия

Лебедева Д.И.

ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России, Тюмень, Россия;
ГАУЗ ТО «Областной лечебно-реабилитационный центр», Тюмень, Россия

Акарачкова Е.С.

Отдел патологии вегетативной нервной системы научно-исследовательского центра Первого МГМУ им. И.М. Сеченова

Повышение осведомленности детей и подростков о симптомах инсульта

Авторы:

Орлова А.С., Силина Е.В., Синельникова Т.Г., Егиян М.Р., Дадаева В.А., Латышева К.Д., Лебедева Д.И., Акарачкова Е.С.

Подробнее об авторах

Журнал: Профилактическая медицина. 2018;21(5): 107‑112

Просмотров: 944

Загрузок: 25


Как цитировать:

Орлова А.С., Силина Е.В., Синельникова Т.Г., и др. Повышение осведомленности детей и подростков о симптомах инсульта. Профилактическая медицина. 2018;21(5):107‑112.
Orlova AS, Silina EV, Sinel'nikova TG, et al. Raising awareness about stroke symptoms among children and adolescents. Russian Journal of Preventive Medicine. 2018;21(5):107‑112. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed201821051107

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вли­яние тех­но­ло­гий ис­кусствен­но­го ин­тел­лек­та на дли­тель­ность про­ве­де­ния двой­но­го чте­ния мам­мог­ра­фи­чес­ких ис­сле­до­ва­ний. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):32-37
Ме­то­ды эко­но­ми­чес­кой оцен­ки эф­фек­тив­нос­ти ле­че­ния эн­до­вас­ку­ляр­но­го зак­ры­тия от­кры­то­го оваль­но­го ок­на для вто­рич­ной про­фи­лак­ти­ки крип­то­ген­но­го ин­суль­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):105-110
Пер­спек­тив­ные под­хо­ды к па­то­ге­не­ти­чес­кой те­ра­пии бо­ко­во­го ами­от­ро­фи­чес­ко­го скле­ро­за. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):13-21
Гин­кго­лид B: ме­ха­низ­мы ней­ро­би­оло­ги­чес­ких эф­фек­тов, пер­спек­ти­вы при­ме­не­ния в те­ра­пии бо­лез­ни Альцгей­ме­ра. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):22-27
Ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния при со­су­дис­тых за­бо­ле­ва­ни­ях го­лов­но­го моз­га. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):12-16
Ал­го­рит­мы ди­аг­нос­ти­ки и ле­че­ния ког­ни­тив­ных на­ру­ше­ний и дис­фа­гии у па­ци­ен­тов пос­ле ин­суль­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):100-107
Мес­тное при­ме­не­ние ги­по­тен­зив­ных пре­па­ра­тов с целью про­фи­лак­ти­ки по­вы­ше­ния уров­ня внут­риг­лаз­но­го дав­ле­ния пос­ле ин­тра­вит­ре­аль­ных инъек­ций ан­ти-VEGF-пре­па­ра­тов. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(2-2):73-79
Ис­кусствен­ный ин­тел­лект в дер­ма­то­ло­гии: воз­мож­нос­ти и пер­спек­ти­вы. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(3):246-252
Моз­го­вой ней­рот­ро­фи­чес­кий фак­тор при ише­ми­чес­ком ин­суль­те в ос­тром и ран­нем вос­ста­но­ви­тель­ном пе­ри­одах: роль ноч­ной ги­пок­се­мии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):72-78
Срав­не­ние эф­фек­тив­нос­ти при­ме­не­ния не­им­му­но­ген­ной ста­фи­ло­ки­на­зы и ал­теп­ла­зы для внут­ри­вен­но­го тром­бо­ли­зи­са при ише­ми­чес­ком ин­суль­те: ана­лиз дан­ных гос­пи­таль­но­го ре­гис­тра. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):139-144

Затраты на медицинскую помощь в современном обществе неуклонно растут, включая бремя затрат, связанных с нарушением функционирования после инсульта. В связи с длительным и даже перманентным характером многих нарушений профилактика инсульта играет важнейшую роль.

По данным ВОЗ за 2015 г., смерть 6,24 млн человек произошла вследствие инсульта, что сделало его второй по значимости причиной смерти (после ишемической болезни сердца) [1]. Тромболитическая терапия в течение нескольких часов после начала приступа позволяет спасти пациента, однако незнание симптомов инсульта часто приводит к несвоевременной госпитализации и низкой эффективности лечения. В связи с этим большое значение имеет повышение осведомленности населения о необходимости вызова скорой помощи при подозрении на инсульт и совершенствование уровня знаний о его симптомах [2].

За последние несколько лет в разных странах были проведены кампании, нацеленные на повышение уровня осведомленности населения об инсульте, которые показали свою эффективность [2—5]. Особое внимание уделяется обучению детей школьного возраста, поскольку они могут быть свидетелями возникновения приступа у своих родственников или знакомых, при этом риск возникновения инсульта у детей и подростков достаточно низок [6—11], кроме того, дети делятся с родителями полученными знаниями, что также способствует повышению уровня их осведомленности о заболевании [12, 13].

Одними из значимых направлений снижения заболеваемости инсультом являются разработка и внедрение обучающих программ для людей различных возрастных групп. Однако все еще мало известно о влиянии обучения детей и подростков симптоматике инсульта.

Цель данного исследования — изучение результатов уроков «СТОП-ИНСУЛЬТ» в школах Москвы.

Материал и методы

В сентябре—ноябре 2017 г. в школах Москвы Молодежный совет Департамента здравоохранения Москвы (ДЗМ) совместно с Фондом по борьбе с инсультом «ОРБИ» провел уроки СТОП-ИНСУЛЬТ для школьников. Очное обучение и тестирование проводились по согласованию с директорами государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Москвы (школы № 138, № 1161, структурные подразделения № 1 и № 2, № 2006 и № 2114 и т. д.).

Всего в анкетировании приняли участие 29 653 школьника 4—11-х классов: 16 182 (54,6%) девочки и 13 471 (45,4%) мальчик. Для более детальной оценки эффективности программы СТОП-ИНСУЛЬТ результаты ответов детей после анкетирования были проанализированы в зависимости от количества исходно верно названных симптомов заболевания. Были выделены четыре группы:

— 8733 (29,6%) человека, которые не смогли правильно назвать ни одного симптома инсульта — 4052 (46,4%) девочки и 4681 (53,6%) мальчик;

— 2693 (9,1%) школьника, которые назвали правильно лишь один симптом инсульта — 1467 (54,5%) девочек и 1226 (45,5%) мальчиков;

— 4840 (16,3%) человек, которые назвали два симптома заболевания — 2881 (59,5%) девочка и 1959 (40,5%) мальчиков;

— 13 347 детей, которые правильно назвали три симптома инсульта — 7782 (58,3%) девочки и 5565 (41,7%) мальчиков.

Для дистанционного обучения и тестирования на сайте Городского методического центра ДЗМ (http://mosmetod.ru/) были размещены обучающая информация и ссылка, пройдя по которой ученики под контролем учителей прошли входное и выходное тестирование.

С помощью анимационной инфографики (тест УДАР) и специально разработанной интерактивной программы на доступном уровне была представлена информация об инсульте, симптомах заболевания и алгоритме действий в случае его возникновения. Обучение проходило в течение одного дня (продолжительность программы — 40 мин).

Перед началом урока все школьники проходили входное тестирование, оценивающее исходный уровень знаний о симптомах инсульта и алгоритме действий. Для данного тестирования была разработана анкета, содержащая вопросы закрытого («Знаете ли Вы, что такое инсульт?») и открытого («Какие симптомы инсульта Вы знаете?») типа, затрагивающие общие знания об инсульте, его симптомы и необходимые действия, которые нужно предпринять при обнаружении данных симптомов.

Информация об инсульте была изложена с использованием информационного блока СТОП-ИНСУЛЬТ, специально разработанного Организационно-методическим отделом по неврологии ДЗМ. Особое внимание было уделено подаче информации. В анимационном ролике УДАР школьникам рассказали об основных симптомах заболевания. Завершился урок итоговым тестированием, в котором оценивались полученные знания, дополнительно школьники могли оценить новый формат подачи информации.

Для улучшения запоминания был использован модифицированный тест УДАР («У» — улыбка, «Д» — движение, «А» — афазия, «Р» — решение), в котором «артикуляция» была заменена на термин «афазия», который в большей степени отражает возможные нарушения речи при возникновении инсульта (рис. 1).

Рис. 1. Мнемонический тест УДАР.

Статистическая обработка материалов исследования проведена с использованием программного обеспечения SPSS 15.0., Statistica 8.0 for Windows («StatSoft Inc.», США) и «Биостат» (издательский дом «Практика», 2006) по общепринятым методикам. Различия считались значимыми при уровне ошибки p<0,05.

Результаты

Результаты тестирования показали значимую эффективность обучения по всем оцениваемым параметрам. До обучения на вопрос «В какой части тела возникает инсульт?» дали правильный ответ лишь 62,4% детей, почти 1/3 считали, что данное заболевание развивается в сердце, а 9,2% не смогли дать ответ на данный вопрос. После обучения значимо сократилось число детей, давших неправильный ответ на вопрос (на 17,1%) или не знавших на него ответ (на 9,27%; p<0,05).

На вопрос «Как еще называют инсульт?» до обучения дали правильный ответ 57,8%, около 1/3 респондентов предположили, что заболевание называют «инфаркт миокарда». После обучения число детей, неправильно указавших ответ на данный вопрос, значимо снизилось (на 16,5%), а детей, которые не смогли ответить на данный вопрос после обучения и просмотра анимационного ролика, не было (p<0,05).

Необходимость безотлагательно вызвать скорую медицинскую помощь при обнаружении симптомов инсульта является в настоящее время существенным фактором, позволяющим улучшить результаты функционального исхода пациентов после инсульта. Причем не только неосведомленность населения, но и недооценка серьезности возникших симптомов и уверенность, что симптомы пройдут самостоятельно, являются причинами задержки обращения за медицинской помощью, что еще раз подчеркивает значимость информированности об основных симптомах инсульта членов семьи пациента. Просветительская работа среди лиц различных возрастных групп позволяет повысить вероятность своевременной госпитализации пациентов с инсультом [14, 15]. На уроке значительное внимание уделялось правильности действий при подозрении на инсульт: необходимости вызвать скорую медицинскую помощь; сообщить взрослым; запомнить время, когда человеку стало плохо, чтобы впоследствии передать эту информацию врачам скорой медицинской помощи. До обучения 1/3 детей не знали ответа на вопрос «Что делать при обнаружении симптомов инсульта в первую очередь?», однако после обучения почти все респонденты (98,6%) дали правильный ответ на данный вопрос (см. таблицу).

Знания об инсульте до и после обучения Примечание. * — p<0,05 статистически значимые различия до и после обучения.

Раннее выявление признаков инсульта играет важнейшую роль в профилактике и лечении пациентов с инсультом. Недостаточная информированность об инсульте может приводить к нарушению функционирования программ по профилактике и отсрочивать необходимое медицинское вмешательство.

До обучения 29,6% детей не указали ни одного верного симптома инсульта, при этом выбирали такие варианты ответов, как судороги, сильный кашель, боль в груди/животе, внезапный подъем температуры до 38,9 °С, слезотечение. Еще 9,1% детей выбрали только один правильный ответ, 16,3% — два и 45% детей верно указали три основных симптома инсульта (рис. 2).

Рис. 2. Число правильно указанных симптомов инсульта до и после обучения. * — p<0,05 — значимые различия до и после обучения.
После обучения лишь 4,9% детей (1445 человек) так и не смогли верно указать ни одного симптома инсульта. Почти 2/3 детей (66,8%) правильно указали три симптома, еще 28,3% — либо один, либо два признака. Самым известным признаком инсульта явилась афазия: из детей, вспомнивших хотя бы один признак, ее указали до обучения 55,4 и после — 60,3%, а среди детей, правильно указавших два симптома, — 85 и 87,9% соответственно.

На рис. 3 представлены

Рис. 3. Динамика знаний о симптомах инсульта.
данные об улучшении знаний об основных симптомах инсульта в каждой из отдельных подгрупп детей и подростков. Так, среди детей, которые до обучения не смогли правильно назвать ни одного симптома инсульта, после обучения правильно назвали один симптом 18% школьников, два симптома — 21,8%, 3 — 46,7% (p<0,05). Также значимые улучшения наблюдались среди детей, правильно назвавших до обучения лишь один или два симптома заболевания (см. рис. 3).

Подобные программы различной продолжительности и форматов уже проводились в Японии, США, Корее. В качестве дополнительных материалов использовались комиксы, магниты, брошюры, мультфильмы и видеоигры [6—11, 14, 15]. Было выявлено, что для каждой возрастной группы детей подходят разные образовательные программы, а также, что после их проведения повышается уровень осведомленности среди родителей.

Заключение

Это первое исследование, оценивавшее результаты урока СТОП-ИНСУЛЬТ среди российских подростков, позволившее научить их распознавать клинические симптомы инсульта, а также улучшить общие знания о заболевании. Проведение образовательной программы повысило уровень осведомленности о симптомах инсульта среди детей школьного возраста.

На основании полученных результатов и имеющихся предпосылок мы пришли к заключению, что урок СТОП-ИНСУЛЬТ, направленный на повышение осведомленности об инсульте, существенно повысил осведомленность детей о симптомах заболевания и действиях, которые необходимо выполнить при подозрении на возникновение заболевания. Мы предлагаем повсеместно внедрить обучение симптомам инсульта в школьную программу. Кроме того, необходимы дальнейшие исследования, которые покажут, насколько долгосрочны знания, полученные школьниками во время обучения.

Поддерживается Проектом повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Сун Чер И, А.О., Е.С.

Сбор и обработка материала — Сун Чер И, А.О., Д.Л., Е.А.

Статистическая обработка — М.E., К.Л., В.Д., Т.С.

Написание текста — М.Е., К.Л., В.Д., Т.С.

Редактирование — Е.С., Д.Л., Е.А.

Сведения об авторах

И Сун Чер — специалист организационно-методического отдела по неврологии [Sun Cher I, MD, expert in organizational and methodological neurology department]; https://orcid.org/0000-0001-7550-376X; e-Library SPIN: 4444-2786; e-mail: leegion4@mail.ru

*Орлова Александра Сергеевна — к.м.н., доц. [Aleksandra S. Orlova, MD, PhD, associate professor]; адрес: 121467, Россия, Москва, ул. Россолимо, д. 10, стр. 4 [address: 10 bld. 4 Rossolimo street, Moscow, 121467 Russia]; https://orcid.org/0000-0001-9725-7491; eLibrary SPIN: 6468-5100; e-mail: orlovaas@yandex.ru

Силина Екатерина Владимировна — д.м.н., проф. [Ekaterina V. Silina, MD, PhD, professor]; https://orcid.org/0000-0002-0246-5149; eLibrary SPIN: 2655-4707; e-mail: silinaekaterina@mail.ru

Синельникова Татьяна Георгиевна — к.м.н., доц. [Tat’jana G. Sinel’nikova, MD, PhD, associate professor]; https://orcid.org/0000-0003-2803-5531; eLibrary SPIN: 8852-4056; e-mail: sintatiana@rambler.ru

Егиян Маргарита Рубеновна — студентка второго курса [Margarita R. Egiian, the second year undergraduate student]; https://orcid.org/0000-0001-7761-8931; eLibrary SPIN: 4751-1517, e-mail: meresely@gmail.com

Дадаева Валида Арсланалиевна — врач-кардиолог, главный специалист отдела спортивной реабилитации [Valida A. Dadaeva, MD, PhD, cardiologist, leading expert of sport rehabilitation department]; https://orcid.org/0000-0002-0348-4480; eLibrary SPIN: 4313-7846; e-mail: dr.dadaeva@mail.ru

Латышева Ксения Дмитриевна — студентка шестого курса [Ksenija D. Latysheva, the sixth year undergraduate student]; https://orcid.org/0000-0002-8809-8414; eLibrary SPIN: 7747-0489, e-mail: ksulat27@yandex.ru

Лебедева Джинна Ивановна — к.м.н., доц. [Jinna I. Lebedeva, MD, PhD, associate professor]; https:// orcid.org/0000-0003-2478-9619; eLibrary SPIN: 4075-2614; e-mail: jinna-1965@rambler.ru

Акарачкова Елена Сергеевна — д.м.н., проф. [Elena S. Akarachkova, MD, PhD, professor]; https://orcid.org/0000-0002-7629-3773; eLibrary SPIN: 8481-7947; e-mail: nevrorus@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.