Одной из важнейших задач медицинского сопровождения лиц профессий повышенного риска является продление профессионального долголетия. Успешность и эффективность внедрения новых методов превентивной медицины у представителей профессий повышенного риска непосредственно связаны с вопросами объективизации оценки состояния профессиональной адаптации. Сложность объективной оценки «запаса здоровья», определяемого адаптацией, обусловлена ее специфическим характером: формирование возможно только при воздействии характерных для данной профессии факторов среды. Особенно это касается сфер деятельности человека, в которых изменяющиеся условия носят экстремальный характер, и от устойчивости и «запаса прочности» организма зависит жизнь (пожарные, спасатели). На практике одним из способов оценить успешность и «надежность» для профессии является определение категории профпригодности по стандартным методикам для силовых структур. По данным психологического отбора, в профессии повышенного риска наиболее предпочтительной считается I, во вторую очередь — II категория, III категория (условно рекомендуемые) могут быть приняты на обучение только при наличии свободных мест, а присвоение IV категории является противопоказанием к обучению в вузах силовых структур. Показатели состояния системы кровообращения, по мнению большинства исследователей, могут рассматриваться в качестве объективного индикатора адаптационных реакций целого организма и дополнять в качестве маркера результаты рутинного психофизиологического исследования, зачастую носящего субъективный характер. С этой точки зрения, оптимальным способом оценки регуляторных систем можно рассматривать вариабельность сердечного ритма (ВСР). Взаимосвязь и взаимообусловленность показателей вегетативного обеспечения деятельности сердца, его вклада в формирование профессиональной адаптации представляют не только фундаментальный научный интерес, но и практически значимый с точки зрения раннего выявления стресс-индуцированных дезадаптивных состояний и объективного контроля эффективности реабилитационных мероприятий до развития устойчивых нозологических форм у специалистов экстремального профиля [1].
Цель исследования — установить особенности показателей ВСР курсантов пожарно-спасательной академии МЧС России в зависимости от категории профессиональной пригодности.
Материал и методы
Исследование проведено на базе ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы МЧС России» в научно-исследовательской лаборатории «Медицина катастроф». В исследовании принял участие 81 курсант, разделенный на три равные группы в зависимости от категории профессиональной пригодности и в соответствии с требованиями к сотрудникам силовых структур. Группы были сопоставимы по возрастному составу (по 9 курсантов I, III и V курсов со средним возрастом 19,2 года) с соблюдением этических и правовых норм для декретированной группы пациентов. Всем участникам проведено обследование на стандартном сертифицированном оборудовании ООО «Нейрософт» — «ВНС-Микро» ВСР коротким периодом, в качестве дозированной нагрузки малой интенсивности применена активная ортостатическая проба (АОП); для уточнения влияния изменений вегетативного обеспечения на сердечно-сосудистую систему выполнена реоэнцефалография в стандартных отведениях на сертифицированном оборудовании «Рео-Спектр». Категории профпригодности установлены в соответствии с «Методическими рекомендациями по психологическому сопровождению профессиональных контингентов в МЧС России» (2011). Дезадаптивные показатели устанавливались с помощью авторских патентов [2, 3]. Полученные данные (M±m) обработаны методами вариационной и корреляционной статистики. Результаты последовательных измерений в одной группе анализировались с использованием парного критерия Стьюдента. Сравнение значений в независимых группах проведено с использованием непараметрического критерия Манна—Уитни и двухвыборочного метода Колмогорова–Смирнова. Дизайн исследования представлен на рисунке.
Результаты и обсуждение
Проведен анализ временны́х и частотных показателей ВСР в выделенных группах по категориям профессиональной пригодности в соответствии с Международными рекомендациями по ВСР [4]. Достоверных различий в фоновой ВСР в определенных группах по категориям не определено. Все различия в выделенных группах установлены при выполнении АОП.
У курсантов группы I категории профпригодности соотношение активности отделов вегетативной нервной системы характеризуется преобладанием парасимпатических влияний в регуляции сердечной деятельности (см. таблицу). Было обнаружено, что выполнение АОП у курсантов I категории профпригодности вызывает умеренную активацию симпатоадреналовой системы (среднее значение LF/HF в сравниваемых группах наименьшее – 0,83 фон и 2,85 АОП, нарастание в 3,43 раза), что отражает хорошее функциональное состояние и высокие адаптационные возможности организма. Показатель 30/15, характеризующий реактивность парасимпатического отдела (профессионально значимый показатель), в данной группе также наивысший (1,24 против 1,20 во 2-й группе и 1,14 — в 3-й). Только один человек в группе (первого года обучения) при выполнении АОП продемонстрировал реакцию посленагрузочного энергодефицита по показателю VLF% (20,1—11,3). При этом в целом у курсантов группы можно отметить гиперадаптивную реакцию со средней степенью увеличения VLF,% при выполнении АОП — 1,42 раза. По двум показателям ВСР (LF/HF
В группе курсантов III категории профпригодности (условно рекомендуемых в профессии повышенного риска) в отличие от I и II категорий достоверно (p<0,05) снижен показатель вегетативного обеспечения гуморальных и церебральных влияний (VLF%) – у 5 человек (II—I курса, I—III и II—V курса), реакция на нагрузку носит характер посленагрузочного энергодефицита, а в целом — гиперадаптивных условий, что отражает значительное напряжение центральных эрготропных компенсаторных механизмов. Данный факт можно рассматривать как косвенное свидетельство более значимой вовлеченности надсегментарных эрготропных структур в поддержание гомеостаза как в покое, так и при АОП в процессе формирования профессиональной адаптации. Хорошее функциональное состояние, физиологичность и хорошая адаптируемость в группе III категории профпригодности (отсутствуют достоверные различия с 1-й группой по основным дезадаптивным показателям) может быть использована в профессиональной деятельности, не требующей напряжения эмоционально-личностной и интеллектуально-мнестической сфер. Возможно, понимание этого феномена позволит расширить профессиональное ориентирование данных курсантов и их грамотное использование в профессии.
В группе II категории профпригодности (рекомендуемые во вторую очередь) обнаружено наибольшее число маркеров дезадаптации при выполнении АОП: достоверно повышена доля низкочастотных волн LF% над высокочастотными волнами HF%, средний показатель возрастания LF/HF при АОП в 1,6 раза выше, чем в 3-й группе и в 1,7 раза — в 1-й группе (p<0,05). Подобная реакция с усилением симпатической активности увеличивает риск развития нестабильности миокарда при выполнении нагрузки, в том числе — профессиональной. Степень снижения общей мощности спектра колебаний ВСР (показатель ТР) также достоверно наибольшая в сравниваемых группах, но ниже дезадаптивного уровня, при этом основной вклад вносит высокочастотная составляющая спектра. Напряжение компенсаторных механизмов нашло отражение в усилении центральных эрготропных влияний: показатель VLF% достоверно выше, чем в 3-й группе, и только два человека 3-го года обучения проявили тенденцию к возникновению посленагрузочного энергодефицита. Следовательно, комплекс обнаруженных изменений в системе вегетативного обеспечения регуляции сердечно-сосудистой системы может свидетельствовать о наличии у курсантов II категории профпригодности ранних маркеров дезадаптивных расстройств в виде напряжения компенсаторных механизмов по результатам ВСР.
Проведенный анализ реовазограмм подтвердил значимость выявленных изменений: установлены достоверно более высокие значения показателя РИ и Vср во 2-й группе (отражающие усиление кровотока за счет спазма приносящего звена – дезадаптивная гипертензивная реакция). При этом оба этих показателя имеют средней силы корреляционную взаимосвязь — прямой направленности с К30/15, обратной — с LF/HF.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о формировании определенных психофизиологических соотношений, отражающих степень напряжения функциональных и адаптационных резервов организма, по ряду параметров отличающихся от полученных при психологическом тестировании в различных категориях профпригодности и имеющих достоверную корреляционную взаимосвязь с дезадаптивными изменениями в регионарном кровотоке по показателям реовазографии. Полученные результаты позволяют рекомендовать включение ВСР с АОП в комплекс обследования при проведении профессионального отбора на учебу в вузы ГПС МЧС России, а также при оценке эффективности реабилитационных программ с целью максимальной эффективности достижения целей обучения и реабилитации.
Выводы
Курсанты вуза МЧС России I и III категорий профпригодности (рекомендуемые в первую очередь и условно рекомендуемые соответственно) с точки зрения функционального состояния и адаптационных резервов характеризуются оптимальным вариантом вегетативного обеспечения деятельности сердца по показателям ВСР. В то же время курсанты III категории профпригодности показали напряжение центральных эрготропных механизмов компенсации, что может уточнить и более целенаправленно распределить их в профессии. Группа курсантов II категории профпригодности по показателям ВСР продемонстрировала наибольшее число маркеров ранних дезадаптивных расстройств в виде усиления симпатико-адреналовых гуморально-метаболических влияний в вегетативном статусе, имеющих значимые корреляционные взаимосвязи с гипертензивной реакцией сосудов головного мозга. Выявлена возможность использования метода ВСР для оценки степени напряжения компенсаторных механизмов для совершенствования способов ранней диагностики дезадаптивных расстройств.
Конфликт интересов отсутствует.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования — М.А., К.С.
Сбор и обработка материала — К.Н., М.А., П.Д.
Статистическая обработка данных — М.А., П. Д, К.С.
Написание текста — М.А., К.Н., П.Д.
Редактирование — К.С.