Профилактика и лечение хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) — приоритет российского здравоохранения, что обусловлено их тяжелым и все возрастающим бременем для населения и государства [1].
Ранее, еще в СССР, построение системы первичной медико-санитарной помощи предполагало активное выявление состояний и заболеваний, ведущих к развитию ХНИЗ, динамическое наблюдение пациентов, относящихся к различным группам «нездоровья», медицинское обслуживание населения на рабочем месте (медико-санитарные части и медицинские кабинеты на крупных предприятиях) с сильным профилактическим компонентом.
После распада Советского Союза в России проводилось реформирование системы здравоохранения, направленное на повышение эффективности использования ресурсов, особенно в первичном звене здравоохранения.
В ходе реформ были внесены изменения в финансирование отрасли — был совершен переход от исключительно бюджетного финансирования к системе обязательного медицинского страхования, были предприняты действия по внедрению института общеврачебной практики. После десятилетнего «забвения» профилактики — неоплаты профилактических визитов — в последние годы профилактике и первичному звену стало уделяться опять большое внимание, приоритетно выделяются ресурсы, созданы центры здоровья, планируемые как центры для здоровых людей.
В то же время и сейчас ситуация характеризуется рядом следующих нерешенных проблем. В первичном звене здравоохранения образовалась смешанная система медицинской помощи пациентам с ХНИЗ, включающая специалистов общеврачебной практики и семейной медицины, участковых терапевтов, педиатров и узких специалистов. Однако это приводит к тому, что врачи «первого контакта» не могут полностью принять на себя функцию медицинского ведения прикрепленного населения с ориентацией на сохранение и укрепление здоровья. Форма оплаты амбулаторной медицинской помощи за каждый визит пациента, что практикуется во многих субъектах Российской Федерации, также не стимулирует специалистов первичного звена здравоохранения к активной работе по сохранению здоровья обслуживаемого населения. Пациенты с ХНИЗ, считая, что уровень качества медицинской помощи в стационарах выше, чем в амбулаторных учреждениях, а обследование и медикаментозное лечение в стационаре бесплатны, стремятся периодически попасть в стационар. С этой целью больные готовы «довести» свое состояние до стадии обострения и через службу скорой медицинской помощи госпитализироваться в стационар. Усилия по ограничению такого пути — создание системы «обратной связи» между службой скорой медицинской помощи и поликлиникой, ограничение показаний для госпитализации пациентов с ХНИЗ не всегда приводят к желаемому результату.
Перед созданными центрами здоровья была поставлена задача внесения значительного вклада в укрепление здоровья населения [2]. Однако нет четкого разграничения функций между центрами здоровья и остальной частью первичного звена здравоохранения, что мешает центрам полностью выполнять стоящую перед ними задачу. Центры оборудованы высокотехнологичным диагностическим оборудованием и предполагалось, что с его помощью при профилактических визитах будут выявляться факторы риска развития того или иного заболевания, будут формироваться индивидуальные планы укрепления здоровья и коррекции этих факторов. В реальности значительную долю пациентов центров здоровья составляют больные с уже установленными диагнозами ХНИЗ.
Роль среднего медицинского персонала в оказании медицинской помощи пока еще также недооценивается. Так, функции медицинских сестер, работающих в первичном звене здравоохранения, в нормативных документах сформулированы достаточно широко, включая значимую роль в профилактической работе с населением. Фактически роль медицинских сестер сведена к «секретарской» работе. Такое положение сформировало отношение населения к среднему медицинскому персоналу как к техническому персоналу поликлиник. Проведенное в России исследование показало готовность, желание и подготовленность медицинских сестер первичного звена активно участвовать в профилактической работе [3]. Но все же медицинские сестры не всегда стремятся отстаивать свои профессиональные позиции и добиваться соблюдения нормативов и соответствующих приказов, что может быть оправдано невысоким уровнем оплаты их труда.
Таким образом, для изменения сложившейся ситуации необходимо разработать ряд рекомендаций, направленных на формирование «нового видения» системы профилактики и лечения ХНИЗ и укрепления первичной медико-санитарной помощи, которые помогут решить перечисленные выше проблемы. Также очевидно, что необходимы и рекомендации по формированию нового отношения населения к укреплению своего здоровья и, соответственно, к функциональным обязанностям работников первичного звена здравоохранения.