Кардангушева А.М.

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Нальчик

Эльгаров А.А.

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Нальчик

Программа формирования здоровьесберегающего пространства в Кабардино-Балкарском государственном университете

Авторы:

Кардангушева А.М., Эльгаров А.А.

Подробнее об авторах

Прочитано: 553 раза


Как цитировать:

Кардангушева А.М., Эльгаров А.А. Программа формирования здоровьесберегающего пространства в Кабардино-Балкарском государственном университете. Профилактическая медицина. 2012;15(4):40‑44.
Kardangusheva AM, Él'garov AA. The program for formation of health-promoting space in the Kabardino-Balkarian State University. Russian Journal of Preventive Medicine. 2012;15(4):40‑44. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ме­то­ды эко­но­ми­чес­кой оцен­ки эф­фек­тив­нос­ти ле­че­ния эн­до­вас­ку­ляр­но­го зак­ры­тия от­кры­то­го оваль­но­го ок­на для вто­рич­ной про­фи­лак­ти­ки крип­то­ген­но­го ин­суль­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):105-110
Ис­кусствен­ный ин­тел­лект в дер­ма­то­ло­гии: воз­мож­нос­ти и пер­спек­ти­вы. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(3):246-252
Сон и тон­кая мо­то­ри­ка: вли­яние по­ла и уров­ня дви­га­тель­ной ак­тив­нос­ти. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):33-38
Фи­зи­чес­кие ме­то­ды кор­рек­ции ар­те­ри­аль­ной ги­пер­тен­зии: сов­ре­мен­ные пред­став­ле­ния. (Об­зор ли­те­ра­ту­ры). Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(3):41-47
О но­вых воз­мож­нос­тях оп­ти­ми­за­ции пос­то­пе­ра­ци­он­но­го пе­ри­ода при тон­зил­лэк­то­мии. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(4):14-19
Раз­ра­бот­ка и ис­сле­до­ва­ние бе­зо­пас­нос­ти сплин­та для сред­ней но­со­вой ра­ко­ви­ны, из­го­тов­лен­но­го с ис­поль­зо­ва­ни­ем 3D-пе­ча­ти. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(4):30-36
Ин­но­ва­ци­он­ные под­хо­ды к фор­ми­ро­ва­нию реп­ро­дук­тив­но­го по­ве­де­ния и здо­ровья мо­ло­де­жи на ре­ги­ональ­ном уров­не. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(4):6-11
Ком­би­ни­ро­ван­ная ораль­ная кон­тра­цеп­ция и мо­лоч­ная же­ле­за. Гра­ни ис­ти­ны. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(4):101-105
Ме­то­ды прог­но­зи­ро­ва­ния рис­ков раз­ви­тия, те­че­ния и ре­ци­ди­вов рег­ма­то­ген­ной от­слой­ки сет­чат­ки. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(4):92-97
Мно­го­уров­не­вый ана­лиз струк­ту­ры за­бо­ле­ва­емос­ти спортсме­нов и пу­ти сни­же­ния рис­ков для здо­ровья. Вос­ста­но­ви­тель­ные би­отех­но­ло­гии, про­фи­лак­ти­чес­кая, циф­ро­вая и пре­дик­тив­ная ме­ди­ци­на. 2024;(3):33-45

Всесторонняя забота о здоровье, физическом воспитании и развитии студентов является одной из приоритетных задач государства в сфере образования. Решение этой задачи связано с формированием культуры здоровья у всех субъектов образовательного процесса. Здоровье при этом рассматривается как цель и условие качественного обучения, основа достижения жизненного успеха и как критерий деятельности образовательного учреждения [1]. Приоритетность укрепления здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) и повышения доступности и качества медицинской помощи обозначена и в проекте «Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года» [2]. Не вызывает сомнений, что значительный вклад в осуществление политики укрепления здоровья, профилактики различных заболеваний могут внести образовательные учреждения, с которыми вступает в контакт практически все население. В вузах возможна комплексная работа по укреплению здоровья как учащихся, так и работающих там взрослых. Именно учебные заведения призваны удовлетворить потребность в укреплении здоровья [3, 4].

С другой стороны, качество современной образовательной среды во многом определяется наличием здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающее обучение — составная часть гуманного образования, являющегося олицетворением современного подхода к обучению в новом тысячелетии, а оздоровительные системы и технологии в настоящее время становятся полноправной составляющей учебного процесса. Стремление внедрять и поддерживать на высоком уровне здоровьесберегающие технологии является залогом высокой конкурентоспособности вуза и его успешной деятельности на рынке образовательных услуг. Сохранение и укрепление здоровья студента становится важным компонентом современного вузовского образования и отражением общественного заказа на подготовку специалиста [1]. Вместе с тем в существующей системе образования вопросам сохранения здоровья и формирования мотивации к ЗОЖ уделяется недостаточное внимание. Анализ научной литературы, посвященной изучению здоровья студентов, показывает, что, несмотря на стремление исследователей всесторонне охватить проблему, единый подход к организации медицинского обеспечения здоровья учащейся молодежи с учетом региональных особенностей отсутствует [4—6].

Цель настоящей работы — разработать регионально адаптированную Программу формирования здоровьесберегающего пространства в университетском комплексе.

Научной основой предлагаемой Программы послужили исследования состояния здоровья учащейся молодежи республики (обследованы 17 666 человек), проводимые сотрудниками университета на протяжении более 20 лет [7—9]. Для определения основных направлений реализации Программы проведены анализ заболеваемости 1640 студентов (2007—2009 гг.) и изучение состояния здоровья и образа жизни 555 студентов (2011 г.) Кабардино-Балкарского государственного университета (КБГУ). Проведенные исследования позволили оценить реальную ситуацию в отношении распространенности основных хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) и их факторов риска (ФР), а также потребность в профилактическом проекте. Более чем у половины обследованных студентов диагностированы ХНИЗ (61,3%), а у каждого пятого студента — сочетания различных заболеваний (18,7%). В структуре заболеваемости по обращаемости превалировали болезни органов дыхания (37,1%), по результатам медицинских осмотров — болезни органов пищеварения (30,4%). Обследованная популяция студентов характеризовалась высокой частотой основных ФР ХНИЗ: у 95,5% обследованных выявлены те или иные ФР, а у 75,3% — сочетание нескольких ФР. Чаще всего регистрировались низкая физическая активность (82,8%), недостаточное потребление овощей и фруктов (37,1%), высокие уровни реактивной (28,9%) и латентной (41,8%) тревожности, алкоголизация (30,4%). Более половины опрошенных нами студентов (51,2%) сообщили, что в вузе им читали лекции о влиянии алкоголя, наркотиков и курения на растущий организм, но несмотря на это 89,1% респондентов испытывают потребность в образовательном проекте.

Таким образом, неблагоприятная эпидемиологическая ситуация в состоянии здоровья студентов и необходимость совершенствования медицинского обеспечения учащейся молодежи позволили нам разработать и приступить к реализации научно-обоснованной, адаптированной к региональным условиям и системе высшего профессионального образования программы формирования здоровьесберегающего пространства в КБГУ.

Задачи Программы:

— обеспечение нового качества высшего профессионального образования в условиях здоровьесбережения;

— создание в университетском комплексе оптимального и эффективного симбиоза образовательных, воспитательных и здоровьесберегающих технологий для самореализации студентов, ученых, педагогов;

— формирование физически, психически, эмоционально, духовно, нравственно здорового, стремящегося к самореализации выпускника, имеющего необходимые ресурсы для успешной карьеры.

Программа реализуется в период с 11.01.2012 по 31.12.2016 в помещениях КБГУ (учебные корпуса, общежития, физкультурно-спортивный комплекс, студенческая поликлиника, медицинские пункты, университетское объединение столовых, санаторий-профилакторий, базы отдыха) и в Центре здоровья при Республиканском врачебно-физкультурном диспансере. Основными участниками мероприятий, реализуемых в рамках Программы, являются студенты всех факультетов, институтов, колледжей и сотрудники университетского комплекса, обладающие как опытом работы со студентами, так и необходимым для реализации Программы объемом знаний и практических навыков. Работа по сохранению и укреплению здоровья и формированию мотивации к ЗОЖ у студентов возложена на управление по воспитательной работе, студенческую поликлинику, здравпункты, деканаты факультетов, санаторий-профилакторий, профсоюзную организацию студентов и аспирантов, студенческий совет, клинические кафедры медицинского факультета, кафедры факультета физической культуры и спорта, кафедру психологии и педагогики. Финансирование Программы осуществляется из средств федерального бюджета и внебюджетных средств университета.

Основные принципы реализации Программы:

— межсекторальность (объединение усилий секторов здравоохранения, образования, спорта, туризма, культуры);

— комплексный подход: педагогический, психологический, медицинский;

— интеграция усилий образовательного учреждения, семьи и всего сообщества.

Направления реализации Программы

1. Организационно-методическая работа

— Утверждение Программы на заседании Ученого совета и создание в структуре службы проректора по учебно-воспитательной работе комиссии, ответственной за реализацию Программы.

— Организация работы Института уполномоченных по качеству образования (структурный элемент системы обеспечения качества КБГУ, созданный в соответствии с приказом по университету №123-1/0 от 29 апреля 2006 г.), для обеспечения студентам и сотрудникам условий учебы и работы, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, оптимальному распределению учебной и рабочей нагрузки.

— Разработка системы комплексного мониторинга уровня психического, соматического здоровья и социальной адаптации субъектов образовательного процесса и внедрение ее элементов в работу студенческой поликлиники, центра студенческого здоровья, кабинета психологического консультирования.

— Утверждение на заседаниях научно-методического совета университета и ученых советов факультетов изменений в рабочих программах и новых программ профилактической направленности, плана издания учебных пособий по профилактической медицине.

— Создание электронной базы данных здоровья и паспорта здоровья учащихся и сотрудников университетского комплекса.

— Совершенствование организации и качества действующей в университете системы оказания медицинской помощи.

— Для улучшения качества и доступности питания: реорганизация университетского объединения столовых, создание новых точек здорового питания для студентов и сотрудников университета (СТУД-ФУД-КОРТ), включение в рационы питания обогащенных витаминами и микроэлементами продуктов местных производителей, овощей и фруктов.

— Утверждение на заседании Ученого совета КБГУ плана мероприятий по физическому развитию, воспитанию и оздоровлению студентов, преподавателей и сотрудников университета (спортивные мероприятия, занятия в абонементных, физкультурно-оздоровительных группах и спортивных секциях). Повышение уровня физической активности является одним из приоритетных направлений работы ввиду высокой распространенности гиподинамии среди студентов КБГУ. Для приобщения участников образовательного процесса к физической культуре необходимо активнее использовать возможности недавно открытого физкультурно-спортивного комплекса, в состав которого входят 6 учебных аудиторий, 5 помещений для выпускающих кафедр, учебно-научная лаборатория «Биотехника», зал тяжелой атлетики, 2 тренажерных зала и стандартный плавательный бассейн олимпийского класса.

— Разработка методического обеспечения «Школы здорового студента» и организация работы школы на базе студенческой поликлиники.

— Организация работы органов студенческого самоуправления КБГУ по созданию волонтерского движения в вузе.

— Привлечение к работе по созданию волонтерского движения и организации досуга молодежи вне процесса обучения молодежного правительства республики, в состав которого входят аспиранты, студенты и выпускники КБГУ. (Молодежное правительство является совещательным органом при главе Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющим свою деятельность на общественных началах и созданным для участия в разработке и реализации молодежной политики, решении проблем молодежи Указом Президента Кабардино-Балкарской Республики от 25 июля 2008 г. №85-УП [10]).

— Организация работы кабинета психологического консультирования для обеспечения доступной для студентов и сотрудников помощи.

— Координация деятельности различных структур в процессе сохранения здоровья студентов и преподавателей — клинических кафедр, санатория-профилактория, спортивно-оздоровительного комплекса, городских поликлиник и республиканского врачебно-физкультурного диспансера.

2. Лечебно-профилактическая работа

— Комплексный медико-психологический мониторинг уровня здоровья и социальной адаптации студентов всех факультетов и институтов с последующим анализом относительного риска развития заболеваний: ежегодные медицинские осмотры в условиях студенческой поликлиники с целью ранней диагностики патологии и распределение студентов по группам здоровья с последующим информированием деканатов для обеспечения индивидуального подхода к организации учебного процесса студентов с нарушениями здоровья (продление или перенос рейтинговых мероприятий, индивидуальный план рубежных и итоговых аттестаций).

— Формирование групп диспансерного наблюдения среди студентов по результатам диспансеризации с целью дальнейшего динамического наблюдения в условиях амбулаторной поликлинической сети и лечебно-оздоровительных подразделений вуза (санаторий-профилакторий, поликлиника, здравпункты).

— Комплексный медико-психологический мониторинг состояния здоровья сотрудников университета с последующей стратификацией риска.

— Реализация системы мер профилактического, адаптивного и реабилитационного характера: оздоровление студентов в течение учебного года в санатории-профилактории вуза и санаториях республики; организация летнего и зимнего отдыха в Эльбрусском научно-учебном комплексе (п. Эльбрус) и на базе отдыха на побережье Черного моря (п. Новый Афон).

— Введение системы группового и индивидуального медико-психологического консультирования студентов с наличием различных ФР на базе студенческой поликлиники с привлечением специалистов различных клинических кафедр.

3. Психолого-педагогическая работа

— Включение в учебный план и Программы всех факультетов дисциплин, обучающих навыкам ЗОЖ, направленных на профилактику поведенческих ФР с учетом их распространенности среди студентов КБГУ (наиболее распространенные — низкая физическая активность, психосоциальные факторы, нерациональное питание, алкоголизация).

— Создание элективных циклов профилактической направленности.

— Научно-исследовательская работа в форме реферативных обзоров, социально-гигиенических и эпидемиологических исследований по данной тематике на медицинском, экономическом, биологическом, химическом факультетах, социально-гуманитарном институте, факультете физической культуры и спорта, в медицинском и педагогическом колледжах.

— Проведение конференций на базе лечебно-профилактических и образовательных учреждений студентами во время производственной практики.

— Апробация студенческих социальных проектов по превентивной медицине.

— Разработка и реализация дополнительных образовательных курсов по ЗОЖ для преподавателей вуза и сотрудников студенческой поликлиники.

— Повышение квалификации сотрудников санатория-профилактория, преподавателей и аспирантов всех кафедр по здоровьесберегающим направлениям.

— Организация и проведение тематических конференций и семинаров по профилактической медицине.

— Активное вовлечение студентов в осуществление здоровьесберегающих кафедральных, вузовских и городских акций.

— Использование стимулирующего потенциала вариативного модуля учебной программы для более глубокого освоения современной превентологии.

— Создание тематического ресурса по профилактической медицине в рамках электронной библиотеки.

— Создание страницы на сайте КБГУ с учебными материалами для студентов, курсантов, сотрудников по профилактической тематике.

— Формирование плана издания учебных пособий по профилактической медицине с учетом специфики каждой кафедры.

4. Информационно-образовательная работа

— Приобщение к физической культуре: вовлечение студентов и сотрудников в спортивные секции или физкультурно-оздоровительные группы в зависимости от состояния здоровья, стимулирование участия в спортивных мероприятиях.

— Формирование активной гражданской позиции, основ гуманизма и культуры социального поведения личности (воспитательная работа), изучение историко-культурного наследия — участие в музейно-выставочной деятельности, культурных мероприятиях вузовского, городского, республиканского, всероссийского и международного масштабов.

— Организация досуга молодежи с целью формирования здоровой студенческой субкультуры в вузе — проведение «Дня первокурсника», «Студенческой весны», КВН, конкурсов плакатов, поделок, акций, семинаров, круглых столов.

— Санитарно-просветительская работа в вузе: выпуск и распространение санитарных бюллетеней, стенгазет, информационных листков по пропаганде ЗОЖ и профилактике ХНИЗ медицинскими работниками санатория-профилактория, студентами, волонтерами, размещение информации по данной тематике на Интернет-сайте университета, создание образовательных Интернет-проектов по профилактике социально-значимых заболеваний.

— Административные методы формирования навыков ЗОЖ: запрет курения на территории университетского комплекса, введение контрольно-пропускной системы в общежитиях, участие в организации досуга молодежи вне процесса обучения академическими кураторами, администраторами, дежурными в общежитиях университета, введение элементов самоуправления в молодежной среде (деятельность студенческого совета, выбор старост в общежитиях).

Этапы и сроки реализации Программы

Программа реализуется в четыре этапа. Первый этап включает анализ информации о состоянии здоровья студентов, оформление структуры Программы, разработку методических материалов, образовательных проектов, паспорта здоровья, электронной базы, планирование мероприятий, информационное наполнение и завершение оформления Программы. Срок реализации — 11.01—01.03.12.

Второй этап предполагает согласование с заинтересованными сторонами сроков реализации запланированных мероприятий (межсекторальное и внутрисекторальное сотрудничество), корректировку сведений организационного и методического характера, обучение академических кураторов, преподавателей, врачей и средних медицинских работников особенностям осуществления превентивных технологий в студенческой среде, оценку процесса развития Программы. Срок реализации — 01.03—30.07.12.

На третьем этапе реализуются лечебно-профилактический, психолого-педагогический и образовательный компоненты Программы, проводится ежегодная оценка процесса развития Программы и внесение корректировок. Срок реализации — 01.09.12—30.07.16.

На заключительном этапе проводятся анализ полученных результатов, формирование выводов о проделанной работе, оценка работы участников Программы, подведение конечных итогов в сфере достижения ожидаемых результатов, внесение корректировок в Программу для более эффективной ее реализации в дальнейшем. Срок реализации — 30.07—31.12.16.

Ожидаемые экономические и социальные результаты Программы

Предполагается снизить уровни заболеваемости и распространенности управляемых ФР ХНИЗ у всех участников образовательного процесса, что приведет к уменьшению трудовых потерь; сформировать умения и навыки ЗОЖ и компетентность в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий; воспитать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих и высокую культуру здоровья; создать электронные базы данных и обеспечить паспортами здоровья студентов и сотрудников вуза; повысить качество профессиональной подготовки студентов, что будет способствовать успешной профессиональной карьере выпускника.

Критерии оценки Программы

Для оценки процесса развития Программы разработаны промежуточные критерии, используемые на втором этапе: уровень развития внутрисекторального и межсекторального сотрудничества; работа со СМИ и степень их привлечения в Программу; наличие методических материалов, образовательных программ, паспорта здоровья, электронной базы; готовность к работе академических кураторов, преподавателей, врачей и средних медицинских работников. Промежуточными критериями, используемыми на третьем этапе реализации Программы, являются обновленные учебные планы, реализованные элективные курсы, семинары; активность студентов в осуществлении здоровьесберегающих мероприятий и выполнении научно-исследовательской работы; доступность учебных пособий, брошюр, информационных листков для студентов; состояние санитарно-просветительской работы; состояние здоровья студентов и сотрудников университета; распространенность и динамика ФР ХНИЗ; объем выполненной работы по укреплению (физкультурно-оздоровительные мероприятия, оздоровление на базах отдыха вуза) и улучшению (индивидуальные программы лечения) здоровья участников образовательного процесса; уровень информированности и мотивации студентов по вопросам ЗОЖ.

Окончательными критериями оценки Программы являются уровень заболеваемости, нарушения трудоспособности, частота ФР ХНИЗ, включая и поведенческие, уровень компетентности в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий, знаний, умений и навыков по вопросам ЗОЖ, сформированность ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих, состояние электронной базы здоровья, качество профессиональной подготовки студента (выпускника) и его зависимость от состояния здоровья.

Для оценки результатов Программы разработаны количественная и качественная оценочные шкалы. К количественным показателям относятся число студентов, охваченных здоровьесберегающими технологиями, и педагогов, задействованных в реализации Программы; количество специалистов, обученных методам формирования здоровьесберегающей среды; количество спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий и число их участников; число студентов, занимающихся в спортивных секциях и физкультурно-оздоровительных группах; динамика здоровья (анализ по группам здоровья) и уровня заболеваемости студентов; доля студентов-волонтеров от общего числа студентов, обучающихся по очной форме. Качественные показатели — освоение участниками образовательного процесса навыков здоровьесбережения и методов формирования здоровьесберегающей среды вуза, творческие и учебные достижения, наличие понимания значимости ЗОЖ, культуры здоровья, готовность полноценно реализовать свои силы в профессиональной деятельности.

Формирование здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении является приоритетной задачей вуза и возможно лишь при обеспечении системного подхода и единства действий всех субъектов образования.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.