Дидигова Р.Т.

Ингушский государственный университет (Назрань)

Булгучева З.З.

Ингушский государственный университет, Назрань

Угурчиева З.О.

Ингушский государственный университет, Назрань

Инарокова А.М.

Кабардино-Балкарский государственный университет, Нальчик

Мамедов М.Н.

Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины, Москва

Выявление тревоги и депрессии в когорте мужчин и женщин, страдающих ишемической болезнью сердца

Авторы:

Дидигова Р.Т., Булгучева З.З., Угурчиева З.О., Инарокова А.М., Мамедов М.Н.

Подробнее об авторах

Просмотров: 545

Загрузок: 6


Как цитировать:

Дидигова Р.Т., Булгучева З.З., Угурчиева З.О., Инарокова А.М., Мамедов М.Н. Выявление тревоги и депрессии в когорте мужчин и женщин, страдающих ишемической болезнью сердца. Профилактическая медицина. 2012;15(1):61‑64.
Didigova RT, Bulgucheva ZZ, Ugurchieva ZO, Inarokova AM, Mamedov MN. Detection of anxiety and depression in a cohort of male and female patients with coronary heart disease. Russian Journal of Preventive Medicine. 2012;15(1):61‑64. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Прог­но­зи­ро­ва­ние ди­на­ми­ки сок­ра­ти­тель­ной фун­кции ми­окар­да у па­ци­ен­тов пос­ле ко­ро­нар­но­го шун­ти­ро­ва­ния по дан­ным пре­до­пе­ра­ци­он­ных маг­нит­но-ре­зо­нан­сной то­мог­ра­фии сер­дца с кон­трастным уси­ле­ни­ем и эхо­кар­ди­ог­ра­фии. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(4):75-81
Па­то­ге­не­ти­чес­кие ос­но­вы сов­ре­мен­ных под­хо­дов в те­ра­пии на­ру­ше­ний сна в кли­ни­ке деп­рес­сий. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):69-74
Осо­бен­нос­ти кли­ни­чес­кой кар­ти­ны аф­фек­тив­ных расстройств у жен­щин в пе­ри­од ме­но­па­узаль­но­го пе­ре­хо­да и ран­ней пос­тме­но­па­узы. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):75-79
Пят­над­ца­ти­лет­ние ре­зуль­та­ты ре­вас­ку­ля­ри­за­ции ми­окар­да с ис­поль­зо­ва­ни­ем двух и од­ной внут­рен­ней груд­ной ар­те­рии. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(5):51-57
Про­фи­лак­ти­чес­кая ре­вас­ку­ля­ри­за­ция ми­окар­да пе­ред ре­зек­ци­ей анев­риз­мы брюш­ной аор­ты у кар­ди­оло­ги­чес­ки асим­птом­ных боль­ных: от­да­лен­ные ре­зуль­та­ты. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(5):58-64
Пре­кон­ди­ци­они­ро­ва­ние и пос­ткон­ди­ци­они­ро­ва­ние кис­ло­род­но-ге­ли­евы­ми сме­ся­ми при ише­мии ми­окар­да. Кар­ди­оло­ги­чес­кий вес­тник. 2024;(2):5-12
Тар­ге­ти­ро­ва­ние NMDAR/AMPAR — пер­спек­тив­ный под­ход фар­ма­ко­кор­рек­ции деп­рес­сив­ных расстройств. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):22-30
Кли­ни­чес­кие ре­ко­мен­да­ции и стан­дар­ты ле­че­ния посттрав­ма­ти­чес­ко­го стрес­со­во­го расстройства: фо­кус на сим­пто­мы пси­хо­фи­зи­оло­ги­чес­ко­го воз­буж­де­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):58-68
Ас­те­ния у мо­ло­дых па­ци­ен­тов и воз­мож­нос­ти ее кор­рек­ции. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):133-137
Ре­вас­ку­ля­ри­за­ция ми­окар­да без ис­кусствен­но­го кро­во­об­ра­ще­ния у боль­ных с муль­ти­фо­каль­ным ате­рос­кле­ро­зом и не­опе­ра­бель­ным по­ра­же­ни­ем внут­рен­них сон­ных ар­те­рий. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2024;(3):253-257

Согласно результатам эпидемиологических исследований [1], психические расстройства в общемедицинской практике встречаются в несколько раз чаще, чем в популяции. По данным ВОЗ, различные расстройства психической сферы присутствуют у каждого 4-го (24%) пациента, расстройства депрессивного спектра — у каждого 5-го (21%). Особенно высока распространенность расстройств депрессивного спектра у пациентов, страдающих серьезными соматическими заболеваниями, в том числе ИБС, хронической сердечной недостаточностью (ХСН), сахарным диабетом (СД) 2-го типа и артериальной гипертонией (АГ). По последним оценкам большой группы американских экспертов, от 15 до 20% больных ИБС в США имеют выраженную депрессию [2]. В целом депрессивные состояния ассоциированы с большинством кардиоваскулярных факторов риска, включая курение, избыточное потребление алкоголя, одинокое проживание, низкий уровень образования и доходов, незанятость и стрессогенные жизненные события [3].

По результатам международного исследования Interheart study с участием 52 стран, 29 000 обследованных пациентов с инфарктом миокарда, депрессия и стресс оказались на 3-м месте среди 9 независимых факторов риска [4]. Метаанализ клинических исследований показывает, что частота смертности у больных, перенесших инфаркт миокарда и страдающих депрессией, в 3—6 раз выше, чем у постинфарктных больных без признаков депрессии [5, 6].

Выявление тревоги и депрессии у пациентов ИБС является актуальной проблемой современной медицины [4, 8, 9]. В первую очередь это обусловлено распространенностью этих нарушений среди пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. В России в 2001—2004 гг. были проведены два крупных клинических исследования (КОМПАС и КООРДИНАТА) с участием более 12 тыс. человек. Согласно полученным результатам, симптомы депрессии и тревоги присутствуют примерно у половины больных АГ, ИБС и ХСН, тогда как выраженная симптоматика или клинически выраженная тревога и депрессия имели место у каждого 3-го больного: 28% при АГ, 31% при ИБС и 38% при ХСН. Особенно часто психопатологические нарушения отмечаются после перенесенного инфаркта миокарда, мозгового инсульта, аортокоронарного шунтирования [10, 11].

Цель исследования — оценка выраженности тревоги и депрессии среди женщин и мужчин, страдающих ИБС, стенокардией напряжения, в Республике Ингушетия.

Материал и методы

В одномоментном клинико-эпидемиологическом исследовании участвовали 520 пациентов (300 мужчин, средний возраст 54±0,4 года; 230 женщин, средний возраст 55,7±0,5 года) с ИБС, стенокардией напряжения II—III ФК из 4 лечебных учреждений Республики Ингушетия (Республиканская клиническая больница; Назрановская городская больница; Сунженская центральная районная больница; Ингушская республиканская поликлиника), прошедших клинический осмотр и анкетирование.

В обследованной когорте у 69% пациентов диагностирована стенокардия напряжения II ФК, у 17% мужчин и 23% женщин — III ФК, у остальных пациентов выявлен I ФК. У 6,7% мужчин и 5,25% женщин в анамнезе имелся инфаркт миокарда разной локализации. ЭКГ-признаки нарушения ритма и проводимости зафиксированы у 14% мужчин и 14,8% женщин с ИБС, стенокардией напряжения (наджелудочковая экстрасистолия, желудочковая экстрасистолия, мерцание предсердий, внутрижелудочковая блокада одной ветви и двух ветвей).

Критериями исключения из исследования являлись: возраст до 40 лет и старше 69 лет; недостаточность кровообращения; нарушения ритма сердца высоких градаций по Lown; пороки сердца и сосудов; миокардиты, миокардиодистрофии; почечная, печеночная недостаточность; заболевания крови; легочная недостаточность; онкологические заболевания (III—IV стадии); коллагенозы; эндогенные психические заболевания.

В данной работе применялась разработанная экспертами ВОЗ анкета, предназначенная для проведения клинических и эпидемиологических исследований. Кроме паспортных данных, социально-демографических показателей, в опросник была включена госпитальная шкала HADS для оценки степени тревоги и депрессии. В опросник для выявления статуса тревоги и депрессии включены 7 вопросов с 3 вариантами ответа. Сумма баллов позволяет дифференцировать 3 категории состояния: норму, субклинически выраженное нарушение и клинически выраженное нарушение [7].

Всем пациентам с ИБС измеряли АД, ЧСС и ЭКГ в покое в 12 стандартных отведениях.

Статистический анализ. Ввод данных в региональном исследовательском центре производился в системе ACCESS MS OFFICE. Редактирование и статистический анализ осуществлялся программой SAS (Statistical Analysis System) сотрудниками ГНИЦ ПМ. Описательные числовые характеристики исследуемых переменных (средние, частоты, стандартные отклонения и стандартные ошибки) получали с помощью процедур PROC SUMMARY, PROC UNIVARIATE, PROC FREQ. Использовали стандартные критерии значимости: χ2, t-тест Стьюдента (двухвыборочный) и критерий Фишера (F-тест) дисперсионного анализа.

Результаты исследования

Каждый третий пациент с ИБС на момент анкетирования имел субклинически выраженную тревогу. В 28% случаев пациенты не ощущали тревогу в каждодневной жизни, однако 38% пациентов отмечали клинически выраженную тревогу (рис. 1).

Рисунок 1. Оценка степени тревоги по госпитальной шкале тревоги и депрессии (HADS) у пациентов с ИБС. *— p<0,05 по сравнению с нормой.
Анализ гендерных особенностей подверженности тревоге показал, что между мужчинами и женщинами достоверные различия по частоте тревоги той или иной степени не выявлены (табл. 1).

Мы проанализировали возможную связь степени тревоги и возраста, оценив частоту субклинической и клинически выраженной тревоги среди мужчин и женщин в трех возрастных группах.

Среди мужчин с возрастом отмечается снижение частоты субклинической тревоги, однако это изменение не имеет статистической значимости. В возрасте 40—49 лет каждый четвертый мужчина с ИБС имеет клинически выраженную тревогу, в средней возрастной группе — 44,5% мужчин, в старшей — каждый третий (табл. 2).

В молодой и средней возрастной группе каждая третья женщина с ИБС имеет субклинически выраженную тревогу. В старшей возрастной группе субклинически выраженная тревога отмечается несколько реже. В молодой возрастной группе каждая третья женщина имеет клинически выраженную тревогу, тогда как в среднем возрасте частота клинически выраженной тревоги несколько выше. В старшей возрастной группе каждая четвертая женщина имеет клинически выраженную тревогу (табл. 3).

Однако необходимо отметить, что достоверные различия между мужчинами и женщинами отсутствуют.

Госпитальная шкала HADS наряду с оценкой уровня тревоги позволяет выявить уровень депрессии. В целом в обследованной когорте пациентов с ИБС в 80% случаев выявляется депрессия различной степени выраженности (рис. 2).

Рисунок 2. Оценка степени депрессии по госпитальной шкале тревоги и депрессии (HADS) у пациентов с ИБС. **** — p<0,0001 по сравнению с нормой.
Между мужчинами и женщинами достоверных различий по частоте различных степеней депрессии не выявлено (табл. 4).

Для выявления связи депрессии и возраста была проанализирована частота субклинически и клинически выраженной депрессии среди мужчин и женщин в трех возрастных группах. Каждый второй мужчина молодого возраста имеет субклинически выраженную депрессию.

С возрастом отмечается тенденция к снижению частоты субклинически выраженной депрессии, тогда как частота клинически выраженной депрессии среди мужчин с возрастом увеличивается, однако изменения не достигают статистической значимости (табл. 5).

У женщин картина по частоте депрессии несколько отличается. Субклинически выраженная тревога в разных возрастных группах имеет сопоставимую частоту. Клинически выраженная депрессия достоверно чаще встречается в средней возрастной группе. В молодой возрастной группе каждая третья женщина имеет клинически выраженную депрессию. В старшей возрастной группе 44% женщин имеют клинически выраженную депрессию (табл. 6).

Обсуждение

В нашем исследовании анализ гендерных особенностей показал, что между мужчинами и женщинами с ИБС нет достоверных различий по частоте тревоги той или иной степени. Аналогичная картина получена по частоте различных степеней депрессии.

Известно, что большинство факторов риска имеют корреляционную связь с возрастом. Изучение частоты тревоги и депрессии в различных возрастных группах мужчин и женщин с ИБС показало, что частота клинически выраженной тревоги среди мужчин увеличивается на 50—70%. Аналогичная, но более выраженная тенденция отмечается среди женщин. Однако в старшей возрастной группе выявлена тенденция к снижению клинически выраженной тревоги; субклинически выраженная тревога во всех возрастных группах встречается с одинаковой частотой. Среди мужчин частота клинически выраженной депрессии с возрастом увеличивается, однако это тенденция не имеет статистически значимого характера. У женщин картина несколько отличается, в средней возрастной группе клинически выраженная депрессия встречается чаще по сравнению с другими возрастными группами.

Заключение

Данные анкетирования с помощью госпитальной шкалы HADS свидетельствуют, что большинство мужчин и женщин с ИБС, стенокардией напряжения имеют симптомы тревоги и депрессии. В среднем у 40% пациентов с ИБС вне зависимости от пола отмечалась клинически выраженная тревога и депрессия. С возрастом частота клинически выраженной депрессии и тревоги увеличивается. Необходимо отметить, что в большинстве случаев состояния тревоги и депрессии у мужчин и у женщин с ИБС сочетаются, и это необходимо учитывать при подборе профилактических мероприятий. Своевременное выявление и коррекция тревоги и депрессии должны быть одним из приоритетных направлений вторичной профилактики ССЗ.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.