Акромегалия — тяжелое нейроэндокринное заболевание, характеризующееся развитием множественных осложнений, одним из которых являются злокачественные новообразования, сопровождающиеся повышенной инвалидизацией, снижением качества и продолжительности жизни пациентов.
Данные о распространенности онкологических заболеваний среди пациентов с акромегалией крайне противоречивы. Так, ряд авторов [1, 2] не выявили повышенного риска возникновения злокачественных заболеваний у данной категории больных. В то же время другие исследователи [3] указывают на увеличение риска развития опухолевых заболеваний желудочно-кишечного тракта, щитовидной железы, предстательной железы, головного мозга и легких в 1,5—4 раза у пациентов с акромегалией по сравнению с общей популяцией.
По данным немногочисленных мировых исследований [4], среди всех новообразований у больных акромегалией первое место по частоте встречаемости занимают полипы, а также рак толстой и прямой кишки, частота смертности от которых составляет 15—24%. Риск развития рака щитовидной железы, по данным некоторых исследований [5], превышает риск в общей популяции в 14,47 раза.
В литературе имеются скудные и противоречивые данные о возможных механизмах развития новообразований при акромегалии. До настоящего времени нет доказательств того, что повышенный уровень СТГ и ИФР-1 способствует туморогенезу при акромегалии. Тем не менее считается, что адекватное лечение акромегалии, приводящее к нормализации уровня ИФР-1, может препятствовать дальнейшему росту злокачественных новообразований у пациентов с акромегалией.
По данным A. Colao и соавт. [6], единственным достоверным предиктором риска возникновения колоректального рака является уровень ИРИ.
Учитывая высокий риск развития злокачественных новообразований при акромегалии, повышенный уровень смертности в сравнении с общей популяцией, данная тема является весьма актуальной для дальнейшего изучения.
Цель исследования — изучить возможные предикторы и частоту развития новообразования щитовидной железы и желудочно-кишечного тракта у пациентов с акромегалией.
Материал и методы
В исследование включены 113 пациентов с акромегалией. По дизайну исследования пациенты были распределены на две группы (проспективная и ретроспективная).
Проспективная группа составила 68 человек (средний возраст 51,04 года [43; 57,5]), в ретроспективной группе проанализировано 125 историй болезни, в исследование включены 45 человек (средний возраст группы 51,2 года [44; 59]).
Обследование данных больных проводилось на базе отделения нейроэндокринологии и остеопатий ФГБУ «Эндокринологический научный центр» МЗ РФ (зав. – д.м.н., проф. Л.Я. Рожинская).
1. Пациентам было выполнено исследование щитовидной железы с проведением УЗИ (VolusonE8 ExpertGE, AlokeDROSoundSSD-5500SV), при наличии показаний выполнялась тонкоигольная аспирационная биопсия с последующим проведением рутинного цитологического исследования.
2. Исследование желудочно-кишечного тракта, а именно эзофагогастродуоденоскопия (OlympusEvisexeraGIFITQ 160) и колоноскопия (OlympusEvisexeraPCF 160 AI), при обнаружении новообразований желудка или кишечника проводилась биопсия с последующим гистологическим исследованием.
Определен уровень СТГ и ИФР-1 (Liaison (DiaSorin), ИХЛА), ИРИ (Cobas 6000 (Roche), ИХЛА), 25-ОН-D (Liaison 25ОНD total ASSAY (DiaSorin) ИХЛА).
Проводился с использованием Statistica 7.0.
Сравнение количественных признаков проводилось с использованием критериев Манна—Уитни, сравнение качественных признаков с использованием χ2 Пирсона.
Результаты
По данным проведенного исследования желудочно-кишечного тракта, которое включало проведение эзофагогастродуоденоскопии и колоноскопии были получены следующие результаты:
— у 14,4% пациентов были выявлены новообразования глотки и желудка, среди них 1 случай злокачественного поражения — перстневидно-клеточного рака желудка;
— у 37,14% — новообразования кишечника, среди которых преобладали доброкачественные полипы (аденоматозные, гиперпластические), 2 случая аденокарциномы толстого кишечника, 1 тубуло-виллезная аденома, 1 случай — ворсинчатая аденома (рис. 1).
При ультразвуковом исследовании щитовидной железы у 26,17% пациентов был диагностирован узловой зоб с нормальным объемом щитовидной железы, в 22,42% случаев диагностировано диффузное увеличение щитовидной железы без узлообразования, у 29,9% — смешанная форма зоба (диффузно-узловая форма) (рис. 2).
Пациентам с величиной узлов более 1 см была выполнена тонкоигольная аспирационная биопсия, по данным которой в 9,3% случаев диагностирован папиллярный рак щитовидной железы.
Также следует отметить, что у 4 пациентов была выявлена сочетанная патология: 2 пациента с доброкачественными новообразованиями желудка и толстого кишечника и у 2 пациентов доброкачественные новообразования желудка и рак щитовидной железы.
При статистическом анализе данных было выявлено, что новообразования желудочно-кишечного тракта достоверно чаще выявлялись у пациентов в возрасте старше 45 лет (р=0,035). При этом зависимости частоты рака щитовидной железы от возраста выявлено не было (p=0,54). По предварительным данным не установлено корреляционной зависимости частоты выявления новообразований желудочно-кишечного тракта и рака щитовидной железы от активности заболевания (уровень ИРФ-1) и уровня ИРИ как возможного предиктора развития новообразований (см. таблицу).
Принимая во внимание данные литературы об активном влиянии 25-ОН-D на уровень тканевого апоптоза, всем пациентам был исследован уровень витамина D. Однако корреляционной зависимости частоты развития новообразований от уровня 25-ОН-D выявлено не было (см. таблицу).
Обсуждение
Одним из наиболее крупных исследований, направленных на выявление новообразований в щитовидной железе, было исследование Maria Cristina Carvalhodos Santosetal на группе пациентов с акромегалией из 125 человек [5]. По результатам этого исследования у 23% пациентов диагностирован диффузный зоб, что сопоставимо с полученными нами данными (22,42%), у 7,25% пациентов был выявлен папиллярный рак щитовидной железы против 9,3% по результатам нашего исследования. Процент выявляемости узловых форм зоба также был выше в нашем исследовании и составил 56% против 50%.
P. Jenkins и M. Besser [7] при обследовании 155 пациентов с акромегалией показали, что риск развития новообразований ЖКТ достоверно выше в возрасте старше 50 лет, однако по результатам нашего исследования этот возраст составляет 45 лет (р=0,035).
По предварительным данным, не установлено корреляционной зависимости частоты выявления новообразований желудочно-кишечного тракта и рака щитовидной железы от активности заболевания (уровень ИФР-1). Сравнивать полученные данные с результатами мировых исследований сложно, так как имеющиеся сведения крайне противоречивы.
В исследовании A. Colao и соавт. [6] показано, что больные с уровнем ИРИ натощак более 20,6 мЕд/л к моменту постановки диагноза акромегалии имели риск развития новообразований в 5,2 раза выше, чем пациенты с уровнем ИРИ ≤20,6 мЕд/л (95% СI 3,1—8,5) [6]. В нашем исследовании уровень ИРИ также был рассмотрен в качестве потенциального предиктора развития новообразований, однако достоверной корреляционной зависимости выявлено не было ни для новообразований ЖКТ (р=0,2), ни для новообразований щитовидной железы (p=0,29).
B. Ogunkolade и соавт. [8] в 2002 г. выявили, что витамин D предотвращает развитие новообразований, способствует дифференциации и вызывает апоптоз клеток толстой кишки, а снижение уровня витамина в организме связано с повышенным риском развития колоректального рака. На промежуточном этапе нашего исследования по предварительным данным корреляционной зависимости частоты развития новообразований от уровня 25-ОН-D выявлено не было.
Заключение
На основании полученных данным можно сделать вывод, что у пациентов с акромегалией имеется высокий риск развития новообразований желудочно-кишечного тракта, достоверно чаще у лиц старше 45 лет. Среди выявленных новообразований преобладают образования доброкачественной природы.
Среди новообразований щитовидной железы был выявлен достаточно высокий процент папиллярного рака щитовидной железы, что может свидетельствовать о более высоком риске развития злокачественных образований щитовидной железы у пациентов с акромегалией в сравнении с общей популяцией.
Планируется продолжить изучение маркеров биохимического апоптоза с определением уровня фолиевой кислоты и ИФР-1-СБ-3, определить диагностическую значимость онкомаркеров 19−9, 72−4, оценить иммуногистохимические особенности удаленных новообразований щитовидной железы и ЖКТ с определением Кi-67, р53, Tunell.
Авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с изложенными в статье данными.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования — О.В. Олейник, Н.Н. Молитвословова
Сбор и обработка материала — О.В. Олейник
Статистическая обработка данных — О.В. Олейник
Написание текста — О.В. Олейник
Редактирование — Н.Н. Молитвословова