Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Алипов В.В.

ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России, Саратов, Россия

Урусова А.И.

ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России, Саратов, Россия

Лебедев М.С.

ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России, Саратов, Россия

Андреев Д.А.

ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского» Минздрава Московской области, Москва, Россия

Желаев М.В.

ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России, Саратов, Россия

Динамика объема полости абсцесса мягких тканей при его комбинированном лечении в эксперименте

Авторы:

Алипов В.В., Урусова А.И., Лебедев М.С., Андреев Д.А., Желаев М.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 860

Загрузок: 13


Как цитировать:

Алипов В.В., Урусова А.И., Лебедев М.С., Андреев Д.А., Желаев М.В. Динамика объема полости абсцесса мягких тканей при его комбинированном лечении в эксперименте. Оперативная хирургия и клиническая анатомия (Пироговский научный журнал). 2017;1(1):49‑52.
Alipov VV, Urusova AI, Lebedev MS, Andreev DA, Zhelaev MV. Time course of changes in the cavity volume of soft tissue abscess during its combined treatment in an experiment. Russian Journal of Operative Surgery and Clinical Anatomy. 2017;1(1):49‑52. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/operhirurg20171149-52

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эк­спе­ри­мен­таль­ная хи­рур­гия в ву­зе: тра­ди­ции, ин­но­ва­ции, пер­спек­ти­вы. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия (Пи­ро­гов­ский на­уч­ный жур­нал). 2024;(3):22-27
Мо­де­ли­ро­ва­ние и про­фи­лак­ти­ка пос­ле­опе­ра­ци­он­ных спа­ек в ги­не­ко­ло­ги­чес­кой и та­зо­вой хи­рур­гии в эк­спе­ри­мен­те: мор­фо­ло­ги­чес­кие и ультрас­трук­тур­ные осо­бен­нос­ти. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(2):42-50
Ме­то­ды эко­но­ми­чес­кой оцен­ки эф­фек­тив­нос­ти ле­че­ния эн­до­вас­ку­ляр­но­го зак­ры­тия от­кры­то­го оваль­но­го ок­на для вто­рич­ной про­фи­лак­ти­ки крип­то­ген­но­го ин­суль­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):105-110
Сов­ре­мен­ный взгляд на эк­спе­ри­мен­таль­ное соз­да­ние эн­до­мет­ри­оза на жи­вот­ной мо­де­ли (собствен­ные дан­ные). Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(6):55-60
Мо­тор­ное по­ве­де­ние у мы­шей с МФТП (1-ме­тил-4-фе­нил-1,2,3,6-тет­ра­гид­ро­пи­ри­дин) мо­делью бо­лез­ни Пар­кин­со­на при вве­де­нии мик­ро­ге­ля на ос­но­ве ре­ком­би­нан­тно­го спид­ро­ина rS1/9. Мо­ле­ку­ляр­ная ге­не­ти­ка, мик­ро­би­оло­гия и ви­ру­со­ло­гия. 2024;(4):12-17
Су­деб­но-ме­ди­цин­ская ха­рак­те­рис­ти­ка пу­ле­вых пов­реж­де­ний, при­чи­нен­ных выс­тре­ла­ми из глад­кос­тволь­но­го ог­нес­трель­но­го ору­жия 12-го ка­либ­ра. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2025;(1):34-37

Неудовлетворительные результаты лечения хирургической инфекции мягких тканей во многом связаны с нерациональным применением антибактериальных препаратов и прогрессирующей антибиотикорезистентности микроорганизмов [1]. Для поиска эффективных способов лечения гнойных абсцессов различных локализаций проводятся эксперименты по моделированию, в частности гнойных абсцессов мягких тканей (ГАМТ) [2, 3]. Новые перспективы при лечении гнойно-воспалительных процессов связаны с применением препарата эплан, оказывающего бактерицидное, противовоспалительное и регенерирующее действие [4]. Еще одним перспективным направлением в лечении хирургической инфекции является применение наночастиц металлов [5, 6], в частности наночастиц цинка. Так, известно, что наночастицы оксида цинка (НОЦ) проявляют антимикробную активность в отношении грамположительных и грамотрицательных бактерий [7]. Таким образом, актуальным представляется проведение экспериментальных работ по моделированию и изучению эффективности хирургического лечения ГАМТ с применением НОЦ на основе препарата эплан.

Цель исследования — оценить динамику объема ГАМТ при его комбинированном хирургическом лечении с использованием НОЦ на основе препарата эплан.

Эксперименты выполнены на базе ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России (кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии). Проведены 80 экспериментов, при которых лабораторным животным крысам-самцам массой 250±50 г моделировали ГАМТ по разработанной методике и проводили комбинированное хирургическое лечение с применением НОЦ на основе препарата эплан. Эксперименты на животных проводили в соответствии с приказами «Об утверждении правил проведения работ с использованием экспериментальных животных» (приказ Минвуза СССР № 742 от 13.11.84), «Правилами лабораторной практики в Российской Федерации» (приказ МЗ РФ № 267 от 19.06.03), предписаниями «Конвенции по защите позвоночных животных, используемых для экспериментальных и иных целей» (Страсбург, 1986), положениями Женевской Конвенции (1985) об «Интернациональных принципах биомедицинских исследований с использованием животных». Обезболивание проводили раствором ксилазина и золетила. Первым этапом лечения был хирургический — пункция гнойной полости троакаром диаметром 5 мм, эвакуации гноя и дренирование гнойника с помощью полихлорвинилового катетера.

В послеоперационном периоде экспериментальные животные разделены на 4 группы по 20 в каждой. Всем животным через дренажную систему в полость абсцесса вводили растворы до полного заполнения гнойника ежедневно в течение 10 сут. Животным 1-й (контрольной) группы проводили санацию полости абсцесса раствором диоксидина. Животным 2-й группы с целью местного лечения в полость гнойника вводили препарат эплан, животным 3-й группы местно применяли суспензию НОЦ (1% ZnO). Животным 4-й группы полость абсцесса обрабатывали суспензией НОЦ на основе препарата эплан.

Моделирование абсцесса. Всем животным после определения участка в межлопаточной области размером 5×3 см, депиляции и обработки антисептиком производили пункцию подкожного пространства иглой Дюфо, моделирован ГАМТ в межлопаточном пространстве. Через просвет иглы вводили модифицированный катетер Фогарти и раздували баллон в объеме 2 мл 0,9% раствором NaCI, конец укрыт кожной дупликатурой. В полость смоделированной кисты вводили суспензию Staphylococcus aureus с микробной нагрузкой 2 мл 106 КОЕ. Через 5 сут сформирован ГАМТ, отвечающий всем клинико-морфологическим особенностям отграниченного гнойного воспаления.

В наших исследованиях мы использовали шприцы емкостью 2 мл и для получения точных измерений — инсулиновые шприцы емкостью 2 и 1 мл. Так, экспериментально установлено, если средний внутренний диаметр полости моделированного абсцесса составляет 20 мм, то этот объем полностью соответствует 2 мл объема 0,9% раствора NaCl. Таким образом, шприц емкостью 2 мл нами использован как критерий изменяющегося объема полости гнойника при различных способах его лечения. Такой показатель, как исходный объем полости абсцесса, стандартизованный как объем 2 мл, использован нами для изучения динамики раневого процесса при различных способах лечения моделированного абсцесса. На основании полученных результатов рассчитывали длительность сроков облитерации полости абсцесса — показатель, который основывался на объективной оценке эффективности лечения. Показатели, определяющие изменение объема полости абсцесса и сроки ее облитерации, определяли на 5-е и 10-е сутки наблюдения животных обеих серий.

Статистическую обработку полученных данных осуществляли с использованием пакета прикладных программ Statistica 8.0 и Microsoft Office Excel 2007. Количественные данные в исследуемых группах представлены в виде среднего арифметического (М) и среднеквадратического отклонения (SD). Сравнение групп выполняли с использованием критерия t Стьюдента и критерия U Манна—Уитни. Различия считали достоверными при вероятности ошибки менее 5% (p<0,05).

Для оценки эффективности лечения ГАМТ нами изучены изменение объема полости и сроки облитерации полости на 5-е и 10-е сутки лечения. Динамику объема полости в исследуемых группах измеряли в кубических сантиметрах и процентах, а срок облитерации полости — в сутках.

К 5-м суткам стандартного лечения животных 1-й (контрольной) группы нами не отмечено уменьшения объема полости абсцесса, а у 7 животных констатировано увеличение до 2,3±1 см3, что свидетельствует о неэффективности проводимого лечения. Даже к 10-м суткам стандартной терапии практически не отмечено сокращение объема полости (1,8±0,1 см3). Изменения объема полости абсцесса животных 2, 3 и 4-й групп представлены в таблице. Таким образом, применение стандартной терапии в послеоперационном лечении ГАМТ до 5—7 сут лечения не имело тенденции к уменьшению объема полости абсцесса и ее облитерации. Лишь к 10-м суткам отмечено уменьшение полости гнойника на 24%, а полная облитерация полости констатирована только к 20-м суткам лечения (см. рисунок).

Динамика объема полости ГАМТ в группах эксперимента

Динамика объема полости в зависимости от варианта лечения.

Проведенные экспериментальные исследования в 3 группах животных, которым проводили специальные варианты послеоперационной терапии, позволили констатировать явные достоверные преимущества применения препаратов эплан и НОЦ. Нами установлено, что как препарат эплан, так и применение НОЦ активизирует процессы регенерации и созревания соединительной ткани, а также рост эпителия по поверхности раны, т. е. способствует ранозаживлению. Полученные результаты отражают сопоставимую эффективность изолированного применения препарата эплан и НОЦ. Так, к 5-м суткам применения этих препаратов полость гнойника сократилась на 48—53%, а к 10-м суткам — на 79—82%. При этом в условиях применения препарата эплан (2-я группа) отмечено уменьшение объема полости абсцесса к 5-м суткам лечения до 1,2±0,1 см3, а к 10-м суткам до 0,5±0,1 см3. Межгрупповые различия по сравнению с контрольной группой составляли 14% (критерий U Манна—Уитни; p=0, 030421).

В условиях применения НОЦ (3-я группа) уменьшение объема полости абсцесса достигло к 5-м суткам лечения 0,9±0,3 см3, а к 10-м суткам 0,25±0,1 см3. Межгрупповое различие показателя по сравнению с контрольной группой составляло 11% (критерий U Манна—Уитни; p=0,030281).

При применении препарата эплан в сочетании с НОЦ (4-я группа) достигнуто уменьшение объема полости абсцесса уже к 5-м суткам до 0,55±0,25 см3. К 10-м суткам лечения полость абсцесса достигла 0,15±0,75 см3, что составляло 95±4,95% (см. рисунок). Проведенные исследования свидетельствует об эффективном воздействии использованных препаратов эплан, НОЦ и их сочетания на раневой процесс при облитерации ГАМТ. Комбинированное применение эплана и НОЦ в 4-й группе животных к 10-м суткам лечения свидетельствует об ускоренном процессе регенерации, сокращении размеров полости абсцесса и практически полной облитерации полости уже к 10-му послеоперационному дню.

Механизм сочетанного действия НОЦ на основе препарата эплан на послеоперационном этапе лечения ГАМТ обеспечивает максимально короткие сроки облитерации полости гнойника и регенерации раны. Применение комбинированного лечения за счет усиления процессов коллагеноза и эпителизации тканей создает оптимальные условия для облитерации полости ГАМТ и по сравнению со стандартным лечением способствует сокращению сроков лечения на 10 сут, т. е. в 2 раза.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.