Неудовлетворительные результаты лечения хирургической инфекции мягких тканей во многом связаны с нерациональным применением антибактериальных препаратов и прогрессирующей антибиотикорезистентности микроорганизмов [1]. Для поиска эффективных способов лечения гнойных абсцессов различных локализаций проводятся эксперименты по моделированию, в частности гнойных абсцессов мягких тканей (ГАМТ) [2, 3]. Новые перспективы при лечении гнойно-воспалительных процессов связаны с применением препарата эплан, оказывающего бактерицидное, противовоспалительное и регенерирующее действие [4]. Еще одним перспективным направлением в лечении хирургической инфекции является применение наночастиц металлов [5, 6], в частности наночастиц цинка. Так, известно, что наночастицы оксида цинка (НОЦ) проявляют антимикробную активность в отношении грамположительных и грамотрицательных бактерий [7]. Таким образом, актуальным представляется проведение экспериментальных работ по моделированию и изучению эффективности хирургического лечения ГАМТ с применением НОЦ на основе препарата эплан.
Цель исследования — оценить динамику объема ГАМТ при его комбинированном хирургическом лечении с использованием НОЦ на основе препарата эплан.
Эксперименты выполнены на базе ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России (кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии). Проведены 80 экспериментов, при которых лабораторным животным крысам-самцам массой 250±50 г моделировали ГАМТ по разработанной методике и проводили комбинированное хирургическое лечение с применением НОЦ на основе препарата эплан. Эксперименты на животных проводили в соответствии с приказами «Об утверждении правил проведения работ с использованием экспериментальных животных» (приказ Минвуза СССР № 742 от 13.11.84), «Правилами лабораторной практики в Российской Федерации» (приказ МЗ РФ № 267 от 19.06.03), предписаниями «Конвенции по защите позвоночных животных, используемых для экспериментальных и иных целей» (Страсбург, 1986), положениями Женевской Конвенции (1985) об «Интернациональных принципах биомедицинских исследований с использованием животных». Обезболивание проводили раствором ксилазина и золетила. Первым этапом лечения был хирургический — пункция гнойной полости троакаром диаметром 5 мм, эвакуации гноя и дренирование гнойника с помощью полихлорвинилового катетера.
В послеоперационном периоде экспериментальные животные разделены на 4 группы по 20 в каждой. Всем животным через дренажную систему в полость абсцесса вводили растворы до полного заполнения гнойника ежедневно в течение 10 сут. Животным 1-й (контрольной) группы проводили санацию полости абсцесса раствором диоксидина. Животным 2-й группы с целью местного лечения в полость гнойника вводили препарат эплан, животным 3-й группы местно применяли суспензию НОЦ (1% ZnO). Животным 4-й группы полость абсцесса обрабатывали суспензией НОЦ на основе препарата эплан.
Моделирование абсцесса. Всем животным после определения участка в межлопаточной области размером 5×3 см, депиляции и обработки антисептиком производили пункцию подкожного пространства иглой Дюфо, моделирован ГАМТ в межлопаточном пространстве. Через просвет иглы вводили модифицированный катетер Фогарти и раздували баллон в объеме 2 мл 0,9% раствором NaCI, конец укрыт кожной дупликатурой. В полость смоделированной кисты вводили суспензию Staphylococcus aureus с микробной нагрузкой 2 мл 106 КОЕ. Через 5 сут сформирован ГАМТ, отвечающий всем клинико-морфологическим особенностям отграниченного гнойного воспаления.
В наших исследованиях мы использовали шприцы емкостью 2 мл и для получения точных измерений — инсулиновые шприцы емкостью 2 и 1 мл. Так, экспериментально установлено, если средний внутренний диаметр полости моделированного абсцесса составляет 20 мм, то этот объем полностью соответствует 2 мл объема 0,9% раствора NaCl. Таким образом, шприц емкостью 2 мл нами использован как критерий изменяющегося объема полости гнойника при различных способах его лечения. Такой показатель, как исходный объем полости абсцесса, стандартизованный как объем 2 мл, использован нами для изучения динамики раневого процесса при различных способах лечения моделированного абсцесса. На основании полученных результатов рассчитывали длительность сроков облитерации полости абсцесса — показатель, который основывался на объективной оценке эффективности лечения. Показатели, определяющие изменение объема полости абсцесса и сроки ее облитерации, определяли на 5-е и 10-е сутки наблюдения животных обеих серий.
Статистическую обработку полученных данных осуществляли с использованием пакета прикладных программ Statistica 8.0 и Microsoft Office Excel 2007. Количественные данные в исследуемых группах представлены в виде среднего арифметического (М) и среднеквадратического отклонения (SD). Сравнение групп выполняли с использованием критерия t Стьюдента и критерия U Манна—Уитни. Различия считали достоверными при вероятности ошибки менее 5% (p<0,05).
Для оценки эффективности лечения ГАМТ нами изучены изменение объема полости и сроки облитерации полости на 5-е и 10-е сутки лечения. Динамику объема полости в исследуемых группах измеряли в кубических сантиметрах и процентах, а срок облитерации полости — в сутках.
К 5-м суткам стандартного лечения животных 1-й (контрольной) группы нами не отмечено уменьшения объема полости абсцесса, а у 7 животных констатировано увеличение до 2,3±1 см3, что свидетельствует о неэффективности проводимого лечения. Даже к 10-м суткам стандартной терапии практически не отмечено сокращение объема полости (1,8±0,1 см3). Изменения объема полости абсцесса животных 2, 3 и 4-й групп представлены в таблице. Таким образом, применение стандартной терапии в послеоперационном лечении ГАМТ до 5—7 сут лечения не имело тенденции к уменьшению объема полости абсцесса и ее облитерации. Лишь к 10-м суткам отмечено уменьшение полости гнойника на 24%, а полная облитерация полости констатирована только к 20-м суткам лечения (см. рисунок).
Проведенные экспериментальные исследования в 3 группах животных, которым проводили специальные варианты послеоперационной терапии, позволили констатировать явные достоверные преимущества применения препаратов эплан и НОЦ. Нами установлено, что как препарат эплан, так и применение НОЦ активизирует процессы регенерации и созревания соединительной ткани, а также рост эпителия по поверхности раны, т. е. способствует ранозаживлению. Полученные результаты отражают сопоставимую эффективность изолированного применения препарата эплан и НОЦ. Так, к 5-м суткам применения этих препаратов полость гнойника сократилась на 48—53%, а к 10-м суткам — на 79—82%. При этом в условиях применения препарата эплан (2-я группа) отмечено уменьшение объема полости абсцесса к 5-м суткам лечения до 1,2±0,1 см3, а к 10-м суткам до 0,5±0,1 см3. Межгрупповые различия по сравнению с контрольной группой составляли 14% (критерий U Манна—Уитни; p=0, 030421).
В условиях применения НОЦ (3-я группа) уменьшение объема полости абсцесса достигло к 5-м суткам лечения 0,9±0,3 см3, а к 10-м суткам 0,25±0,1 см3. Межгрупповое различие показателя по сравнению с контрольной группой составляло 11% (критерий U Манна—Уитни; p=0,030281).
При применении препарата эплан в сочетании с НОЦ (4-я группа) достигнуто уменьшение объема полости абсцесса уже к 5-м суткам до 0,55±0,25 см3. К 10-м суткам лечения полость абсцесса достигла 0,15±0,75 см3, что составляло 95±4,95% (см. рисунок). Проведенные исследования свидетельствует об эффективном воздействии использованных препаратов эплан, НОЦ и их сочетания на раневой процесс при облитерации ГАМТ. Комбинированное применение эплана и НОЦ в 4-й группе животных к 10-м суткам лечения свидетельствует об ускоренном процессе регенерации, сокращении размеров полости абсцесса и практически полной облитерации полости уже к 10-му послеоперационному дню.
Механизм сочетанного действия НОЦ на основе препарата эплан на послеоперационном этапе лечения ГАМТ обеспечивает максимально короткие сроки облитерации полости гнойника и регенерации раны. Применение комбинированного лечения за счет усиления процессов коллагеноза и эпителизации тканей создает оптимальные условия для облитерации полости ГАМТ и по сравнению со стандартным лечением способствует сокращению сроков лечения на 10 сут, т. е. в 2 раза.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.