Медкова А.Ю.

ФГБУ «Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии имени почетного академика Н.Ф. Гамалеи» Минздрава России

Семин Е.Г.

Куликов С.В.

Нестерова Ю.В.

ФГБУ «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней Федерального медико-биологического агентства»

Бабаченко И.В.

Синяшина Л.Н.

Каратаев Г.И.

Медкова А.Ю., Семин Е.Г., Куликов С.В., Нестерова Ю.В., Бабаченко И.В., Синяшина Л.Н., Каратаев Г.И. Состав популяций и сроки персистенции бактерий Bordetella pertussis у больных коклюшем и контактных лиц в семейных очагах. Молекулярная генетика, микробиология и вирусология. 2023;41(2):3‑12.
Medkova AYu, Syomin EG, Kulikov SV, Nesterova YuV, Babachenko IV, Sinyashina LN, Karataev GI. Composition of populations and durations of persistence of Bordetella pertussis bacteria in patients with wooping cough and contact persons. Molecular Genetics, Microbiology and Virology. 2023;41(2):3‑12. (In Russ.)

Обос­но­ва­ние ре­фе­рен­сных зна­че­ний пе­ред­ней ак­тив­ной ри­но­ма­но­мет­рии у де­тей в воз­рас­те 4—14 лет. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(1):57-63
К воп­ро­су о па­то­ге­не­ти­чес­ких фак­то­рах ак­не у де­тей и обос­но­ва­ние сис­тем­ной те­ра­пии. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):64-69
Дер­ма­тос­ко­пия в ди­аг­нос­ти­ке кож­но­го мас­то­ци­то­за у де­тей. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):75-82
Вли­яние ги­ги­ени­чес­ко­го ста­ту­са на ак­тив­ность ка­ри­оз­но­го про­цес­са у де­тей с зу­бо­че­люс­тны­ми ано­ма­ли­ями и де­фор­ма­ци­ями на фо­не брон­хо­ле­гоч­ной па­то­ло­гии. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2023;(1):13-18
Кли­ни­ко-фун­кци­ональ­ные на­ру­ше­ния у па­ци­ен­тов с эпи­леп­си­ей при ши­зэн­це­фа­лии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):46-50
Шка­ла слож­нос­ти ла­па­рос­ко­пи­чес­ких ре­зек­ций пе­че­ни у де­тей. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2023;(2):19-28
По­ка­за­те­ли стресс-от­ве­та в за­ви­си­мос­ти от ме­то­ди­ки анес­те­зии при кор­рек­ции ано­рек­таль­ных ано­ма­лий у де­тей. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):58-64
Про­фи­лак­ти­ка тром­бо­ти­чес­ких ос­лож­не­ний у де­тей в кри­ти­чес­ком сос­то­янии. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):84-92
Ор­би­таль­ные ос­лож­не­ния ри­но­си­ну­си­та у де­тей. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(2):74-79
Выяв­ле­ние РНК SARS-CoV-2 в сли­зис­той обо­лоч­ке чер­ве­об­раз­но­го от­рос­тка у де­тей с COVID-19. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(3):23-28

Коклюш продолжает лидировать в группе управляемых инфекционных заболеваний, несмотря на проводимую в мире массовую вакцинацию с начала 1950-х годов XX столетия [1]. В экономически развитых странах, где охват детского населения прививками достигает 95%, с начала 2000-х годов отмечается рост заболеваемости коклюшем, приближающийся к уровню довакцинного периода [2—5]. В России в 2018—2019 гг. на фоне гиподиагностики отмечен двукратный рост количества регистрируемых случаев коклюша в сравнении с 2017 г. [6, 7]. Отмечается распространение атипичных форм коклюша среди подростков и взрослых, в том числе бессимптомного носительства [2, 8—10]. Так как коклюш является исключительно антропонозным инфекционным заболеванием, по-видимому, эти группы людей обеспечивают поддержание циркуляции возбудителя, прежде всего, в межэпидемический период. Поддержание циркуляции антропонозного возбудителя возможно за счет большого числа больных людей с разным течением заболевания либо/и за счет длительного бактерионосительства практически здоровыми людьми. Наличие и сроки бактерионосительства до последнего времени не изучались. Одно из первых обследований практически «здоровых» подростков и взрослых, выполненное нами в 2010 г., с использованием разработанной нами высокочувствительной тест-системы ПЦР в режиме реального времени (ПЦР-РВ-IS) показало наличие длительного носительства бактерий Bordetella pertussis [10, 11]. Дальнейшие исследования в этом направлении позволили выявить длительную (более 3 мес) персистенцию вирулентных и аттенуированных бактерий B. pertussis в носоглотке низших обезьян, иммунизированных противококлюшной вакциной ГамЖВК [12, 13]. Более поздние исследования, проведенные в семейных очагах коклюша, показали, что у 86% обследованных контактных лиц регистрируется ДНК бактерий B. pertussis, из них у 35% возбудитель обнаруживали при отсутствии кашля. В ряде случаев ДНК возбудителя обнаруживается в носоглотке контактных и реконвалесцентных лиц в течение всего срока наблюдения (6 мес) [14, 15], что значительно превышает сроки, установленные карантином при коклюше. Таким образом, использование высокочувствительной тест-системы ПЦР-РВ-IS позволило установить возможность длительной персистенции возбудителя коклюша у переболевших и бессимптомных бактерионосителей. Длительная персистенция бактерий в организме переболевших и вакцинированных людей может приводить к формированию мутантов B. pertussis, приспособившихся к выживанию в иммунизированном организме. Такие мутанты, прежде всего, по генам протективных антигенов, входящих в состав бесклеточных коклюшных вакцин, в большом количестве регистрируются при анализе популяции штаммов B. pertussis, циркулирующих в настоящее время [16].

Экспрессия более 550 генов бактерий B. pertussis, из которых 245 являются vir-активируемыми генами (virulence activated genes, vag) и 326 — vir-репрессируемыми (virulence repressed genes, vrg), регулируется двухкомпонентной системой BvgA/BvgS в результате фосфорилирования регулятора транскрипции BvgA (BvgA~P) сенсорной фосфокиназой BvgS. Все известные гены вирулентности бактерий, включая bvgAS, относятся к vag-генам, экспрессирующимся в вирулентной фазе I, при этом vrg-гены экспрессируются в IV фазе, в авирулентном состоянии бактерии. Промежуточные фазы вирулентности II и III характеризуются частичной экспрессией vag- и vrg-генов. Описаны два типа мутаций, индуцирующих переход от фазы I к фазе IV in vitro: мутация со сдвигом рамки считывания («frameshift») в гене bvgS [17] и мутации, возникающие в результате внедрений мобильных генетических элементов IS481 или IS1002 в специфический сайт оперона bvgAS [18, 19]. Изменение условий культивирования бактерий также может привести к обратимому изменению фазового состояния бактерий [20]. В последние десятилетия активно обсуждаются роль и значение фазовых состояний в обеспечении выживания бактерий в организме хозяина и в передаче другому хозяину. Если роль фазы I в патогенезе коклюша не подвергается сомнению, то фаза IV считалась некоторыми исследователями «тупиком эволюции», не имеющим значения для выживания и распространения возбудителя. Однако исследования последних лет указывают, что, по крайней мере, переживание бактерий в организме хозяина, скорее всего, происходит в авирулентном фазовом состоянии [2, 21, 22].

Инсерционные мутанты обнаружены нами в экспериментах с лабораторными мышами, обезьянами [12, 23] и в результате изучения популяций бактерий B. pertussis, присутствующих в носоглотке больных, реконвалесцентов и контактировавших с ними практически здоровых бактерионосителей [10, 14].

Эти данные, наряду с существованием большого количества псевдогенов в составе хромосомы B. pertussis, а также наличием фактов участия МГЭ в регуляции экспрессии генов других микроорганизмов, позволили нам сформулировать гипотезу, предполагающую участие IS-элементов B. pertussis в регуляции вирулентности возбудителя в результате их перемещения в оперон вирулентности bvgAS B. pertussis.

Цель настоящего исследования — оценка сроков персистенции и анализ состава популяций бактерий B. pertussis у больных коклюшем детей и контактных лиц в семейных очагах.

Исследование проводили на базе Детского научно-клинического центра инфекционных болезней ФМБА России. В период с 2015 по 2017 г. проведено проспективное, открытое, сплошное, одноцентровое исследование. Обследованы 80 детей с лабораторно подтвержденным диагнозом «коклюш», госпитализированных в детскую городскую клиническую больницу №5 им. Н.Ф. Филатова (ДГКБ №5 им. Н.Ф. Филатова) Санкт-Петербурга, а также 116 контактировавших с ними родственников из 59 семейных очагов. Пациентов и контактных лиц включали в протокол исследования после подписания информированного согласия.

Материал для выявления геномэквивалентов (ГЭ) ДНК B. pertussis отбирали с задней стенки носоглотки через нижний носовой ход с помощью гибких назофарингеальных велюр-тампонов («COPAN», Италия). Смывы с тампонов центрифугировали в течение 10 мин при 12 000 об/мин (центрифуга Eppendorf, Германия). Осадок ресуспендировали в 200 мкл деионизированной воды, ДНК выделяли с использованием магнитного сорбента в соответствии с инструкцией к набору Wizard Genomic DNA Purification System («Promega», США) [12].

Выявление ГЭ ДНК B. pertussis и инсерционных bvg-мутантов проводили методом ПЦР в режиме реального времени с использованием разработанной нами тест-системы ПЦР-РВ-IS. Регистрацию интеграций IS481 в специфический сайт оперона bvgAS осуществляли с помощью гнездовой ПЦР. Специфичность продуктов второй реакции гнездовой ПЦР определяли путем секвенирования генома [12].

Бактериальную нагрузку возбудителя коклюша в верхних дыхательных путях и количество инсерционых мутантов B. pertussis у детей с диагнозом «коклюш» проводили при поступлении в стационар, при выписке и в динамике при катамнестическом наблюдении (1—6 мес). У контактных лиц в семейных очагах мазки брали у детей и взрослых в течение 1—6 мес после первичного обследования. Бактериальную нагрузку учитывали по количеству ГЭ ДНК B. pertussis в 5 мкл образца, полученного после выделения ДНК B. pertussis из носоглоточных мазков и растворения в 200 мкл воды.

Для статистической обработки результатов исследований использованы методы описательной статистики. В таблицах представлены количественные значения ГЭ, определенные по результатам двух измерений. Средняя относительная ошибка количества ГЭ составила 20%.

1. Распределение больных коклюшем детей и контактных лиц в семейных очагах по количеству ГЭ ДНК B. pertussis в образцах

Обследованы 80 детей с лабораторно подтвержденным коклюшем и 116 лиц, контактировавших с заболевшими коклюшем детьми в 59 семейных очагах. Детей с диагнозом «коклюш» разделили на три группы: младенцы до 1 года (n=49), дети раннего возраста от 1 до 3 лет (n=14) и школьники и подростки в возрасте 7—14 лет (n=17). Госпитализированные дети не были вакцинированы против коклюша или имели незаконченный курс вакцинации. Распределение по количеству ГЭ ДНК B. pertussis, выявленных при госпитализации в этих группах детей, представлено в табл. 1.

Таблица 1. Количество ГЭ ДНК B. pertussis при первичном обследовании детей с диагнозом «коклюш»

Количество ГЭ ДНК B.pertussis в 5 мкл образца

≥30 (≥6·103)*

75,5

50,1

11,8

Примечание. * — количество ГЭ ДНК B. pertussis в 1 мл препарата.

У 64,7% детей старшего возраста при госпитализации обнаружено <1—3 ГЭ ДНК B. pertussis в 5 мкл образца. Такое же количество ГЭ ДНК B. pertussis зарегистрировали у 28,6% больных коклюшем в возрасте 1—3 года и только у 6,1% — в возрасте менее 1 года. В каждой из возрастных групп в 18—24% случаев зарегистрировано 3—30 ГЭ ДНК B. pertussis.В старшей группе зарегистрировано 30—100 ГЭ ДНК B. pertussis только у 11,8% больных, в возрасте 1—3 лет — у 50%, а в возрасте до 1 года — у 75,5% (см. табл. 1).

Среди контактных лиц взрослые старше 18 лет составили 59,5%, дети школьного возраста и подростки — 22,4%, дети раннего и дошкольного возраста — 18,1%. Привитыми от коклюша были 102 человека, не привитыми — 13 детей в возрасте 2—10 лет и 1 ребенок — не закончивший полный курс вакцинации. При сборе анамнеза и осмотре было установлено, что у 35,4% контактных лиц кашель отсутствовал, у 19,8% — отмечался типичный приступообразный кашель, у 44,8% — были жалобы на сухой кашель. Никому из контактных членов семьи диагноз «коклюш» не был установлен, хотя клинические признаки заболевания регистрировали у 64,6% обследуемых лиц, в том числе у 19,8% — в типичной форме [14].

Контактных лиц также разделили на три группы: взрослые от 18 лет и старше (n=64), дети от 4 до 17 лет (n=44), дети младше 3 лет (n=8). Для оценки распределения использовали те же значения количества ГЭ ДНК B. pertussis в 5 мкл образца: >30 ГЭ; 3—30 ГЭ; и <1—3 ГЭ. Результаты анализа представлены в табл. 2.

Таблица 2. Количество ГЭ ДНК B. pertussis при первичном обследовании контактных лиц в семейных очагах

Количество ГЭ ДНК B.pertussis в 5 мкл образца

42,2

≥30 (≥6·103)*

18,2

20,3

Примечание. * — количество ГЭ ДНК B. pertussis в 1 мл препарата.

Максимальную бактериальную нагрузку B. pertussis наблюдали в 37,5% случаев у детей в возрасте до 3 лет, у детей 7—14 лет и взрослых — в 18—20% случаев. У 42,2% взрослых, 25% детей 7—14 лет и 25% детей младше 3 лет зарегистрировали 3—30 ГЭ ДНК B. pertussis. Минимальное количество ГЭ ДНК B. pertussis зарегистрировано у 37,5% взрослых, 56,8% детей 7—14 лет и 37,5% детей в возрасте до 3 лет (см. табл. 2). Сухой навязчивый или приступообразный кашель отмечался у 40% взрослых, 80% детей 4—17 лет и 92% детей в возрасте младше 3 лет.

2. Состав популяций бактерий B. pertussis у больных коклюшем детей и контактных лиц в семейных очагах

Состав популяции бактерий B. pertussis оценивали по наличию мутантов B. pertussis, содержащих интеграцию IS481 в оперон bvgAS. В качестве показателя гетерогенности состава популяции использовали величину n =NINS/NGE), где NINS — количество ГЭ ДНК B. pertussis, содержащих интеграцию, а NGE — общее количество ГЭ ДНК B. pertussis в 5 мкл образца. Значения NINS и NGE определяли с помощью разработанной нами тест-системы ПЦР-РВ-IS [10—12]. Определение аналитической чувствительности, выполненное в результате титрования клонированной последовательности, содержащей фрагмент инсерции IS481 в опероне bvgAS, показало, что проведение ПЦР-РВ и однократной ПЦР позволяет зарегистрировать порядка 3 копий таких фрагментов в 5 мкл образца. Таким образом, событие интеграции может быть зарегистрировано в образцах, содержащих 3 копии ДНК B. pertussis в 5 мкл, если все они содержат искомую интеграцию. Например, доля ГЭ ДНК B. pertussis, содержащих инсерцию, составляет 10% от общего количества ГЭ. Это означает, что при заданной чувствительности в образце должно быть не менее 30 ГЭ ДНК B. pertussis. Титрование ДНК B. pertussis показывает, что ПЦР-РВ, основанная на амплификации повторяющейся последовательности IS481, способна выявлять ГЭ ДНК B. pertussis с концентрацией в 100 раз меньше — 0,05 ГЭ в 5 мкл. Задача выявления интеграций <1—3 ГЭ ДНК B. pertussis может быть решена либо за счет повышения чувствительности тест-системы, либо вследствие увеличения объема анализируемого образца. Использование метода гнездовой ПЦР (нестед-ПЦР) позволило нам реализовать оба подхода. Аналитическая чувствительность нестед-ПЦР повышается до 1 копии целевой мишени, а использование 3—5 реакций, поставленных одновременно, снижает минимально регистрируемое количество ДНК B. pertussis до заданного среднего значения в 0,5—1,0 ГЭ ДНК B. pertussis, содержащих только инсерционные мутанты и порядка 5 молекул при содержании интеграции не менее, чем в 10% геномов B. pertussis. Таким образом, поиск событий интеграций с помощью нестед-ПЦР целесообразно проводить в образцах, содержащих не менее 0,5—1,0 ГЭ ДНК B. pertussis в 5 мкл раствора, в 3—5 пробирках. Положительным результатом считается выявление искомого продукта ПЦР даже в одной пробе. Решающим условием достоверного определения положительного сигнала является его отсутствие в пробирках контроля (К-), содержащих реакционную смесь и воду.

Только часть образцов, выделенных нами от больных коклюшем и контактных лиц, удовлетворяла сформулированному критерию, поэтому для анализа с помощью нестед-ПЦР использовали все образцы ДНК B. pertussis, выделенные на разных этапах исследования и содержащие не менее 0,5—1 копии ГЭ ДНК B. pertussis в 5 мкл. В табл. 3 представлены результаты анализа образцов, полученных от больных в динамике, содержащих не менее 1 копии ГЭ в 5 мкл. Номер образца, возраст обследованных, наличие и длительность кашлевого синдрома, количество ГЭ ДНК B. pertussis и наличие интеграций в исследуемой точке представлены в соответствующих графах табл. 3. В последней графе таблицы представлены значения количества ГЭ ДНК B. pertussis, наличие интеграций и номер образца, взятого у больного при госпитализации. Количество образцов от реконвалесцентов с содержанием ДНК, близким к выбранному параметру, составило 22. Образцы №№103, 223 и 26 взяты у одного больного в разные сроки, как и №№301 и 372. Число обследованных больных, удовлетворяющих сформулированным выше критериям, составило 20.

Таблица 3. Анализ интеграций IS481 в оперон bvgAS B. pertussis у больных коклюшем детей в период реконвалесценции

№ п.п.

№ образца

Количество ГЭ B. pertussis в 5 мкл в точке i

Возраст ребенка

Длительность и течение заболевания в точке i

Интеграции

176

1 мес, КК

6,1·103 №138,

ИО

Примечание. мес — месяцы наблюдения; к — сухой периодический кашель; КК — характерный коклюшный кашель; нет/есть — наличие интеграций IS481 в оперон bvgAS; ИО — интеграции IS481 в оперон bvgAS в образце при госпитализации отсутствуют; ИП — интеграции IS481 в оперон bvgAS в образце присутствуют. В последней графе таблицы последовательно указаны цифры: количество ГЭ ДНК B. pertussis в 5 мкл, № образца, время отбора образца.

Для определения бактериальной нагрузки и состава популяции возбудителя коклюша при госпитализации с помощью ПЦР-РВ проанализированы образцы, содержащие не менее 104 ГЭ B. pertussis. В 2 образцах (№№26 и 91), полученных при госпитализации, количество ГЭ ДНК B. pertussis соответствовало минимуму для достоверного определения интеграции с помощью ПЦР-РВ. Оба образца содержали около 5—7·104 ГЭ ДНК B. pertussis в 5 мкл, а ДНК B. pertussis имела вставки IS481 в оперон bvgAS с частотой около 5·10–5. Методом нестед-ПЦР проанализировали 9 образцов, содержащих 103—2·104 ГЭ ДНК B. pertussis, и 11 образцов, содержащих от 8,5 до 200 ГЭ ДНК B. pertussis в 5 мкл. Ни в одном из этих образцов ни с одним из примененных методов ПЦР не были обнаружены bvg-мутанты, содержащие внедрение IS481 в оперон bvgAS.

На следующем этапе исследования в 22 образцах, взятых в период реконвалесценции через 2,5—6 мес, выявляли инсерционные мутанты B. pertussis. С помощью гнездовой ПЦР содержание мутантной хромосомы B. pertussis зарегистрировали в 5 образцах (см. табл. 3). Два образца из 5, полученных от больных при госпитализации, содержали в среднем 4,8·103 ГЭ B. pertussis в 5 мкл, остальные — 4,7·104. У 1 ребенка с диагнозом «коклюш» при госпитализации было обнаружено 18 ГЭ ДНК B. pertussis (№301) при отсутствии интеграций, а через 2,5 мес сухого кашля — 1 ГЭ ДНК B. pertussis (№372), содержащий IS481 в опероне bvgAS. Из 17 образцов, взятых при госпитализации, 2 содержали 4,7·104 ГЭ ДНК; 6 — (2—6)·103 ГЭ и 1 (№61) — порядка 2,3·102 ГЭ ДНК B. pertussis. Восемь образцов содержали <100 ГЭ ДНК B. pertussis. У 3 обследованных в течение 1—1,5 мес отмечали типичный «коклюшный» кашель. Четыре из 5 положительных образцов были взяты через 2—2,5 мес после госпитализации и 1 — через 6 мес. Возраст детей, в мазках которых обнаружены инсерционные мутанты B. pertussis, составлял от 3 мес до 1 года 9 мес. И только у 1 ребенка в возрасте 2 мес на момент обследования наблюдали характерный спастический кашель, тогда как у остальных детей кашель был сухой и редкий.

Таким образом, из 20 обследованных больных коклюшем детей, у которых в периоде реконвалесценции был обнаружен 1 ГЭ ДНК B. pertussis в 5 мкл и более, у 5 (25%) выявлены инсерционные мутанты с внедрениями IS481 в оперон bvgAS.

Согласно сформулированному нами критерию, для анализа отобрали 50 образцов от членов семей, контактировавших с больными коклюшем. В 7 образцах от контактных лиц в разные сроки наблюдения регистрировали инсерционные мутанты B. pertussis. В 19 случаях мазки были взяты в динамике дважды. В табл. 4 представлена характеристика кашля у контактных членов семьи на момент обследования, количество ГЭ ДНК B. pertussis и наличие инсерций в хромосоме B. pertussis.

Таблица 4. Интеграции IS481 в оперон bvgAS бактерий B. pertussis у членов семей, контактировавших с больными коклюшем

№ п.п.

№ образца

Количество ГЭ ДНК B. pertussis в 5 мкл образца

Возраст контактных лиц (годы)

Время наблюдения и клиническая картина заболевания

Интеграции

Количество ГЭ ДНК B. pertussis в 5 мкл образца при первом/повторном обследовании*

1

45

240 е

1,5 мес, к

Нет

Примечание. * — первым взят образец с меньшим порядковым номером; мес — месяцы наблюдения, нед — недели наблюдения; к — сухой периодический кашель; КК — характерный коклюшный кашель; ко — кашель отсутствует; нет/есть — наличие интеграций IS481 в оперон bvgAS; е — однократное измерение интеграций IS481 в одной временной точке; ИО — интеграции IS481 на момент госпитализации отсутствуют; ИП — интеграции IS481 присутствуют на момент госпитализации. В последней графе таблицы последовательно указаны цифры: количество ГЭ ДНК B. pertussis в 5 мкл, № образца, время отбора образца.

В 4 из 7 ПЦР-положительных образцов содержалось около 1 ГЭ ДНК B. pertussis, в 1 образце — 6 ГЭ, в 1 — 18 ГЭ и еще в 1 — 4·104 ГЭ. Положительные образцы были у 3 детей в возрасте 14, 10 и 4 лет. Остальные образцы получены от взрослых контактных членов семей. Среди них образец от «практически здорового» на момент исследования контактного взрослого (№296), взятый одновременно с госпитализированным ребенком. Образец содержал 5·104 ГЭ B. pertussis в 5 мкл. Образцы, не содержащие инсерционных мутантов B. pertussis, имели примерно то же количество ДНК B. pertussis. Основная масса «отрицательных» образцов, не выявивших инсерционных мутантов у детей в том же возрастном диапазоне, также содержала 1—10 ГЭ ДНК B. pertussis. Однако среди них обнаружено 7 образцов со значительно большим количеством ГЭ B. pertussis в 5 мкл — 50·104.

Образцы в парах 33 и 233, 299 и 319, 287 и 378, 299 и 319, 199 и 335 принадлежали одному обследованному лицу. Итого 50 исследованных образцов принадлежали 47 контактировавшим членам семей. Следовательно, доля контактных лиц, в аспиратах которых были выявлены инсерционные мутанты B. pertussis, составила 14,9%.

В рамках настоящей работы проведено исследование с целью выявления корреляции между количеством обнаруженных бактерий B. pertussis и составом их популяции с тяжестью заболевания и формированием бактерионосительства у членов семей, контактных с больными коклюшем детьми. Из общего числа больных коклюшем выбрали детей, участвовавших более чем в одном обследовании. Для анализа состава популяции бактерий B. pertussis выбирали образцы, полученные в разные сроки наблюдения, в 5 мкл которых содержалось не менее 0,5—1 ГЭ ДНК B. pertussis.

Обращает на себя внимание большой разброс в значениях ГЭ ДНК B. pertussis — от 5·104 до <1 ГЭ в 5 мкл образца у больных коклюшем детей разного возраста. У 64,7% детей 7—14 лет при первичном обследовании обнаружено <1—3 ГЭ ДНК B.pertussis в 5 мкл образца. То же количество ГЭ ДНК B. pertussis зарегистрировано у 28,6% больных коклюшем в возрасте 1—3 лет и только у 6,1% — в возрасте менее 1 года. В каждой из возрастных групп в 18—24% случаев зарегистрировано от 3—30 ГЭ ДНК B. pertussis. Более 30—100 ГЭ зарегистрировано у 11,8% больных детей 7—14 лет, у 50% — 1—3 лет, у 75,5% — младше 1 года (см. табл. 1).

Данные анамнеза больных коклюшем детей и контактных лиц не позволили сделать однозначное заключение об источнике инфекции в каждом из семейных очагов. Однако сопоставление данных табл. 1 и 2 показывает, что при первичном ПЦР-исследовании у контактных лиц регистрируется больше ГЭ ДНК B. pertussis (>30), чем у больных коклюшем. Вероятно, именно они являются источником инфекции. Наличие характерного для коклюша кашля у большинства детей и подавляющей части контактных лиц, в образцах которых выявлено значительно отличающееся друг от друга количество ГЭ ДНК B. pertussis, указывает на то, что на этапе реконвалесценции выраженность кашлевого синдрома не коррелирует с количеством персистирующих в носоглотке бактерий B. pertussis. Для понимания взаимосвязи между бактериальной нагрузкой и клинической картиной коклюша необходимы дальнейшие исследования, в том числе направленные на анализ соответствия иммунного ответа и состава популяций бактерий B. pertussis.

Отдельные ГЭ ДНК B. pertussis регистрировали в образцах реконвалесцентов через 6 мес после первичного ПЦР-анализа и госпитализации больного. При схожей клинической картине у детей младшего возраста (1—3 лет) регистрируется значительно большее количество бактерий B. pertussis, чем у детей старше 3 лет и взрослых. Снижение бактериальной нагрузки у детей старших возрастных групп и взрослых, вероятно, связано с увеличением по мере взросления количества контактов с возбудителем коклюша и формированием специфического иммунитета. Подтверждением этого могут служить результаты серологического анализа сывороток крови детей старших возрастных групп и взрослых, где до 70% обследованных содержат специфические антитела против возбудителя коклюша [24].

Полученные нами результаты показывают, что у больных детей младше 3 лет в периоде спазматического кашля бактериальная нагрузка в большинстве случаев составляет >2·103 ГЭ ДНК B. pertussis в 1 мл (>30 ГЭ ДНК B. pertussis в 5 мкл). В этом случае для лабораторной диагностики коклюша может быть использована коммерческая тест-система, обеспечивающая чувствительность 3—5 копий в 5 мкл образца [25]. Однако ПЦР-диагностика коклюша с помощью коммерческой тест-системы в группе заболевших старше 7 лет и контактных лиц всех возрастов, скорее всего, будет неэффективна ввиду малого количества ДНК возбудителя коклюша в образцах, на что указывают результаты сравнения коммерческой тест-системы и ПЦР-РВ-IS, приведенные в предыдущем исследовании [14].

Анализ образцов, содержащих не менее 1 ГЭ ДНК B. pertussis в 5 мкл, методом нестед-ПЦР показал, что у 25% обследованных через 2,5—6 мес после первичного обследования регистрировали инсерционные bvg-мутанты B. pertussis. Учитывая, что большинство образцов отобрано в период реконвалесценции при малом количестве (1—2 копии) ДНК возбудителя коклюша, можно утверждать, что популяции бактерий B. pertussis в исследуемых образцах представлены инсерционными авирулентными мутантами и являются гомогенными. Однако нельзя исключить, что в образцах, содержащих >10 копий, популяции бактерий содержат интактные и мутантные бактерии B. pertussis.

Накопление инсерционных авирулентных мутантов B. pertussis происходит в процессе развития инфекции на поздних стадиях заболевания — от 2 до 6 мес. Кашель при этом не коррелирует с переходом бактерий B. pertussis в авирулентное состояние, и может быть обусловлен как последствиями действия коклюшного токсина, так и отмеченной нами гиперреактивностью бронхов при коклюше [26].

Инсерционные мутанты B. pertussis выявили у 14,9% контактных членов семей. Так же, как и у больных, более чем в 1/2 случаев в образцах, содержащих бактерии, несущие вставки IS-элементов, регистрировали порядка 1 ГЭ ДНК B. pertussis, в 2 образцах — 18,8 ГЭ и в 1 (№296) от взрослого члена семьи — 4·104 ГЭ при отсутствии кашля. Предположительно, он заразился от своего ребенка и был в начальной стадии заболевания или переносил его в бессимптомной форме. Инсерционные мутанты B. pertussis удалось зарегистрировать в парных исследованиях образцов, полученных от контактных лиц: №№287 и 378, №№199 и 335 (см. табл. 4). В каждой из пар один из образцов, взятый в более поздние сроки, содержал инсерционные мутанты B. pertussis. Однако в парных исследованиях образцов от одних и тех же контактных лиц (№№233 и 33, №290 и 318, №299 и 319) инсерционные мутанты B. pertussis не были выявлены. Интервал между исследованиями в парах образцов №290 и 318, №299 и 319 составил 1 нед, а в паре №233 и 33, полученных от ребенка с длительным кашлем в течение 5 мес, зарегистрировано большое количество ГЭ ДНК B. pertussis (2,3·103 и 1,4·104 соответственно). Вероятно, первые 2 пары образцов получены от контактных лиц в начальной стадии заболевания, а пара образцов №233 и 33 — от пациента с длительным негладким течением коклюша. Нельзя исключить, что отсутствие инсерционных мутантов B. pertussis в некоторых образцах, взятых в поздние сроки реконвалесценции, может быть связано с выявленной нами зависимостью частоты транспозиции IS481 от циркулирующего штамма возбудителя коклюша [12].

Таким образом, нами показано, что при коклюше в период реконвалесценции в верхних дыхательных путях у 25% заболевших наблюдается формирование популяции персистирующих бактерий B. pertussis, частично представленной инсерционными авирулентными bvg-мутантами, способными длительно (в течение 2—6 мес) находиться в организме человека и участвовать в поддержании антропонозного резервуара коклюша. С меньшей частотой формирование инсерционных мутантов B. pertussis наблюдается у контактных с больными лиц. Больные коклюшем в типичных формах содержат большое количество вирулентных бактерий B. pertussis, популяция которых содержит не более 10–5—104 инсерционных мутантов. При атипичных формах коклюша, у реконвалесцентов и контактных лиц количество бактерий B. pertussis составляет (1—5)·102 в 1 мл и формируются малые популяции, состоящие преимущественно из инсерционных bvg-мутантов, способных к длительной персистенции в организме человека.

Настоящая статья не содержит каких-либо исследований с использованием животных в качестве объектов.

Все процедуры, выполненные в исследовании с участием людей, соответствуют этическим стандартам институционального и/или национального комитета по исследовательской этике и Хельсинкской декларации и ее последующим изменениям или сопоставимым нормам этики.

От каждого из включенных в исследование участников было получено информированное добровольное согласие.