ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проанализировать влияние необоснованных жалоб пациентов на эмоциональное состояние врачей.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Проведено анкетирование 2862 врачей, работающих в государственных медицинских организациях Московской области.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Подавляющее большинство врачей получают удовлетворение от своей работы и в основном справляются с эмоциональными проблемами на работе. При поступлении жалоб от пациентов на медицинскую организацию или лично на врача большинство опрошенных (86,1 и 83,9% соответственно) отметили, что испытывают обиду и негодование, «если жалоба несправедлива». Врачи, получающие от работы удовлетворение, чаще негативно реагируют на несправедливые жалобы (83,1% мужчин и 84,1% женщин). Респонденты (44,9%) отметили, что необоснованные жалобы негативно сказываются на их настроении, и они «переживают в течение нескольких дней и дольше», при этом более длительно переживают врачи, не получающие удовлетворения от своей работы, а быстрее переключаются на работу те медицинские работники, кому она нравится. Респонденты оценили по 10-балльной шкале уровень их настроения после поступления необоснованной жалобы. Средняя оценка составила 4,0 балла.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необоснованные жалобы пациентов негативно влияют на настроение и эмоциональное состояние врачей, вызывают обиды и негодование. Это, в свою очередь, может снизить качество оказываемой медицинской помощи и увеличить количество необоснованных жалоб, так как именно эта категория жалоб свидетельствует о проблемах в отношениях между медицинскими работниками и пациентами, а негативный эмоциональный настрой медицинских работников ухудшает эти отношения.