В настоящее время отсутствует общепринятый комплекс морфологических критериев для оценки инволютивных изменений кожи лица у женщин средней возрастной группы и, в частности, у женщин с артериальной гипертензией (АГ). Актуальность оценки влияния АГ на инволютивные изменения кожи лица предопределена высокой распространенностью данной патологии. Так, около 40% взрослого населения России имеют повышенный уровень артериального давления (АД) и вместе с тем растет обращаемость женщин среднего возраста к косметологам и пластическим хирургам. Все это обусловливает необходимость учета возможных рисков развития послеоперационных осложнений в коже. Патофизиологические механизмы развития АГ являются основой для нарушения микроциркуляции в органах-мишенях — в сосудах головного мозга, почках, сердце, — в результате чего происходит ремоделирование сосудистой стенки с развитием эндотелиальной дисфункции. Вместе с этим механизм микроциркуляции в коже при АГ остается малоизученным [1, 2]. В исследовании C. Abularrage и соавт. [3] показано, что артериолы реагируют на повышение АД быстрее, чем крупные сосуды. H. Langevin [4] в своей концепции обосновывает «теорию объединяющей сети механосенситивных соединительнотканных структур в рамках всего организма», где показано как общее, так и отдельное влияние нейроиммунных и эндокринных систем на нарушения кровообращения в коже, которые формируют систему глобальной коммуникации при патологии сердечно-сосудистой системы (ССС) и, в частности, при АГ.
Изучение взаимосвязи инволютивных изменений кожи в различных возрастных группах с патологией CCC — предмет многих научно-исследовательских работ, но влияние АГ на процессы инволюционных изменений кожи остаются мало исследованными [5, 6]. Несмотря на имеющиеся работы по изучению морфофункционального состояния артериол в различных тканях и органах человека при АГ, влияние ее на артериолы кожи изучено недостаточно, что и определило актуальность нашего исследования [7, 8]. В доступной литературе не представлено доказательных количественных морфологических критериев, описывающих кожу лица у женщин средней возрастной группы. Описаны лишь полуколичественные признаки без четких измерительных данных, в широком возрастном и гендерном диапазоне у лиц, не прошедших комплексное медицинское обследование. Научная новизна поведенного нами морфологического исследования заключается в комплексной количественной и качественной оценке показателей, определении маркеров инволютивных изменений в дерме пациенток с АГ, описана реакция тканей на травму у пациенток с АГ и без.
Цель исследования — выявление влияния АГ на морфологические особенности инволюционных изменений кожи лица, что должно быть учтено при оценке риска осложнений в коже при проведении пластических операций у пациенток с АГ.
Задачи исследования
1. Сформировать комплекс морфологических показателей для оценки инволютивных изменений в эпидермисе, дерме и артериолах дермы.
2. Оценить количественные и качественные морфологические показатели инволютивных изменений у женщин с АГ средней возрастной группы в сравнении с женщинами аналогичного возраста без АГ.
Материал и методы
Взятие материала осуществлялось у пациенток во время проведения пластической операции в стационаре Центра косметологии и пластической хирургии. Критерии включения: женщины в возрасте от 40 до 60 лет (средний возраст 52,4±6,6 года), с диагнозом АГ I—II стадии (по классификации ВОЗ, 2010), верификация диагноза АГ проводилась в соответствии с рекомендациями Всероссийского научного общества кардиологов (ВНОК) 2010 г. Критерии исключения: мужской пол, сахарный диабет, заболевания почек, наследственные дерматозы, курение, выраженные признаки фотостарения. Группа изучения — 56 пациенток с АГ, 52 — группа контроля без А.Г. Образцы кожи из околоушной области были получены при проведении пластической операции на лице. Иссеченный кожный лоскут фиксировался в 10% растворе формалина с последующим заключением в парафин. Парафиновые срезы подвергались гистологическому исследованию с применением методов окраски гематоксилином и эозином, пикрофуксином по Ван-Гизону, фукселином по Вейгерту на эластику. Микроскопия проводилась микроскопом с цифровой Leica 750 DM на базе областного патологоанатомического бюро.
При морфологической оценке кожного лоскута изучали толщину эпидермиса и рогового слоя (в мкм), толщину базальной мембраны (в мкм) и складчатость базальной мембраны (количество выростов на единицу площади). В дерме подсчитывали процентное содержание фибробластов, коллагеновых и эластиновых волокон и равномерность их распределения в дерме. В артериолах дермы измеряли толщину стенок (в мкм), наружный и внутренний диаметр просвета артериол, определяли индекс Керногана (ИК). Весь комплекс исследования проводился у пациенток в группе изучения и в группе сравнения, а полученные данные обрабатывались с помощью пакета статистических программ Microsoft Excel XP с определением среднего и стандартного отклонения. Значимость различия оценивалась с использованием χ2.
Результаты и обсуждение
При сравнительном анализе данных морфологии оказалось, что толщина эпидермиса у пациенток с АГ имела тенденцию к увеличению, а толщина рогового слоя — к истончению. Толщина базальной мембраны у пациенток с АГ больше на 39,2% по сравнению с этим показателем в группе без АГ, что достоверно значимо при р≤0,05. Извитость базальной мембраны в группе с АГ на 20,2% меньше, что достоверно значимо при р≤0,05. Полученные данные о состоянии дермы свидетельствуют, что в сравниваемых группах процентное содержание фибробластов не имеет значимого отличия, но при этом в группе пациенток с АГ отмечено достоверное увеличение количества эластических волокон на 19,8% и выявлено их неравномерное распределение, особенно в субэпидермальных отделах дермы. Коллагеновые волокна преобладали над эластиновыми в обеих группах, что отвечает нормальным показателям, имеется незначительное увеличение коллагеновых волокон у женщин с АГ (рис. 1, а, б).
При изучении артериол дермы у пациенток с АГ зафиксировано статистически достоверное увеличение наружного диаметра артериол на 19,0%, а внутреннего диаметра — на 22,1%, статистически достоверное увеличение толщины стенки артериол на 31,2% (р≤0,05). Соотношение толщины стенки и наружного диаметра сосуда (ИК) имеет тенденцию к увеличению (рис. 2, а, б). Увеличение внутренних диаметров и толщины стенки артериол объясняется утолщением мышечного слоя, адвентиции (т.е. артериолы приобретают признаки более крупных сосудов, что называется перекалибровкой сосудов — компенсаторно-адаптационным механизмом при АГ), а также фиброзом стенки артериол (рис. 3).
Результаты сравнительного анализа морфометрических показателей кожи лица в группе с АГ и без АГ представлены в таблице.
Качественные изменения кожи у пациенток с АГ выражались в большей атрофии эпидермиса (главным образом, за счет клеток шиповатого слоя). Базальная мембрана была шире, количество эпидермальных выростов уменьшалось, что вело к сглаживанию сосочкового слоя дермы. В дерме в сосочковом и верхних слоях сетчатого слоя были видны явления гиперэластоза, имеющего как диффузный, так и очаговый характер. Эластоз обусловлен, по данным литературы (О.О. Хижняк, 2004), снижением активности фермента эластазы у лиц с АГ [9]. Комковатость, фрагментация коллагеновых волокон указывают на выраженные дистрофические нарушения.
В стенках артериол наблюдалась отечность, что морфометрически выражалось в большей представленности клеточного материала (в частности, базофилов на 13,3%). В коже женщин с АГ отмечено уменьшение функционирующего числа артериол, возникающее в результате пролиферации эндотелия (рис. 4), гипертрофии гладкомышечных клеток, дегенеративных изменений стенки сосуда и микротромбозов (рис. 5). Артериолы дермы в изученном возрастном периоде имеют самые значимые и многообразные отличия, что зависит от степени АГ, длительности заболевания, отражая явления адаптации, компенсации и декомпенсации (рис. 6). Морфофункциональные нарушения микроциркуляции у больных с АГ тесно связаны с так называемым ремоделированием, под которым понимают способность органов и систем изменять свою структуру и форму в ответ на долговременное воздействие патологических стимулов. Экспериментально и клинически показано (А.М. Чернух, 1975) [10], что длительное повышение АД вызывает извитость, образование петель в истинных капиллярах, в собирательных венулах. Одновременно наблюдается сужение терминальных артериол, а также повышение чувствительности гладких мышц, микрососудов к адреналину. В то же время может происходить замедление кровотока (A. Shore, 2000) [8]. В нашем исследовании в группе с АГ встречались как продуктивно измененные артериолы с узкими просветами и утолщенными стенками, так и склерозированные артериолы с зияющими просветами. В литературе описаны такие парадоксы, когда стенки артериол могут быть истончены, а просветы расширены. «Голодающие» ткани кожи «взывают» к центральным механизмам регуляции АД о компенсации недостатков местного кровообращения, результатом чего может быть процесс атрофии стенок с их атонией, периваскулярным склерозом. Однако в группе с АГ патологические изменения артериол, такие как отек (рис. 7), десквамация эндотелиоцитов, мукоидное набухание, гомогенизация, признаки деструкции стенки, более выражены.
Выводы
Сформирован следующий комплекс морфологических показателей для оценки инволютивных изменений кожи: толщина эпидермиса и его рогового слоя (в мкм), толщина базальной мембраны (в мкм) и складчатость базальной мембраны (количество выростов на единицу площади), в дерме подсчитывали удельное содержание фибробластов, коллагеновых и эластиновых волокон и оценивали равномерность их распределения в дерме. В артериолах дермы измеряли толщину стенок (в мкм), наружный и внутренний диаметр просвета артериол, И.К. Выявлены количественные изменения в дерме и артериолах (по данным морфометрии) у женщин с АГ: утолщение и сглаженность базальной мембраны, эластоз дермы, утолщение стенок артериол, увеличение наружного и внутреннего диаметров артериол, увеличение И.К. Качественные изменения в эпидермисе выражаются атрофией шиповатого слоя, в дерме — неравномерным распределением эластиновых волокон и выраженной дистрофией коллагеновых и эластиновых волокон. Для артериол дермы характерны нарушения микроциркуляции, связанные с отеком стенок артериол, спазмом и фиброзом стенок, облитерацией просвета артериол в связи с пролиферацией эндотелия, образованием смешанных микротромбов.
Конфликт интересов отсутствует.