Эстетическое здоровье женщины в настоящее время является показателем качества жизни. Современная медицина рассматривает старение как многофакторный процесс. Совокупность различных эндогенных и экзогенных факторов (стресс, соматические заболевания, накопление свободных радикалов, недостаточное выведение продуктов распада белка, гипоксия, температурные воздействия, прием лекарственных препаратов, инволютивные процессы в клеточных структурах) ускоряет биологическое старение и уменьшает продолжительность жизни [1, 2]. Клиническими проявлениями возрастных изменений кожи являются пастозность, отек, гипоксия, купероз, нарушение лимфооттока, снижение уровня эпидермального обмена, дистрофические изменения эпидермиса и дермы, сокращение клеточного состава дермы, снижение толщины дермы на 20%, склероз сосудов поверхностных и глубоких сетей, снижение эластичности и растяжимости кожи, которые ассоциированы с особенностями микроциркуляторного русла кожи лица. Одним из главных составляющих звеньев нормального функционирования кожи является микроциркуляция [2, 3], и ее характеристика является неотъемлемой составляющей для диагностики, оценки и прогнозирования дальнейших инволютивных изменений кожи у женщин различных возрастных групп, в том числе и при нарушениях гормонального гомеостаза у пациенток в климактерическом периоде и в хирургической менопаузе [1, 2, 4]. Климактерий - это физиологический период, в течение которого на фоне возрастных изменений в организме доминируют инволютивные процессы в репродуктивной системе [5-7]. Сначала прекращается репродуктивная, а затем - менструальная функции. Этот процесс делят на пременопаузальный период - от 45 лет до наступления менопаузы, перименопаузальный период - пременопаузальный период и 2 года после менопаузы, менопауза - последняя менструация, а также постменопаузальный период - после менопаузы и длящийся до смерти женщины. В постменопаузальном периоде в репродуктивной системе женщины прогрессируют инволютивные изменения на фоне резкого снижения уровня эстрогенов [7-12]. Эстрогены оказывают влияние на различные органы и ткани путем взаимодействия с эстрогенными рецепторами, которые локализуются, кроме матки, в молочных железах, уретре, мочевом пузыре, влагалище, мышцах тазового дна, клетках мозга, сердца, сосудах, костей, кожи, слизистых. К эстрогензависимым тканям относят не только мочеполовую систему, но и молочные железы, кожу, волосы и ногти. Самыми частыми кожными проявлениями в менопаузе являются сухость кожи, ломкость ногтей, выпадение волос, морщины. Наряду с этим уменьшается толщина кожи, снижается ее эластичность и замедляется циркуляция крови в кожных капиллярах вследствие дефицита эстрогенов [6, 7, 9-15].
В последнее время уделяется большое внимание возрастным изменениям микроциркуляторного русла кожи [4, 9, 16, 17]. Установлен факт снижения с возрастом количества капилляров на единицу площади. В основе многих физиологических изменений в коже пожилых людей лежит связанная с возрастом потеря сосудов, особенно вертикальных капиллярных петель, которые в коже молодых расположены в дермальных сосочках. Дермальная микроваскуляризация у людей среднего или пожилого возраста может способствовать умеренному утолщению сосудистой стенки. От состояния микроциркуляции зависит также толщина кожного покрова: при нарушении микроциркуляции уменьшается толщина всех слоев кожи. Наполняемость микрососудов кровью значительно влияет на степень гидратации кожи. Сокращение сосудистой сети, окружающей луковицы волос, потовые и сальные железы, с возрастом может способствовать их постепенной атрофии и фиброзу. Возрастные изменения в сосудистом русле приводят к уменьшению способности дермы освобождаться от трансэпидермально абсорбированных веществ [18-22].
Существующие на сегодняшний день методы ультразвуковой диагностики кожи оценивают состояние кровотока объемных образований кожи, но не способны оценить микроциркуляцию кожи (рис. 1, а, б).
Цель работы - исследовать особенности микроциркуляции кожи лица у женщин различных возрастных групп с помощью метода лазерной допплеровской флоуметрии и установить зависимость характеристик микроциркуляции кожи лица от длительности менопаузального периода.
Материал и методы
Исследование выполнено на кафедре дерматовенерологии ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет». Обследованы 106 женщин. Формирование групп происходило в зависимости от длительности менопаузального периода. В 1-ю группу вошли 30 пациенток в пременопаузальном периоде, средний возраст которых составил 43,4±1,7 года. Во 2-ю группу включены 30 женщин, находящихся в периоде менопаузы, средний возраст которых варьировал в пределах 57,7±0,8 года.
В группу сравнения были включены 46 пациенток фертильного возраста в фолликулярной фазе менструального цикла, средний возраст пациенток 24,8±1,2 года. От всех пациенток получено добровольное информированное согласие на проведение обследования и обработку персональных данных.
Для оценки репродуктивного и соматического здоровья использованы общепринятые клинические методы обследования, изучение акушерско-гинекологического, соматического и тромботического анамнеза, а также специальное дерматологическое обследование, инструментальное исследование микроциркуляции кожи лица с помощью метода лазерной допплеровской флоуметрии; также определялась кислородная сатурация кожи с помощью метода оптической тканевой оксиметрии. Изучение микроциркуляции и сатурации кожи лица проводили с помощью лазерного анализатора скорости поверхностного капиллярного кровотока ЛАКК-М (ООО НПП ЛАЗМА, Россия).
Исследование проводилось в состоянии полного физического и психического покоя при температуре помещения 25 °С в положении сидя в области носогубной складки слева в течение 4 мин. Предварительно проводили обработку кожи салфеткой, смоченной дистиллированной водой. Использовали лазерное излучение с глубиной проникновения до 1,5 мм в биологически активной зоне. Проводили анализ микроциркуляции в области носогубной складки; оценивали следующие параметры - показатель микроциркуляции, степень сатурации кислородом и объем эритроцитов. Важным свойством метода ЛДФ является универсальность выдачи полученных результатов: в аналоговом виде - на самописец, в цифровом - на табло и через интерфейс на экран персонального компьютера.
Статистический анализ данных проводили по общепринятым методам вариационной статистики на персональном компьютере при помощи пакета программ прикладной статистики Microsoft Excel 2000 и Microsoft Office Statistica 6.1. Вычисляли следующие статистические показатели: среднюю арифметическую величину (М), среднее квадратичное отклонение (σ), ошибку средней величины (m). Достоверность различий между средними величинами параметров определяли с помощью критерия значимости Стьюдента (t).
Результаты и обсуждение
Возраст женщин в основных двух группах имел достоверные различия: пациентки 1-й и 2-й групп были достоверно (p<0,001) старше женщин группы сравнения: 43,4±1,7, 57,7±0,8 и 24,8±1,2 года соответственно. При изучении гинекологического анамнеза выяснили, что женщины основных двух групп имели более позднее менархе, чем женщины контрольной группы.
При клиническом осмотре у большинства женщин (84%) 1-й и 2-й групп, находящихся в пременопаузальном и менопаузальном периодах, обращали на себя внимание имеющаяся пастозность тканей лица, купероз и явления застойной эритемы разной степени выраженности (рис. 2, а, б).
Анализ менструальной функции в сравниваемых группах не имел достоверных отличий. Контрацептивный анализ показал, что 16 (53%) женщин 1-й группы достоверно чаще использовали заместительную гормонотерапию (ЗГТ) с целью лечения проявлений климактерического периода в отличие от пациенток 2-й группы, где ЗГТ получали всего 10 (33,3%) женщин. Представительницы группы сравнения использовали оральные контрацептивы в 17% случаев (n=8). Анализ опроса также показал, что 14 (23,3%) женщин в возрасте до 50 лет из 1-й и 2-й групп находятся в состоянии хирургической менопаузы более 5 лет. Гинекологический анамнез был достоверно чаще отягощен также у пациенток основных групп за счет гормонально-зависимых заболеваний, включающих миому матки и внутренний эндометриоз (45,7 и 34,3% соответственно).
В группе сравнения преобладали хронические воспалительные заболевания придатков матки (18,6%).
Соматические заболевания у женщин сравниваемых групп имели достоверные отличия: в 1-й группе пациенток, находящихся в пременопаузальном периоде, достоверно преобладали сердечно-сосудистые заболевания (87%), проявляющиеся нейроциркуляторной дистонией по гипертоническому типу (37%), гипертонической болезнью (50%); эндокринные заболевания встречались в 44,3% случаев и были представлены преимущественно гипотиреозом и ожирением (10%). Отягощенный тромботический анамнез выявлен только у пациенток 2-й группы, находящихся в периоде менопаузы, и был представлен тромбозом вен нижних конечностей (4,9 и 1,8%), а ОНМК в анамнезе имели 1,3% женщин.
При анализе показателя тканевой перфузии данные в 1-й и 2-й группах были идентичны, но достоверно выше, чем в группе контроля: 12,3±2,3, 12,9±2,7 и 10,9±3,2 пф. ед. соответственно (рис. 3, а, б).
При сравнении показателя сатурации гемоглобина кислородом между пациентками 1-й и 2-й групп не было получено достоверных отличий (84,4±1,2 и 81,3±0,7% соответственно), данные показатели были идентичны и в группе контроля (82,2±1,2%). Объем фракции эритроцитов в зондируемой области исследования также регистрировался в обеих группах без достоверных отличий (9,56±0,7, 9,18±1,3% соответственно, в группе контроля - 9,02±0,8%). Однако мы получили существенные достоверные различия показателей микроциркуляции и сатурации кислорода у пациенток в состоянии хирургической менопаузы (n=14) по сравнению с женщинами в менопаузальном периоде соответственно возрасту (n=46). Оказалось, что показатели тканевой перфузии у женщин с хирургической менопаузой были достоверно выше, чем у пациенток в пре- и постменопаузе, и отличались от показателей группы сравнения (13,8±1,3, 12,4±0,8 и 10,8±0,5 пф. ед. соответственно). Показатель сатурации гемоглобина кислородом регистрировали достоверно выше у женщин в хирургической менопаузе по сравнению с женщинами с физиологической менопаузой и группой контроля (86,7±0,2, 81,7±1,3 и 82,2±0,8% соответственно). Объем фракции эритроцитов в зондируемой области во всех группах исследования был без достоверных отличий.
Таким образом, данные, полученные в ходе исследования системы микроциркуляции кожи лица у женщин различных возрастных периодов, показали прямую зависимость и степень выраженности изменений показателей тканевой перфузии и сатурации кислорода от длительности и времени наступления климактерия, а ранняя хирургическая менопауза (до 50 лет) провоцирует более существенные нарушения микрокровотока лица. Естественная менопауза с постепенным угасанием функции яичников и плавным снижением уровня эстрогенов, уменьшением их протективного действия на систему кровообращения, безусловно, влияет на состояние тонуса сосудов кожи лица и, как следствие, на формирование застойных явлений в системе микроциркуляции, возникновение «приливов», купероза и прочих сосудистых проявлений. В свою очередь при хирургической менопаузе происходит одномоментное «выключение» функции яичников и достаточно быстрое и стойкое изменение всех вышеперечисленных сосудистых признаков в микроциркуляторном русле, что диктует необходимость своевременного использования ЗГТ, особенно женщинам с хирургической менопаузой.
Выводы
В результате исследования было установлено, что у женщин, находящихся в разных периодах менопаузы, по сравнению с группой контроля регистрируются изменения показателей микроциркуляции кожи лица, причем особенно выраженные - у пациенток в хирургической менопаузе.
Применение метода ЛДФ позволяет вести динамический контроль за изменением микрососудов, степени сатурации в дерматокосметологии с учетом гормонального гомеостаза женщин в зависимости от длительности менопаузального периода. Использование современных неинвазивных информативных методов, дающих возможность измерять кровоток в микрососудах кожи лица, может применяться для разработки протокола коррекции инволютивных изменений кожи у женщин в менопаузе (независимо от ее длительности), учитывая ее гормональный статус.