Угревая болезнь — вульгарные угри, акне. Заболевание наиболее правильно называть угревой болезнью (УБ), так как оно представлено комплексом симптомов, патогенетически объединенных в единый патологический процесс, который сопровождается психоэмоциональными нарушениями. Термины «вульгарные угри» и «акне» характеризуют лишь один конкретный симптом заболевания, однако часто используются авторами [1—5].
Акне встречаются у детей и подростков всех возрастных групп. Многочисленными исследованиями выявлен разный уровень заболеваемости акне у новорожденных (от 10 до 50%); младенческие акне наблюдаются редко (менее 10%). УБ чаще проявляется в период полового созревания и поражает до 80% людей в возрасте от 12 до 24 лет, а в возрастных группах 25—34 и 35—44 лет заболеваемость составляет соответственно 8 и 3%. Тяжелые формы заболевания встречаются в 5—14% случаев [1, 6—9]. Пик частоты УБ у девочек наблюдается в 14—16 лет, у мальчиков в 16—17 лет. Среди девушек заболеваемость составляет до 23%, среди юношей — до 35%. У большинства подростков к 18—20-летнему возрасту происходит регресс элементов, однако у 20% инволюция акне замедлена. В 10% наблюдений высыпания сохраняются до 25—45 лет. Даже при адекватном лечении частота рецидивов в течение 5 лет после окончания терапии, по данным разных авторов [4, 10—12], составляет от 20 до 48%.
Тактика лечения УБ зависит от возраста, пола, степени выраженности и распространенности клинических проявлений, наличия сопутствующей патологии [13—19]. При среднетяжелых и тяжелых формах УБ применяются системные ретиноиды: изотретиноин (ИТ). Ранее на фармацевтическом рынке России ИТ был представлен единственным препаратом — роаккутаном. Сегодня мы имеем новую инновационную форму изотретиноина — Акнекутан («Ядран» Галенский Лабораторий, Хорватия). Разработку Акнекутана (АК) проводили с целью повышения биодоступности ИТ, уменьшения межсубъектной вариабельности при его применении, снижения количества побочных эффектов.
Акнекутан — инновационная запатентованная технология LIDOSE — «твердый раствор», сочетающий свойства твердой оболочки препарата с характеристиками усвояемости жидкой формы. LIDOSE представляет собой плотную желатиновую капсулу, имеющую полужидкое или вязкое содержимое. При этом действующее вещество объединяется с амфифильными наполнителями, обладающими как гидрофильными, так и липофильными свойствами. Наполнителями являются соевое масло, гелюцир, спан. Соевое масло сочетает свойства растворителя и масляного разбавителя. Гелюцир — смесь различных эфиров, воскообразное вещество с амфифильными свойствами, растворитель и гидрофильное ПАВ. СПАН — смесь эфиров сорбита с жирными кислотами — стабилизатор суспензии.
Акнекутан — суспензия ИТ в жировых наполнителях. Препарат содержит две фракции: растворенную (часть ИТ растворена в смеси наполнителей) и нерастворенную (взвешенные частицы в смеси наполнителей). При этом следует учитывать, что чем выше растворенная фракция ИТ в наполнителях, тем выше его биодоступность. При контакте этой лекарственной формы с водой происходит быстрое растворение капсулы — высвобождается плотное жировое содержимое. ИТ выделяется из этого содержимого путем диффузии в результате контакта с водой. После высвобождения растворенная фракция ИТ из-за наличия амфифильного наполнителя (Гелюцир) и ПАВ (СПАН) образует тонкодисперсную эмульсию. Новая форма имеет более высокий показатель растворения действующего вещества, следствием чего является повышение количества растворенного препарата, доступного для всасывания в водной среде пищеварительного тракта. Это приводит к увеличению биодоступности ИТ при приеме внутрь, что определяет достижение эквивалентного плазменного уровня действующего вещества в более низкой дозе. Лекарственная форма является твердой при температуре окружающей среды: по этой причине оно носит название твердой дисперсии.
Фармакологические свойства Акнекутана хорошо изучены. Многочисленными исследованиями доказаны эквивалентность Акнекутана оригинальному препарату, повышение уровня растворения фракции ИТ в Акнекутане на 13,5%.
Показательны результаты перекрестного исследования (SMB-ISO-SS13) по оценке фармакокинетического профиля и биоэквивалентности Акнекутана, проводившегося при множественном дозировании с применением 16 мг Акнекутана и 20 мг обычной формы ИТ на фоне приема пищи: они однозначно свидетельствуют о биоэквивалентности Акнекутана (рис. 1).
Данные клинических исследований позволяют сделать вывод о том, что капсула Акнекутана 8 мг биоэквивалентна капсуле «роаккутана» 10 мг, а капсула 16 мг — капсуле 20 мг, причем очевидно снижение количества принимаемого внутрь ИТ на 20%, что приводит к уменьшению его суточной и курсовой дозировки. Результаты клинических исследований позволяют определить преимущества Акнекутана (рис. 2).
Акнекутан не лишен побочных эффектов, которые выявлены в трех сравнительных исследованиях. Препарат абсолютно тератогенен. Однако при этом не было зафиксировано таких побочных явлений, как тошнота и боль в эпигастрии, но они были отмечены у 4% пациентов, принимавших обычную форму ИТ [1, 3].
Снижение числа побочных эффектов обусловлено как инновационной оральной формой ИТ с экстрабиодоступностью (LIDOSE), которая позволяет уменьшить содержание неактивного ИТ в препарате, так и снижением суточной и курсовой дозы на 20%. Акнекутан производится в соответствии с мировыми стандартами качества GMP, но при этом он дешевле обычных форм ИТ за счет инновационной технологии LIDOSE, а значит — доступен для большего числа пациентов. Это определило целесообразность назначения Акнекутана[*] больным с акне.
Под нашим наблюдением находились 38 больных с акне в возрасте от 18 до 37 лет; из них женщин — 26 (68,4%), мужчин — 12 (31,6%) (табл. 1).
Как видно из данных табл. 1, подавляющее большинство больных (71%) были в возрасте от 18 до 25 лет. Преобладание женщин в исследуемой группе, вероятнее всего, не отражает реальную заболеваемость среди мужчин, а демонстрирует факт более требовательного отношения женщин к проблемам на лице и большей частотой их обращаемости в косметологические клиники.
Длительность заболевания у 20 (53%) пациентов составила от 1 года до 5 лет, у 18 (47%) — свыше 5 лет. При изучении наследственности у 12 (32%) больных была выявлена угревая болезнь у родителей. Однако, что представляется очень важным, наличие андрогенных дерматопатий по одной ветви родства отмечалось в 65,8% случаев, у обоих родителей — в 21%.
На наличие отягощенного акушерско-гинекологического анамнеза по гормонально-зависимой патологии у женщин І и ІІ степени родства указывали до 50% пациенток. Наличие гинекологической патологии (миома, эндометриоз, дисменорея, альгоменорея) у родственников отмечали менее 30% больных. Анамнестические данные, полученные от пациенток и их родителей об этапах формирования вторичных половых признаков, не позволили точно оценить последовательность и сроки их появления. Однако ряд обследованных без четкой уверенности сообщили, что дебютом полового созревания у них было половое оволосение, что указывает на гиперандрогению с пубертатного периода. У лиц мужского пола анамнестически не было установлено неправильной последовательности развития вторичных половых признаков.
Анамнестический опрос пациентов показал, что наиболее часто обострение акне отмечалось в осенне-зимний период — у 47%, в летний — у 13%, при нарушении питания — у 5%, связь обострений со стрессом отмечали до 37%. Ухудшение течения акне в предменструальный период отмечали до 45% пациенток. При этом степень тяжести акне, применение оральных контрацептивов не влияли на обострение акне перед менструациями. Следует заметить, что предменструальные ухудшения течения акне были более выражены у женщин старше 30 лет. У 11 (42,3%) пациенток отмечался продолжительный период нерегулярных менструаций. Позднее менархе после 15,5 лет диагностировано у 8 (20,7%) наблюдавшихся женщин.
При клиническом осмотре у 9 (34,6%) пациенток выявлен прогрессирующий гирсутизм, у 6 (23,1%) — андрогенный тип телосложения, у 4 (15,4%) — высокорослость. Общая гиперпигментация в местах травматизации или трения над мелкими и крупными суставами отмечалась у 6 (23,1%) больных; у 12 (46,2%) имелись симптомы гиперкортицизма. Стрии наиболее часто определялись на коже ягодиц, бедер, плеч, живота, спины: в большинстве это были белые стрии, в меньшинстве — розовые. При осмотре выраженных признаков вирилизации наружных половых органов выявлено не было.
У 15,4% пациенток наблюдалось сочетание атрофических стрий и избыточного оволосения; у 24% — отсутствовали признаки гипертрихоза или гирсутизма при наличии стрий, а у 13,2% девушек с гипертрихозом или гирсутизмом стрии не обнаруживались. Полученные данные свидетельствуют о разнообразии дисгормональных проявлений у пациенток с акне. Примечательно, что среди обследованных наибольшую группу (20, или 76,9%) составили пациентки с сочетанными клиническими формами андрогенных дерматопатий. У 6 (23,1%) из них акне сочетались с себорейной экземой, у 16 (61,5%) — с гирсутизмом, у 4 (15,4%) — с признаками алопеции по мужскому типу; у 9 (34,6%) — с фолликулярным гиперкератозом на разгибательных поверхностях конечностей.
При осмотре лиц мужского пола преобладали стрии, причем белые — у 6 (50%), что, вероятно, является клиническим проявлением гиперкортицизма. Обращает на себя внимание выявление признаков андрогенетической алопеции у мужчин наблюдавшейся группы — до 95%.
При консультации соответствующими специалистами у 26 (68,4%) пациентов были выявлены очаги фокальной инфекции в виде хронического тонзиллита — у 19 (50%), хронического гайморита — у 16 (42,1%), хронического ринофарингита — у 11 (30%), аднексита — у 10 (26,3%) женщин.
Среди перенесенных заболеваний у большинства больных чаще встречались детские инфекции — у 76%, ангины — у 66,6%, ОРВИ — у 100%. Из сопутствующих заболеваний наиболее частой являлась патология пищеварительного тракта — у 42,1%, гепатобилиарной системы — у 34,2%, микоз стоп — у 29%, вегетососудистая дистония — у 23,7% (табл. 2).
Соматическая отягощенность по двум и более хроническим заболеваниям наблюдалась у 22% пациентов. Основные жалобы во всех наблюдениях сводились к кожным высыпаниям различного характера с локализацией на лице, спине, груди, шее. Локализация высыпаний была типичной для УБ (табл. 3).
Из представленных в табл. 3 данных видно, что более чем у половины пациентов отмечалась сочетанная локализация высыпаний на лице, спине, груди. В табл. 4
Данные табл. 4 свидетельствуют о том, что среди женщин преобладают пациентки со среднетяжелым течением — ІІ СТА (50,0%, n=19), среди мужчин — с более тяжелым течением – ІІІ СТА (26,3%, n=10), что в 1,4 раза чаще, чем у женщин. Эти данные скорее указывают на то, что мужчины обращаются за врачебной помощью при более тяжелых формах заболевания. Клиническая картина УБ была типичной, характеризовалась эволюционным полиморфизмом элементов акне и соответствовала степени тяжести акне. Больные с УБ были всесторонне обследованы смежными специалистами, им были проведены обязательные и рекомендуемые лабораторные исследования. Заболевания репродуктивной системы анализировались урологами и гинекологами. У пациентов мужского пола изменения показателей гормонального профиля выявлено не было. Из патологии репродуктивной системы следует выделить хронический простатит — у 50% (n=6) мужчин.
Интересные сведения были получены после консультации женщин гинекологом. При оценке заболеваний репродуктивной системы выявлено, что наиболее часто они регистрировались в возрастной группе 20—25 лет. Доминировали дисфункция яичников — у 61,5% (n=16), синдром поликистозных яичников — у 46,2% (n=12), хронические сальпингиты — у 38,5% (n=10), вульвовагиниты — у 30,8% (n=8), диффузная фиброзно-кистозная мастопатия — у 12% (n=3). Мастодиния или масталгия в предменструальном периоде регистрировалась у 77% (n=20) больных, утолщение эндометрия в полости матки — у 15,4% (n=4), гипоплазия матки — у 7,7% (n=2). Сочетание двух заболеваний и более репродуктивной системы выявлено у 54% (n=14) женщин.
Гемограмма периферической крови у всех пациентов не имела отклонений от нормы. Показатели биохимического анализа крови были в пределах допустимого диапазона. Больным с акне было рекомендовано бактериологическое исследование кишечной флоры: его провели 29 пациентов. У 17 (58,6%) обследованных выявлен дисбактериоз кишечника различной степени тяжести. На фоне уменьшения количества облигатной микрофлоры обнаружены условно-патогенные микроорганизмы, наиболее часто встречающимся представителем которых был S. aureus.
Лечение пациентов было разнообразным. Большинство из них ранее с переменным успехом использовали различные средства ухода за кожей, топические антибактериальные препараты, дезинфицирующие средства, прием витаминов, препаратов серы, антибиотиков длительными курсами.
Всем больным наблюдавшейся группы был назначен Акнекутан: в дозе по 16 мг 2 раза в сутки при ІІІ СТА, по 8 мг 2 раза — при ІІ СТА предполагаемым курсом до 8—10 мес. На фоне назначенной терапии позитивная динамика была отмечена с 14—18-го дня лечения. В первую очередь пациенты отмечали уменьшение жирности (сальности) кожи, в том числе и волосистой части головы. Выраженность себореи и раздражения кожи прогрессивно уменьшалась по мере продолжения лечения. После 4—6 нед терапии у большинства больных кожа приобретала свой естественный цвет.
Наиболее активно регрессировали островоспалительные элементы, в первую очередь пустулы, количество которых к концу 1-го месяца лечения уменьшилось в 2 раза, появляющиеся акне-элементы были единичными и носили поверхностный характер. Значительно быстрее регрессировали высыпания элементов на лице, чем на туловище. Ко 2-му месяцу терапии наблюдались лишь единичные поверхностные папулы при определенном количестве комедонов. Пациенты отмечали выраженное улучшение текстуры кожи в виде уменьшения неровности, грубости, толщины. Она становилась более гладкой и тонкой. Исчезал неприятный запах кожи.
Более торпидно отвечали на лечение пациенты группы III СТА. Положительные сдвиги в виде уменьшения гиперсекреции сала, количества папулопустулезных и комедональных высыпаний на 30% отмечены лишь на 2—3-м месяце лечения. Узлы разрешались медленнее, однако эффект был явным. Отмечалось традиционное «накопление» положительного эффекта лечения Акнекутаном, которое отражалось на настроении больных. Из 38 обследованных 8 пациентов, начавших лечение в мае-июне 2010 г., курс уже закончили: у 6— клиническая ремиссия, у 2 — значительное улучшение. Остальные пациенты лечение продолжают, причем число их увеличивается: численность группы выросла на 16 больных. За период наблюдения у 8 пациентов на 2—3-м месяце отмечались нежелательные явления в виде хейлита и «ретиноидного» дерматита на кистях рук. Применение средств лечебного ухода позволило быстро разрешить процесс.
Наши наблюдения показали, что Акнекутан — эффективный препарат для лечения больных с акне. Препарат позволяет снизить однократную дозу изотретиноина на 20% — с 10 до 8 мг, с 20 до 16 мг и курсовую — до 100 мг. Усвояемость Акнекутана менее зависима от приема пищи, а это определяет его достаточную биодоступность, позволяет быть уверенным в усвоении препарата. Меньшая вариабельность метаболизма изотретиноина при приеме Акнекутана позволяет достичь прогнозируемого эффекта от терапии при использовании препарата у конкретного пациента. Полученные предварительные результаты терапии средних и тяжелых форм акне обнадеживают. Они демонстрируют эффективность препарата, безопасность, позитивное влияние на психоэмоциональное состояние.
Исследования продолжаются.
[*]В Бельгии препарат зарегистрирован под торговым наименованием Isosupra Lidose и производится компанией "Laboratoires SMB S.A."