Попытки изучения взаимосвязи морфологических особенностей ядер клеток рака предстательной железы (РПЖ) с прогнозом течения заболевания предпринимались многими исследователями. Так, в 1982 г. группа авторов во главе с D. Diamond [8, 9] опубликовала результаты кариометрии ацинарной аденокарциномы предстательной железы, предположив, что коэффициент округлости ядер в гистологических микропрепаратах является важным прогностическим показателем при местно-распространенных и метастатических формах заболевания.
В 1987 г. группа ученых во главе T. Eichenberger [10], изучая особенности ядер ацинарной аденокарциномы предстательной железы, пришла к выводу, что более точным прогностическим параметром при данном заболевании является коэффициент эллиптичности ядер клеток опухоли. Позже американскими исследователями из госпиталя Джона Хопкинса была предложена «морфометрическая система Хопкинса», включавшая в себя оценку 15 различных клинико-морфологических особенностей РПЖ, при этом наиболее важным параметром, по мнению разработчиков, является коэффициент эллиптичности ядра [14, 15].
Заслуживает внимания крупномасштабное исследование S. Vesalainen и соавт., опубликованное в 1995 г. [17]. В течение 13 лет ученые наблюдали группу из 325 больных РПЖ, которым проводилось гистологическое исследование опухоли с оценкой суммы Глисона, а также определение 10 различных морфометрических характеристик опухолевых клеток, в том числе средних значений площади, периметра и диаметра их ядер. В ходе исследования установлено, что морфометрия ядер клеток РПЖ является прогностически ценным методом только в стадии T1.
В 2002—2004 гг. J. Martinez-Jabaloyas и соавт. [12] показали, что средняя площадь ядер клеток ацинарной аденокарциномы предстательной железы является ценным параметром для выявления агрессивных форм заболевания. Кроме того, по мнению M. Maffini [11], комплексная оценка уровня экспрессии опухолевыми клетками протеина bcl-2, размера и плоидности ядер клеток РПЖ позволяет выявить группу пациентов с крайне неблагоприятными формами заболевания на ранней стадии.
В литературе представлены немногочисленные исследования, касающиеся прогностического значения морфометрии ядрышек (нуклеолометрии) при РПЖ. По нашему мнению, заслуживает внимания работа M. Tannenbaum и соавт. [16], проводивших нуклеолометрию опухолевых клеток на сканирующем электронном микроскопе. Исследователи выявили корреляцию между стадией РПЖ и площадью ядрышек. Так, при местно-распространенной форме заболевания площадь ядрышек клеток аденокарциномы предстательной железы находилась в диапазоне 0,82—3,4 мкм2. Опухоли с высоким потенциалом метастазирования характеризовались значительно большим размером ядрышек (в пределах 4,1—10 мкм2, в среднем 5,36 мкм2). Кроме того, R. Myers [13] подтвердил, что клинически агрессивный РПЖ морфологически характеризуется наличием значительно более крупных ядрышек опухолевых клеток по сравнению с таковыми при более благоприятных формах заболевания.
Опубликованные в литературе данные содержат недостаточно сведений в отношении морфометрических особенностей клеток РПЖ в группах с разными значениями суммы Глисона [6]. В связи с этим вопросы прогностической значимости морфометрических свойств клеток ацинарной аденокарциномы предстательной железы остаются актуальными [6, 7].
Целью работы явилось выявление различий морфометрических показателей ядер клеток ацинарной аденокарциномы предстательной железы на материале биопсий в группах разной степени злокачественности — 6, 7 и 8—10 по шкале Глисона.
Материал и методы
Объектом исследования служили столбиковые биоптаты предстательной железы длиной 20 мм, полученные у 62 больных РПЖ в возрасте от 50 до 84 лет (средний возраст 67,7±9 лет) при трансректальной мультифокальной биопсии под контролем УЗИ. У всех больных имела место инвазивная ацинарная аденокарцинома, которая по шкале Глисона была классифицирована в три различные прогностические группы — «6», «7» и «8—10». В биоптатах от каждого больного проводились измерения длинного и короткого диаметров, площади и периметра ядер и ядрышек в 30 опухолевых клетках. Так, в группе с суммой Глисона 6 осуществлено 300 измерений ядер и ядрышек опухолевых клеток у 10 больных (объем выборки n=300). В группе с суммой Глисона 7 проведено 540 измерений ядер и ядрышек опухолевых клеток у 18 больных (n=540), и в группе 8—10 выполнено 1020 измерений на материале, полученном у 34 пациентов (n=1020).
Биоптаты фиксировали в нейтральном 10% формалине в течение 24 ч и заливали в парафин. Затем изготавливали стандартизованные по толщине срезы, которые окрашивали гематоксилином и эозином.
Кариометрические исследования проводили на микроскопе Carl Zeiss (модель Jenaval), оснащенном цифровой видеокамерой. Измерения длинного и короткого диаметров, площади и периметра ядер и ядрышек опухолевых клеток осуществляли при помощи компьютерного анализатора изображения ImageScope M (2008).
Оценку показателей и статистическую обработку [средние значения (M), стандартное отклонение (σ), проверка нулевой статистической гипотезы об отсутствии различий групп с применением U-критерия Манна—Уитни] проводили при помощи пакета программ Statistica 6.0 («StatSoft Inc.», США) [3]. Различия считали значимыми при p<0,01. Результаты измерений представлены в виде средней арифметической исследуемой группы и ее стандартного отклонения (M±σ) [2].
Результаты
Данные кариометрии ацинарной аденокарциномы предстательной железы(табл. 1).
Данные нуклеолометрии ацинарной аденокарциномы предстательной железы(табл. 2).
Заключение
Сумма Глисона является одним из наиболее важных прогностических критериев, определяющих степень агрессивности РПЖ на основе гистоархитектурных особенностей опухолевой ткани без учета морфологии опухолевых клеток [1]. Тем не менее при многих формах рака иной локализации микроскопические свойства опухолевых клеток и их ядер играют существенную роль в морфологическом определении степени злокачественности опухоли, что подразумевает различные варианты биологического и клинического течения онкологического процесса. Попытки изучения роли морфологических особенностей ядер аденокарциномы предстательной железы в плане прогноза опухолевого процесса предпринимались многими исследователями [8—14, 16, 17]. Сообщалось о взаимосвязи степени злокачественности РПЖ с различными морфометрическими характеристиками ядер и ядрышек опухолевых клеток, и этот вопрос в литературе освещен достаточно хорошо. Вместе с тем в доступной литературе недостаточно сведений в отношении морфометрических особенностей ядер клеток РПЖ в группах больных с разными значениями суммы Глисона [6].
Настоящие исследования свидетельствуют о наличии кариометрических различий клеток ацинарной аденокарциномы предстательной железы в разных прогностических группах больных с суммой Глисона 6, 7 и 8—10 на материале биопсий. Так, отмечены тенденции к увеличению длинного и короткого диаметров, площади и периметра ядер опухолевых клеток с увеличением суммы Глисона. Статистически значимые различия в биоптатах по морфометрическим характеристикам ядер выявлены между группами с суммой Глисона 6 и 7 (в группах «7» и «8—10» различия статистически незначимы). Также отмечены статистически достоверные различия в биоптатах по морфометрическим характеристикам ядрышек между группами с суммой 6 и 7, 7 и 8—10 (p<0,01).
Результаты исследования показали, что степень злокачественности инвазивной ацинарной аденокарциномы предстательной железы сопряжена с морфометрическими особенностями ядер опухолевых клеток. Морфометрические параметры ядрышек опухолевых клеток достаточно точно характеризовали степень злокачественности аденокарциномы при сравнительной оценке биоптатов предстательной железы у пациентов с суммой Глисона 6, 7 и 8—10.