Нарушения менструального цикла (МЦ) — распространенный симптом широкого спектра заболеваний. При этом очень часто синдромы, приводящие к нарушению МЦ, не являются собственно гинекологическими [1—3]. Координация вегетативной и гормональной регуляции менструальной функции осуществляется на гипоталамическом уровне. Расстройства М.Ц. наблюдаются у 10—37,3% подростков в виде болезненных менструаций, задержки или отсутствия МЦ, маточных кровотечений [3—5].
Альгодисменорея является одним из проявлений нарушений М.Ц. Ведущим симптомом альгодисменореи является болевой синдром в виде схваткообразных, реже ноющих болей во время менструации внизу живота, в области крестца, поясницы и сопровождающийся общим недомоганием и вегетативными нарушениями. К вегетативным проявлениям дисменореи относят: несистемные головокружения, общую слабость, липотимии, сонливость, тошноту, метеоризм или склонность к запорам, повышенную потливость, чувство жара, гипертермию с ознобом, аллергические реакции, зуд, отеки лица, конечностей, головные боли, эмоциональную лабильность, чувство внутренней напряженности, тревогу, навязчивые мысли, страхи, диссомнии [6, 7].
В патогенезе развития болевого синдрома при альгодисменорее выделяют следующие механизмы: 1) центральный — снижение адаптационных возможностей на уровне таламуса и гипоталамуса, усиление возбуждения ноцицептивной системы, что приводит к снижению порога болевой чувствительности и, как следствие, возникновение боли в ответ на физиологические процессы, происходящие в организме; 2) периферический — гипер- или гипотонус сосудов в органах малого таза, вызывающий гипоксию клеток с накоплением альгогенных веществ (гистамин, серотонин, катехоламины, кинины, простагландины). Раздражение от ноцирецепторов тканей по афферентным спиноталамическому и ганглиобульбарному путям поступает в ядра гипоталамуса и вышележащие отделы ЦНС. Усиление синтеза простагландинов способствует спастическим сокращениям гладкой мускулатуры матки и повышению чувствительности ноцирецепторов к различным стимулам [8, 9].
Цель данной работы — изучение психовегетативных расстройств у девушек с нарушением становления МЦ.
Материал и методы
В исследуемую группу были включены 75 девушек в возрасте 14—17 лет (cредний 15,8±1,7 года). Во всех случаях нарушения МЦ протекали по типу альгодисменореи с проявлениями вегетативной дисфункции, включающие жалобы на периодические головокружения с потемнением в глазах, обмороки, чувство нехватки воздуха, покалывания в области сердца, а также головные боли и нарушения сна.
Критерии включения больных в исследование были следующие: отсутствие тяжелых хронических соматических заболеваний и отсутствие первичной эндокрино-гинекологической патологии, влияющей на нарушения МЦ.
Неврологическое обследование проводилось по общепринятой схеме. Для оценки вегетативной симптоматики использовались анкета Вейна, индекс Кердо. Оценка интенсивности цефалгий проводилась с помощью визуальной аналоговой шкалы (ВАШ) — 10-балльный вариант. Для оценки мигренозных болей — опросник оценки нарушений жизнедеятельности при мигрени (МИДАС). Психологическое обследование включало шкалу самооценки Спилбергера—Ханина, субъективную шкалу оценки астении (MFI-20).
Больные были разделены на две группы с аналогичными клинико-нейрофизиологическими показателями. В 1-й группе пациенток, состоящей из 45 девушек, назначался ноофен в дозе 500 мг в сутки (по 250 мг два раза в сутки — днем и вечером) в течение 1 мес. Во 2-й группе (сравнения, состоящей из 30 девушек) терапия проводилась без применения этого препарата.
Ноофен — γ-амино-β-фенилмасляной кислоты гидрохлорид. Отличительная особенность ноофена заключается в том, что он обладает свойствами как ноотропного, так и транквилизирующего препарата [10]. О.Г. Морозова и А.А. Ярошевский [11] отметили выраженный вегетостабилизирующий и умеренный транквилизирующий эффекты ноофена. Кроме этого, после лечения произошло достоверное снижение интенсивности цефалгий. О.С. Чабан и Е.А. Хаустова [12] подчеркивают позитивное влияние препарата на вегетативную симптоматику в структуре тревожных расстройств. Ноофен нашел применение не только у взрослых пациентов, но и в педиатрии. Так, Н.В. Хайтовичем [13] была показана эффективность ноофена у детей с вегетативными дисфункциями; кроме вегетостабилизирующего эффекта на фоне лечения отмечалось снижение астенической симптоматики.
Больные 2-й группы в течение 1 мес получали препарат цикловита в дозе: 1 таблетка с 1-го по 14-й день МЦ, 2 таблетки (утро и вечер) с 15-го по 28-й день цикла. Цикловита представляет собой сбалансированный витаминно-минеральный комплекс, разработанный с учетом циклических изменений в организме женщины и связанными с ними потребностями в витаминах и микроэлементах в разные фазы МЦ. В состав препарата входят витамины группы В (В1, В2, В6, В12), А, С, D, Е, кальций пантотенат, никотинамид, фолиевая, липоевая кислоты, минеральные элементы (селен, медь, марганец, йод, цинк), рутин и лютеин в разных дозовых соотношениях, которые предназначены для приема в соответствующие фазы цикла [14, 15]. Эффективность терапии также оценивалась через 1 мес после завершения курса лечения.
Контрольную группу составили 30 девушек-подростков в возрасте от 14 до 17 лет. Эти девушки не имели жалоб гинекологического и неврологического характера, по заключению педиатра и невролога они были практически здоровы.
Полученные данные сравнивались до и после лечения с помощью непараметрического знакового критерия Фишера. Различия считались достоверными при p<0,05.
Результаты и обсуждение
Анализ жалоб девушек с нарушениями МЦ по типу альгодисменореи показал, что в клинической картине присутствуют болевые проявления различной локализации. Абдоминальный болевой синдром во время менструации отмечался у 100% обследуемых. Цефалгии зарегистрированы у 55 (73,3%) обследуемых. Нозологически в исследуемой группе преобладали головные боли напряжения (ГБН) — у 50 (66,7%) девушек. Мигрень встречалась у 9 (12,0%) девушек. Средняя интенсивность головной боли в группе по визуально-аналоговой шкале составила 5,1±2,4 балла.
Головокружения по типу потемнения в глазах при перемене положения тела отмечались у 36 (48%) пациенток, тошнота — у 18 (24%), липотимии — у 25 (33,3%), обмороки — у 14 (18,6%), покалывания в области сердца — у 14 (18,6%), чувство нехватки воздуха — у 16 (21,3%) девушек.
Показатель вегетологического обследования оказался достоверно выше в исследуемой группе, по сравнению с контрольной (табл. 1). Дисфункция ВНС с исходным симпатическим вегетативным тонусом установлена у 57 (76%) обследуемых. Также в группе отмечалось значительное повышение среднего уровня реактивной и личностной тревожности по сравнению с контрольной группой (см. табл. 1). Результаты анкетирования с помощью субъективной шкалы оценки астении (MFI-20)выявили, чтонаибольшая выраженностьастенического синдрома определялась по субшкалам «общая астения», «физическая астения» и «психическая астения» (см. табл. 1).
Оценка результатов лечения в 1-й группе показала значительное улучшение общего самочувствия, настроения, снижение вегетативной симптоматики через 1 мес после окончания курса ноофена по сравнению с исходными данными и с группой сравнения. Отмечено снижение интенсивности абдоминального болевого синдрома (табл. 2). При оценке состояния пациентов с помощью шкалы MFI-20 показана положительная динамика по субшкалам «общая астения», «физическая астения», «пониженная активность», менее выраженная — «психическая астения». Не отмечалось изменения по субшкале «снижение мотивации» (см. табл. 2). Результаты повторного вегетологического обследования выявили достоверное снижение его показателей. Кроме этого, отмечено снижение реактивной тревожности у большинства пациенток (см. табл. 2). Показатели личностной тревожности достоверно не изменились. Переносимость терапии была хорошей. Лишь у 5 (11,1%) девушек в первые дни лечения отмечалась незначительная дневная сонливость.
В группе сравнения была отмечена незначительная положительная динамика неврологических жалоб (см. табл. 2). Повторное вегетологическое обследование не показало достоверных изменений данного показателя. При психологическом исследовании по шкалам MFI-20 и Спилбергера—Ханина достоверных изменений показателей в ходе лечения выявлено не было (см. табл. 2). Переносимость терапии была хорошей, побочных эффектов не отмечалось.
Проведенное исследование показало, что для девушек с нарушением становления МЦ по типу альгодисменореи характерны вегетативные нарушения, проявляющиеся цефалгическим, гипервентиляционным, вестибулопатическим синдромами, функциональной кардиопатией. Также отмечался высокий уровень как реактивной, так и личностной тревожности. Характерной особенностью для данной группы явилось наличие выраженного астенического синдрома.
Исследование эффективности препарата ноофен у девушек с альгодисменореей показало его высокую эффективность в отношении психовегетативных нарушений в исследуемой группе. При его применении отмечались вегетостабилизирующий и анксиолитический эффекты, а также снижение астенической симптоматики, что позволяет его рекомендовать в комплексной терапии данной патологии.
Таким образом, в курации девушек с нарушениями МЦ должны участвовать не только гинекологи и эндокринологи, но также неврологи и психотерапевты.
Конфликт интересов отсутствует.