Частота встречаемости менингиом составляет 5,3 случая на 100 000 населения [2, 6]. Несмотря на медленный рост и преимущественно доброкачественный характер, менингиомы могут представлять серьезную проблему в силу больших размеров, обильной васкуляризации и глубинного расположения на основании черепа. В связи с этим оправдан поиск факторов, способных улучшить результаты лечения данной категории пациентов.
Одним из способов оптимизации лечения больных менингиомами может стать коррекция цитокинового профиля сыворотки крови, состояние которого определяет степень адекватности иммунного ответа на рост опухоли, оперативное вмешательство и коррелирует с тяжестью состояния пациентов [3-5]. Результаты подобных исследований в отношении больных менингиомами немногочисленны. Так, установлена тенденция к развитию у них иммунодефицитного состояния, по выраженности заметно уступающего таковому при существовании глиом [1]. Выявлена негативная роль высокого уровня интерлейкина (ИЛ)-6 в сыворотке крови в развитии перифокального отека и ухудшении состояния больных с менингиомами [8, 10]. Вероятно, что недостаточное раскрытие вопросов изменения цитокинового профиля у больных с менингиомами является одной из причин недостаточной эффективности предпринимаемых попыток иммунотерапии интерферонами (ИФН) [7, 9].
Цель исследования - изучение цитокинового профиля сыворотки крови у больных с супратенториальными менингиомами в дооперационном периоде в аспекте возможностей внедрения полученных результатов в клиническую практику.
Материал и методы
Обследовали 32 пациента (22 женщины, 10 мужчин; средний возраст - 54,8 года) с супратенториальными менингиомами, оперированных в нейрохирургической клинике Кировской государственной медицинской академии в 2011-2012 гг. У 17 (53%) больных опухоль располагалась в правой гемисфере головного мозга, у 15 (47%) - в левой. У 22 (69%) больных была диагностирована фалькс-менингиома в проекции лобной, теменной либо затылочной долей головного мозга, у 10 (31%) - арахноидэндотелиома крыла основной кости, сдавливающая височную и лобную доли.
При поступлении 28 (88%) пациентов предъявляли жалобы на диффузные головные боли, беспокоящие в течение продолжительного времени. У 15 (47%) пациентов в анамнезе отмечались эпилептические приступы (у 11 - генерализованные тонико-клонические, у 4 - фокальные моторные либо сенсорные). В ходе оценки неврологического статуса было установлено наличие моно- либо гемипареза у 14 (44%) больных. Повышение сухожильных и периостальных рефлексов, патологические стопные знаки на контралатеральной стороне опухоли регистрировались в 17 (53%) наблюдениях. У 7 (22%) пациентов имела место моторная либо сенсорная афазия. Убедительных расстройств чувствительности не отмечалось ни в одном случае. Надо заметить, что временной промежуток от клинической манифестации опухоли до установления диагноза составил от 1 года до 6 лет (в среднем 2,4 года).
Помимо исследования неврологического статуса в дооперационном периоде у пациентов с менингиомами было проведено изучение уровня α-, β-, γ-ИФН (пг/мл), белков теплового шока (MSP) 60 и 70 (нг/мл) и ИЛ-2, -4, -6, -10, -17 (нг/мл) в сыворотке крови. Методом исследования послужил иммуноферментный анализ с использованием наборов реактивов фирмы «Вектор-Бест» (Россия).
В качестве контрольных параметров использовали аналогичные показатели сыворотки крови 38 больных с грыжами межпозвонковых дисков на поясничном уровне, изученные в дооперационном периоде.
Обработку данных проводили с использованием методов параметрической статистики. Достоверность результатов оценивали по критерию Стьюдента.
Результаты и обсуждение
Результаты исследования отразили отклонения ряда показателей больных менингиомами в сравнении с таковыми в контроле (см. таблицу).
Интересен разнонаправленный характер изменения уровня α- и β-ИФН у больных с менингиомами. Снижение уровня α-ИФН было расценено как отражение недостаточности всей системы противоопухолевого иммунитета. Вероятно, низкий уровень α-ИФН проявился слабой активностью макрофагов и натуральных киллеров, что в свою очередь явилось одним из факторов онкогенеза. В то же время установленные изменения обосновывают необходимость включения α-ИФН в комплекс препаратов, используемых в лечении данных больных как до, так и после оперативного вмешательства.
Увеличение содержания производимого фибробластами β-ИФН, возможно, является следствием роста арахноидэндотелиом фиброзного типа (43% наблюдений), клетки которых по биологическим свойствам близки к фибробластам.
Выявленное снижение содержания γ-ИФН вписывается в концепцию иммунного дисбаланса, являющегося одним из условий опухолевой прогрессии. Однако рассматривать низкий уровень γ-ИФН сыворотки крови как однозначно негативный фактор было бы неверно. При его высоком уровне в крови подавляется выработка провоспалительных цитокинов, что, учитывая предстоящее оперативное вмешательство, может стать фактором потенцирования развития вторичных инфекционных осложнений. Достоверное повышение уровня HSP60 у больных с менигиомами в сравнении с контролем можно расценить как реакцию на более тяжелое, нежели наличие дорсопатии, повреждение организма и использовать как диагностический тест развития арахноидэндотелиомы. Отсутствие значимых колебаний уровня HSP70 как в основной, так и контрольной группе не дает оснований рассматривать данный показатель как ценный в плане диагностики церебральных менингиом.
Выявление достоверного повышения уровня ИЛ-6, очевидно, является отражением нарушения функционирования гипоталамо-гипофизарной системы вследствие дислокации срединных структур головного мозга, вызванной объемным эффектом опухоли. С учетом ранее установленного факта негативного влияния высоких концентраций ИЛ-6 в сыворотке крови на клиническое состояние пациентов с менингиомами целесообразна коррекция его уровня. Одним из вариантов можно считать использование короткого дооперационного курса глюкокортикоидов, тормозящих выработку данного цитокина и способных быстро снизить его концентрацию в крови.
Таким образом, полученные результаты исследования свидетельствуют о наличии у больных с менингиомами дисбаланса цитокинового статуса, который с учетом повышения ряда изученных параметров или обнаружения их на уровне контрольных значений нельзя рассматривать как иммунодефицитное состояние. Вместе с тем имеющиеся данные свидетельствуют о целесообразности включения в комплекс дооперационной подготовки больных с менингиомами глюкокортикоидов и α-ИФН для снижения перифокального отека головного мозга и профилактики вторичных инфекционных осложнений послеоперационного периода.