Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Мкртчян Г.М.

Институт молекулярной биологии Национальной академии наук Республики Армения, Ереван

Бояджян А.С.

Институт молекулярной биологии Национальной академии наук Республики Армения (НАН РА), Ереван;
Российско-Армянский (Славянский) государственный университет, Ереван

Аветян Д.Г.

Институт молекулярной биологии Национальной академии наук Республики Армения, Ереван

Сукиасян С.Г.

Центр психического здоровья 'Стресс', Ереван, Армения

Вовлечение аномального апоптоза в нарушение синаптической пластичности при посттравматическом стрессовом расстройстве

Авторы:

Мкртчян Г.М., Бояджян А.С., Аветян Д.Г., Сукиасян С.Г.

Подробнее об авторах

Просмотров: 391

Загрузок: 3

Как цитировать:

Мкртчян Г.М., Бояджян А.С., Аветян Д.Г., Сукиасян С.Г. Вовлечение аномального апоптоза в нарушение синаптической пластичности при посттравматическом стрессовом расстройстве. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2013;113(1):26‑29.
Mkrtchian GM, Boiadzhian AS, Avetian DG, Sukiasian SG. The involvement of abnormal apoptosis in the disturbance of synaptic plasticity in posttraumatic stress disorder. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2013;113(1):26‑29. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ци­то­ток­си­чес­кая ак­тив­ность фе­на­зи­но­вых со­еди­не­ний Pseudomonas chlo­roraphis subsp. aura­ntiaca в от­но­ше­нии куль­ту­ры кле­ток HeLa. Мо­ле­ку­ляр­ная ге­не­ти­ка, мик­ро­би­оло­гия и ви­ру­со­ло­гия. 2023;(4):3-9
При­род­ные ле­чеб­ные фак­то­ры ку­рор­та «Наль­чик» в ме­ди­цин­ской ре­аби­ли­та­ции па­ци­ен­тов с посттрав­ма­ти­чес­ким стрес­со­вым расстройством. (Ран­до­ми­зи­ро­ван­ное кон­тро­ли­ру­емое ис­сле­до­ва­ние). Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(6):59-65

Важным и неотъемлемым свойством синаптических контактов как в центральной, так и периферической нервной системе является пластичность, т.е. способность синапсов к функциональным и морфологическим перестройкам в процессе активности. Именно благодаря этому свойству синапсы выполняют множество разнообразных физиологических функций в организме. Выделяют кратковременные формы синаптической пластичности (СП), которые длятся секунды и минуты, и долговременные - которые могут продолжаться в течение часов, месяцев и даже лет. Долговременные виды пластичности формируются на базе кратковременных и лежат в основе когнитивных функций нервной системы - обучения, памяти, внимания, психомоторной координации и др. [5, 39, 43].

Механизмы и регуляция СП сегодня интенсивно исследуются специалистами в области молекулярной психиатрии, поскольку их нарушение обусловливает как нарушение когнитивных функций, так и развитие психических нарушений, в том числе депрессивных состояний и посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) [15, 25, 34].

Молекулярные механизмы, лежащие в основе нарушений СП при ПТСР [29, 31], пока еще недостаточно изучены. Мы предположили, что одним из факторов, способствующих развитию таких нарушений, может быть аномальный апоптоз, который, как известно, является важнейшим регулятором СП [1, 21, 36]. Это предположение основано на полученных данных [20, 48] о том, что в патогенез ПТСР включены некоторые вялотекущие воспалительные процессы, как правило, ассоциирующиеся с аномальным апоптозом [35, 38].

Воспалительные процессы при ПТСР сопровождаются гиперпродукцией хемокинов и провоспалительных цитокинов, таких как интерлейкин (ИЛ)-1β, ИЛ-6, фактор некроза опухолей-α (ФНО-α) [2, 3, 26]. Цитокины играют важную роль в регуляции и запуске сигнальных путей апоптоза [10, 24]. Установлено, что повышение уровней провоспалительных цитокинов активирует процессы апоптоза [17, 23, 49]. Так, связывание ФНО-α с ФНО-рецептором первого типа (ФНО-R1) на мембранах клеток запускает апоптоз. Кроме того, центральное место в регуляции апоптоза принадлежит цистеиновым протеазам, родственным интерлейкин-1β-конвертазе. Предполагают, что связывание ФНО-α с ФНО-R1 приводит к активации этих протеаз через многоступенчатый процесс белковых взаимодействий, что, в конечном итоге, запускает апоптоз [33, 41, 44].

Цель настоящего исследования - получение экспериментального подтверждения высказанного предположения с помощью определения уровня маркерных белков апоптоза и СП, аннексина-А5 [8] и комплексина-2 [28, 51] соответственно, а также провоспалительного цитокина ФНО-α в крови больных ПТСР в сравнении со здоровыми лицами и проведения корреляции между указанными показателями.

Материал и методы

Обследовали страдающих ПТСР 37 ветеранов войны (код по DSM-IV-TR: 309.81) [13] (средний возраст (М±δ) - 47±8 лет; средняя длительность заболевания - 17 лет).

Контрольную группу соматически и психически здоровых без наследственной отягощенности психическими заболеваниями составили 35 сотрудников академии (средний возраст - 46±3 года). Как больные ПТСР, так и здоровые были мужского пола.

Диагностическую оценку состояния больных, анализ выраженности и частоты проявления клинико-психопатологических признаков (симптомы) ПТСР проводили врачи-психиатры центра «Стресс» Армении по критериям DSM-IV-TR [13], критериям структурированного клинического интервью для DSM-IV (SCDI-I) [16] и шкалы клинической диагностики ПТСР - CAPS [7].

Все обследованные были проинформированы врачами о предстоящем исследовании и дали согласие на взятие крови. Исследование было одобрено комитетом по этике Института молекулярной биологии Национальной академии наук Республики Армения.

Забор крови проводили в 9:00-10:00 ч утра натощак пункцией из локтевой вены. Пробы крови сразу же помещали на лед, затем центрифугировали при 3000 g в течение 10 мин и отбирали сыворотку, которую использовали в последующих экспериментах. Образцы сыворотки хранили при -30 °С. Все исследуемые образцы анализировали в двух параллельных пробах.

Концентрации аннексина-А5 и комплексина-2 в сыворотке крови определяли методом твердофазного иммуноферментного анализа при использовании коммерческих наборов реагентов (Uscn Life Science, Inc.) в соответствии с инструкциями производителя и выражали в нг/мл и пг/мл сыворотки соответственно. Концентрацию ФНО-α в сыворотке крови определяли методом ИФА, используя коммерческие наборы реагентов («Gen-Probe», Франция) в соответствии с инструкциями производителя, и выражали в пг/мл сыворотки.

Статистическую обработку полученных данных проводили, используя программный пакет «GraphPad Prism 3.03» (GraphPad Software, Inc., США), с помощью U-теста Манна-Уитни и корреляционного анализа, включающего расчет рангового коэффициента корреляции Спирмена (Rs). Значения p<0,05 были приняты как статистически достоверные.

Результаты и обсуждение

Концентрация аннексина-А5 и комплексина-2 в сыворотке крови больных ПТСР была в среднем соответственно в 2,3 (p<0,0001) и 1,2 разa ниже, чем в норме (p<0,05). Полученные данные представлены на рис. 1 и 2.

Рисунок 1. Содержание аннексина-А5 в сыворотке крови больных ПТСР и у здоровых. По оси ординат - нг/мл. Здесь и на рис. 2 «прямоугольники-отрезки» (box-whiskers) отображают интерквартильные расстояния (размах от 25-го до 75-го процентиля), вертикальные отрезки вне прямоугольников - размах от 10-го до 90-го процентиля. Mедиана отмечена горизонтальной линией.
Рисунок 2. Содержание комплексина-2 в сыворотке крови больных ПТСР и у здоровых. По оси ординат - пг/мл.

Что касается уровней ФНО-α, то у больных ПТСР они в среднем в 1,3 раза статистически значимо превышали характерные для нормы значения (p<0,03), подтверждая результаты исследований, опубликованных ранее как нами [2, 3], так и другими исследовательскими группами [26].

Корреляционный анализ выявил наличие статистически значимой положительной корреляции между уровнями аннексина-А5 и комплексина-2 у больных ПТСР (Rs=0,38, p<0,045). При этом в норме не было обнаружено какой-либо статистически значимой корреляции между отмеченными параметрами (Rs= -0,14; p>0,425).

Кроме того, у больных ПТСР была обнаружена статистически значимая отрицательная корреляция между уровнями аннексина-А5 и ФНО-α (Rs= -0,35, p<0,047).

В последние годы большое внимание уделяется изучению биологической активности белков, относящихся к семейству аннексинов. Аннексин-А5, как и другие, не выделяется из нормальных клеток; источник внеклеточного (растворимый) аннексина-А5 - апоптотические и разрушенные клетки [37]. В механизме действия аннексина-А5 большое значение имеет свойство аннексинов связываться с отрицательно заряженными фосфолипидами, в том числе фосфатидилсерином, экспозиция которого на клеточной мембране является одним из ранних признаков апоптоза [42, 46]. Кроме того, исследования последних лет показали, что аннексин-А5 обладает антикоагулянтными и противовоспалительными свойствами: связываясь с экспонированными на поверхности апоптотических клеток молекулами фосфатидилсерина, он ингибирует прокоагулянтную и провоспалительную активность гибнущих клеток [4, 37].

Таким образом, пониженное содержание растворимого аннексина-А5 в сыворотке крови больных ПТСР по сравнению с нормой свидетельствует о характерной для этих больных гипофункции апоптоза, что одновременно может являться одной из причин развития вялотекущего системного воспаления при этом заболевании. В связи с этим интересно отметить, что, как показали результаты недавно проведенного исследования, длительный прием нейролептиков приводит к повышению уровней аннексина-А5, коррелирующему с понижением уровней ФНО-α у хронически больных шизофренией [18].

Комплексин-2 - пресинаптический белок, экспрессируемый преимущественно возбужденными нейронами. Понижение уровней экспрессии этого белка, приводящее к функциональному дефициту синаптической передачи, вносит существенный вклад в этиологию, патогенез и прогрессирование шизофрении, болезней Гентингтона, Паркинсона, Альцгеймера, депрессии, биполярного расстройства, черепно-мозговой травмы, энцефалопатии Вернике и фетального алкогольного синдрома [9, 14, 19, 22, 45]. Таким образом, пониженное содержание этого белка в сыворотке крови больных ПТСР свидетельствует о дефиците СП при данной патологии, ранее наблюдаемом и другими авторами [29, 31].

Кроме того, показано, что ряд полиморфизмов гена комплексина-2, наличие которых может быть зарегистрировано на уровне уменьшения содержания этого белка в периферической крови, ассоциируется с нарушением когнитивной функции [6]. Основываясь на этих данных, можно предположить, что низкие уровни комплексина-2 в крови больных ПТСР наследственно обусловлены и отражают характерное для данной патологии нарушение когнитивных функций [25, 34]. Дальнейшее исследование ассоциации функциональных полиморфизмов гена комплексина-2 с ПТСР позволит прояснить этот вопрос.

Как гипо-, так и гиперфункция апоптоза ведут к нарушению гомеостаза и вовлечены в развитие большого количества заболеваний человека [27, 40], в том числе психических [18, 47, 50]. Показано, что концентрация аннексина-А5 в крови больных шизофренией и болезнью Альцгеймера значительно повышена по сравнению с нормой [18, 50]. Получены также данные о низких уровнях этого белка в цереброспинальной жидкости больных с паркинсонизмом по сравнению с нормой [47].

Как показали исследования последних лет, нарушения на уровне апоптоза вносят существенный вклад в синаптическую дисфункцию и приводят к изменениям структурно-функциональной целостности нейронных цепей. Этот процесс рассматривается как важнейший регулятор СП [11, 21, 30, 32]. В случае ПТСР наблюдаемая нами корреляция низкого уровня маркера апоптоза аннексина-А5 с пониженными уровнями индикатора СП комплексина-2 свидетельствует о вовлечении аномального апоптоза в характерное для ПТСР нарушение СП. Для выяснения молекулярно-клеточных основ взаимосвязи между нарушениями на уровне апоптоза и СП при ПТСР необходимы дополнительные исследования.

Кроме того, как уже было отмечено выше, у больных ПТСР наблюдается наличие вялотекущего воспалительного процесса [20, 48]. Механизмы, задействованные в развитии этого процесса при ПТСР не ясны. Результаты настоящего исследования показали наличие отрицательной корреляции между уровнями провоспалительного цитокина ФНО-α и маркера апоптоза - белка аннек­сина-А5 в крови больных ПТСР. Основываясь на полученных данных, мы полагаем, что низкий уровень аннексина-А5 у больных ПТСР может быть ответственным за понижение уровней апоптоза иммунокомпетентных клеток, как это наблюдается при аутовоспалительных заболеваниях [48], и, таким образом, вносит существенный вклад в развитие ассоциирующегося с ПТСР хронического воспаления. Это предположение согласуется с данными литературы [12, 20, 48] относительно хронически повышенного уровня лейкоцитов в крови больных ПТСР.

Таким образом, полученные результаты позволяют считать, что патогенез ПТСР характеризуется гипофункцией апоптоза, коррелирующей с дефектами СП и уровнем ФНО-α. Аномальный апоптоз при ПТСР может являться одним из факторов, обусловливающих развитие хронического воспаления, ассоциирующегося с данной патологией.

Работа выполнена при поддержке гранта Государственного комитета науки Республики Армения.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.