Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Белова Л.А.

Ульяновский государственный университет

Роль артериовенозных взаимоотношений в формировании клинико-патогенетических вариантов гипертонической энцефалопатии

Авторы:

Белова Л.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 482

Загрузок: 9

Как цитировать:

Белова Л.А. Роль артериовенозных взаимоотношений в формировании клинико-патогенетических вариантов гипертонической энцефалопатии. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2012;112(6):8‑12.
Belova LA. The role of arteriovenous interrelations in the formation of clinical-pathogenetic variants of hypertonic encephalopathy. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2012;112(6):8‑12. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эт­ни­чес­кие осо­бен­нос­ти муль­ти­па­то­ло­гии у па­ци­ен­тов по­жи­ло­го и стар­чес­ко­го воз­рас­та Рес­пуб­ли­ки Са­ха (Яку­тия), стра­да­ющих хро­ни­чес­кой ише­ми­ей моз­га. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(7):50-54
Под­хо­ды к фар­ма­ко­те­ра­пии со­су­дис­тых уме­рен­ных ког­ни­тив­ных на­ру­ше­ний у па­ци­ен­тов раз­лич­ных воз­рас­тных групп. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(10):26-32
Эф­фек­тив­ность и бе­зо­пас­ность Ре­ког­на­на (ци­ти­ко­лин) при кор­рек­ции ког­ни­тив­ных на­ру­ше­ний раз­лич­ной эти­оло­гии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(11):22-28
При­ме­не­ние Мек­си­до­ла у па­ци­ен­тов с лег­ки­ми (уме­рен­ны­ми) ког­ни­тив­ны­ми на­ру­ше­ни­ями: ре­зуль­та­ты ме­та­ана­ли­за. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(1):82-88
Ней­ро­ме­та­бо­ли­чес­кая те­ра­пия уме­рен­ных ког­ни­тив­ных расстройств у па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­кой ише­ми­ей го­лов­но­го моз­га. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(3):42-51

В настоящее время в структуре смертности населения доминируют сосудистые поражения сердца, головного мозга и злокачественные новообразования [7, 12, 13]. Среди цереброваскулярных расстройств, помимо острых нарушений мозгового кровообращения (инсульты), широко распространена хроническая ишемия мозга (отечественный термин — дисциркуляторная энцефалопатия, ДЭ) [2, 8, 16], для которой характерна гетерогенность клинических, нейровизуализационных и гемодинамических показателей [4, 6, 12].

Концепция патогенетической гетерогенности ишемических поражений головного мозга основана на методологии системного подхода [6, 9, 12]. Это позволило представить сосудистую систему головного мозга в виде пяти основных структурно-функциональных уровней: 1-й — магистральные артерии головы; 2-й — экстра- и интрацеребральные артерии; 3-й — микроциркуляторное русло (МЦР); 4-й — венозная система головы (венулы, малые вены, венозные сплетения, синусы); 5-й — яремные и позвоночные вены, шейные венозные сплетения, верхняя полая вена [6, 9]. Известно, что в патогенезе ДЭ имеет значение как недостаточность притока артериальной крови к ткани мозга, так и замедление венозного оттока (ВО) [8, 13, 14, 16, 17]. В формировании венозных дисгемий участвуют исходный тонус вен, конституциональные и наследственные факторы [5, 11, 14, 17]. Учитывая многообразие патогенетических вариантов формирования сосудистой патологии мозга, актуально изучение состояния всей церебральной сосудистой системы [2, 6, 9, 12].

Цель настоящего исследования — определение роли артериовенозных взаимоотношений в формировании различных патогенетических подтипов хронической ишемии мозга на фоне артериальной гипертензии (гипертонической энцефалопатии, ГЭ) с позиции системного подхода, основанного на клинических и инструментальных методах исследования церебральной гемодинамики.

Материал и методы

Обследованы 209 пациентов с ГЭ, 69 мужчин и 140 женщин, средний возраст 52±10,7 года. Длительность течения артериальной гипертензии у включенных в исследование пациентов составила более 5 лет (12,3±7,5 года). У 70 (33,5%) больных ГЭ была I, у 87 (41,6%) — II, у 52 (24,9%) — III стадия. Также были выделены группы больных с конституциональной флебопатией (КФП) — 93 (44,5%), и без нее (НФ) — 116 (55,5%).

Критерии включения пациентов в группу с КФП: наличие нескольких объективных признаков венозной патологии (варикозное расширение и/или тромбоз вен нижних конечностей, геморрой, варикоцеле, варикозное расширение вен пищевода) и семейного анамнеза, отягощенного по венозной патологии [11, 14]. Критерием исключения из исследования являлось наличие соматических заболеваний, сопровождающихся вторичными нарушениями венозного кровообращения.

Группу контроля составили 30 человек без цереброваскулярной патологии, сопоставимых по полу и возрасту с группой пациентов.

Всем больным и лицам группы контроля проведено комплексное ультразвуковое исследование (УЗИ) сосудистой системы головного мозга с учетом концепции ее построения на пяти функционально-морфологических уровнях [14]. Исследование проводили УЗ-сканерами SSD-5500 («Aloka», Япония) и Sonoline G-60 («Siemens», Германия), датчиками с частотой 2,1—2,5 МГц и 5—12 МГц. Оценивали структурные характеристики сосуда, линейную скорость кровотока (ЛСК) — максимальную (Vmax), минимальную (Vmin), усредненную по времени (Vmed), объемный кровоток (Vvol), индекс резистентности (IR). Для исследования МЦР оценивали реактивность вен Розенталя при проведении функционально-нагрузочного теста с сублингвальным приемом 0,25 мг нитроглицерина.

Статистическую обработку данных проводили с помощью программы Statistica 6. Результаты представлены в виде среднего арифметического и стандартного отклонения (М±σ). За достоверные принимали различия при р<0,05.

Результаты и обсуждение

Установлено, что клиническая и нейровизуализационная картина ГЭ зависит не только от стадии заболевания, но и наличия венозной недостаточности. Жалобы на головную боль (ГБ) предъявляли 86,1% больных. Не выявлено различий по частоте, суточной динамике, характеру ГБ между стадиями ГЭ. В то же время сравнение характера ГБ между группами пациентов с КФП и НФ показало четкое различие между ними. Больные с КФП чаще предъявляли жалобы на ночные и утренние ГБ (83,8%), что связано с длительным пребыванием в горизонтальном положении во время сна и описано в рамках синдрома «энцефалопатия пробуждения» [11]. ГБ преимущественно локализовалась в затылочной области (57,1%), куда проецируется место слияния внутричерепных венозных сосудов, либо трансформировалась в диффузную (38,4%), что можно объяснить наличием множественных анастомозов внутричерепных вен [14]. Больные характеризовали ее как ощущения «тяжести в голове» (48,4%), «головы, налитой свинцом» (26,9%), «головы, как колокол» (29,0%), «распирающей» боли (26,8%). Подобные характеристики ГБ характерны и для пациентов с внутричерепной гипертензией [14]. Существует мнение [1], что механизмом идиопатической внутричерепной гипертензии может быть повышение интракраниального венозного давления. Основными провоцирующими возникновение ГБ были факторы, ухудшающие ВО: задержка дыхания (38,4%), работа в наклонном положении (31,2%), перемена метеоусловий (10,8%), прием алкоголя (9,7%), кашель, громкая речь, смех (58,1%). ГБ уменьшалась после вставания и активизации, приема крепкого чая, контрастного душа, что может быть связано с улучшением ВО в вертикальном положении и при активизации симпатической системы [5, 11, 15, 17].

Для НФ были характерны ГБ, возникающие во второй половине дня (72,3%), после психоэмоционального напряжения (59,6%), длительного вынужденного положения головы и шеи (66,0%), «по типу обруча» (37,1%), давящие (35,3%), что соответствует описанию ГБ напряжения [1]. В настоящее время получила признание концепция мультифакторного патогенеза первичных и вторичных хронических ГБ [1, 14]. Высказано предположение, что сосудистый механизм формирования ГБ напряжения реализуется преимущественно через венозный сегмент мозгового кровообращения [1].

Жалобы на головокружение чаще предъявляли больные с НФ (71,6%) по сравнению с пациентами с КФП (63,5%). Были выявлены явные различия в характере головокружения между группами. В группе с КФП головокружение системного характера развивалось, как правило, при перемене положения тела, наклонах (88,2%), несистемного — в положении лежа (45,2%). В настоящее время доказано [18], что в развитии головокружения значение имеет нарушение оттока по венам внутреннего уха. У больных с НФ головокружение системного характера развивалось при запрокидывании и поворотах головы (80,9%), несистемного — в положении стоя (54,3%), часто на фоне повышения уровня АД (43,9%). Проведенные ранее исследования показали, что головокружение не всегда обусловлено повышением системного артериального давления (АД) и может возникать при различных заболеваниях, например при ГБ напряжения и эмоциональных расстройствах [10].

Прогрессирование ГЭ сопровождалось нарастанием жалоб на шум в голове, нарушение сна, повышенную утомляемость, снижение настроения, слабость в конечностях, поперхивание при глотании, нарушения речи. Данные жалобы были одинаково часто представлены в группах больных с КФП и НФ. В то же время у больных с КФП чаще по сравнению с НФ наблюдались характерные «венозные» жалобы [2, 8, 14]: невозможность сна на низкой подушке (65,6%); отечность лица и век (67,7%), ощущение рези и жжения в глазах в утренние часы (73,1%). Симптом «тугого воротника» встречался и у больных с КФП (58,1%), и у пациентов с НФ (48,3%), причем в группе НФ его частота нарастала по мере нарастания тяжести заболевания. При осмотре у части больных с КФП выявлялись также объективные клинические признаки церебральной венозной дисциркуляции [14]: расширение венозной сети в области висков, переносицы, передней поверхности грудной клетки, набухшие наружные яремные вены (7,5%); характерная триада симптомов — пастозность и цианоз кожных покровов лица, расширение подкожных вен на шее и лице (5,4%).

При исследовании 1-го структурно-функционального уровня сосудистой системы головного мозга одинаково часто у больных с КФП и НФ выявлялась извитость общих сонных (42,1%) и позвоночных (34,9%) артерий, атеросклеротические изменения артерий — от 37% пациентов с I стадией ГЭ до 96,3% — с III стадией ГЭ. Исследование сосудов 2-го структурно-функционального уровня включало оценку кровотока по средней мозговой артерии. При этом со стороны 1-го и 2-го структурно-функциональных цереброваскулярных уровней у больных с КФП и НФ наблюдались однотипные изменения — повышение IR при ГЭ III стадии, снижение ЛСК уже при ГЭ I стадии. Таким образом, при ГЭ на 1-м и 2-м структурно-функциональных уровнях сосудистой системы мозга происходит нарастание структурных изменений сосудов и сосудистого сопротивления и снижение ЛСК. Сопоставимая динамика показателей в группах с КФП и НФ свидетельствует о единстве патофизиологических механизмов и минимальном воздействии конституциональной флебопатии на формирование данных нарушений.

На 3-м (МЦР) структурно-функциональном цереброваскулярном уровне при проведении пробы с нитроглицерином были выявлены следующие реакции (табл. 1).

Таблица1
В контрольной группе после приема нитроглицерина, начиная с 1-й минуты наблюдения, отмечалось повышение скорости кровотока и IR, что, вероятно, направлено на предупреждение венозной гиперемии и достигается выраженным ускорением венозного кровотока. У пациентов с ГЭ регистрировали противоположно направленные реакции: в группе НФ снижение скорости кровотока и IR, а у больных с КФП снижение только скорости кровотока, что свидетельствует о неадекватном функционировании миогенного механизма ауторегуляции мозгового кровотока [3].

Исследование 4-го структурно-функционального уровня сосудистой системы мозга включало оценку гемодинамики по вене Розенталя и прямому синусу (табл. 2).

Таблица2

]]>

В группе больных с КФП показатели скорости кровотока по вене Розенталя и прямому синусу превышали таковые в группе контроля, а IR по сравнению с ней был ниже, что может свидетельствовать о недостаточности ВО из полости черепа и включении коллатеральных путей оттока [15].

В группе больных с НФ достоверных различий показателей от значений контрольной группы выявлено не было.

При исследовании 5-го структурно-функционального уровня сосудистой системы мозга установлено увеличение площади просвета внутренней яремной вены у всех больных с ГЭ по сравнению с контролем (p<0,001).

У больных с КФП выявлены гипоплазированные и малого диаметра вены (24,7%), что ограничивает резерв ВО [17], а также клапанная недостаточность внутренней яремной вены (100%). При этом у 27,2% больных недостаточность клапанов выявлялась только в пробе Вальсальвы (табл. 3).

Таблица3

]]>
В группе с КФП было установлено снижение Vmed и Vmin при ГЭ III стадии и Vmax при ГЭ II и III стадий. Значимым показателем при оценке ВО является объемная скорость кровотока (Vvol) по внутренней яремной вене (см. табл. 3). У больных с КФП установлено увеличение Vvol max при ГЭ II и III стадий, что позволяет говорить о венозном застое на фоне венозной гипотонии.

Позвоночные вены, рассматриваемые у лежащего здорового человека как «запасной клапан» венозного оттока [11, 14, 17], функционировали у всех больных с КФП и 38,8% — с НФ. Показатели ЛСК во всех группах были сопоставимы с таковыми в контроле. По показателям объемной скорости кровотока в группе больных с КФП установлено повышение в позвоночных артериях показателей Vvol med и Vvol max при ГЭ II и III стадий, Vvol min при всех стадиях ГЭ, что позволяет рассматривать их как разгружающие помпы.

Таблица4

]]>

Ретроградный кровоток по глазничным венам, считающийся свидетельством нарушений ВО из полости черепа [9, 11, 17], в положении лежа был выявлен у 53,8% больных с КФП и 76,7% — с НФ; при проведении пробы Вальсальвы их число в группе пациентов с КФП увеличилось до 85,7% (p<0,05), а в положении сидя у 100% больных с КФП гемодинамика по глазничным венам приобрела патологический характер.

Таким образом, изменения параметров кровоснабжения головного мозга позволили объективизировать ранее клинически выявленные венозные дисгемические расстройства у пациентов с ГЭ. При ГЭ патологические процессы, развивающиеся на 1-м и 2-м структурно-функциональных уровнях сосудистой системы мозга соответствуют ремоделированию, характерному для артериальной гипертензии и не зависят от наличия конституциональной венозной недостаточности. Изменения параметров кровотока 3, 4 и 5-го структурно-функциональных уровней кровоснабжения мозга у больных ГЭ формируют допплерографический паттерн церебральной венозной дисциркуляции, особенно выраженной при КФП: снижение скорости кровотока при пробе с нитроглицерином; более низкие значения IR и повышение скорости кровотока по поперечному синусу и вене Розенталя; недостаточность остиальных клапанов внутренней яремной вены, снижение скорости кровотока и увеличение Vvol по ней. Для выявления конституциональной флебопатии у больных с ГЭ целесообразно проведение следующих функциональных проб: с нитроглицерином, Вальсальвы в горизонтальном положении с оценкой состояния остиальных клапанов внутренних яремных вен и направления кровотока по глазничным венам, оценка направления кровотока по ним в ортостазе. Применение методологии системного подхода, основанного на клинических и инструментальных методах исследования церебральной гемодинамики, способствует раскрытию закономерностей возникновения и развития ГЭ у больных как с интактными венами, так и с КФП, что важно для оптимизации терапии.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.