Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Кузнецова Е.А.

Кафедра неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики Казанского государственного медицинского университета

Якупов Э.З.

Кафедра неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики Казанского государственного медицинского университета

Изменения вызванных потенциалов и рефлекторной активности стволовых структур головного мозга при хронической головной боли

Авторы:

Кузнецова Е.А., Якупов Э.З.

Подробнее об авторах

Просмотров: 741

Загрузок: 5

Как цитировать:

Кузнецова Е.А., Якупов Э.З. Изменения вызванных потенциалов и рефлекторной активности стволовых структур головного мозга при хронической головной боли. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2011;111(8):27‑30.
Kuznetsova EA, Iakupov ÉZ. Evoked potentials and brainstem reflex activity in patients of young and middle age with chronic headache. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2011;111(8):27‑30. (In Russ.)

Головная боль (ГБ) является одной из ведущих причин обращения к врачу-неврологу, уступая лишь болям в спине [4]. Хронические ГБ у лиц трудоспособного возраста - одна из наиболее частых причин ограничения повседневной активности и временной нетрудоспособности. По данным эпидемиологических исследований, в молодом и среднем возрасте преобладают первичные ГБ - головная боль напряжения (ГБН) и мигрень. Среди причин вторичной ГБ в молодом возрасте рассматривают миофасциальный болевой синдром, нарушения венозного оттока на фоне нестабильности шейного отдела позвоночника, посттравматические ГБ, ГБ на фоне артериальной гипотонии [6, 7]. С возрастом в патогенезе ГБ большое значение приобретает сосудистый фактор. Несмотря на важное практическое значение, в настоящее время возрастные аспекты хронической ГБ, в том числе их нейрофизиологические особенности, остаются недостаточно изученными [7, 8, 13].

Проведенное нами ранее исследование [3] у лиц пожилого возраста, страдающих хроническими ГБ, выявило в данной возрастной группе нарушения функций афферентных путей различных уровней: афферентных систем ствола мозга, периферического и коркового уровней и преобладание дисфункции антиноцицептивной системы стволового уровня.

Цель данной работы - нейрофизиологическая оценка хронической ГБ у пациентов молодого и среднего возраста.

Материал и методы

Обследованы 62 пациента (35 мужчин и 27 женщин) молодого возраста (от 18 до 44 лет) с хронической ГБ. При проведении нейрофизиологических исследований больные были разделены на 2 подгруппы: 18-30 лет - 37 человек и 31 года-44 лет - 25. Группы сравнения составили 48 пациентов (17 мужчин и 31 женщина) среднего возраста (45-59 лет), а также 60 детей и подростков (39 мальчиков и 21 девочка) в возрасте 10-17 лет, страдающие хроническими ГБ.

Из исследования исключались больные с хронической сопутствующей соматической патологией в стадии суб- или декомпенсации, органическими поражениями центральной или периферической нервной системы (опухоли, остаточные явления перенесенных инсультов, инфекционных заболеваний нервной системы), психическими заболеваниями и умственной отсталостью. На момент включения в исследование все пациенты не получали лечения.

Контрольную группу при проведении нейрофизиологических исследований составили 46 здоровых добровольцев в возрасте 14-54 лет, из которых 30 человек - молодого возраста.

Нейрофизиологические исследования включали регистрацию вызванных потенциалов (зрительных на вспышечный стимул - ЗВП, коротколатентных акустических стволовых - АСВП, соматосенсорных - ССВП, тригеминальных - ТВП, когнитивных ВП (Р300)) и мигательного рефлекса (МР). Исследования проводили на нейрофизиологическом комплексе Нейрон-Спектр-4/ВП («Neurosoft», Иваново) по общепринятым методикам [1, 12, 15].

При регистрации ЗВП активные электроды помещали над затылочной областью О1 и О2 международной схемы «10-20», референтный электрод - в точке Cz, заземляющий - Fpz. В качестве стимула использовалась светодиодная вспышка длительностью 20 мс, подаваемая монокулярно с помощью специальных очков. Оценивались значения латентных периодов (ЛП) компонентов P1-N4 и амплитуды N1-P2, P2-N2 [1].

При регистрации АСВП звуковые щелчки длительностью 0,1 мс, интенсивностью на 70 дБ выше слухового порога и частотой стимуляции 11 Гц подавались моноаурально через наушники. На контралатеральное исследованию ухо подавался маскирующий белый шум интенсивностью 60 дБ. Активные электроды располагались на сосцевидных отростках, референтный - на вертексе Cz, заземляющий - в точке Fpz. Оценивались ЛП I-VI пиков, межпиковых интервалов (МПИ) I-III, III-V, I-V, амплитуд I-VI пиков, соотношения амплитуд пиков, интерауральная разница ЛП V пика [1].

При исследовании ССВП проводилась стимуляция срединного нерва в области запястья с интенсивностью чуть выше двигательного порога большого пальца кисти. Использовалась 4-канальная запись с расположением активных электродов в точке Эрба на стороне стимуляции, на уровне остистого отростка VII позвонка, на скальпе - в точках С3 и С4. Референтные электроды располагались в контралатеральной точке Эрба и точке Сz, заземляющий - Fpz. Оценивались ЛП всех пиков ССВП, МПИ, а также амплитуды P8-N9 и N20-P23 [1, 5].

При исследовании тригеминальных ВП проводилась стимуляция симметрично в точках выхода II и III ветвей тройничного нерва с интенсивностью чуть выше чувствительного порога, но не более 10 мА. Использовалась 2-канальная запись с расположением активных электродов в точках С3 и С4. Референтный электрод располагался в точке Cz, заземляющий - Fpz. Оценивались ЛП пиков N1, P1 и N2 при стимуляции II и III ветвей тройничного нерва с обеих сторон [5, 9].

Когнитивные ВП исследовались по методике Р300. Проводилась бинауральная слуховая стимуляция: интенсивность значимого стимула - 70 дБ, незначимого - 90 дБ; частота тона для значимого стимула - 2000 Гц, вероятность - 30%; частота тона для незначимого стимула - 1000 Гц, вероятность - 70%. Активный электрод располагался в точке Cz, референтные - на сосцевидных отростках, заземляющий - в точке Fpz. Эпоха анализа - 750 мс. Оценивались значения ЛП компонентов P1-N3 [1, 11].

МР исследовался по стандартной методике: стимуляция I ветви тройничного нерва в области incisura supraorbitalis одиночными стимулами и отведение с круговой мышцы глаза. Оценивались ЛП и длительность раннего и позднего компонентов МР при ипси- и контралатеральной регистрации [10, 14].

По результатам многочисленных нейрофизиологических исследований было установлено, что в группах здоровых испытуемых различных возрастов старше 3-летнего возраста значимые различия большинства показателей ВП и МР отсутствуют за исключением параметров когнитивных ВП [1, 3, 5, 7, 9]. В связи с этим при проведении исследования группы здоровых добровольцев в зависимости от возраста не выделялись, а параметры когнитивных ВП анализировались только у испытуемых молодого возраста. Средние значения ЛП когнитивных ВП в группе молодых пациентов с ГБ сравнивались со средними значениями контрольной группы 30 здоровых лиц молодого возраста.

Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы Microsoft Excel.

Результаты

Клиническая характеристика пациентов с ГБ

У обследованных пациентов молодого возраста (основная группа) преобладали цервикогенные ГБ (у 30,6%) и ГБН (у 29%), реже встречались хроническая посттравматическая ГБ (24,2%) и мигрень (9,7%), в большинстве случаев сочетавшаяся с хронической цервикогенной болью. У 29 человек ГБ имели ежедневный характер, таким образом у 46,8% больных молодого возраста ГБ соответствовала диагностическим критериям хронической ежедневной ГБ (ХЕГБ). Двусторонняя ГБ была выявлена у 38 (61,3%) молодых пациентов, преимущественно односторонняя или с чередованием сторон - у 24 (38,7%). Средняя интенсивность ГБ по визуально-аналоговой шкале (ВАШ) составила 5,89±1,12 балла. Патологических изменений в неврологическом статусе не выявлено у 31 (50%) молодого пациента, в остальных случаях была обнаружена микроочаговая симптоматика.

Среди детей и подростков (группа сравнения) с хронической ГБ было выявлено преобладание цервикогенной ГБ (55%) и ГБН (35%). ХЕГБ обнаружены у 23 (38,3%) детей.

Двусторонняя ГБ в этой группе отмечалась у 48 (80%) пациентов, преимущественно односторонняя или с чередованием сторон - у 12 (20%). Средняя интенсивность ГБ по ВАШ составила 5,88±1,46 балла. В неврологическом статусе у 20 (33,3%) детей патологии не выявлено, у 66,7% обнаружена микроочаговая симптоматика.

В группе пациентов среднего возраста (группа сравнения) отмечался смешанный характер ГБ - у 1 больного выявлялось одновременно несколько вариантов ГБ. Преобладали ГБН (50%), ГБ на фоне затруднения венозного оттока из полости черепа (устанавливалось по данным ультразвуковой допплерографии) и артериальной гипертензии (43,8%), цервикогенная ГБ (33,3%). У 18,8% (9 больных) наблюдалась мигренозная ГБ, во всех случаях это была трансформированная мигрень - частые эпизодические мигренозные ГБ в сочетании с хронической ГБН и абузусным фактором. Двусторонняя ГБ в этой группе выявлена у 35 (72,9%) пациентов, преимущественно односторонняя или с чередованием сторон - у 13 (27,1%). Средняя интенсивность ГБ по ВАШ составила 6,01±0,96 баллов. В неврологическом статусе патологии не было выявлено у 13 (27,1%) пациентов среднего возраста, микроочаговая симптоматика обнаружена у 35 (72,9%).

Нейрофизиологические параметры у пациентов с ГБ

При анализе параметров ЗВП у пациентов молодого возраста по сравнению с контрольной группой здоровых добровольцев выявлено достоверное (р<0,05) увеличение амплитуды корковых компонентов N1-P2, что является признаком повышения рефлекторной возбудимости зрительной коры. В подгруппе пациентов 18-30 лет выявлены достоверное (р<0,05) увеличение ЛП N4 и амплитуды N1-P2; в подгруппе пациентов 31 года - 44 лет достоверных различий по сравнению с контрольной группой не выявлено.

В группе детей и подростков выявлено достоверное (р<0,05) увеличение ЛП Р2 и Р4-N4.

В группе пациентов среднего возраста отмечено увеличение ЛП большинства пиков ЗВП: Р1, Р3, Р4, N4 (р<0,05), N1, P2, N3 (р<0,01), а также амплитуды N1-P2 (р<0,01). Таким образом, в данной возрастной группе выявлены признаки замедления проведения по зрительным путям на разных уровнях в сочетании с повышением рефлекторной возбудимости зрительной коры.

В возрастном аспекте у больных ГБ среднего возраста по сравнению с молодыми отмечено достоверное увеличение ЛП всех компонентов ЗВП.

При анализе параметров АСВП наибольшие различия по сравнению с контрольной группой выявлены в группе пациентов среднего возраста: увеличение ЛП I-VI пиков (<0,01), МПИ III-V (р<0,01), а также увеличение ЛП V (р<0,05) и VI (р<0,01) пиков по сравнению с пациентами молодого возраста (см. таблицу).

В группах пациентов молодого возраста, а также детей и подростков статистически достоверных различий по сравнению с контрольной группой не выявлено.

При анализе параметров ССВП в группе детей и подростков по сравнению с контрольной группой отмечено достоверное увеличение МПИ N9-N11 (p<0,001), N9-N13 (p<0,05) и N9-N20 (p<0,01), т.е. наблюдалось замедление проведения афферентной импульсации на уровне шейного отдела спинного мозга и ствола головного мозга.

У пациентов молодого возраста достоверных различий показателей ССВП по сравнению с нормой не выявлено. Однако при анализе показателей в подгруппах отмечено уменьшение МПИ N11-N13 и N20-P23 (p<0,05) среди пациентов 31 года - 44 лет по сравнению с контролем. Уменьшение ЛП и МПИ ССВП - признак повышения рефлекторной возбудимости соматосенсорной системы [2, 5]. Таким образом, полученные результаты указывают на повышение рефлекторной возбудимости на уровне стволовых структур и соматосенсорной коры у пациентов 31 года - 44 лет.

У пациентов среднего возраста (45-59 лет) по сравнению с контрольной группой отмечено достоверное увеличение ЛП N20, Р23 (p<0,05) и МПИ N13-N20 (p<0,01).

В группе пациентов среднего возраста по сравнению с молодыми отмечено замедление проведения на супраспинальном уровне и уровне соматосенсорной коры в виде увеличения ЛП N20, Р23 (p<0,001), N30 (p<0,01), а также МПИ N13-N20 и N9-N20 (p<0,001), P18-N20 (p<0,01).

При анализе параметров ТВП в группе пациентов молодого возраста выявлено уменьшение ЛП N1 (p<0,05) при стимуляции II и III ветвей тройничного нерва по сравнению с пациентами других возрастных групп и здоровых. В других возрастных группах достоверных различий по сравнению с контрольной группой не выявлено.

При оценке когнитивных ВП в группе пациентов молодого возраста отмечено достоверное увеличение ЛП всех компонентов по сравнению со здоровыми добровольцами молодого возраста: P1 и N3 (p<0,05), N1, P2, P3 (p<0,01), N2 (p<0,001) (см. рисунок).

Рисунок 1. Латентные периоды когнитивных вызванных потенциалов у пациентов с ГБ и здоровых молодого возраста. По оси ординат - средние значения латентных периодов ВП, по оси абсцисс - компоненты когнитивных ВП (от P1 до N3). Верхний график (1) - молодые пациенты с ГБ, нижний (2) - здоровые того же возраста.
Выявленные изменения параметров когнитивных ВП свидетельствуют, что при хронических ГБ наблюдается замедление когнитивных процессов: как распознавания и дифференцировки, так и принятия решения.

По параметрам МР во всех группах обследованных пациентов с ГБ выявлено достоверное по сравнению со здоровыми уменьшение ЛП ипсилатерального R2 у детей и подростков (p<0,01), а также больных молодого и среднего возраста (p<0,0001). Уменьшение ЛП контралатерального R2 наблюдалось в группах пациентов молодого (p<0,001) и среднего возраста (p<0,001). В группе пациентов молодого возраста также отмечено увеличение длительности ипсилатерального R2 (p<0,05). Выявленные изменения свидетельствуют о повышении рефлекторной возбудимости стволовых структур во всех возрастных группах при хронических ГБ, наиболее выраженном в группе пациентов молодого возраста. Учитывая полученные результаты, можно предположить, что увеличение полисинаптической рефлекторной возбудимости не является характерным для какой-либо возрастной группы, а лишь отражает дефицит тормозных влияний в ЦНС и соответствует процессу хронизации ГБ.

Обсуждение

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об изменении функционального состояния надсегментарных структур головного мозга при хронической ГБ, имеющем возрастные особенности.

В молодом возрасте в патогенезе хронической ГБ ведущую роль играет наличие генераторов патологически усиленного возбуждения (ГПУВ) различных уровней: выявляется повышенная рефлекторная возбудимость зрительной и тригеминальной систем, соматосенсорной коры, стволовых структур. Под влиянием ГПУВ изменяется функциональное состояние нейронов вышележащих уровней, повышается их возбудимость и появляется гиперактивность [2]. Эти изменения проявляются в виде возрастания вызванных ответов в соответствующей соматосенсорной области коры, уменьшения МПИ, расширения зоны максимальной выраженности вызванных потенциалов, появления поздних синхронизированных высокоамплитудных волн. Дефицит торможения ведет к усилению гиперактивации нейронов, что обусловливает дальнейшее ослабление торможения и возникновение порочного круга, способствующего развитию генератора.

У пациентов среднего возраста по сравнению с молодыми наблюдается изменение функций афферентных систем в виде замедления проведения импульсации на супраспинальном уровне по данным мультимодальных ВП. Наличие признаков дисфункции срединно-стволовых структур позволяет сделать вывод о функциональной несостоятельности антиноцицептивной системы данного уровня в этой возрастной группе. Изменение функционального состояния афферентных систем в возрастном аспекте, вероятно, можно объяснить увеличением с возрастом роли сосудистого фактора, прежде всего дисциркуляции в вертебрально-базилярном бассейне, в том числе на фоне нарастающей вертеброгенной патологии и возрастных изменений сосудистого тонуса.

Выявляемые нейрофизиологические особенности могут определять тактику лечения хронической ГБ. При наличии ГПУВ в системе болевой чувствительности и повышении рефлекторной активности коры показано назначение антиконвульсантов, при выявлении замедления проведения афферентной импульсации различной модальности - нейропротективная и сосудистая терапия. Увеличение ЛП когнитивных ВП, даже при отсутствии клинических проявлений нарушений когнитивных функций, является показанием для назначения ноотропной терапии.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.