Бохан Н.А.

Научно-исследовательский институт психического здоровья Томского научного центра Сибирского отделения РАМН

Воеводин И.В.

ФГБУ "Научно-исследовательский институт психического здоровья" Сибирского отделения РАМН Томск

Асланбекова Н.В.

Республиканский научно-практический центр медико-социальных проблем наркомании, Павлодар, Республика Казахстан

Динамика аддиктивных расстройств у студентов и возможности ее отражения в программах по психопрофилактике

Авторы:

Бохан Н.А., Воеводин И.В., Асланбекова Н.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 817 раз


Как цитировать:

Бохан Н.А., Воеводин И.В., Асланбекова Н.В. Динамика аддиктивных расстройств у студентов и возможности ее отражения в программах по психопрофилактике. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2014;114(5‑2):29‑32.
Bokhan NA, Voevodin IV, Aslanbekova NV. The dynamics of addictions in students and possibilities of reflecting it in psychorehabilitative programs. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2014;114(5‑2):29‑32.

Рекомендуем статьи по данной теме:
Воз­мож­нос­ти зер­каль­ной те­ра­пии в ког­ни­тив­ной ре­аби­ли­та­ции пос­ле ин­суль­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(8-2):64-71
О но­вых воз­мож­нос­тях оп­ти­ми­за­ции пос­то­пе­ра­ци­он­но­го пе­ри­ода при тон­зил­лэк­то­мии. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(4):14-19
Раз­ра­бот­ка и ис­сле­до­ва­ние бе­зо­пас­нос­ти сплин­та для сред­ней но­со­вой ра­ко­ви­ны, из­го­тов­лен­но­го с ис­поль­зо­ва­ни­ем 3D-пе­ча­ти. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(4):30-36
Ре­зуль­та­ты вли­яния пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ной ре­аби­ли­та­ции на ка­чес­тво жиз­ни муж­чин пос­ле ла­па­рос­ко­пи­чес­кой прос­та­тэк­то­мии. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(4):22-28
Ком­би­ни­ро­ван­ная ораль­ная кон­тра­цеп­ция и мо­лоч­ная же­ле­за. Гра­ни ис­ти­ны. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(4):101-105
Реаби­ли­та­ция па­ци­ен­тов пос­ле опе­ра­ций на поз­во­ноч­ни­ке: эф­фек­тив­ность не­теп­ло­вых ме­то­дик пе­ло­идо­те­ра­пии. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(4):23-29
Ме­то­ды прог­но­зи­ро­ва­ния рис­ков раз­ви­тия, те­че­ния и ре­ци­ди­вов рег­ма­то­ген­ной от­слой­ки сет­чат­ки. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(4):92-97
Пос­тин­сультные ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния у мо­ло­дых па­ци­ен­тов. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(8):92-96
Мно­го­уров­не­вый ана­лиз струк­ту­ры за­бо­ле­ва­емос­ти спортсме­нов и пу­ти сни­же­ния рис­ков для здо­ровья. Вос­ста­но­ви­тель­ные би­отех­но­ло­гии, про­фи­лак­ти­чес­кая, циф­ро­вая и пре­дик­тив­ная ме­ди­ци­на. 2024;(3):33-45
Сов­ре­мен­ные на­уч­ные и прак­ти­чес­кие под­хо­ды к по­ис­ку би­омар­ке­ров ста­ре­ния. Вос­ста­но­ви­тель­ные би­отех­но­ло­гии, про­фи­лак­ти­чес­кая, циф­ро­вая и пре­дик­тив­ная ме­ди­ци­на. 2024;(3):46-52

Современная наркологическая ситуация как в целом, так и в отдельных социально организованных группах, как например, студенческая молодежь, отличается высокой динамичностью [1, 2]. В связи с этим в постоянном обновлении нуждаются и программы превентивных вмешательств [3], хотя их неизменным принципом остается дифференцированность интервенций, направленность на конкретные целевые группы с учетом их региональных [4] и гендерных [5] особенностей, специфических факторов риска и прогноза [6, 7], коморбидности [8] и типологии психопатологических проявлений [9], а также защитных ресурсов [10, 11]. Одной из важных характеристик является выделение различных типов аддиктивного поведения [12], о чем более подробно будет сказано ниже.

Для дифференциации превентивных программ большое значение имеют также данные о коморбидном психическом расстройстве [13, 14]. Специализированная медико-психологическая помощь пациентам с «двойным диагнозом» предполагает дивергенцию (разделение) потока пациентов с коморбидными расстройствами с целью максимальной дифференциации лечебно-реабилитационных мероприятий. Требуется комплексная диагностика данных расстройств, включающая, помимо установления двух и более диагнозов, общемедицинские и социальные аспекты. В этом отношении наибольшее внимание должны привлекать тревога и депрессия как наиболее распространенные коморбидные аддиктивным расстройствам состояния.

Цель исследования - изучение динамики различных показателей наркологической ситуации в студенческой среде за последнее десятилетие, уточнение факторов, влияющих на формирование аддиктивных расстройств, и формулирование на этой основе рекомендаций по коррекции профилактических программ.

Материал и методы

Изучение динамики наркологической ситуации среди студентов проводилось путем сравнения результатов проведенных на сопоставимых выборках исследований в 2002 и 2012 гг.

Выборка 2002 г. включала 578 студентов технических, гуманитарных и естественнонаучных специальностей, среди обследованных было 32% юношей и 68% девушек. В исследовании 2012 г. приняли участие 568 студентов тех же специальностей, 38,9% юношей и 61,1% девушек. Средний возраст в выборках статистически сопоставим.

Основным методом в данной работе было изучение типов аддиктивного поведения. В этом случае использовались ранее выделенные нами [12] типы (паттерны) поведения: I - отсутствие аддиктивного поведения; II - изолированное злоупотребление алкоголем; III - сочетанное злоупотребление алкоголем и наркотиками; IV - изолированная наркотизация.

В 2012 г. дополнительно учитывалось наличие тревожно-депрессивной симптоматики, которая оценивалась по шкале HADS (Hospital Anxiety and Depression Scale). Это позволило выделить 6 групп формирования аддиктивного поведения - для каждого из 3 паттернов рассматривались подгруппы без аффективной симптоматики и с наличием клинической или субклинической тревоги и/или депрессии.

Психологические характеристики выделенных групп были получены по опросникам Mini-Mult, FPI (Freiburg Personality Inventory) и опроснику когнитивных установок A. Ellis [15].

Большое значение придавалось изучению стрессовых ситуаций и стресс-реакций в выделенных группах. Исследуемым предлагалось ответить на вопрос, подвергались ли они за период обучения в вузе воздействию каких-либо психотравмирующих ситуаций (острого или хронического характера), а также оценить субъективную значимость перенесенных психотравм. Стресс-реагирование оценивалось по опроснику E. Heim [16] в модификации В.Я. Семке и соавт. [7].

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием пакета статистических программ Statistica. 10 2011 г. методами непараметрической статистики.

Результаты и обсуждение

Структура аддиктивного поведения студентов в изученные годы приведена на рис. 1.

Рисунок 1. Распределение (в %) типов аддиктивного поведения студентов (ось абсцисс) в 2002 и 2012 гг. (объяснение в тексте).
Из него видно, что за 10 лет произошло достоверное (p=0,0055) снижение удельного веса изолированного злоупотребления алкоголем (тип II), достоверное (p=0,0005) возрастание доли изолированного наркотического опыта (тип IV) при стабильной представленности групп студентов, не употребляющих алкоголь и наркотики (тип I), и сочетанного злоупотребления алкоголем и наркотиками (тип III).

В динамике наркологической ситуации в 2002 и 2012 гг. отмечалось также изменение структуры мотивировок (собственных указаний обследованных на ведущую причину употребления алкоголя и наркотиков). Эти данные отражены в таблице.

Сопоставление данных 2002 и 2012 гг. показало также увеличение феминизации студенческого наркотизма: доля девушек среди потребителей наркотиков возросла с 47,7% в 2002 г. до 59,2% в 2012 г. (p=0,027), что соответствует ранее полученным данным [2, 13]. Что касается алкоголизма, то в этом отношении показатели не именились: 56,0% - в 2002 г. и 54,7% - в 2012 г.

Таким образом, в отношении динамики наркологической ситуации можно сделать следующие выводы. При стабилизации за последнее десятилетие удельного веса студентов, вовлекающихся в аддиктивное поведение, продолжает меняться структура данного поведения, причем можно предположить большую значимость в данных изменениях психологических факторов, нежели социальных. Возрастает роль психоактивных веществ как источника удовольствия, средства от скуки и, что самое существенное, как способа ухода от жизненных трудностей, или неадаптивного стресс-реагирования. При этом наблюдается тревожная тенденция снижения значения традиционной (культуральной) мотивировки употребления алкоголя, что свидетельствует о усугубляющемся нарушении адекватного отношения к ПАВ в целом. Еще одним немаловажным фактором выступает дезактуализация субмиссивного (под влиянием окружения) употребления как алкоголя, так и наркотиков. Отмеченные изменения необходимо учитывать в построении превентивных программ, особое внимание следует обратить на снижение значимости компонента, связанного с «противодействием наркогенному окружению», до сих пор нередко рассматриваемому как ведущий [13].

Как указывалось выше, проводилось также определение влияния аффективной симптоматики на процесс формирования аддиктивных расстройств. Оказалось, что в целом наличие тревоги и депрессии определяет незначительный рост потреб­ления ПАВ: уровень злоупотребления алкоголем возрастает с 27,2 до 29,1%, потребления наркотиков - с 23,5 до 29,6%. Однако в группах студентов, в которых аддиктивное поведение формируется при сопутствующей аффективной симптоматике, чаще отмечаются эмоциональная лабильность, неуравновешенность, враждебность, иррациональность когнитивных установок (прежде всего за счет катастрофизации и низкой фрустрационной толерантности). Студенты с аддиктивным поведением и аффективной симптоматикой достоверно (p<0,05) чаще, чем представители групп с аддикциями без тревоги и депрессии, попадали в ситуации хронических (затяжные) психотравмирующих ситуаций: в 64,3% случаев при изолированной наркотизации, в 82,4% случаев при изолированном злоупотреблении алкоголем, а в случае сочетанного злоупотребления алкоголем и наркотиками этот показатель достиг 100% случаев при 51,6% в среднем по выборке (рис. 2).

Рисунок 2. Распределение обследованных по подверженности (в %) хроническим психотравмирующим ситуациям при разных типах аддиктивного поведения (ось абсцисс).

Подверженность острым психотравмам в сравниваемых группах оказалась сопоставимой (средний показатель по выборке 65,8%). Однако при этом оценка студентами острых психотравм как выраженных, высоко субъективно значимых достоверно чаще давалась обследуемыми, имевшими симптомы тревоги и депрессии - в 50% случаев по сравнению с 25% без таких проявлений при типе III (p=0,014) и в 28,6% случаев по сравнению с 13% при типе IV (p=0,046). Среднее значение показателя по выборке было 29,4% (рис. 3).

Рисунок 3. Распределение (в %) обследованных по их субъективной оценке острых психотравм как «выраженных» при разных типах аддиктивного поведения (ось абсцисс).

На фоне сниженной фрустрационной толерантности студенты с аффективной симптоматикой обнаруживали менее адаптивное стресс-реагирование. При типе II, если имелись тревога и депрессия, отмечалось снижение способности к рациональной оценке сложной жизненной ситуации, возрастала склонность к субстанционному (с помощью пере­едания, лекарств, употребления ПАВ) отвлечению от проблем, но при этом появлялся и определенный ресурс в виде повышения готовности взять на себя ответственность за происходящее. При типе III возрастала склонность к рассуждениям, проекции успеха в будущее при неспособности успешно разрешить данную ситуацию, наделение ситуации особым смыслом самосовершенствования, а также склонность к отчаянию и безнадежности в трудных ситуациях, сниженный самоконтроль.

Полученные данные дают основание при обновлении превентивных программ придерживаться следующих принципов: в связи со снижением роли субмиссивной мотивации потребления ПАВ и соответствующим возрастанием атарактической необходимо смещение главного акцента вмешательств с обучения навыкам сопротивления в условиях предложения на обучение навыкам адаптивного копинга. При этом вряд ли можно согласиться с предположением [17], что неадаптивный копинг скорее формируется в процессе аддиктивного расстройства, чем лежит в основе развития аддиктивного поведения [17]. Новый подход к оценке адаптивности копинга [18] приводит к противоположному выводу. Соответственно, в новую программу превентивных вмешательств следует включить групповые тренинги повышения стресс-резистентности, в ходе которых будут выявляться кандидаты для индивидуальной работы - прежде всего лица с тревожно-депрессивной симптоматикой, нуждающиеся, помимо общего тренинга, в когнитивно-поведенческой психотерапии, коррекции иррациональных когнитивных установок, сглаживании характеристик уязвимости в сложных жизненных ситуациях, нормализации эмоционального реагирования, что в комплексе должно способствовать в последующем их устойчивому выбору альтернативных (неаддиктивные) вариантов решения проблем.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.