В соответствии со cтратегией национальной безопасности РФ до 2020 г.[1] алкогольная зависимость названа одной из угроз национальной безопасности, что вызывает необходимость активных действий в организации ее профилактики, особенно в молодежной среде.
Согласно концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ до 2020 г.[2] и стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г.[3], профилактика химической зависимости является приоритетным направлением политики государства.
Наиболее распространенным алкогольным напитком среди несовершеннолетних является пиво [3, 7], которое в июле 2011 г. было официально приравнено к алкогольной продукции[4]. Исследования последних лет [1, 5, 6] показывают, что злоупотребление подростками пивом снижает их интеллектуальные способности, негативно влияет на успеваемость и является одним из факторов демографического и социального кризиса как на уровне личности, семьи, так и общества в целом. Поэтому вся молодежная субпопуляция как группа риска в широком смысле слова должна являться объектом профилактики, направленной на противодействие макросоциальным факторам алкоголизации. Лица с незначительно выраженными формами какого-либо отклоняющегося поведения, эпизодически употребляющие различные психоактивные вещества (ПАВ), но при этом не имеющие болезненной симптоматики, попадают в целевую группу выборочной профилактики, которая направлена на коррекцию поведения. Лица, злоупотребляющие ПАВ, но пока не имеющие клинического статуса больных с зависимостью, рассматриваются как объекты симптоматической профилактики, состоящей в долгосрочной социально-психологической работе [2].
Профилактика пивной зависимости представляет собой комплекс превентивных мероприятий, направленных на предупреждение потребления пива среди несовершеннолетних и преодоление последствий его потребления. При организации профилактической работы среди детей и молодежи важна координация усилий всех заинтересованных структур и ведомств; особое место в решении данной задачи занимает школа. От эффективности профилактических мер в образовательных учреждениях напрямую зависит успешность реализации государственной антиалкогольной политики.
Цель настоящей статьи - систематизация направлений профилактики пивной зависимости в условиях общеобразовательного учреждения.
Основная задача профилактики пивной зависимости - снижение уровня пивной алкоголизации в подростковой среде посредством формирования стойкого неприятия употребления пива на основе ориентации подростков на здоровый образ жизни. Целевыми группами, в отношении которых проводятся профилактические мероприятия, являются учащиеся в возрасте 11-17 лет, их родители, а также педагоги.
В профилактике пивной зависимости подростков можно выделить три подхода:
1. Системно-дифференцированный подход, который определяет иерархию и распределение мер воспитательно-профилактического воздействия по отношению к разным половозрастным, социальным группам, с учетом конкретной ситуации развития личности и использования индивидуально подобранных методов воздействия.
2. Информационно-просветительский подход, который включает обучение педагогического коллектива методам и средствам профилактической работы и эффективной коммуникации; адаптацию профилактической программы с учетом национальных, культуральных аспектов и профиля общеобразовательного учреждения.
3. Психолого-педагогический подход в работе с родителями заключается в выстраивании профилактической работы на основе активизации их личностного ресурса для предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей и создания условий, максимально благоприятных для нравственного развития подростков.
Разнообразие подходов предполагает не менее сложную внутреннюю структуру этого вида деятельности, рассматривая профилактику пивной зависимости подростков как сознательную и социально организованную работу с рядом последовательных стадий: 1) стадия предупреждения - направлена на принятие мер, формирующих у подростка социально-приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений; 2) стадия предотвращения - направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения потребления пива подростками; 3) стадия пресечения - направлена на использование социально приемлемых технологий, способных блокировать формы поведения подростков, которые могут привести к возникновению последствий как для них самих, так и для их ближайшего окружения.
В связи с вышеизложенным направления многоуровневой профилактики пивной зависимости в условиях общеобразовательного учреждения характеризуются комплексным подходом с вовлечением всех участников образовательного процесса (см. рисунок).
Соответственно этим направлениям профилактическая работа должна включать в себя три основных элемента - образовательный, психологический и социальный. Образовательный в свою очередь включает специфический и неспецифический элементы. Специфический включает дифференцированное с учетом возраста подростков информирование о негативном влиянии пива на организм человека, механизмах развития пивной зависимости, а также о социальных, юридических и медицинских последствиях пивной зависимости. Неспецифический элемент помогает учащимся обрести знания об особенностях своего психического и физического здоровья, здорового образа жизни, научиться заботиться о своем здоровье. Психологический элемент определяет необходимость коррекции определенных психологических особенностей личности, создающих влечение к употреблению пива; создание благоприятного, доверительного климата в коллективе, психологическую адаптацию подростков группы риска. Социальный - предполагает оказание помощи в социальной адаптации подростка к условиям окружающей среды, обучение навыкам общения, здорового образа жизни.
Добиться значительных результатов в профилактике пивной зависимости возможно, если в условиях общеобразовательного учреждения реализуются различные формы работы не только с подростками, но и с их семьями, позволяющие гибко сочетать все перечисленные методы работы с привлечением специалистов разного профиля в межведомственном контексте (педагоги, психологи, социальные педагоги, подростковые наркологи, представители силовых ведомств).
[1]Утверждена Указом Президента РФ от 12.05.09 №537. http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
[2]Распоряжение Правительства РФ от 30.12.09 №2128-р «О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года». http://правительство.рф/gov/results/8964/
[3]Указ Президента РФ от 09.06.10 №690 «Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1285491
[4]Федеральный закон от 18.07.11 №218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации о признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» (принят ГД ФС РФ 07.07.11). http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1566271
[5]Сидоров П.И., Соловьев А.Г., Новикова Г.А., Новикова И.А. Способ прогнозирования риска развития пивной зависимости у подростков: патент №2339314 РФ. Зарег. в Государственном реестре изобретений РФ 27.11.08.
[6]Сидоров П.И., Соловьев А.Г., Новикова Г.А., Новикова И.А. Способ оценки степени нарушений социально-психологической адаптации подростков вследствие пивной алкоголизации: патент №2346651 РФ. Зарег. в Государственном реестре изобретений РФ 20.02.09.