Соловьёв А.Г.

ООО Научно-производственная фирма "ХЕЛИКС", Санкт-Петербург, Россия

Новикова Г.А.

Институт педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, Архангельск

Профилактика пивной зависимости у подростков в условиях образовательных учреждений

Авторы:

Соловьёв А.Г., Новикова Г.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 586

Загрузок: 0


Как цитировать:

Соловьёв А.Г., Новикова Г.А. Профилактика пивной зависимости у подростков в условиях образовательных учреждений. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2013;113(6‑2):69‑71.
Solov'ev AG, Novikova GA. Prevention of beer dependence in adolescents in educational institutions. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2013;113(6‑2):69‑71.

Рекомендуем статьи по данной теме:
Лич­нос­тная тре­вож­ность, си­ту­атив­ная тре­во­га, сим­пто­мы ин­сом­нии и их вли­яние на днев­ное фун­кци­они­ро­ва­ние у де­во­чек-под­рос­тков. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):66-71
Пер­спек­тив­ные под­хо­ды к па­то­ге­не­ти­чес­кой те­ра­пии бо­ко­во­го ами­от­ро­фи­чес­ко­го скле­ро­за. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):13-21
Мес­тное при­ме­не­ние ги­по­тен­зив­ных пре­па­ра­тов с целью про­фи­лак­ти­ки по­вы­ше­ния уров­ня внут­риг­лаз­но­го дав­ле­ния пос­ле ин­тра­вит­ре­аль­ных инъек­ций ан­ти-VEGF-пре­па­ра­тов. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(2-2):73-79
Вли­яние тех­но­ло­гий ис­кусствен­но­го ин­тел­лек­та на дли­тель­ность про­ве­де­ния двой­но­го чте­ния мам­мог­ра­фи­чес­ких ис­сле­до­ва­ний. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):32-37
Фак­то­ры, ас­со­ци­иро­ван­ные с рис­ком на­ру­ше­ний пи­ще­во­го по­ве­де­ния у под­рос­тков. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):60-67
Со­вер­шенство­ва­ние оцен­ки фи­зи­чес­ко­го раз­ви­тия при про­фи­лак­ти­чес­ких ос­мот­рах школь­ни­ков: ре­ги­ональ­ный опыт. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):74-78
Ме­то­ды эко­но­ми­чес­кой оцен­ки эф­фек­тив­нос­ти ле­че­ния эн­до­вас­ку­ляр­но­го зак­ры­тия от­кры­то­го оваль­но­го ок­на для вто­рич­ной про­фи­лак­ти­ки крип­то­ген­но­го ин­суль­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):105-110
Ис­кусствен­ный ин­тел­лект в дер­ма­то­ло­гии: воз­мож­нос­ти и пер­спек­ти­вы. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(3):246-252
Эн­до­мет­ри­оз и по­ро­ки раз­ви­тия по­ло­вых ор­га­нов у де­тей и под­рос­тков. Что об­ще­го?. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(3):14-22
О но­вых воз­мож­нос­тях оп­ти­ми­за­ции пос­то­пе­ра­ци­он­но­го пе­ри­ода при тон­зил­лэк­то­мии. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(4):14-19

В соответствии со cтратегией национальной безопасности РФ до 2020 г.[1] алкогольная зависимость названа одной из угроз национальной безопасности, что вызывает необходимость активных действий в организации ее профилактики, особенно в молодежной среде.

Согласно концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотреб­ления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ до 2020 г.[2] и стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г.[3], профилактика химической зависимости является приоритетным направлением политики государства.

Наиболее распространенным алкогольным напитком среди несовершеннолетних является пиво [3, 7], которое в июле 2011 г. было официально приравнено к алкогольной продукции[4]. Исследования последних лет [1, 5, 6] показывают, что злоупотреб­ление подростками пивом снижает их интеллектуальные способности, негативно влияет на успеваемость и является одним из факторов демографического и социального кризиса как на уровне личности, семьи, так и общества в целом. Поэтому вся молодежная субпопуляция как группа риска в широком смысле слова должна являться объектом профилактики, направленной на противодействие макросоциальным факторам алкоголизации. Лица с незначительно выраженными формами какого-либо отклоняющегося поведения, эпизодически употребляющие различные психоактивные вещества (ПАВ), но при этом не имеющие болезненной симптоматики, попадают в целевую группу выборочной профилактики, которая направлена на коррекцию поведения. Лица, злоупотребляющие ПАВ, но пока не имеющие клинического статуса больных с зависимостью, рассматриваются как объекты симптоматической профилактики, состоящей в долгосрочной социально-психологической работе [2].

Профилактика пивной зависимости представляет собой комплекс превентивных мероприятий, направленных на предупреждение потребления пива среди несовершеннолетних и преодоление последствий его потребления. При организации профилактической работы среди детей и молодежи важна координация усилий всех заинтересованных структур и ведомств; особое место в решении данной задачи занимает школа. От эффективности профилактических мер в образовательных учреждениях напрямую зависит успешность реализации государственной антиалкогольной политики.

Цель настоящей статьи - систематизация направлений профилактики пивной зависимости в условиях общеобразовательного учреждения.

Основная задача профилактики пивной зависимости - снижение уровня пивной алкоголизации в подростковой среде посредством формирования стойкого неприятия употребления пива на основе ориентации подростков на здоровый образ жизни. Целевыми группами, в отношении которых проводятся профилактические мероприятия, являются учащиеся в возрасте 11-17 лет, их родители, а также педагоги.

В профилактике пивной зависимости подростков можно выделить три подхода:

1. Системно-дифференцированный подход, который определяет иерархию и распределение мер воспитательно-профилактического воздействия по отношению к разным половозрастным, социальным группам, с учетом конкретной ситуации развития личности и использования индивидуально подобранных методов воздействия.

2. Информационно-просветительский подход, который включает обучение педагогического коллектива методам и средствам профилактической работы и эффективной коммуникации; адаптацию профилактической программы с учетом национальных, культуральных аспектов и профиля общеобразовательного учреждения.

3. Психолого-педагогический подход в работе с родителями заключается в выстраивании профилактической работы на основе активизации их личностного ресурса для предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей и создания условий, максимально благоприятных для нравственного развития подростков.

Разнообразие подходов предполагает не менее сложную внутреннюю структуру этого вида деятельности, рассматривая профилактику пивной зависимости подростков как сознательную и социально организованную работу с рядом последовательных стадий: 1) стадия предупреждения - направлена на принятие мер, формирующих у подростка социально-приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений; 2) стадия предотвращения - направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения потребления пива подростками; 3) стадия пресечения - направлена на использование социально приемлемых технологий, способных блокировать формы поведения подростков, которые могут привести к возникновению последствий как для них самих, так и для их ближайшего окружения.

В связи с вышеизложенным направления многоуровневой профилактики пивной зависимости в условиях общеобразовательного учреждения характеризуются комплексным подходом с вовлечением всех участников образовательного процесса (см. рисунок).

Рисунок 1. Схема профилактических мероприятий.
Отраженные на рисунке направления профилактики сводятся к следующему: организационно-методическое направление заключается в создании в образовательном учреждении методической базы по профилактике пивной зависимости; диагностическое направление включает в себя комплекс инновационных методик для социально-психологического и психофизиологического обследования подростков, употребляющих пиво. Так, разработанные нами методики по прогнозированию риска развития пивной зависимости[5] и оценке степени нарушений социально-психологической адаптации подростков вследствие пивной алкоголизации[6] [4] позволяют получить объемную информацию по всем аспектам формирования пивной зависимости в подростковом возрасте, включая оценку распространенности, уровня интенсивности пивной алкоголизации и риска возникновения пивной зависимости у подростков. Психолого-педагогическая поддержка заключается в воспитательной, психолого-педагогической и профилактической работе с подростками. И наконец, оценка эффективности профилактической работы проводится на основании протокола оценки эффективности деятельности общеобразовательного учреждения по профилактике пивной зависимости.

Соответственно этим направлениям профилактическая работа должна включать в себя три основных элемента - образовательный, психологический и социальный. Образовательный в свою очередь включает специфический и неспецифический элементы. Специфический включает дифференцированное с учетом возраста подростков информирование о негативном влиянии пива на организм человека, механизмах развития пивной зависимости, а также о социальных, юридических и медицинских последствиях пивной зависимости. Неспецифический элемент помогает учащимся обрести знания об особенностях своего психического и физического здоровья, здорового образа жизни, научиться заботиться о своем здоровье. Психологический элемент определяет необходимость коррекции определенных психологических особенностей личности, создающих влечение к употреблению пива; создание благоприятного, доверительного климата в коллективе, психологическую адаптацию подростков группы риска. Социальный - предполагает оказание помощи в социальной адаптации подростка к условиям окружающей среды, обучение навыкам общения, здорового образа жизни.

Добиться значительных результатов в профилактике пивной зависимости возможно, если в условиях общеобразовательного учреждения реализуются различные формы работы не только с подростками, но и с их семьями, позволяющие гибко сочетать все перечисленные методы работы с привлечением специалистов разного профиля в межведомственном контексте (педагоги, психологи, социальные педагоги, подростковые наркологи, представители силовых ведомств).

[1]Утверждена Указом Президента РФ от 12.05.09 №537. http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html

[2]Распоряжение Правительства РФ от 30.12.09 №2128-р «О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года». http://правительство.рф/gov/results/8964/

[3]Указ Президента РФ от 09.06.10 №690 «Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1285491

[4]Федеральный закон от 18.07.11 №218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации о признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» (принят ГД ФС РФ 07.07.11). http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1566271

[5]Сидоров П.И., Соловьев А.Г., Новикова Г.А., Новикова И.А. Способ прогнозирования риска развития пивной зависимости у подростков: патент №2339314 РФ. Зарег. в Государственном реестре изобретений РФ 27.11.08.

[6]Сидоров П.И., Соловьев А.Г., Новикова Г.А., Новикова И.А. Способ оценки степени нарушений социально-психологической адаптации подростков вследствие пивной алкоголизации: патент №2346651 РФ. Зарег. в Государственном реестре изобретений РФ 20.02.09.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.