Кизеев М.В.

ФГБУЗ Медицинский центр "Решма" ФМБА России

Нежкина Н.Н.

ГБОУ ВПО "Ивановская государственная медицинская академия" Минздрава России

Фомин Ф.Ю.

ООО "Нейрософт"

Антипина С.Б.

ФГБУЗ Медицинский центр "Решма" ФМБА России

Мелентьева О.Н.

ФГБУЗ Медицинский центр "Решма" ФМБА России

Зимнякова И.Ю.

Широкова О.С.

ФГБУЗ Медицинский центр "Решма" ФМБА России

Курбатова М.В.

Эффективность санаторно-курортного оздоровления школьников в условиях непрерывности учебного процесса

Журнал: Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2014;91(1): 31-35

Просмотров : 15

Загрузок :

Как цитировать

Кизеев М. В., Нежкина Н. Н., Фомин Ф. Ю., Антипина С. Б., Мелентьева О. Н., Зимнякова И. Ю., Широкова О. С., Курбатова М. В. Эффективность санаторно-курортного оздоровления школьников в условиях непрерывности учебного процесса. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2014;91(1):31-35.

Авторы:

Кизеев М.В.

ФГБУЗ Медицинский центр "Решма" ФМБА России

Все авторы (8)

Охрана здоровья детей и подростков является одним из приоритетных направлений государственной политики [1, 2]. При этом значимая роль отводится санаторно-курортным учреждениям, роль которых не должна ограничиваться возвратом здоровья, утраченного в результате болезни. Разнообразные природные лечебные факторы и современные технологии, доступные санаторно-курортным учреждениям, следует использовать для повышения уровня здоровья и функциональных резервов организма [3-7].

С 2012 г. Управление организации медицинской помощи ФМБА России в рамках исполнения Федерального закона №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [8] стало использовать в регионах новую форму детского оздоровления путем направления школьников в санаторно-курортные учреждения целыми классами совместно с классным руководителем в течение учебного года.

Основными преимуществами данного подхода считаются: непрерывность образовательного процесса, сохранение, а возможно, и укрепление социальных связей внутри класса, комплексное оздоровление с расширением адаптационных возможностей организма.

В то же время сам по себе процесс пребывания школьника в новых условиях является стрессогенным фактором, действие которого может неоднозначно сказаться на системе адаптации. Однако в доступной литературе отсутствуют систематизированные данные о влиянии подобной формы оздоровления на показатели адаптации организма школьников.

Среди методов, позволяющих оценить адаптационные процессы, особое место занимает анализ вариабельности сердечного ритма. Высокая чувствительность методики к интегральным изменениям в организме независимо от факторов, спровоцировавших изменения, позволяет предполагать ее высокую информативность в оценке эффективности санаторно-курортных мероприятий [9, 10].

Исходя из этого, целью настоящего исследования стала оценка эффективности санаторно-курортного оздоровления школьников в условиях непрерывности учебного процесса путем анализа динамики показателей вариабельности сердечного ритма и данных психофизиологического тестирования.

Материал и методы

В исследовании приняли участие 125 детей в возрасте 8-9 лет, разделенных на 2 группы: основную (3 учебных класса - 59 человек) и контрольную (3 учебных класса - 66 человек). Школьники основной группы в течение 21 дня находились в ФГБУЗ «Медицинский центр "Решма"» ФМБА России, представляющем собой санаторно-курортное учреждение местного типа, где им проводились лечебно-профилактические мероприятия в соответствии со стандартами учреждения: режим дня с десятичасовым ночным и полуторачасовым дневным сном, сбалансированное шестиразовое питание, ежедневные занятия физической культурой на свежем воздухе, занятия в тренажерном зале и бассейне, индивидуальные и групповые занятия с психологом. Детям с хроническими заболеваниями комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий (включая физиотерапевтические процедуры, массаж, ЛФК) назначался по итогам консультации специалистов.

Учебный процесс организовывался учителем класса, направлявшимся вместе с детьми. Учащиеся контрольной группы продолжали обучение в школе в соответствии с учебным планом. Основная и контрольная группы были сопоставимы по возрастно-половому составу и распределению детей по группам здоровья (табл. 1).

Всем детям основной группы за 1-2 дня до отъезда и в течение двух дней по возвращении из санатория проводились комплексные обследования (соответственно «Обследование 1» и «Обследование 2»), включавшие психологическое, психофизиологическое тестирование и анализ вариабельности ритма сердца (ВРС). Школьники контрольной группы проходили обследования в том же объеме и в те же даты, что и дети основной группы.

Психологическое и психофизиологическое тестирование выполнялось на аппаратно-программном комплексе НС-Психотест.Net (ООО «Нейрософт», Россия) и включало следующие методики: простая зрительно-моторная реакция, помехо­устойчивость, теппинг-тест, методика «Веселый-грустный», восьмицветовой тест Люшера в модификации Л. Собчик, тест «Оценка психической активности» [11-13].

Регистрация электрокардиограммы и анализ ВРС выполнялись с помощью аппаратно-программного комплекса Поли-Спектр-8/ЕХ с программным модулем Поли-Спектр-Ритм.Net (ООО «Нейрософт», Россия) в соответствии с имеющимися рекомендациями [14, 15]. Вычислялись временные и спектральные характеристики ритма сердца в фоновой и ортостатической пробе: RRNN (в мс) - средняя продолжительность кардиоинтервала, SDNN (в мс) - среднеквадратичное отклонение продолжительности кардиоинтервалов, TP (в мс2) - общая мощность спектра колебаний сердечного ритма, HF (в мс2) и HF% - мощность спектра в диапазоне высоких частот (абсолютное значение и относительный вклад), LF (в мс2) и LF% - мощность спектра в диапазоне низких частот (абсолютное значение и относительный вклад), VLF (в мс2) и VLF% - мощность спектра в диапазоне очень низких частот (абсолютное значение и относительный вклад), LF/HF - соотношение мощности спектра в диапазоне низких и высоких частот, К 30/15 - амплитуда переходного процесса ортостатической пробы.

Статистическая обработка проводилась при помощи программного пакета Statistica 6.0 («Statsoft Ink», США). В связи с тем что распределение изучаемых параметров отличалось от нормального, для оценки различий использовался критерий Уилкоксона-Манна-Уитни для несвязанных выборок, парный критерий Вилкоксона для связанных случаев; численные характеристики представлены в формате: медиана (25-й-75-й перцентиль).

Результаты и обсуждение

По результатам «Обследования 1» основная и контрольная группы достоверно не различались ни по параметрам психолого-психофизиологического статуса, ни по показателям ВРС (табл. 2). Это подтвердило сопоставимость групп и позволило провести оценку динамики функциональных параметров по окончании оздоровления в санатории.

Из всей батареи психологических и психофизио­логических тестов достоверная динамика была зафиксирована только по отдельным показателям теста Люшера и теста помехоустойчивости, а именно: в обеих группах произошло сокращение среднего времени реакции (с 434,1 (398,0-491,1) до 410,7 (384,6-459,9) с в основной и с 455,8 (403,9-504,0) до 417,9 (371,9-458,6) с в контрольной группе; p<0,01) и среднеквадратичного отклонения времени реакции (с 147,4 (118,9-192,8) до 126,5 (99,9-162,7) с в основной и с 172,3 (133,1-219,6) до 139,0 (110,7-173,4) с в контрольной группе; p<0,01) в тесте помехоустойчивости. В то же время число ошибок запаздывания, имевшее тенденцию к снижению в обеих группах, достоверно снизилось только в основной группе (с 5 (3-6) до 2 (2-4) ошибок в основной группе; p<0,01; с 4 (2-6) до 3 (2-5) ошибок в контрольной; p>0,1). Если общую тенденцию к уменьшению времени и повышению качества реакции можно отнести к фактору обучения при повторном выполнении теста, то различия в динамике числа ошибок запаздывания можно напрямую связать с улучшением функционального состояния высшей нервной деятельности на фоне оздоровления в санатории.

По данным теста Люшера, достоверная динамика была получена по показателю работоспособности, который практически не изменился в контрольной группе (9,97 и 10,0), но достоверно вырос в основной группе (с 9,54 до 10,37).

Различия в динамике показателей нейрогуморальной регуляции, по данным анализа ВРС, оказались более значительными (см. табл. 2). В контрольной группе практически все показатели существенно не изменились при недостоверной тенденции к снижению общего фона регуляции (SDNN, TP) и вклада парасимпатических влияний (HF) в фоновой и ортостатической пробе. Достоверные изменения ограничились снижением показателя К 30/15, характеризующего реактивность парасимпатического отдела нервной системы в ответ на функциональную нагрузку. Отрицательная динамика К 30/15 может указывать на увеличение общей стрессовой нагрузки на организм детей и снижение резервов адаптации в течение учебного процесса.

В основной группе произошло достоверное увеличение всех основных показателей ВРС в состоянии покоя (SDNN, TP, HF, LF, VLF) в сочетании с уменьшением частоты сердечных сокращений, что можно рассматривать как проявление роста функционального резерва и повышение экономичности работы организма. При этом прирост спектральных показателей был равномерным по всем диапазонам, поскольку не произошло достоверного изменения процентного соотношения компонентов спектра. То есть пребывание в санатории привело к общему росту активности регуляторных систем без специфического влияния на отдельные звенья регуляции. В ортостатической пробе достоверные изменения коснулись относительного вклада высоко- и низкочастотных компонентов регуляции (соотношение LF/HF сместилось в сторону более выраженного преобладания симпатических влияний, доля парасимпатической регуляции, HF%, снизилась) при отсутствии снижения общей активности регуляции. В сочетании с результатами фоновой пробы указанные изменения можно трактовать как реакцию активации приспособительных механизмов, которая в свою очередь служит источником повышения функционального резерва организма школьников.

Выводы

1. Проведенное исследование подтвердило эффективность санаторно-курортного оздоровления школьников в условиях непрерывности учебного процесса.

2. Наиболее информативными объективными критериями эффективности оздоровления можно считать показатели ВРС, в первую очередь динамику спектральных параметров фоновой пробы (прирост значений TP, LF, HF), отражающую увеличение адаптационных резервов организма школьников.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail