Кравцова Е.Ю.

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера Минздравсоцразвития России; краевая больница системы исполнения наказаний России, Пермский край

Щеколова Н.Б.

Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера

А О.

Новикова Е.А.

ГБУ РО «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи», Рязань, Россия

Обухов А.С.

ГБОУ ВПО Пермская государственная медицинская академия им. Е.А. Вагнера Минздрава России

Синусоидальные модулированные токи в комплексной реабилитации больных с детским церебральным параличом в течение учебного года

Журнал: Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2013;90(2): 38-41

Просмотров : 13

Загрузок : 1

Как цитировать

Кравцова Е. Ю., Щеколова Н. Б., А О., Новикова Е. А., Обухов А. С. Синусоидальные модулированные токи в комплексной реабилитации больных с детским церебральным параличом в течение учебного года. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2013;90(2):38-41.

Авторы:

Кравцова Е.Ю.

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера Минздравсоцразвития России; краевая больница системы исполнения наказаний России, Пермский край

Все авторы (5)

Комплексное лечение пациентов с детским церебральным параличом (ДЦП) включает в себя медицинскую, психологическую и социальную реабилитацию [1—3]. Особенно важным представляется обучение больных ДЦП. Принципы комплексной медико-педагогической реабилитации этих детей в течение учебного года практически не освещены в литературе. Важным представляется разработка доступных, безвредных для пациента и эффективных методов, повышающих адаптационные возможности больных ДЦП при их обучении в школе.

Цель исследования — обосновать включение электротерапии синусоидальными модулированными токами (СМТ) на шейные вегетативные образования в комплексную реабилитацию больных ДЦП в течение учебного года.

Материал и методы

Работа основана на результатах обследования 29 детей с ДЦП в возрасте от 7 до 11 лет в начале и в конце учебного года при обучении их в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья №152 Перми. Методом рандомизации все дети были разделены на 2 группы. 1-я группа — 16 пациентов, получивших курс воздействий СМТ на вегетативные образования шеи. 2-ю группу составили 13 детей, не получавших физиотерапевтического воздействия. Контрольную группу составили 20 практически здоровых детей 1—2-х классов общеобразовательной школы, обучающихся по аналогичной программе. Практически у всех наблюдаемых нами детей с ДЦП имелись различной степени выраженности двигательные расстройства: спастический тетрапарез, спастическая диплегия, гемиплегии. Почти половина из них страдали речевыми расстройствами в виде дизартрии. Все дети осмотрены психиатром. Олигофрения не диагностирована.

Использовался метод вариационной кардиоинтервалографии (ВКИГ) с изучением адаптационно-компенсаторных возможностей по интегративным показателям синусового сердечного ритма [4]. Рассчитывались показатели: мода (Мо) — наиболее часто встречающийся кардиоинтервал; амплитуда моды (АМо) — процентное содержание в вариационном ряду наиболее часто встречающихся кардиоциклов; вариационный размах (^х) — разность между максимальным и минимальным кардиоинтервалом. Индекс напряжения регуляторных систем (ИН) вычисляли по формуле ИН=АМо/2^хМо. Каждый из этих параметров имеет определенное физиологическое толкование. Так, ^х характеризует дыхательные колебания тонуса блуждающего нерва, а центральное влияние на сердечную мышцу находит выражение в параметрах АМо (нервный канал) и Мо (гуморальный канал). Степень централизации управления сердечным ритмом оценивалась по индексу напряжения. Выраженность симпатических и парасимпатических взаимоотношений со стороны синусового сердечного ритма оценивалась индексом вегетативного равновесия (ИВР), рассчитываемым по формуле АМо/^х. Реагирующий путь центрального нервного или гуморального стимулирования характеризовался показателем адекватности процессов регуляции (ПАПР), равным АМо/Мо.

Статистическая обработка данных проводилась с помощью программы Microsoft Excel 2000. Изучаемые количественные признаки представлены в виде М±SD, где М — среднее арифметическое, SD — стандартное отклонение. При сравнении параметров двух различных групп применялся критерий Стьюдента (t). Различие считалось достоверным при коэффициенте 5% (p<0,05).

Медицинская реабилитация проводилась всем наблюдаемым нами детям и включала в себя прежде всего проведение курсов лекарственной терапии, лечебной физкультуры, массажа. Препараты, влияющие на нейродинамику мозга, применялись курсами в течение 3—4 нед. Основу проводимого лечения составили ноотропные и сосудоактивные препараты, витамины группы В, антиоксиданты. Периодически больные получали курсы фитотерапии в виде настоев шиповника, душицы, пиона необычайного, калины, мелиссы.

Известно, что стимуляция верхнего шейного симпатического узла приводит к возникновению афферентных импульсов, активирующих десинхронизирующие структуры ствола мозга [5]. Шейный вегетативный аппарат непосредственно связан с подкорковыми и стволовыми образованиями головного мозга, с определенными отделами его неспецифических систем, которые осуществляют интегративные функции, обеспечивают взаимодействие специализированных систем мозга при организации целесообразной адаптивной деятельности. Передняя доля гипофиза иннервируется симпатическими нервами, исходящими из каротидного сплетения. Верхние шейные симпатические узлы оказывают активирующее влияние на вазомоторные, секреторные и трофические функции головного мозга. Все вышеизложенное определило выбор локализации воздействий.

С целью стимуляции вегетативных образований шеи нами выбраны СМТ. Механизм лечебного воздействия СМТ определяется их положительным влиянием на состояние нервно-мышечного аппарата, кровообращение, трофику тканей [6]. СМТ действуют не только местно, но и рефлекторно на центральные двигательные образования спинного мозга, что характерно для выбранной нами локализации воздействий на шейные вегетативные образования. Процедуры проводили от аппарата низкочастотной терапии Амплипульс-4. В положении больного лежа на спине свинцовые электроды площадью 15—30 см2 с гидрофильными прокладками накладывались на область грудино-ключично-сосцевидных мышц с обеих сторон. Применяли третий род работы (ПЧ) с временем полупериода 2—3 с, частотой 30 ГЦ, глубиной модуляции током 100%. Сила тока увеличивалась до достижения выраженной, но безболезненной вибрации. В среднем она составила 1,5—4 мА в зависимости от возраста детей. Время воздействия 10 мин. На курс проводили 6 ежедневных процедур. Все дети процедуры переносили хорошо.

Результаты и обсуждение

Как представлено в таблице,

в начале учебного года у детей с ДЦП преобладали эрготропные влияния, усугубляющиеся ортостатической нагрузкой (по показателям Мо). Превышение АМо аналогичного показателя у практически здоровых детей свидетельствует о преобладании нервных механизмов регуляции над гуморальными. Незначительное уменьшение АМо у больных детей после ортостатической нагрузки свидетельствует о включении трофотропных механизмов в вегетативную регуляцию. Незначительное повышение вариационного размаха в начале учебного года может свидетельствовать о невыраженном преобладании симпатикотонии, которая усиливается при ортостатической пробе. Увеличение ИН по сравнению с показателями контрольной группы и при проведении ортостатической нагрузки свидетельствует о напряжении адаптационных возможностей мозга. При этом ИВР и ПАПР подчеркивают значительное напряжение функционирования эрготропных систем над трофотропными. У пациентов, не получавших СМТ, к концу учебного года ухудшились показатели адаптации с рассогласованностью трофотропных и эрготропных влияний, на что указывает повышение ИН и АМо при уменьшении значения Мо.

Математический анализ ВКИГ выявил, что после проведения курса СМТ-воздействий на вегетативные образования шеи вегетативная регуляция у больных ДЦП приблизилась к нормотонической, о чем свидетельствует незначительное увеличение Мо. Ортостатическая проба вызвала нормальную реакцию — включение симпатических влияний. Увеличение ИН связано прежде всего со стимуляцией адаптивных механизмов, повышением функционирования регуляторных систем мозга. ИН в покое укладывается в диапазон значений колебаний основных показателей ВКИГ, соответствующих удовлетворительному состоянию, от 48 до 199 усл. ед. [7]. Ортостатическая проба вызвала значимое увеличение ИН, что свидетельствует о достаточно быстрой скорости перестройки регуляторных систем при адаптации. О превалировании трофотропных влияний в вегетативной регуляции свидетельствует и увеличение показателей ИВР и ПАПР (см. таблицу).

Полученные нами данные свидетельствуют о целесообразности включения воздействий СМТ на вегетативные образования шеи с целью улучшения адаптации к учебному процессу. Особенно важным это представляется в начале учебного года — в тот период, когда ребенок привыкает к школе и у него развивается синдром школьной дезадаптации.

В дальнейшем необходимо определить адекватную экспозицию СМТ в течение одной процедуры, оптимальные сроки воздействия СМТ на вегетативные образования шеи и частоту повторяемости курсов лечения.

Проведенное нами исследование подтверждает, что целесообразно объединять школы для детей с ограниченными возможностями здоровья с лечебными учреждениями, организовывая таким образом комплексы школа—больница. Это улучшило бы реабилитацию детей, в том числе и их обучение, приблизив условия к оптимальным, избавив больных от многих, порой трудно разрешимых для них и их родственников организационных проблем.

Выводы

1. Положительные сдвиги вегетативного гомеостаза, отмеченные под воздействием СМТ на вегетативные образования шеи, могут служить патогенетическим обоснованием их включения в комплексную реабилитацию пациентов с ДЦП.

2. Для своевременного выявления и коррекции напряжения адаптивных механизмов мозга и стресса у больных ДЦП целесообразно проводить вариационную кардиоинтервалографию в динамике учебного года, что является доступным и легкопереносимым для пациента.

3. С целью оптимизации социальной, педагогической, медицинской, психологической адаптации детей с детским церебральным параличом к учебному процессу целесообразно создание комплекса школа—больница.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail