Леванова О.Н.

ГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России, ул. Высоковольтная, 9, Рязань, Российская Федерация, 390026

Соколов В.А.

Никифоров Н.А.

Оценка полиморфизма гена CFH у больных c первичной открытоугольной глаукомой

Леванова О.Н., Соколов В.А., Никифоров Н.А.

Журнал: Вестник офтальмологии. 2016;132(1): 10‑14

Леванова О.Н., Соколов В.А., Никифоров Н.А. Оценка полиморфизма гена CFH у больных c первичной открытоугольной глаукомой. Вестник офтальмологии. 2016;132(1):10‑14.
Levanova ON, Sokolov VA, Nikiforov NA. CFH gene polymorphism in primary open-angle glaucoma patients. Russian Annals of Ophthalmology. 2016;132(1):10‑14. (In Russ.)

Оп­ти­чес­кая ко­ге­рен­тная то­мог­ра­фия и оп­ти­чес­кая ко­ге­рен­тная то­мог­ра­фия-ан­ги­ог­ра­фия в оп­ре­де­ле­нии прог­рес­си­ро­ва­ния гла­уко­мы. Часть 1. Ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния, ва­ри­абель­ность по­ка­за­те­лей и роль воз­рас­тных из­ме­не­ний. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(1):122-128
Те­ра­пев­ти­чес­кие воз­мож­нос­ти сти­му­ля­ции ре­па­ра­тив­но­го ней­ро­ге­не­за у па­ци­ен­тов с гла­уко­мой, пе­ре­нес­ших ко­ро­на­ви­рус­ную ин­фек­цию. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(2):44-51
Оп­ти­чес­кая ко­ге­рен­тная то­мог­ра­фия и оп­ти­чес­кая ко­ге­рен­тная то­мог­ра­фия-ан­ги­ог­ра­фия в оп­ре­де­ле­нии прог­рес­си­ро­ва­ния гла­уко­мы. Часть 2. Кли­ни­ко-фун­кци­ональ­ные кор­ре­ля­ции, мо­ни­то­ринг на поз­дней ста­дии и ог­ра­ни­че­ния ме­то­да. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(2):76-83
Вли­яние ан­ти­ок­си­дан­тной те­ра­пии на не­ко­то­рые па­то­ге­не­ти­чес­кие фак­то­ры пер­вич­ной от­кры­то­уголь­ной гла­уко­мы. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(4):35-43
Зна­че­ние струк­ту­ры ре­шет­ча­той мем­бра­ны скле­ры в ди­аг­нос­ти­ке и ле­че­нии гла­уко­мы. Ре­мо­де­ли­ро­ва­ние кол­ла­ге­на ре­шет­ча­той мем­бра­ны и пу­ти те­ра­пев­ти­чес­ко­го воз­действия на не­го. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(4):121-126
Вли­яние фа­ко­эмуль­си­фи­ка­ции воз­рас­тной ка­та­рак­ты на уро­вень оф­таль­мо­то­ну­са и па­ра­мет­ры ири­до­кор­не­аль­но­го уг­ла при пер­вич­ной от­кры­то­уголь­ной гла­уко­ме. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(6):60-68
Срав­не­ние эф­фек­тив­нос­ти и бе­зо­пас­нос­ти при­ме­не­ния про­ти­вог­ла­уком­ных пре­па­ра­тов в те­ра­пии пер­вич­ной от­кры­то­уголь­ной гла­уко­мы. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(6):101-108
Сов­ре­мен­ные воз­мож­нос­ти ран­ней ди­аг­нос­ти­ки бо­лез­ни Альцгей­ме­ра у па­ци­ен­тов с пер­вич­ной от­кры­то­уголь­ной гла­уко­мой. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(6):121-128
Осо­бен­нос­ти ней­роп­си­хо­ло­ги­чес­ко­го ста­ту­са и ре­зуль­та­ты маг­нит­но-ре­зо­нан­сной мор­фо­мет­рии у па­ци­ен­тов с бо­лез­нью Альцгей­ме­ра и гла­уко­мой. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(9):43-51

В настоящее время глаукому рассматривают как нейродегенеративное заболевание, характеризующееся изменениями не только сетчатки и зрительного нерва, но и более высоких отделов зрительного пути. Причинами этого могут быть неизученные на сегодняшний день механизмы патогенеза и факторы прогрессирования глаукомы [1—3].

Анализ многочисленных литературных данных, посвященных глаукоме, свидетельствует о системном поражении соединительно-тканных структур глаза, эндотелия микроциркуляторного русла и нейротрофических нарушениях зрительного нерва и его окружения. Такая системность нарушений функционирования нервной, сосудистой, соединительной ткани одного органа может быть связана с дисфункцией иммунной системы и развитием хронического иммунного воспаления.

Работа иммунной системы является необходимой внутренней реакцией, но если происходит сбой в ее регуляции, иммунная активность может превратиться в аутоиммунный процесс травмы. В дополнение к данным о потенциальной цитотоксичности аутореактивных Т-клеток и аутоантител [4] имеются сведения, что неконтролируемая активация также может способствовать прогрессированию дегенеративной травмы ганглионарных клеток сетчатки, их синапсов и аксонов при глаукоме. Последние гистопатологические исследования тканей человека показали формирование компонентов комплемента в сетчатке при глаукоме [5, 6].

Комплемент (система комплемента) (от лат. complementum — дополнение) — группа глобулярных белков сыворотки крови животных и человека, представляющих собой часть иммунной системы организма. При попадании в организм инфицирующих его бактерий или вирусов, некоторых токсинов или возникновении собственных трансформированных клеток происходит активация комплемента, в результате чего клетки-мишени лизируются (разрушаются), а токсины и вирусы нейтрализуются. Поэтому систему комплемента рассматривают наряду с макрофагами как передовой рубеж иммунной защиты организма [7].

Каскад комплемента активируется как часть врожденной иммунной реакции против патогенов, а также служит для очистки от нежелательных клеток и продуктов клеточного распада [7].

Недавние исследования L. Ren [8] выявили, что комплемент принимает участие в уничтожении синапсов в центральной нервной системе (ЦНС) [9], это делает его причастным к развитию нейродегенеративных заболеваний, в том числе глаукомы.

Нарушение регуляции и активации белков комплемента является последовательными особенностями при глаукоме у человека и животных [8, 10—12].

Известно, что система комплемента регулируется несколькими белками. Одним из самых важных является плазменный белок — фактор комплемента H (CFH). Определенные мутации нарушают способность изучаемого гена адекватно контролировать функционирование системы комплемента, которая начинает атаковать собственные клетки организма [13].

Участок ДНК в кодирующей области гена CFH, в котором азотистое основание тимин (Т) заменяется на цитозин ©, называется генетическим маркером Т1204С. В результате аминокислота тирозин заменяется на гистидин в позиции 402 аминокислотной последовательности белка CFH (Tyr402His). Такие «однобуквенные» погрешности в записи генов называют единичными нуклеотидными полиморфизмами [14—19].

Местный синтез компонентов комплемента в ЦНС может иметь и другие функции помимо своих прямых иммунологических. Недавние исследования показали, что комплемент принимает участие в уничтожении синапсов в ЦНС [9] и других дегенеративных процессах [20], что делает его причастным к таким заболеваниям, как шизофрения [21], болезнь Альцгеймера [22], болезнь Паркинсона [23], глаукома [8].

Было высказано предположение, что каскад комплемента может играть разные роли в патогенезе глаукомы в зависимости от стадии [8].

Учитывая аутоиммунные звенья патогенеза первичной открытоугольной глаукомы (ПОУГ), представляет интерес исследование фактора Н системы комплемента у больных с данной патологией.

На основании вышеизложенного мы поставили цель изучить полиморфизм гена CFH у больных с глаукомой и пациентов группы контроля.

Материал и методы

Генетический анализ проводили у 68 пациентов (основная группа) с разными стадиями ПОУГ. Возраст обследуемых (из них 28 женщин и 40 мужчин) колебался от 32 до 79 лет и в среднем составил 66,7 года.

В контрольную группу вошли 30 человек (17 мужчин и 13 женщин), не страдающих ПОУГ, с различной соматической возрастной патологией, сопоставимой с таковой в основной группе. Средний возраст пациентов составил 72,2 года (от 27 до 75 лет).

Материалом исследования служила венозная кровь.

Анализу подвергали геномную ДНК человека, выделенную из лейкоцитов цельной крови с помощью реагента ДНК-экспресс-кровь и системы SNP-экспресс-РВ ООО НТП «Литех» (Москва).

Исследование выполняли на базе центральной научно-исследовательской лаборатории ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России.

Выделение ДНК производили из 5 мл венозной крови. Далее с образцами выделенной ДНК была проведена полимеразная цепная реакция (ПЦР) с детекцией продуктов амплификации в режиме реального времени с использованием комплекта реагентов SNP-экспресс-РВ на амплификаторе iCycler iQ5 (Riorad).

Все исследования проводили с соблюдением принципов GCP и Хельсинской декларации с разрешения локального этического комитета.

Результаты и обсуждение

Среди обследованных (как в группе больных с ПОУГ, так и в группе контроля) не было обнаружено пациентов с гомозиготным полиморфизмом по аллелю 402Н. Гомозиготы с отсутствием полиморфизма гена CFH составили 40% среди больных с глаукомой и 30% в контрольной группе. Гетерозиготы составили 60% в основной группе и 40% — в контрольной. Таким образом, гетерозиготы превалировали как среди больных с глаукомой, так и среди пациентов контрольной группы.

Анализ полученных результатов (60% больных с глаукомой являются носителями мутации гена) позволяет предположить аутоиммунную природу патогенеза ПОУГ и возможное участие системы комплемента в патологическом процессе. Однако похожие результаты исследования мы наблюдаем и в группе контроля (30% нормозигот и 70% гетерозигот).

Следующим этапом исследования стало изучение полиморфизма гена CFH у больных с ПОУГ разных стадий патологического процесса.

В зависимости от стадии заболевания больные с ПОУГ были разделены на 3 группы: 1-ю группу составили 25 пациентов с I стадией, 2-ю — 23 пациента со II стадией, 3-ю — 20 пациентов с III—IV стадией ПОУГ.

Выявлено, что гомозигот с отсутствием полиморфизма гена CFH среди пациентов с I стадией ПОУГ было 25%, а гетерозигот 75% (см. таблицу и рисунок). В группе больных со II стадией как гомозиготы с отсутствием полиморфизма, так и гетерозиготы составили 50% (см. таблицу и рисунок).

Полиморфизм гена CFH у больных с ПОУГ и пациентов группы контроля Примечание. Данные сравнивались с помощью построения таблиц сопряженности признаков и проверки статистической гипотезы об отсутствии различий между показателями групп по критерию χ2 Пирсона. p — достоверность показателей групп пациентов: p1 — по сравнению с показателями контроля, p2 — по сравнению с показателями 1-й группы, p3 — по сравнению с показателями 2-й группы. При p<0,05 различие между показателями групп существенно, при p>0,05 — несущественно.

Для сравнительного анализа выборок и выявления ассоциативных связей при оценке молекулярно-генетических данных был использован непараметрический критерий χ2 Пирсона для несвязных выборок.

На основании результатов статистической обработки полученных данных непараметрическим методом χ2 Пирсона установлена связь между отсутствием/наличием полиморфизма гена CFH и стадией прогрессирования ПОУГ (р=0,037). Кроме того, выявлен линейный тренд, указывающий на зависимость между отсутствием/наличием полиморфизма и стадией заболевания (критерий χ2 с р=0,004) (см. рисунок).

Линейная зависимость между стадией ПОУГ и отсутствием/наличием полиморфизма.

Отметим, что с прогрессированием ПОУГ увеличивается частота отсутствия полиморфизма. При приближении к финалу патологического процесса (гибели ганглионарных клеток) количество гомозигот с отсутствием полиморфизма гена CFH увеличивается до 65%, а количество гетерозигот уменьшается до 35% (см. таблицу и рисунок).

Экспериментальные исследования зарубежных ученых показали, что в начале развития глаукомы имеет место активация воспалительных процессов. В частности, каскад комплемента активируется очень рано у DBA/2J-мышей, широко используемых в качестве модели для экспериментальной глаукомы. У DBA/2J-мышей развиваются признаки человеческой глаукомы, включая повышение внутриглазного давления (ВГД) и раннее повреждение аксонов ганглионарных клеток в головке зрительного нерва [11, 24, 25].

Мутации фактора Н у больных с ПОУГ нарушают способность гена CFH адекватно контролировать функционирование системы комплемента. Нарушение работы этой системы способствует чрезмерному увеличению экспрессии ряда компонентов каскада комплемента, в частности С5, С3, C1q. Из данных литературы известно, что избыточное количество компонентов комплемента усугубляет течение ПОУГ.

M. Kuehn и соавт. [5] в своем иммуногистохимическом исследовании, наблюдая повышенную экспрессию C1q и C3 в ганглионарном слое сетчатки и в слое нервных волокон больных с ПОУГ и крыс с экспериментально повышенным ВГД, пришли к выводу, что чрезмерная активация комплемента, в частности формирование мембрано-атакующего комплекса, способна привести к лизису ганглионарных клеток.

Наши генетические исследования показали, что при начальной стадии ПОУГ превалируют пациенты, являющиеся носителями мутации фактора Н (т.е. гетерозиготы). На этих стадиях патологического процесса велика большая вероятность повреждения собственных клеток нейроэпителия, т. е. ганглионарных клеток. С прогрессированием заболевания количество гетерозигот постепенно снижается с 75 до 35%. Превалирование локальных мутаций полиморфизма гена CFH (по аллелю 402Н в гене фактора комплемента Н) в начальных стадиях развития ПОУГ свидетельствует о том, что нарушение регуляции в системе комплемента является пусковым (триггерным) механизмом при данном заболевании и происходящие процессы носят аутоиммунный характер. Это подтверждает высказанные в литературе предположения о роли системы комплемента в патогенезе глаукомы [8].

В начале заболевания система комплемента играет роль посредника в удалении дендритных синапсов ганглионарных клеток [9], тем самым снижая их выживаемость. Как только клеточная смерть становится неизбежной и ганглиоциты начинают подвергаться апоптозу, система комплемента способствует удалению клеточного «мусора» и уменьшению воспалительной реакции [8]. С другой стороны, комплемент может подвергать лизису и здоровые клетки, усугубляя патологический процесс [5]. Кроме того, система комплемента может активировать соседние глиальные клетки и заставить их синтезировать различные медиаторы воспаления, в том числе цитокины и супероксидные радикалы, что приводит к еще большей гибели ганглиоцитов. Активация ганглионарных клеток как один из механизмов развития патологического процесса при глаукоме продемонстрирована в работах A. Bosco [26] и A. Ebneter [27].

Снижение количества пациентов (с 75 до 35%) с гетерозиготным полиморфизмом по аллелю 402Н в гене фактора комплемента Н по мере прогрессирования глаукомного процесса в нашем исследовании, возможно, связано со спадом интенсивности аутоиммунной реакции при переходе от одной стадии ПОУГ к другой из-за гибели ганглионарных клеток, т. е. уменьшения количества клеток-мишеней.

Выводы

1. Среди обследованных (как в группе больных с ПОУГ, так и в группе контроля) не было обнаружено пациентов с гомозиготным полиморфизмом по аллелю 402Н. Гомозиготы с отсутствием полиморфизма гена CFH составили 40% среди больных с глаукомой и 30% в контрольной группе, гетерозиготы составили соответственно 60 и 40%.

2. Установлена связь между отсутствием/наличием полиморфизма гена CFH и стадией прогрессирования ПОУГ (р=0,037). Кроме того выявлена линейная зависимость между отсутствием/наличием полиморфизма и стадией заболевания (критерий χ2 с р=0,004).

Превалирование локальных мутаций полиморфизма гена CFH (по аллелю 402Н в гене фактора комплемента Н) в начальных стадиях развития ПОУГ свидетельствует о том, что нарушение регуляции в системе комплемента является пусковым (триггерным) механизмом при данном заболевании, и происходящие процессы носят аутоиммунный характер. Возможно, это связано со спадом интенсивности аутоиммунной реакции при переходе от одной стадии ПОУГ к другой из-за гибели ганглионарных клеток, т. е. уменьшения количества клеток-мишеней.

Концепция и дизайн исследования: Н.Н., О.Л.

Сбор и обработка материала: О.Л.

Статистическая обработка: О.Л.