Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Мензоров М.В.

Кафедра терапии и профессиональных болезней медицинского факультета Ульяновского государственного университета

Шутов А.М.

ФГБОУ ВПО "Ульяновский государственный университет"

Мидленко В.И.

ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», Ульяновск, Россия

Ларионова Н.В.

Кафедра терапии и профессиональных болезней медицинского факультета ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», Ульяновск, Россия

Морозова И.В.

Кафедра терапии и профессиональных болезней медицинского факультета ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», Ульяновск, Россия

Акулова О.В.

ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», Ульяновск, Россия

Значение N-концевого предшественника мозгового натрийуретического пептида в прогнозировании острого повреждения почек у больных с острой декомпенсацией хронической сердечной недостаточности

Авторы:

Мензоров М.В., Шутов А.М., Мидленко В.И., Ларионова Н.В., Морозова И.В., Акулова О.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Терапевтический архив. 2017;89(3): 78‑84

Просмотров: 1353

Загрузок: 525


Как цитировать:

Мензоров М.В., Шутов А.М., Мидленко В.И., Ларионова Н.В., Морозова И.В., Акулова О.В. Значение N-концевого предшественника мозгового натрийуретического пептида в прогнозировании острого повреждения почек у больных с острой декомпенсацией хронической сердечной недостаточности. Терапевтический архив. 2017;89(3):78‑84.
Menzorov MV, Shutov AM, Midlenko VI, Larionova NV, Morozova IV, Akulova OV. Value of N-terminal pro brain natriuretic peptide in predicting acute kidney injury in patients with acute decompensated chronic heart failure. Therapeutic Archive. 2017;89(3):78‑84. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/terarkh201789378-84

Рекомендуем статьи по данной теме:
Роль ос­тро­го по­чеч­но­го пов­реж­де­ния в ле­че­нии боль­ных с ос­трой ише­ми­ей ниж­них ко­неч­нос­тей. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2024;(4):457-462
Ос­трое пов­реж­де­ние по­чек во вре­мя бе­ре­мен­нос­ти с бла­гоп­ри­ят­ным аку­шер­ским и неф­ро­ло­ги­чес­ким ис­хо­дом. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2025;(1):65-70
Ме­то­ды про­фи­лак­ти­ки ос­тро­го пов­реж­де­ния по­чек в кар­ди­охи­рур­гии: об­зор ли­те­ра­ту­ры. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2025;(2):83-89
Эф­фек­тив­ность пер­фу­зии ниж­ней час­ти те­ла в про­фи­лак­ти­ке по­чеч­но­го пов­реж­де­ния при ре­конструк­ции ду­ги аор­ты у де­тей ран­не­го воз­рас­та. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2025;(2):142-149

В последние годы проблеме острого повреждения почек (ОПП) уделяется большое внимание [1, 2]. Это связано как с ростом частоты ОПП и высокой летальностью, так и с увеличением риска развития хронической болезни почек — ХБП [1, 3—5].

Острая декомпенсация хронической сердечной недостаточности (ОДХСН) — одна из ведущих причин госпитализации в мире [6]. Частота ОПП у больных ОДХСН может достигать 70%, неблагоприятно влияя на ближайшие и отдаленные исходы заболевания [7—9]. У отдельных пациентов ОПП развивается «de novo», у других отягощает имеющуюся ХБП [7], распространенность которой у больных с декомпенсированной ХСН составляет не менее 30% [10].

Современные рекомендации по диагностике и лечению ОПП (KDIGO, 2012) основываются на динамике уровня креатинина в сыворотке (УКС) крови и диуреза, что не позволяет рано диагностировать ОПП [1]. В этой связи активно исследуются биомаркеры повреждения почечной ткани [11—14]. Однако мнения об их возможностях в ранней диагностике ОПП, в том числе у больных ОДХСН, противоречивы [13—15]. Не исключено, что это связано с различными механизмами развития ОПП у пациентов [16, 17]. Так, биохимические маркеры ОПП неплохо зарекомендовали себя при экзогенных отравлениях, использовании нефротоксичных препаратов [16, 17]. В ситуациях, когда ОПП обусловлено нарушением гемодинамики и снижением клубочковой фильтрации (что наблюдается при остром кардиоренальном синдроме), прогностическая роль биомаркеров повреждения почек менее очевидна [11, 16, 17].

У больных ОДХСН важным фактором патогенеза ОПП является гипоксия почек, обусловленная нарушениями центральной и внутрипочечной гемодинамики, которые, в том числе ведут к снижению клубочковой фильтрации [18]. Выраженность гемодинамических нарушений у больных с сердечной недостаточностью (СН) ассоциирована с уровнем мозгового натрийуретического гормона (BNP) и N-концевого предшественника мозгового натрийуретического пептида (NT-proBNP) [6, 19, 20]. Это позволяет высказать гипотезу о возможности использования натрийуретических пептидов в качестве биохимических маркеров риска ОПП у больных ОДХСН.

Целью исследования явилось изучение прогностического значения NT-proBNP сыворотки крови у больных c ОДХСН в развитии ОПП. Чтобы исключить индуцированное контрастным веществом ОПП (нефротоксическое воздействие), в исследование включали только пациентов, которым в стационаре и за 7 дней до госпитализации не вводились рентгеноконтрастные препараты.

Материалы и методы

Обследовали 83 больных с ОДХСН —55 (66%) мужчин и 28 (34%) женщин, средний возраст составил 65±11 лет. Причинами хронической сердечной недостаточности (ХСН) служили ишемическая болезнь сердца (ИБС) у 3 (4%), артериальная гипертония (АГ) у 4 (5%), сочетание АГ и ИБС у 63 (76%), порок сердца у 5 (6%), дилатационная кардиомиопатия у 5 (6%), хроническая обструктивная болезнь легких у 2 (2%), тромбоэмболия легочной артерии (ТЭЛА) в анамнезе у 1 (1%) пациента. Характеристика больных представлена в таблице. Протокол обследования утвержден этическим комитетом ГУЗ «Центральная городская клиническая больница Ульяновска». В исследование включали больных, подписавших информированное согласие.

Характеристика больных с ОДХСН Примечание. ФК — функциональный класс; АД — артериальное давление; ЧСС — частота сердечных сокращений; УЗИ — ультразвуковое исследование; СКФ — скорость клубочковой фильтрации.

Диагностику ОДХСН осуществляли согласно рекомендациям Общества специалистов по СН при наличии у больного ухудшения симптомов и признаков ранее диагностированной ХСН [6]. ОПП диагностировали и классифицировали согласно Рекомендациям KDIGO (2012) в случае повышения УКС ≥26,5 мкмоль/л в течение 48 ч или изменения УКС ≥1,5 раза по сравнению с базальным уровнем в течение 7 сут [1]. При увеличении УКС в 1,5—1,9 раза по сравнению с исходным диагностировали I стадию, при увеличении в 2—2,9 раза — II стадию, при увеличении в 3 раза и более или ≥353,6 мкмоль/л — III стадию ОПП. У больных отсутствовали показания к катетеризации мочевого пузыря, поэтому определение почасового диуреза было затруднено.

У всех пациентов при поступлении в стационар определяли концентрацию NT-proBNP в сыворотке крови иммуноферментным методом с использованием наборов «NT-proBNP ELISA Biomedica, Inc».

Статистическую обработку полученных данных осуществляли с помощью программы Statistica for Windows 10.0. Достоверность различий несвязанных переменных при нормальном распределении определяли по критерию t Стьюдента. В случае, если распределение отличалось от нормального, использовали критерий U Манна—Уитни. Для сравнения зависимых переменных использовали критерий Вилкоксона. Проводили однофакторный корреляционный анализ в зависимости от вида распределения — Пирсона или Кендалла. Для сравнения двух групп по качественному признаку использовали критерий χ2 Пирсона. Для прогнозирования вероятности развития события по одному прогностическому фактору выполняли логистический регрессионный анализ, по нескольким прогностическим факторам — многофакторный регрессионной анализ. Для оценки точности диагностического метода осуществляли ROC-анализ. В случае приближенно нормального распределения данные представлены в виде M±SD, где M — среднее арифметическое, SD — стандартное отклонение. В противном случае данные представлены в виде медианы — Me (25-й процентиль; 75-й процентиль). Различие считали достоверным при р<0,05.

Результаты

Период от появления клинической картины ОДХСН до госпитализации составил 7 (3; 14) дней. ОПП диагностировано у 18 (22%) из 83 больных (рис. 1, а), причем у 13 (16%) пациентов имелась I стадия, у 4 (5%) — II стадия, у 1 (1%) — III стадия ОПП (рис. 1, б). Характеристика больных, в зависимости от наличия ОПП, представлена в таблице. Пациенты с и без ОПП были сопоставимы по полу и возрасту. До госпитализации большинство больных имели IV ФК и IIБ—III стадию ХСН.

Рис. 1. Частота (а) и тяжесть (б) ОПП у больных с ОДХСН.

Концентрация NT-proBNP в сыворотке крови больных с ОДХСН составила 981,0 (546,3; 1556,1) пг/мл. Выявлена прямая связь между содержанием NT-proBNP в сыворотке крови и возрастом пациентов (p=0,02). Установлена обратная связь с такими параметрами трофологического статуса, как индекс массы тела — ИМТ (p=0,005), индекс жировой массы тела — ИЖМТ (p=0,02), степень ожирения (p=0,001).

Концентрация NT-proBNP в сыворотке крови достоверно выше у больных с ОПП по сравнению с остальными пациентами — 1512,1 (981,0; 2246,2) и 861,8 (499,0; 1383,6) пг/мл (p=0,008) (рис. 2). Обнаружена прямая связь между уровнем NT-proBNP и стадией ОПП (p=0,002), содержанием креатинина (p=0,047), а также обратная связь со СКФ в момент госпитализации (p=0,039).

Рис. 2. Уровень NT-proBNP у больных с ОДХСН в зависимости от наличия ОПП.

При проведении логистического регрессионного анализа установлено, что концентрация NT-proBNP более 942 пг/мл ассоциирована со значительным ростом риска развития ОПП (относительный риск 4,3 при 95% доверительном интервале от 1,27 до 14,90; p=0,02). Многофакторный регрессионный анализ, в который в качестве независимых переменных включали параметры, продемонстрировавшие достоверную связь при однофакторном корреляционном анализе (NT-proBNP, ИМТ, СКФ, возраст больных, а также пол), только уровень NT-proBNP оказывал независимое прямое влияние на развитие ОПП (бета 0,31; p=0,02). По данным RОС-анализа NT-proBNP >942 пг/мл прогнозировал развитие ОПП с чувствительностью 78 (52; 94) % и специфичностью 55 (44; 69) % (AUC=0,70; р=0,006) (рис. 3).

Рис. 3. Значение NT-proBNP у больных с ОДХСН в прогнозировании ОПП. Уровень NT-proBNP >942 пг/мл позволил прогнозировать ОПП с чувствительностью 78 (52; 94) % и специфичностью 55 (44; 69) % (AUC=0,70; р=0,006).

В стационаре умерли 4 (5%) больных, продолжительность их пребывания в стационаре составила 6,5 (3,0; 10,5) дня. Все пациенты умерли от сердечно-сосудистых осложнений: у 2 больных во время пребывания в стационаре развился острый инфаркт миокарда, у 2 — ТЭЛА. У всех умерших в момент госпитализации СКФ была менее 60 мл/мин/1,73 м2, а уровень NT-proBNP превышал 942 пг/мл. ОПП развилось у 2 пациентов с острым инфарктом миокарда.

Обсуждение

Частота ОПП у больных с OДХСН, по данным различных исследователей, составляет от 20 до 70% [7—9, 21], что связано c различным контингентом пациентов, степенью тяжести СН, этиологией ХСН, а также влиянием гемодинамических и негемодинамических факторов [1, 18]. Частота ОПП в нашем исследовании составила 22%.

Современные Рекомендации KDIGO (2012) предполагают диагностику ОПП на основе функциональных параметров, при этом требуется время для их оценки в динамике, что не позволяет рано выявлять ОПП [1]. Кроме того, у больных с СН имеется ряд других факторов, затрудняющих диагностику ОПП (сложности подсчета почасового диуреза, наличие ХБП и др.), на что мы указывали в предшествующих публикациях [22, 23].

В последние годы идет активный поиск биологических маркеров повреждения почек, которые бы позволили раньше и надежней, чем традиционные показатели оценки функции почек, выявлять ОПП. Среди них наиболее исследованы липокалин, ассоциированный с желатиназой нейтрофилов (NGAL), цистатин С, интерлейкин-18 (IL-18), молекула повреждения почек-1 (KIM-1), печеночный протеин, связывающий жирные кислоты (L-FABP) и др. [2, 13, 15, 24]. В большинстве своем указанные маркеры представляют белки, экспрессия которых возрастает при повреждении тубулярного эпителия [2, 13, 15, 17]. В то же время необходимо отметить, что ОПП, диагностированное по динамике функциональных критериев, не всегда сопровождается повышением биохимических маркеров (NGAL, KIM-1, IL-18) и, наоборот, увеличение концентрации биомаркеров не всегда сопровождается повышением уровня креатинина или снижением диуреза [11, 17, 25]. В связи с этим предлагается выделять «нарушение функции» (изменение функциональных критериев) и «повреждение» почек (появление биомаркеров повреждения) либо их сочетание [16].

При остром кардиоренальном синдроме ведущим звеном в патогенезе ухудшения функции почек является нарушение гемодинамики со снижением СКФ (преренальное ОПП) [1, 2]. В большинстве случаев оно обратимо и не ведет к развитию ишемического тубулярного некроза (ИТН), сопровождающегося повышением концентрации биомаркеров [2, 18]. Возможно, поэтому в зависимости от преобладания в различных исследованиях доли больных ОДХСН с ИТН диагностическая роль биомаркеров существенно варьирует [11—13, 26].

Частота ОПП зависит от тяжести острой СН и при кардиогенном шоке может достигать 70% [18, 27, 28]. У больных с ОДХСН наиболее изученным биохимическим маркером, характеризующим дисфункцию сердца и отражающим выраженность СН и ее прогноз, является BNP (NT-proBNP) [6, 29—31]. Уровень BNP возрастает в случае диастолического растяжения желудочков сердца, систолического напряжения их стенок и в результате гипоксии миокарда [32, 33]. Повышение уровня BNP вызывает сложный комплекс физиологических реакций, ведущий к снижению гемодинамической нагрузки на сердце, в том числе посредством увеличения клубочковой фильтрации и натрийуреза [34, 35].

Считается, что неактивный NT-proBNP, который образуется вместе с активным BNP из пептида предшественника (proBNP), является предпочтительным для использования в практических целях в связи с более длительным периодом полувыведения, отсутствием ферментативной деградации и меньшей частотой случайных колебаний [32, 36, 37].

Имеется небольшое число исследований, в которых изучалась связь уровня натрийуретических пептидов с острым нарушением функции почек у больных с ОДХСН. Установлено, что в случае развития ОПП уровень как BNP, так и NT-proBNP достоверно повышается [26, 38, 39]. При сочетанной оценке прогностической роли BNP и плазменного NGAL в отношении развития ОПП у пациентов с ОДХСН предиктивные возможности второго оказались лучше [26]. Тем не менее нужно учитывать, что уровень плазменного NGAL заметно возрастает с уменьшением СКФ, приводя к ложноположительным диагнозам ОПП у больных СН c ХБП, чего не наблюдается при использовании BNP [14]. При одновременной оценке BNP, NT-proBNP и NGAL у больных с декомпенсированной ХСН в случае острого нарушения функции почек концентрация NT-proBNP повышалась в большей степени, чем других биомаркеров [39].

В настоящее время важная прогностическая роль натрийуретических пептидов в отношении развития ОПП выявлена не только у больных с острой С.Н. Так, наличие ОПП у критических пациентов, не имевших на момент поступления ОДХСН, ассоциировано с более высоким уровнем BNP [40]. Установлено, что повышение уровня натрийуретического пептида у реанимационных больных в первые сутки госпитализации достоверно связано с риском развития ОПП и смертностью [41]. Как BNP, так и NT-proBNP позволяют прогнозировать ОПП у пациентов с внебольничной пневмонией [42].

Согласно нашим данным, уровень NT-proBNP достоверно выше у больных с ОПП, чем у остальных пациентов; более того, обнаружена прямая связь между уровнем NT-proBNP и тяжестью ОПП. Полученные нами результаты свидетельствуют, что уровень NT-proBNP сыворотки крови, взятой у больного с ОДХСН в момент госпитализации и превышающий 942 пк/мл, позволяет прогнозировать развитие ОПП.

Содержание натрийуретических пептидов повышается с возрастом, зависит от пола и может быть низким у лиц с ожирением [6, 43, 44]. У обследованных нами больных наблюдалась обратная связь с ИМТ, ИЖМТ. Требуются дальнейшие исследования для оценки того, насколько это влияет на точность прогнозирования ОПП. В отличие от BNP клиренс NT-proBNP тесно связан со СКФ, поэтому ХБП ведет к увеличению его концентрация в плазме и вносит ограничения в использование у больных с нарушенной функцией почек [32]. Полученные нами данные свидетельствуют, что уровень NT-proBNP является прогностически значимым для развития ОПП независимо от пола, возраста, ИМТ, СКФ в момент госпитализации.

По нашему мнению, NT-proBNP является маркером риска ОПП и неблагоприятного прогноза, а не биомаркером, экспрессия которого увеличивается при повреждении тубулярного эпителия. Чем тяжелее гемодинамические нарушения, тем выше уровень натрийуретических пептидов и тем больше снижена перфузия почек, что ведет к преренальному ОПП с возможным, но необязательным, последующим развитием ИТН.

В этой связи перспективным выглядит внедрение наборов биомаркеров, включающей натрийуретический пептид и NGAL, что, вероятно, не только улучшит предиктивную диагностику ОПП, но и позволит своевременно идентифицировать ИТН как более тяжелое поражение почек при остром кардиоренальном синдроме.

Заключение

Таким образом, высокий уровень NT-proBNP в сыворотке крови во время госпитализации больного с ОДХСН может служить маркером высокого риска ОПП и высокой летальности. Необходимы дальнейшие исследования, которые позволят уточнить причинно-следственные отношения между содержанием натрийуретических пептидов в сыворотке крови, ОПП и поражением сердца, а также уточнить пороговые значения уровня NT-proBNP в плазме для использования его в качестве прогностического биомаркера.

Работа выполнена при поддержке Минобрнауки России в рамках государственного задания на НИР.

Конфликт интересов отсутствует .

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.