Нефедова С.М.

ФАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Новиков И.А.

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт глазных болезней им. М.М. Краснова»

Кравчик М.В.

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт глазных болезней им. М.М. Краснова»

Золотенков Д.Д.

ФАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Суббот А.М.

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт глазных болезней им. М.М. Краснова»

Пиголкин Ю.И.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Прогнозирование возраста на основании изучения элементного состава костной ткани с помощью энергодисперсионной рентгеновской спектроскопии

Авторы:

Нефедова С.М., Новиков И.А., Кравчик М.В., Золотенков Д.Д., Суббот А.М., Пиголкин Ю.И.

Подробнее об авторах

Просмотров: 685

Загрузок: 1


Как цитировать:

Нефедова С.М., Новиков И.А., Кравчик М.В., Золотенков Д.Д., Суббот А.М., Пиголкин Ю.И. Прогнозирование возраста на основании изучения элементного состава костной ткани с помощью энергодисперсионной рентгеновской спектроскопии. Судебно-медицинская экспертиза. 2023;66(4):52‑57.
Nefedova SM, Novikov IA, Kravchik MV, Zolotenkov DD, Subbot AM, Pigolkin YuI. Age prediction based on the examination of bone tissue elemental composition using energy dispersive X-Ray spectroscopy. Forensic Medical Expertise. 2023;66(4):52‑57. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed20236604152

Рекомендуем статьи по данной теме:
Су­деб­но-ме­ди­цин­ская ди­аг­нос­ти­ка воз­рас­та по ме­то­ду Came­riere. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(4):41-45
Оп­ре­де­ле­ние воз­рас­та по мик­рос­трук­тур­ным па­ра­мет­рам перстне­вид­но­го хря­ща че­ло­ве­ка. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(4):46-51
Хро­ма­тог­ра­фи­чес­кий ана­лиз твер­дых тка­ней зу­ба в це­лях оп­ре­де­ле­ния воз­рас­та лич­нос­ти. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(4):58-61
Ис­сле­до­ва­ние за­ко­но­мер­нос­тей на­уч­но-прак­ти­чес­ко­го раз­ви­тия су­деб­но-ме­ди­цин­ской иден­ти­фи­ка­ции лич­нос­ти с ис­поль­зо­ва­ни­ем эле­мен­тов на­уко­мет­ри­чес­ко­го ана­ли­за. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(6):49-54
Мор­фо­ло­гия гру­ди­ны для фор­ми­ро­ва­ния би­оло­ги­чес­ко­го про­фи­ля не­опоз­нан­но­го ин­ди­ви­да. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(3):60-66

С учетом сложившихся геополитических рисков и новых вызовов на первый план выходит вопрос отечественных решений и разработок в критически важных разделах судебной медицины. Военные конфликты и сопровождающие их многочисленные жертвы актуализируют потребность в судебно-медицинской экспертизе неопознанных трупов. Данная экспертная процедура является сложной, включает в себя последовательное определение ряда медико-биологических признаков (раса, пол, возраст и др.) [1].

Основные методы установления возраста преимущественно базируются на оценке дегенеративных изменений костно-хрящевого скелета посредством рентгенологических и гистоморфометрических исследований [2—4]. В настоящее время вопросы возрастной трансформации микроструктуры костной ткани хорошо изучены и используются в экспертной работе [1, 5, 6]. Однако, по мнению исследователей, при применении этих методов зачастую приходится сталкиваться с такими проблемами, как предвзятость, субъективность и низкая воспроизводимость [7].

В процессе старения минеральная плотность костной ткани меняется, вследствие чего широкое распространение получили методики установления возраста с помощью денситометрии [8—10]. Как известно, кость представляет собой гетерогенный материал, из общей массы которого приблизительно 60% приходится на неорганические вещества (до 70% в сухой кости), 25% — на органические компоненты, около 10% занимает вода [6]. Неорганическая часть костной ткани представлена «биологическим апатитом», минеральной фазой, которая близка к гидроксилапатиту [7]. Ряд научных работ посвящен непосредственному использованию минерализации костной ткани для оценки динамики возрастных изменений [11, 12]. Однако оценка возрастной динамики минерального состава костной ткани до сих пор не нашла практической реализации при производстве судебно-медицинских экспертиз неопознанных трупов. Возможно, это связано со сложностью и трудоемкостью пробоподготовки, отсутствием экономически доступного оборудования, сложностью интерпретации полученных результатов. В то же время исследователи отмечают, что минеральный состав зависит не только от возраста, но и от целого ряда факторов, таких как пол, нагрузки, патологические изменения, генетические особенности [9, 13]. Отмечены колебания минерального состава и в зависимости от топографии зоны исследования. Было установлено, что некоторые из перечисленных «мешающих» факторов в меньшей степени влияют на химический состав самого костного минерала, чем на общий состав костного вещества [14]. Это позволяет предположить, что на основе детальной оценки химического состава костного апатита можно построить модель возрастной изменчивости для решения обратной научно-практической задачи — определения возраста на момент смерти.

Объективная количественная оценка химического состава минеральной фазы кости может быть дана посредством неразрушающей методики — энергодисперсионной рентгеновской спектроскопии (ЭДС) на базе сканирующего электронного микроскопа (СЭМ). Это один из самых распространенных методов химического элементного анализа, имеющийся в арсенале всех крупных медицинских центров, в том числе в России. Он широко используется в разнообразных технических и медико-биологических областях благодаря доступности, невысокой стоимости, низким требованиям к пробоподготовке. Однако для тонкой оценки химического состава апатита кости данные ЭДС не могут быть использованы напрямую. Это связано с отсутствием эталонов и высокой гетерогенностью костного вещества. В таких условиях, согласно метрологической классификации, возможное качество анализа находится между «качественным» и «полуколичественным» классами. Существенное уточнение данных ЭДС-анализа может быть достигнуто при использовании системы пересчета: с валового содержания химического элемента на катионное содержание в нормативном минерале.

Цель исследования оценить возможность использования химического анализа минерального вещества костной ткани с помощью ЭДС для установления возраста при судебно-медицинской идентификации личности неопознанных трупов.

Материал и методы

Материалом для исследования служили фрагменты костной ткани (размер 1,5×1,5×0,1 см) от 85 трупов лиц мужского и женского полов в возрасте от 21 до 91 года, медиана возраста 56 [39; 74] лет. Забор производили в передней черепной ямке (спинка турецкого седла). Выбор участка исследования был обусловлен доступностью, структурной однородностью костной ткани, минимальным влиянием факторов внешней среды. Пробоподготовка включала в себя промывку образцов костной ткани в дистиллированной воде, механическую обработку корундовым абразивом с формированием шлифа размером 0,5×1,0 см, повторную промывку и высушивание.

Подготовленные образцы костной ткани, адгезированные на поверхности углеродной ленты, помещали в камеру СЭМ EVOLS 10 («Zeiss», Германия) с катодом LaB6. С помощью энергодисперсионного рентгеновского спектрометра Energy-dispersive X-ray spectrometer (EDS) Oxford X-Max 50 в режиме низкого вакуума (EP, 70 Pa) при ускоряющем напряжении 20 кВ и токе на образце 220 pA проводили полуколичественный химический микроанализ для оценки содержания химических элементов: C, N, O, Na, Mg, P, S, Cl, K, Ca, Zn. Рабочая дистанция для измерений составляла 11,4 мм. Исследование осуществляли в режиме принудительного нормирования получаемых содержаний к 100%. Для трех участков поверхности шлифа (площадь 50×50 мкм) были получены данные о весовом содержании химических элементов, в том числе кальция, магния и натрия (CCaвес, CMgвес и CNaвес), используемые в дальнейших вычислениях.

После получения данных о весовом содержании кальция, магния и натрия была выполнена оценка статистического разброса каждого из исследуемых элементов (SDCa, SDMg и SDNa). На следующем этапе произведен расчет нормативных содержаний катионов в апатите.

Расчеты проводили в формульных единицах (Ф.Е.) на нормативный гидроксил(хлор)апатит — доминирующую кристаллическую минеральную фазу костной ткани. Соотношение химических элементов в кристаллическом гидроксил(хлор)апатите соответствовало формуле:

Ca10-a-bNaaMgb(PO4)6 (OH1—c,Clc)2,

где: a + b <10, c <1.

Сумма катионов составляла 10 Ф.Е. Исходя из этого, согласно стехиометрическому соотношению, было рассчитано долевое количество каждого катиона среди всех катионов гидроксил(хлор)апатита:

Ф.Е.Ca = CCaвес/40/(CCaвес/40 + CMgвес/24,3 + CNaвес/23)∙10; (1)

Ф.Е.Mg = CMgвес/24,3/(CCaвес/40 + CMgвес/24,3 + CNaвес/23)∙10; (2)

Ф.Е.Na = CNaвес/23/(CCaвес/40 + CMgвес/24,3 + CNaвес/23)∙10, (3)

где: CCaвес весовое содержание кальция по данным ЭДС с нормированием анализа к 100%; CMgвес весовое содержание магния по данным ЭДС с нормированием анализа к 100%; CNaвес весовое содержание натрия по данным ЭДС с нормированием анализа к 100%.

Для статистических расчетов использовали программное обеспечение SOFA Statistics 1.5.4.

Результаты и обсуждение

В ходе проведенного полуколичественного химического микроанализа были сформированы базы данных числовых характеристик химического состава исследуемых образцов (см. рисунок).

Данные валового весового содержания кальция (а), магния (в) и натрия (д) в костном веществе по данным ЭДС-анализа, а также вычисленные катионные содержания кальция (б), магния (г) и натрия (е), выраженные в формульных единицах (Ф.Е.).

Можно отметить, что общее содержание всех трех элементов, связанных с минеральным наполнением кости, уменьшается с возрастом (см. рисунок, а, в, д). Это согласуется с известными данными о возрастной деминерализации костного вещества. Однако в самой минеральной фазе представленность этих элементов в качестве катионов изменяется с возрастом по другим законам.

На основе математического анализа полученных результатов была установлена вариабельность катионного соотношения костного апатита. Возрастная динамика по данным ЭДС характеризуется потерей Ca2+ и увеличением Mg2+ среди катионов костного минерала. Это подтверждает связь минерального состава апатита исследуемых образцов костной ткани с возрастом [12]. В ходе математического анализа расчетной доли катионов в нормативном гидроксилапатите установлено, что в костном минерале фиксируется статистически значимое снижение доли ионов Ca2+ (r= −0,33, p=0,008), выявляется статистически значимое увеличение ионов Mg2+ (r=0,43, p=0,0005) при неизменном содержании ионов Na+ (r=0,10, p=0,42) (см. рисунок, б, г, е). Следует отметить, что значимых различий в количестве катионов Mg2+ костной ткани между группами мужчин и женщин после достижения возраста гормональных изменений не выявлено. Этот важный в практическом отношении результат будет дополнительно изучен в ходе самостоятельного исследования на большей выборке.

Упрощенно можно принять то, что увеличение доли обогащенного магнием поверхностного слоя нанокристаллов апатита связано с размером кристаллов квадратичным законом. При этом сам объем кристаллов, являющихся вместилищем кальция, связан с размером кристаллов кубическим законом. Отсюда следует, что общее изменение содержания элементов не может быть описано линейной функцией. Наилучшим образом увеличение содержания магния и декальцинацию описывает функция, обратная квадратичной (см. рисунок, г, пунктирная кривая). Отметим, что в настоящем исследовании не была поставлена задача детально изучить математический закон, связывающий возраст и химический состав минерала. Наличие связи Ф.Е.Mg с возрастом не вызывает сомнений, однако параметры тренда могут быть существенно уточнены в дальнейшем, при наборе дополнительной информации за счет увеличения выборки. С учетом объема анализируемой выборки в данном предварительном исследовании была предложена приближенная формула, связывающая возраст и изменение химического состава:

(4)

где: fR — базовое отношение, связывающее возраст и изменение содержания кальция и магния; CCa — весовое содержание кальция по данным ЭДС с нормированием анализа к 100%; Ф.Е.Mg — формульное содержание магния; SDCa — среднеквадратичное отклонение оценки содержания кальция по данным анализа трех регионов кости.

В формуле среднеквадратичное отклонение содержания кальция использовали для компенсации «подлипания» магния к нулевым значениям при пониженном качестве анализа.

Исходя из базового отношения, биологический возраст может быть вычислен по следующей формуле:

возраст = 174 — 14·fR(5)

Средняя абсолютная ошибка вычисления возраста при использовании этой формулы в диапазоне реальных возрастов от 20 до 60 лет составила 12,3 года. При тестировании на независимой выборке вычисленный возраст указал на приемлемый возрастной диапазон в 24 из 30 случаев. Была выявлена высокая степень достоверности отнесения к группе «старше 60 лет» при использовании оценочного теста: если частное Ф.Е.Ca/Ф.Е.Mg <50, «донорский объект» старше 60 лет. По данным проведенного ROC-анализа (англ. receiver operating characteristic, рабочая характеристика приемника), чувствительность теста составила около 65%, а специфичность — 70%.

В судебной медицине имеется ряд публикаций, в которых для прогнозирования возраста на основании оценки уровня элементного состава костной ткани предлагают использовать метод безэталонной лазерной масс-спектрометрии с двойной фокусировкой излучения ЭМАЛ-2 [15, 16]. Однако широкого распространения он не получил по целому ряду причин. Это и технические трудности самой лабораторно-диагностической процедуры, и сложность предлагаемого расчета (дискриминантной функции) для определения возраста, и достаточно низкая точность конечного результата. В предлагаемом Т.Г. Крымовой [15] алгоритме определения возраста неопознанного трупа ответ возможен лишь на уровне определения одной из следующих возрастных групп: «старше 40 лет/моложе 40 лет или старше 57 лет/от 22 до 39 лет/от 39 до 57 лет». В работе В.В. Юрасова [16] предлагается определять принадлежность костной ткани мужчин к двум возрастным группам: младше/старше 50 лет с вероятностью 83%.

Возможно, это связано с тем, что в предлагаемых методиках учет и оценка формирующихся трендов, например декальцинации, выполняется на организменном уровне. Подобный подход не позволяет исключить влияние ряда индивидуализирующих факторов, таких как наличие сопутствующих заболеваний, травм, особенности гормонального статуса и т.д.

В настоящее время сформирована научная база, доказывающая, что базовым минеральным компонентом костной ткани является не аморфный фосфат кальция, а кальций-дефицитный гидроксил(хлор)апатит [17]. Ранее была подробно обоснована и доказана целесообразность оценки возрастного тренда на основании учета содержания химических элементов в нормативном минерале, а не всей совокупности костной ткани [14]. Именно такой подход был использован при создании судебно-медицинской методики диагностики возраста по химическому составу костной ткани посредством разработки уравнения, описывающего связь возраста и изменения содержания кальция и магния. Основой для применения модели расчета усредненного катионного соотношения минерального вещества костной ткани послужило стехиометрическое соотношение катионов в кристаллическом гидроксил(хлор)апатите.

В настоящем исследовании было установлено, что процесс старения сопровождается не только снижением уровня общего кальция, что согласуется с существующими представлениями о динамике химических процессов в костном минерале, но и повышением относительного количества магния в костном гидроксилапатите.

При увеличении скорости резорбции костной ткани, которое происходит при ее «старении», единицы кристалла апатита уменьшаются в размере. Ионы Mg2+ в основном аккумулируются в гидратированном поверхностном слое костных кристаллов гидроксил(хлор)апатита, а ионы Ca2+ находятся в его ядре, поэтому при уменьшении размера единичного кристалла количество кальция падает пропорционально кубу его радиуса (объем), а количество Mg2+ — в меньшей степени, пропорционально квадрату радиуса (площадь поверхности). Таким образом, доля катионов Mg2+ по отношению к Ca2+ в объеме единичного кристалла растет. При этом весовая доля общего Mg костного вещества, особенно при условии измерения относительно большого региона, может оставаться неизменной. Увеличение количества Mg2+ среди катионов костного вещества в пересчете на нормативный апатит по мере его «старения» является более контрастным показателем, чем простая декальцинация.

Заключение

В настоящее время ни один из методов судебно-медицинской идентификации личности в отдельности не позволяет решить все вопросы, возникающие при экспертизе неопознанных лиц, особенно если речь идет о фрагментированных, поврежденных, скелетированных трупах. До сегодняшнего дня остаются актуальными проблемы судебно-медицинского установления возраста в рамках подобных экспертиз. Явления гетерохронии, гетеротопии, гетерокинетичности, гетерокатефтенности, сопровождающие старение организма в целом, обосновывают не только целесообразность, но и необходимость комплексного подхода при оценке биологического возраста [18]. Включение ЭДС в алгоритм судебно-медицинского установления возраста неопознанного трупа будет способствовать реализации данной концепции.

Проведенное исследование доказывает возможность применения количественной оценки содержания химических элементов в нормативном минерале для установления возраста неопознанного трупа в условиях стандартной лаборатории, оснащенной энергодисперсионным рентгеновским спектрометром. Предложенное расчетное уравнение демонстрирует хорошие результаты, учитывая, что для его создания использовались данные пилотного исследования. В дальнейшем за счет увеличения выборки оно может быть существенно уточнено.

Для обнаружения возрастной зависимости снижения Ca2+ и увеличения доли Mg2+ в составе апатита достаточно простого электронного микроскопа с EDS-детектором. Кроме того, этот показатель теоретически может характеризовать не столько общую плотность костной ткани, сколько скорость ее резорбции, а значит, применим для оценки патологического изменения ткани. Поэтому такой инструмент может быть полезным дополнением к используемым в судебной медицине трендам декальцинации и изменениям плотности минерального костного вещества.

Реализация предложенного инструмента для расчета биологического возраста повысит доказательную базу идентификационных исследований неопознанных трупов.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.