Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Исаков В.Д.

СПб ГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы»;
ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова»

Вариабельность входных огнестрельных повреждений тканей одежды

Авторы:

Исаков В.Д.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1042 раза


Как цитировать:

Исаков В.Д. Вариабельность входных огнестрельных повреждений тканей одежды. Судебно-медицинская экспертиза. 2023;66(1):19‑22.
Isakov VD. Variability of input gunshot injuries of clothing fabrics. Forensic Medical Expertise. 2023;66(1):19‑22. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed20236601119

Одной из главных составных частей любого огнестрельного повреждения является входное отверстие. Сочетание его характерной круглой формы, размера, наличие центрального дефекта ткани, пояска обтирания (загрязнение, металлизация) являются дифференциально-диагностическим комплексом входных огнестрельных повреждений [1—4].

В то же время на практике наблюдается значительная вариабельность классических признаков входных повреждений, которые не могут быть объяснены только свойствами огнестрельного оружия, использованных снарядов, расстояний выстрела (контактной скоростью пули). Эти различия могут проявляться даже на одном и том же предмете одежды при одинаковых вышеуказанных условиях поражения.

Цель исследования — изучение изменчивости особенностей входных огнестрельных повреждений первого слоя одежды, причиненных выстрелами с неблизкой дистанции.

Материал и методы

Для экспериментов использовали белую бязь, шинельное сукно и плотную хлопчатобумажную ткань защитного цвета. Все мишени имели прямоугольную форму размером 15×15 см.

Отстрел мишеней осуществляли в стационарной модульной установке для моделирования повреждений преград [5, 6] в специальной рамке при следующих условиях: без какой-либо подложки (однослойная мишень) или на подложке из следующих материалов (многослойная мишень): хирургическая вата, многослойное сукно, картон, оргалит, сосновая доска, блоки из баллистического мыла, скульптурного пластилина или желатина.

Выстрелы производили из боевого оружия (пистолеты 9,0-мм ПМ; 4,45-мм ПСМ; автоматы 7,62-мм АКМ; 5,45-мм АК-74) штатными патронами с неблизкой дистанции (3 м). Всего было выполнено 124 зачетных опыта.

Все полученные повреждения изучали визуально и с помощью стереомикроскопа при увеличениии до ×48.

Результаты и обсуждение

Установлено, что форма входных огнестрельных повреждений, причиненных в разных опытах, была разной: круглая, четырехугольная (прямоугольная) или звездчатая (с радиальными разрывами).

Круглая форма повреждений наблюдалась в тех опытах, когда в качестве подложки использовали картон, оргалит или доску (рис. 1).

Рис. 1. Форма входных огнестрельных повреждений на бязи, причиненных из пистолета ПМ.

а — круглая; б — прямоугольная; в — звездчатая (крестообразная).

Повреждения ткани четырехугольной (прямоугольной) формы определялись в опытах, где мишень поражали без какой-либо подложки или в качестве последней использовали «мягкие» материалы (вата, сукно).

Звездчатая форма повреждений формировалась на лоскутах ткани, находившихся на имитаторах биологических тканей (блоках из баллистического мыла, скульптурного пластилина или желатина).

Установленная закономерность изменчивости формы входных отверстий от второго слоя мишени не зависела от вида примененного оружия и патронов.

Размеры повреждений также были различны в разных видах опытов. Минимальные размеры повреждений (соответствующие калибру примененного оружия) формировались на твердых подложках, а максимальные (до 15×17 мм) — на мягких (баллистических блоках).

В центре большинства исследуемых повреждений определялся дефект ткани неправильной овальной формы размером от 1×1 до 3×4 мм. Наиболее отчетливо он выявлялся на мишенях, полученных на твердой подложке (доска, оргалит). Особенно заметно это проявлялось на мишенях из шинельного сукна. На таких мишенях на мягкой подложке сквозной дефект при визуальном осмотре ткани отсутствовал и был едва различим при стереомикроскопии лицевой стороны мишени в виде поверхностного воронкообразного прорежения ворса ткани.

Наименьшая выраженность дефекта ткани фиксировалась в центре повреждений звездчатой (крестообразной) формы. Ткань вокруг таких повреждений была воронкообразно деформирована в направлении выстрела, а продольно расположенные краевые нити оказались дугообразно вытянуты к центру.

Повреждения звездчатой формы обычно возникали на лоскутах бязи и значительно реже — на шинельном сукне (в 20% опытов). На плотной хлопчатобумажной ткани защитного цвета такая форма повреждений не встречалась.

Обязательным условием возникновения звездчатых повреждений было плотное прилежание ткани к поражаемому объекту. Количество радиальных разрывов (лучей) по краям таких повреждений чаще всего составляло 4, но варьировало от 1 до 5 и более. Длина лучей составляла на бязи до 15—20 мм, на шинельном сукне — до 10 мм.

При изучении лоскутов поврежденной ткани с изнаночной стороны установлено, что края повреждений круглой и прямоугольной формы были вывернуты в направлении движения пули. Радиально расположенные нити, составляющие края таких повреждений, как правило, были плотно прижаты, «заглажены» вовнутрь, устойчиво фиксированы к изнаночной поверхности лоскута (рис. 2).

Рис. 2. Входные повреждения на бязи с подложкой из сукна, причиненные из автомата АКМ.

а — на лицевой поверхности ткани (определяется центральный дефект ткани); б — на изнаночной поверхности (краевые нити вывернуты внутрь и прижаты к поверхности ткани).

Эти изменения наблюдались либо по всему периметру повреждений, либо касались только их отдельных фрагментов и нитей. Указанное обстоятельство существенно искажало вид входного отверстия и симулировало большие размеры «дефекта» ткани.

При расправлении «приглаженных» краев концы поврежденных нитей заполняли входное отверстие, а исследуемое повреждение принимало истинные форму и размер (рис. 3). При этом имевшийся в центре дефект ткани или исчезал полностью, или становился минимальным — в виде прореживания ткани (частичный дефект).

Рис. 3. Входное повреждение на изнаночной поверхности бязи с подложкой из сукна, причиненное из автомата АКМ.

а — вид повреждения на изнаночной поверхности мишени до расправления краев; б — после расправления краев (дефект ткани не определяется).

Края всех повреждений звездчатой формы были вывернуты кнаружи (в сторону оружия), «заглаженность» краевых нитей вовнутрь отсутствовала.

Стереоскопическое изучение концов краевых нитей у огнестрельных повреждений, полученных в разных условиях экспериментов, показало, что они существенно отличаются друг от друга. Эти различия зависели от материала подложки (рис. 4).

Рис. 4. Форма, длина и степень разволокнения концов нитей по краям огнестрельных повреждений, причиненных из пистолета ПМ, на бязи с разными подложками.

а — жесткая подложка; б — полужесткая подложка; в — мягкая подложка. Ув. 12.

При твердой подложке (оргалит, доска) краевые нити повреждений были равномерно коротки, незначительно выступали в просвет отверстия; разволокнение нитей отсутствовало; концы нитей имели вид коротких «метелочек» с четкими контурами.

При подложке из картона краевые нити приобретали неравномерную длину, выступали в просвет отверстия на 1,0—1,5 мм, а некоторые доходили до середины повреждения; разволокнение нитей достигало половины их длины; концы нитей имели вид типичных истончающихся «метелочек» с нечеткими контурами.

При мягкой подложке (сукно, вата) и без подложки краевые нити значительно выступали в просвет повреждения, а некоторые из них имели длину, сопоставимую с диаметром отверстия; степень разволокнения нитей была максимальной (определялось на всем протяжении); концы нитей дифференцировались с трудом из-за сильного разволокнения и переплетения между собой (см. рис. 4).

Кроме описанных изменений было установлено, что по краям всех входных повреждений на использованных блоках (имитаторах биологических тканей) возникало отложение частиц фрагментированных волокон нитей поражаемых тканей одежды. Они локализовались на их лицевой поверхности (по краям входных отверстий), а также на стенках начальной части (до 1—2 см) пулевых каналов в блоках.

Эти отложения были неразличимы при визуальном осмотре имитаторов, но отчетливо определялись в ходе стереомикроскопического изучения повреждений. Они состояли из отдельных разрозненных волокон ткани мишеней и имели длину от 0,1—0,3 до 1,2—1,5 мм.

Помимо разрозненных волокон на стенках пулевого канала в отдельных опытах выявлялись также пучки, конгломераты частиц, состоящие из мелких фрагментов разволокненных нитей пораженной ткани одежды.

Большинство из определяемых частиц (волокон и фрагментов нитей) располагались в пулевом канале поверхностно и не были впрессованы в материал имитатора. Они могли быть легко извлечены концом препаровальной иглы в ходе стереомикроскопического исследования повреждений.

Заключение

Результаты проведенных исследований по изучению особенностей образования входных огнестрельных повреждений на одежде, причиненных выстрелами с неблизкой дистанции, позволяют заключить, что форма и размер огнестрельных повреждений текстильных тканей одежды, а также их центрального дефекта в существенной степени зависят от свойств материала второго слоя преграды. От свойств преграды зависит также состояние краевых и концевых нитей входных повреждений (длина и степень разрушения).

Полученные данные необходимо учитывать в ходе судебно-медицинских экспертных исследований, а также при организации и проведении корректных для каждого конкретного случая экспериментальных исследований и оценке их результатов.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Калмыков К.Н. Судебно-медицинская характеристика поражений обыкновенными и специальными пулями образца 1943 г., предварительно преодолевшими преграду: Дис. ... канд. мед. наук. Л. 1961.
  2. Эйдлин Л.М. Огнестрельные повреждения. Ташкент: Медгиз УзССР; 1963.
  3. Молчанов В.И., Попов В.Л., Калмыков К.Н. Огнестрельные повреждения и их судебно-медицинская экспертиза. Л. 1990.
  4. Попов В.Л., Шигеев В.Б., Кузнецов Л.Е. Судебно-медицинская баллистика. СПб.: Гиппократ; 2002.
  5. Леонов С.В., Михайленко А.В., Никитаев А.В., Пинчук П.В. Очерки о механизме формирования огнестрельных повреждений. М.—Керчь—Киев: Либри Плюс; 2014.
  6. Петров В.В., Новоселов В.П., Шадымов А.Б. Стационарная модульная установка для моделирования повреждений преград выстрелами по прямой траектории и в условиях рикошета травматическими пулевыми снарядами 12-го калибра. Вестник судебной медицины. 2020;9(2):52-56. 

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.