Аветисян А.Я.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Гринин В.М.

Институт стоматологии им. Е.В. Боровского — ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Крайнюкова Л.А.

ФКУ «Центральный военный клинический госпиталь им. П.В. Мандрыка» Минобороны России

Медико-организационная и социологическая характеристика кадрового состава стоматологической службы дотационного субъекта Российской Федерации

Авторы:

Аветисян А.Я., Гринин В.М., Крайнюкова Л.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2021;100(6‑2): 59‑65

Просмотров: 714

Загрузок: 18


Как цитировать:

Аветисян А.Я., Гринин В.М., Крайнюкова Л.А. Медико-организационная и социологическая характеристика кадрового состава стоматологической службы дотационного субъекта Российской Федерации. Стоматология. 2021;100(6‑2):59‑65.
Avetisyan AYa, Grinin VM, Kraynyukova LA. Medical-organizational and sociological characteristics of the staff of the dental service in a subsidiary subject of the Russian Federation. Stomatology. 2021;100(6‑2):59‑65. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat202110006259

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эф­фек­тив­ность мо­де­ли скри­нин­га ко­ло­рек­таль­но­го ра­ка с ис­поль­зо­ва­ни­ем групп рис­ка. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):12-22
Ин­но­ва­ци­он­ные под­хо­ды к фор­ми­ро­ва­нию реп­ро­дук­тив­но­го по­ве­де­ния и здо­ровья мо­ло­де­жи на ре­ги­ональ­ном уров­не. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(4):6-11
Зна­че­ние ком­пла­ен­са ро­ди­те­лей в ре­аби­ли­та­ции де­тей с гла­уко­мой в пос­ле­опе­ра­ци­он­ном пе­ри­оде. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(4):12-16
Пи­лот­ное ис­сле­до­ва­ние кли­ни­ко-ана­то­ми­чес­ких ха­рак­те­рис­тик зу­бо­че­люс­тной сис­те­мы, за­ви­си­мых от сме­ны пи­ще­вых при­вы­чек в воз­рас­тном ас­пек­те. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия (Пи­ро­гов­ский на­уч­ный жур­нал). 2024;(3):41-47
Рас­простра­нен­ность на­ру­ше­ний обо­ня­ния в рос­сий­ской по­пу­ля­ции по ре­зуль­та­там ан­ке­ти­ро­ва­ния. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2024;(3):189-194
Оцен­ка фун­кции но­со­во­го ды­ха­ния и удов­лет­во­рен­нос­ти па­ци­ен­тов при пер­вич­ном об­ра­ще­нии за эс­те­ти­чес­кой кор­рек­ци­ей но­са. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):16-24
Ана­лиз проб­ле­мы неп­ред­на­ме­рен­ной пе­ри­опе­ра­ци­он­ной ги­по­тер­мии в плас­ти­чес­кой хи­рур­гии. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(1):5-13
Дос­туп­ность ме­ди­цин­ской и про­фи­лак­ти­чес­кой по­мо­щи для па­ци­ен­тов с брон­хи­аль­ной ас­тмой. Рес­пи­ра­тор­ная ме­ди­ци­на. 2025;(1):15-22

Введение

Стоматологическая помощь является одним из самых востребованных видов медицинской помощи населению; по числу обращений она занимает второе место после терапевтической помощи [1]. В современных условиях приобретает актуальность изучение состояния стоматологической службы отдельных субъектов страны, имеющих выраженные социально-экономические особенности, в частности Чеченской Республики (ЧР). При этом здравоохранение ЧР, в отличие от других субъектов России, длительное время не имело возможностей для поступательного развития: существенный ущерб был нанесен боевыми действиями в ходе двух контртеррористических операций (1994—1996 и 1999—2002 гг.), после которых было выведено из строя большое число медицинских организаций, возник отток квалифицированных специалистов за пределы региона, а инфраструктура здравоохранения республики так и не была окончательно восстановлена.

Стоматологическая помощь оказывается в организациях, имеющих различную организационно-правовую и финансовую основу [2, 3]. Соотношение стоматологических организаций с разными формами собственности в регионах страны в значительной степени разнится. К примеру, в Рязанской области государственные бюджетные организации составляют 40,3%, а общества с ограниченной ответственностью — 50,2% [4], в то время как в ЧР — 82,7 и 8,3% соответственно [5]. В настоящее время в ЧР наибольший объем стоматологической помощи по-прежнему оказывается государственными медицинскими организациями, а в частные стоматологические организации обращаются ориентировочно 10—15% пациентов.

Можно предположить, что, если в течение длительного периода времени отсутствует существенная положительная динамика показателей деятельности стоматологической службы, а недостатки носят системный характер, повышение эффективности и качества стоматологической помощи населению возможно на основе оптимизации управления службой. В этом случае в качестве действенного средства по определению выбора направлений оптимизации и проведения корригирующих мероприятий в отношении выявленного круга характерных проблем, имеющих место в конкретном регионе, целесообразно использовать метод анкетирования.

Цель исследования — на основании результатов анонимного анкетирования изучить условия труда врачей-стоматологов в ЧР, выявить недостатки и проблемы функционирования стоматологической службы, подлежащие корректировке.

Материал и методы

Дизайн исследования: проспективное, нерандомизированное, неконтролируемое, перекрестное, с историческим контролем. Участники — врачи-стоматологи, оказывающие первичную медико-санитарную стоматологическую помощь на административной территории ЧР, согласившиеся принять участие в анонимном анкетировании.

Все респонденты выполняли профессиональную деятельность на административной территории ЧР; основная база исследования — ГБУ «Республиканская стоматологическая поликлиника» (Грозный), дополнительными базами послужили: ГБУ «Стоматологический комплекс» (Грозный), городские стоматологические поликлиники №1 и №2 (Грозный), стоматологические кабинеты центральных районных больниц (Гудермес, Шали, Урус-Мартан), негосударственные стоматологические организации: «Денталкомплекс» (Шали), Stomalux и A-Stom Denta (Гудермес), «Современная стоматология» (Урус-Мартан). В рамках исследования проведено анонимное добровольное анкетирование врачей-стоматологов с помощью специально разработанных анкет, форма и содержание которых (вопросы) оценивались группой экспертов из Государственного института усовершенствования врачей Минобороны России и Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова (13 экспертов, все — доктора медицинских наук, 5 профессоров, 4 доцента).

Исследование начато в 2005—2006 гг., а затем продолжено с 2017 по 2018 г. Объем исследований составил 181 респондент, из которых были сформированы 2 параллельные группы: 1-ю группу составили 119 врачей-стоматологов государственных стоматологических организаций ЧР; во 2-ю группу вошли 62 врача негосударственных организаций.

Принимая во внимание то, что подавляющий объем стоматологических услуг в первичном звене здравоохранения оказывается по-прежнему государственным сектором (более 80%), основной акцент был сосредоточен на анализе результатов социологического исследования в 1-й группе, а также на сравнении показателей внутри этой группы в разные временные периоды (2005—2006 и 2017—2018 гг.) с оценкой их динамики. Учитывая, что сектор частных стоматологических организаций различных организационно-правовых форм сформировался только в последние годы, аналогичного сопоставления во 2-й группе не проводилось в связи с отсутствием информации, касающейся периода 2005—2006 гг.

Анкеты включали в себя несколько блоков вопросов, каждый из которых преследовал определенные цели: первый — составить социальный и профессиональный «портрет» врача-стоматолога; второй — выявить мнения респондентов о распространенности стоматологической патологии среди населения, их отношение к работе стоматологической службы, оказанию пациентам стоматологической помощи, в том числе профилактической; третий — изучить оценку врачами-стоматологами деятельности своей медицинской организации, выявить определенные недостатки и проблемы, подлежащие корректировке.

Все ответы на вопросы анкеты были внесены в компьютеризированную базу данных, составленную на основе электронных таблиц формата Excel, входящих в пакет программ Windows MS Office; в ней же выполнены предварительные расчеты.

В качестве исхода исследования подразумевалась динамика контролируемых показателей, включенных в анкету.

Согласно заключению Локального этического комитета ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России и с учетом характера исследования и отсутствия возможного нарушения прав пациентов, исследование не требовало одобрения этическим комитетом (рассмотрено 16.04.19, №06-19).

Принципы расчета размера выборки: размер выборки предварительно не рассчитывался, поскольку включал всех врачей-стоматологов, выразивших добровольное согласие принять участие в анонимном анкетировании.

Статистический анализ данных проведен с помощью программы Statistica V. 10.0 (StatSoft. Inc., США). Для проверки гипотезы о нормальности распределения совокупностей использовали тест Колмогорова—Смирнова и тест Лиллиефорса. Непрерывные переменные выражали в виде среднего значения и стандартного отклонения от него; категориальные переменные — в виде частоты. Для сравнения совокупностей использовали t-критерий Стьюдента. Статистически значимыми считали различия p<0,05.

Результаты и обсуждение

В частных стоматологических организациях было установлено преобладание врачей более молодого возраста: средний возраст врачей-стоматологов в 1-й группе составил 45,6±3,7 года, во 2-й группе — 34,2±2,1 года (p<0,05). При этом во 2-й группе врачей-стоматологов в возрасте 60 лет и старше не оказалось. В 1-й группе существенных различий по возрасту в разные временные периоды проведения исследования не выявлено: 44±3 года в 2005—2006 гг. и 46±3 года в 2017—2018 гг. (p>0,05).

Как в государственных, так и в частных стоматологических организациях среди врачей-стоматологов существенно преобладают женщины —70 и 66% соответственно (p>0,05). Не выявлено значимых различий по полу среди анкетированных врачей-стоматологов 1-й группы в разные временные периоды (2005—2006 и 2017—2018 гг.).

Большинство опрошенных осуществляли профессиональную деятельность в городах: 77% (91 человек) в 1-й группе и 86% (53 человека) во 2-й группе. Из общего числа анкетированных 1-й группы работали в муниципальных (государственных) стоматологических организациях 75% врачей-стоматологов (89 респондентов), остальные 25% (30 респондентов) — в стоматологических кабинетах многопрофильных поликлиник (больниц). Практически аналогичное соотношение сложилось в 1-й группе в разные периоды анкетирования.

Врачи-стоматологи как государственных, так и частных стоматологических организаций в подавляющем большинстве имели значительный профессиональный опыт: стаж работы 10 лет и более —у 81 и 67% опрошенных соответственно. В 1-й группе распределение по стажу работы в разные периоды исследования не имело существенных различий. Однако, несмотря на значительный опыт практической работы, только 45% врачей-стоматологов 1-й группы имели квалификационные категории (из них высшую — 20%, первую — 43%, вторую — 37%). При этом к 2017—2018 гг. их доля по сравнению с 2005—2006 гг. значимо (p<0,05) выросла: в 2005—2006 гг. в данной группе высшая квалификационная категория была у 9% респондентов, первая — у 13% и вторая — у 15%. Соответственно, во 2-й группе квалификационные категории были у 61% респондентов (из них высшая — у 26%, первая — у 53% и вторая — у 21%).

Вызывает несомненный интерес объем информации, которой врачи-стоматологи пополняют свой профессиональный теоретический багаж. Этот фактор косвенно свидетельствует об уровне подготовленности врачебного персонала. Оказалось, что в структуре респондентов как государственных, так и негосударственных организаций, заявивших об изучении специальной литературы, подавляющее большинство составили прочитавшие за последний год не более одной монографии (91 и 86% соответственно) и одной научной статьи (68 и 66% соответственно), что может свидетельствовать о незначительном интересе врачей к этому способу повышения уровня своих теоретических знаний по специальности. Чаще всего источником для самообразования врачи-стоматологи как государственных, так и негосударственных организаций назвали обмен информацией с коллегами по работе — в 87 и 73% случаев соответственно. Стремились повысить свой профессиональный уровень с помощью чтения научных журналов 77 и 61% врачей соответственно, реже — путем участия в работе научных конференций и обществ (56 и 48%), чтения монографий по специальности — 27 и 23% соответственно. Другие формы самообразования респонденты обеих групп не отметили, хотя такая возможность в анкете была предусмотрена.

Изучение такого важного вопроса, как дефицит определенных знаний у врачей-стоматологов в процессе профессиональной деятельности, показало его наличие в обеих группах (межгрупповые различия статистически не значимы, p>0,05). Большинство опрошенных указали на недостаток правовых (1-я группа — 61%, 2-я группа — 55%) и экономических знаний (51 и 58% соответственно). Реже респонденты акцентировали внимание на недостатке знаний в вопросах профилактики стоматологических заболеваний (45 и 42% соответственно), их диагностики и лечения (22 и 19%). Статистически значимых различий в результатах опроса врачей-стоматологов 1-й группы по данному вопросу в разные периоды исследования не выявлено.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости совершенствования способов и форм повышения квалификации врачей-стоматологов, предусматривая при этом формирование у них профессиональных компетенций не только в диагностике и лечении стоматологической патологии, но и в ее профилактике, а также правовых и экономических отношениях.

По результатам социологического исследования удовлетворенности своей работой выяснилось, что в 1-й группе таких оказалось 41%, во 2-й группе значимо больше — 73% (p<0,05). Выразили сомнение в своей полной удовлетворенности 24 и 13% опрошенных соответственно (p<0,01), не были удовлетворены — 28 и 11% соответственно (p<0,01). Еще 8 и 3% опрошенных соответственно предпочли не отвечать на вопрос. В 1-й группе показатели, полученные в разные временные периоды, имели значимые различия: в 2005—2006 гг. доля врачей-стоматологов, полностью удовлетворенных своей работой, составила 33%, в 2017—2018 гг. — 48% (p<0,05), неудовлетворенных — 35 и 21% соответственно (p<0,01). Во 2-й группе значимых различий показателей не выявлено.

Среди причин неудовлетворенности работой респонденты 1-й группы чаще всего называли слабую техническую оснащенность рабочего места (54% ответов), отсутствие современных расходных материалов (46%), недостаточную оплату своего труда (43%), низкую укомплектованность средним медицинским персоналом (34%), плохой морально-психологический климат в коллективе (28%), частые конфликты с пациентами (13%). Напротив, врачи-стоматологи негосударственных организаций чаще упоминали отсутствие технических возможностей для внедрения новых технологий (65% опрошенных), плохой морально-психологический климат в коллективе (45%), плохое состояние профилактической работы с пациентами (34%), низкую профессиональную подготовленность среднего медицинского персонала в стоматологии (26%), частые конфликты с руководством организации (11%). Полученные данные об удовлетворенности практической деятельностью, несомненно, в определенной степени повлияли на показатели, отражающие нередкое стремление врачей-стоматологов сменить место своей работы. Большинство опрошенных не считали необходимым смену организации/работодателя: 63 и 81% в 1-й и 2-й группах соответственно, хотя каждый 5-й в государственной организации и каждый 9-й в негосударственной — думали о перемене места работы. При этом 12% респондентов 1-й группы и 5% из 2-й группы были твердо намерены уволиться и найти новое место работы. По данным 2005—2006 гг., желающих твердо переменить место работы в обеих группах не было. Число имевших намерение найти место работы с лучшими условиями было статистически более значимым (p<0,05) по сравнению с периодом 2017—2018 гг. — 30 и 19% соответственно.

Чрезвычайно важное значение в формировании удовлетворенности своей работой играет фактор материальной обеспеченности. При этом опрошенные врачи-стоматологи государственных и частных медицинских организаций оценивали свое материальное положение по-разному. Высоким свое благосостояние признал только каждый 10-й респондент 1-й группы (10%) и каждый 4-й (26%) — во 2-й группе (p<0,01). Существенные различия установлены и среди считающих себя малообеспеченными: 43 и 11% соответственно (p<0,01). В то же время зафиксирована определенная трансформация мнений у респондентов 1-й группы: в 2005—2006 гг. доля врачей-стоматологов, относящих себя к высокообеспеченным, составляла только 7% (в 2017—2018 гг. — 13%, p<0,05), и наоборот, доля малообеспеченных существенно превысила показатель 2017—2018 гг. — 47 и 39% соответственно (p<0,05). Полученные данные коррелируют с величиной среднемесячного дохода респондентов, которые в государственных и частных стоматологических организациях складываются из заработной платы по основному месту работы и дополнительных доходов от профессиональной деятельности. Немаловажную роль в повышении денежных доходов врачей-стоматологов играют денежные выплаты по совмещению должностей или занятию иной деятельностью, в том числе не связанную с медициной. Оказалось, что врачи-стоматологи государственных и частных медицинских организаций совмещают свою профессиональную деятельность примерно с одинаковой частотой: 51% — в 1-й группе, 48% — во 2-й группе. Не установлено статистически значимых различий между числом опрошенных врачей-стоматологов в обеих группах по таким позициям, как совмещение в своей организации (14% в 1-й группе, 16% — во 2-й группе), в другой государственной организации (13 и 10% соответственно), в другой частной организации (11 и 13% соответственно), занятие самостоятельной частной практикой (9 и 11% соответственно). Практически не отличались доли врачей-стоматологов, не имеющих дополнительного дохода, — 50 и 48% соответственно. Однако в 2017—2018 гг. доля совместителей по сравнению с 2005—2006 гг. уменьшилась (47 и 53% соответственно, p>0,05).

Второй блок вопросов позволил выявить мнения респондентов о распространенности стоматологической патологии среди населения, их отношение к работе стоматологической службы, оказанию пациентам стоматологической помощи, изучить оценку врачами-стоматологами деятельности своей медицинской организации, выявить определенные недостатки, в том числе и в профилактической работе.

При оценке распространенности и интенсивности стоматологической заболеваемости населения изучаемого региона в последние 5 лет большинство врачей-стоматологов высказали мнение, что ситуация ухудшилась: его придерживались 65% опрошенных в 1-й группе и 60% — во 2-й группе (p>0,05). В улучшении показателей уверены 9 и 10% соответственно (p>0,05). Еще по 14% респондентов в обеих группах придерживались мнения, что ситуация в целом не изменилась. Остальные опрошенные предпочли не отвечать на поставленный вопрос.

При сравнении показателей внутри 1-й группы в разные временные периоды установлено доминирование доли ответов об ухудшении показателей распространенности и интенсивности стоматологической патологии: 68% — в 2005—2006 гг., 61% — в 2017—2018 гг. (p>0,05). Также существенно не различались доли врачей-стоматологов, заявивших об улучшении ситуации (9 и 10% соответственно) или о ее неизменности (14 и 15% соответственно).

Несмотря на постоянное увеличение распространенности стоматологической патологии и ее интенсивности, организация стоматологической помощи в изучаемом регионе в целом не претерпела каких-либо существенных положительных изменений. Медленно внедряются новые, прогрессивные методы работы на стоматологическом приеме: работа врача-стоматолога вместе со стоматологическим помощником-ассистентом (так называемая «работа в четыре руки»); работа гигиениста стоматологического. На такое положение указали 92% опрошенных из 1-й группы и 97% — из 2-й группы. Только 4% врачей-стоматологов государственных организаций и 3% — частных организаций утверждают, что используют в своей практике помощника-ассистента. Еще 3% из 1-й группы указали, что в их организации имеются гигиенисты стоматологические. Таким образом, можно говорить о том, что работа этого специалиста практикуется только в некоторых государственных поликлиниках, в то время как в частных организациях этому прогрессивному варианту оказания стоматологической помощи вообще не уделяется должного внимания.

По результатам анкетирования врачей-стоматологов были изучены качественные показатели работы сестринского персонала в стоматологии. Респонденты как из государственных, так и частных организаций признали подготовку среднего медицинского персонала хорошей в 37 и 32% случаев, удовлетворительной — в 24 и 26% случаев. Настораживает тот факт, что значительная доля опрошенных в обеих группах считают подготовку средних медицинских работников плохой: 26 и 31% соответственно. Каждый 9-й респондент уклонился от ответа на этот вопрос.

При сравнении оценочных показателей в 1-й группе в разные временные периоды можно заключить, что в целом профессиональная подготовленность среднего медицинского персонала (по мнению опрошенных врачей-стоматологов) практически не изменилась: в 2005—2006 гг. хорошей ее считали 35% опрошенных, а в 2017—2018 гг. — 39% (p>0,05), удовлетворительной — 25 и 24% (p>0,05), плохой — 26 и 26% (p>0,05) опрошенных соответственно. О недостаточной профессиональной подготовленности сестринского персонала в стоматологии косвенно свидетельствует и тот факт, что менее 1/2 опрошенных врачей-стоматологов убеждены в том, что медицинская сестра способна самостоятельно оценить гигиеническое состояние рта пациента: 36% опрошенных в 1-й группе и 39% — во 2-й группе. Противоположного мнения придерживались 55 и 47% врачей соответственно. Еще 9 и 15% респондентов не смогли выразить свое мнение. В 2005—2006 гг. доля врачей-стоматологов, отрицательно высказавшихся по данному вопросу (58%), превысила таковую в 2017—2018 гг. (52%), но различия статистически не значимы (p>0,05). Одновременно большинство опрошенных врачей-стоматологов как государственных (45%), так и частных (42%) организаций полагают, что медицинская сестра способна в основное рабочее время индивидуально заниматься с пациентами обучением гигиене рта (противоположного мнения придерживаются 36 и 39% врачей соответственно). Остальные (по 19% в каждой группе) затруднились с ответом на поставленный вопрос.

Большинство опрошенных врачей-стоматологов придают большое значение профилактике стоматологических заболеваний путем обучения населения индивидуальной гигиене рта: 100% положительных ответов в обеих группах. При этом большинство респондентов считают, что население недостаточно информировано о путях профилактики стоматологических заболеваний. В пользу этого высказались 57% врачей-стоматологов государственных и 58% — частных организаций, еще 25 и 23% респондентов соответственно указали на частичное информирование населения о возможных путях профилактики развития стоматологической патологии. Доля респондентов в 1-й группе, придерживающихся мнения о недостаточности предоставляемой информации для населения, в разные периоды наблюдения почти не изменилась: 60% в 2005—2006 гг. и 55% в 2017—2018 гг. (p>0,05). Также не претерпела изменений доля посчитавших население частично информированным: 28 и 23% соответственно (p>0,05). Следствием этого, как полагают большинство анкетированных (86% в 1-й группе, 89% во 2-й группе), является то, что не более 10—20% жителей регулярно ухаживают зубами.

Довольно критично респонденты высказались о своих знаниях в области профилактики стоматологических заболеваний. Так, менее ½ опрошенных считали объем своих знаний достаточным: 40% в 1-й группе, 42% во 2-й группе. Почти столько же полагали, что таких знаний им недостает: 43 и 45% соответственно. Остальные анкетируемые предпочли не отвечать на заданный вопрос. Значимых различий показателей в 1-й группе в разные периоды исследования (2005—2006 и 2017—2018 гг.) не выявлено.

В целом большинство опрошенных (1-я группа — 79%, 2-я группа — 71%) считают недостаточной подготовку врачей-стоматологов своих организаций в области профилактики стоматологических заболеваний и организации профилактической работы с населением. Вероятно, низкая оценка своих знаний в профилактической работе в определенной мере связана с невостребованностью последних в практической деятельности. Так, значительная часть респондентов считают, что у них нет ни условий, ни времени на ведение профилактической работы с пациентами: 42% в 1-й группе и 40% во 2-й группе. Еще 26 и 29% респондентов соответственно заявили об ограниченности данных факторов, и только 12% в 1-й группе и 13% во 2-й группе указали, что могут заниматься профилактической работой. Остальные респонденты уклонились от ответа на вопрос. Таким образом, можно прийти к заключению, что врачи-стоматологи делают акцент на лечебной деятельности, в то время как профилактическим мероприятиям должного внимания не уделяют.

Большинство опрошенных убеждены, что профессиональной гигиеной рта должны заниматься специально подготовленные гигиенисты стоматологические (в 1-й группе — 58%, во 2-й группе — 57%) и зубные врачи в рабочее время (44 и 37% соответственно). При этом профилактическая работа в стоматологии должна, по мнению большей части врачей-стоматологов, оставаться бесплатной. На это указали 69% респондентов 1-й группы и 53% — 2-й группы. По-видимому, это будет способствовать привлечению населения на профилактические осмотры и в целом повышению эффективности стоматологической помощи.

Респондентам предлагалось оценить (по 5-балльной шкале) факторы, характеризующие в совокупности деятельность своей стоматологической организации. Как свидетельствуют данные, качество лечения и профилактической работы респондентами обеих групп оцениваются довольно низко. Врачи-стоматологи из 2-й группы в целом более высоко оценили деятельность своих стоматологических организаций, особенно по таким факторам, как эстетика интерьеров, материально-техническая база. Вместе с тем респонденты из 1-й группы в большей степени считают, что их организации обладают достаточными потенциальными возможностями для качественного обследования и лечения пациентов: 56% против 47% во 2-й группе. Отрицательно ответили 25 и 24% опрошенных соответственно. Остальные предпочли не отвечать на данный вопрос.

В ходе анкетирования была изучена и оценена степень удовлетворенности врачей-стоматологов предоставленными для их работы оборудованием и оснащением. При этом получены следующие результаты: в 1-й группе полностью удовлетворены оборудованием, на котором они работают, 50% специалистов, аппаратами и инструментами — 57%, расходными материалами и медикаментами — 48%; частично удовлетворены по этим позициям 30, 27 и 22% респондентов соответственно; полностью не удовлетворены 13, 12 и 21% респондентов соответственно. Во 2-й группе полностью удовлетворены оборудованием 68%, аппаратами и инструментами — 84%, расходными материалами и медикаментами — 86%; частично удовлетворены 23, 10 и 8% респондентов соответственно; полностью не удовлетворены только 7, 5 и 3% респондентов соответственно. Остальные анкетированные затруднились ответить на вопросы. Полученные результаты свидетельствуют о более высоких показателях удовлетворенности врачей-стоматологов негосударственных организаций.

В качестве факторов, в наибольшей степени негативно влияющих на осуществление профессиональной деятельности, специалисты, трудящиеся в государственных организациях, выделяют следующие: низкий уровень доходов (4,6 балла по 5-балльной шкале), недостаточное материально-техническое обеспечение (4,3 балла), неэффективную организацию труда (3,7 балла), слабую компьютеризацию лечебно-диагностического процесса (3,6 балла), недостаточную профессиональную квалификацию (3,1 балла). Существенных различий в показателях в разные периоды исследования не установлено. В частных организациях приоритет отдан таким факторам, как конфликты с руководством (4,4 балла по 5-балльной шкале), устаревшие организационные формы работы (4,3 балла), конфликты с пациентами (4,1 балла), недостаточная профессиональная квалификация (2,9 балла). Таким образом, в обеих группах в числе негативных факторов, в наибольшей степени затрудняющих деятельность врачей-стоматологов, присутствуют устаревшие организационные формы их работы, недостаточная квалификация специалистов. Одновременно необходимо отметить, что во 2-й группе часть респондентов (8%) указали, что им в работе ничего не мешает. Среди анкетированных в 1-й группе таких ответов не было.

Один из вопросов анкеты касался оценки респондентами динамики за последние 5 лет факторов, отражающих и определяющих в целом состояние работы как государственных стоматологических организаций, так и негосударственных. Врачи-стоматологи государственных организаций отметили улучшение ситуации по таким позициям, как обеспеченность аппаратами и инструментами (61%), укомплектованность врачами (52%) и средними медицинскими работниками (50%), квалификация врачебного (45%) и среднего медицинского персонала (45%), обеспеченность расходными материалами и медикаментами (44%). Вместе с тем достаточно большое число респондентов 1-й группы полагали, что существенных изменений по ряду важных показателей не произошло: в обеспеченности расходными материалами и медикаментами, квалификации врачей и среднего медицинского персонала. Между тем о снижении качества стоматологической помощи заявили 40%, снижении культуры обслуживания пациентов — 35%, ухудшении организации лечебно-диагностического процесса — 37%. Похожие акценты расставлены и респондентами негосударственных организаций. Свыше ½ анкетированных из этой группы считали, что за последние 5 лет улучшилась обеспеченность их организаций аппаратами и инструментарием (63%), расходными материалами и медикаментами (57%), а также повысилась укомплектованность средним (53%) и врачебным (52%) персоналом. Вместе с тем в ответах настораживают утверждения, что на прежнем уровне остался уровень профессиональной подготовленности врачей (44%) и средних медицинских работников (42%), не изменилось в целом и качество оказываемой стоматологической помощи (40%). Около 1/3 опрошенных (31%) считают, что оно ухудшилось. Кроме того, отмечается ухудшение культуры обслуживания пациентов (40%), организации лечебно-диагностического процесса (39%).

Изучение мнений респондентов о необходимых мерах по повышению эффективности и качества первичной медико-санитарной стоматологической помощи показало, что основное внимание респонденты обеих групп акцентировали на необходимости внедрения в практику работы современных технологий диагностики и лечения стоматологической патологии: 56% в 1-й группе, 50% во 2-й группе. Далее следуют предложения по расширению перечня пособий (37 и 44% соответственно), повышению уровня информатизации и автоматизации деятельности стоматологической организации (39 и 32%), активизации профилактической работы с населением и пациентами (40 и 27% соответственно). В целом идентичные данные получены в 1-й группе при сравнении результатов анкетирования в разные периоды исследования.

Заключение

Метод добровольного анонимного анкетирования специалистов-стоматологов показал свою простоту, удобность и в то же время эффективность в оценке и анализе состояния организации стоматологической помощи населению, обозначении круга характерных специфических проблем, имеющих место в конкретном регионе (по мнению врачей-стоматологов), позволил установить, что конкретно необходимо для повышения качества оказываемой медицинской помощи, и значит, наметить пути оптимизации деятельности стоматологических организаций и стоматологической службы ЧР в целом.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.