Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Аветисян А.Я.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Гринин В.М.

Институт стоматологии им. Е.В. Боровского — ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Крайнюкова Л.А.

ФКУ «Центральный военный клинический госпиталь им. П.В. Мандрыка» Минобороны России

Медико-организационная и социологическая характеристика кадрового состава стоматологической службы дотационного субъекта Российской Федерации

Авторы:

Аветисян А.Я., Гринин В.М., Крайнюкова Л.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2021;100(6‑2): 59‑65

Прочитано: 962 раза


Как цитировать:

Аветисян А.Я., Гринин В.М., Крайнюкова Л.А. Медико-организационная и социологическая характеристика кадрового состава стоматологической службы дотационного субъекта Российской Федерации. Стоматология. 2021;100(6‑2):59‑65.
Avetisyan AYa, Grinin VM, Kraynyukova LA. Medical-organizational and sociological characteristics of the staff of the dental service in a subsidiary subject of the Russian Federation. Stomatology. 2021;100(6‑2):59‑65. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat202110006259

Рекомендуем статьи по данной теме:
Оцен­ка фун­кции но­со­во­го ды­ха­ния и удов­лет­во­рен­нос­ти па­ци­ен­тов при пер­вич­ном об­ра­ще­нии за эс­те­ти­чес­кой кор­рек­ци­ей но­са. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):16-24
Ана­лиз проб­ле­мы неп­ред­на­ме­рен­ной пе­ри­опе­ра­ци­он­ной ги­по­тер­мии в плас­ти­чес­кой хи­рур­гии. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(1):5-13
Дос­туп­ность ме­ди­цин­ской и про­фи­лак­ти­чес­кой по­мо­щи для па­ци­ен­тов с брон­хи­аль­ной ас­тмой. Рес­пи­ра­тор­ная ме­ди­ци­на. 2025;(1):15-22
Ин­фор­ми­ро­ван­ность па­ци­ен­ток о пре­вен­тив­ной те­ра­пии опу­ще­ния ор­га­нов та­зо­во­го дна. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2025;(3):102-106
Оцен­ка вли­яния кли­мак­те­ри­чес­ко­го син­дро­ма на ка­чес­тво жиз­ни жен­щин и их от­но­ше­ние к про­яв­ле­ни­ям ме­но­па­узы и к ме­но­па­узаль­ной гор­мо­наль­ной те­ра­пии. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2025;(3):84-91

Введение

Стоматологическая помощь является одним из самых востребованных видов медицинской помощи населению; по числу обращений она занимает второе место после терапевтической помощи [1]. В современных условиях приобретает актуальность изучение состояния стоматологической службы отдельных субъектов страны, имеющих выраженные социально-экономические особенности, в частности Чеченской Республики (ЧР). При этом здравоохранение ЧР, в отличие от других субъектов России, длительное время не имело возможностей для поступательного развития: существенный ущерб был нанесен боевыми действиями в ходе двух контртеррористических операций (1994—1996 и 1999—2002 гг.), после которых было выведено из строя большое число медицинских организаций, возник отток квалифицированных специалистов за пределы региона, а инфраструктура здравоохранения республики так и не была окончательно восстановлена.

Стоматологическая помощь оказывается в организациях, имеющих различную организационно-правовую и финансовую основу [2, 3]. Соотношение стоматологических организаций с разными формами собственности в регионах страны в значительной степени разнится. К примеру, в Рязанской области государственные бюджетные организации составляют 40,3%, а общества с ограниченной ответственностью — 50,2% [4], в то время как в ЧР — 82,7 и 8,3% соответственно [5]. В настоящее время в ЧР наибольший объем стоматологической помощи по-прежнему оказывается государственными медицинскими организациями, а в частные стоматологические организации обращаются ориентировочно 10—15% пациентов.

Можно предположить, что, если в течение длительного периода времени отсутствует существенная положительная динамика показателей деятельности стоматологической службы, а недостатки носят системный характер, повышение эффективности и качества стоматологической помощи населению возможно на основе оптимизации управления службой. В этом случае в качестве действенного средства по определению выбора направлений оптимизации и проведения корригирующих мероприятий в отношении выявленного круга характерных проблем, имеющих место в конкретном регионе, целесообразно использовать метод анкетирования.

Цель исследования — на основании результатов анонимного анкетирования изучить условия труда врачей-стоматологов в ЧР, выявить недостатки и проблемы функционирования стоматологической службы, подлежащие корректировке.

Материал и методы

Дизайн исследования: проспективное, нерандомизированное, неконтролируемое, перекрестное, с историческим контролем. Участники — врачи-стоматологи, оказывающие первичную медико-санитарную стоматологическую помощь на административной территории ЧР, согласившиеся принять участие в анонимном анкетировании.

Все респонденты выполняли профессиональную деятельность на административной территории ЧР; основная база исследования — ГБУ «Республиканская стоматологическая поликлиника» (Грозный), дополнительными базами послужили: ГБУ «Стоматологический комплекс» (Грозный), городские стоматологические поликлиники №1 и №2 (Грозный), стоматологические кабинеты центральных районных больниц (Гудермес, Шали, Урус-Мартан), негосударственные стоматологические организации: «Денталкомплекс» (Шали), Stomalux и A-Stom Denta (Гудермес), «Современная стоматология» (Урус-Мартан). В рамках исследования проведено анонимное добровольное анкетирование врачей-стоматологов с помощью специально разработанных анкет, форма и содержание которых (вопросы) оценивались группой экспертов из Государственного института усовершенствования врачей Минобороны России и Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова (13 экспертов, все — доктора медицинских наук, 5 профессоров, 4 доцента).

Исследование начато в 2005—2006 гг., а затем продолжено с 2017 по 2018 г. Объем исследований составил 181 респондент, из которых были сформированы 2 параллельные группы: 1-ю группу составили 119 врачей-стоматологов государственных стоматологических организаций ЧР; во 2-ю группу вошли 62 врача негосударственных организаций.

Принимая во внимание то, что подавляющий объем стоматологических услуг в первичном звене здравоохранения оказывается по-прежнему государственным сектором (более 80%), основной акцент был сосредоточен на анализе результатов социологического исследования в 1-й группе, а также на сравнении показателей внутри этой группы в разные временные периоды (2005—2006 и 2017—2018 гг.) с оценкой их динамики. Учитывая, что сектор частных стоматологических организаций различных организационно-правовых форм сформировался только в последние годы, аналогичного сопоставления во 2-й группе не проводилось в связи с отсутствием информации, касающейся периода 2005—2006 гг.

Анкеты включали в себя несколько блоков вопросов, каждый из которых преследовал определенные цели: первый — составить социальный и профессиональный «портрет» врача-стоматолога; второй — выявить мнения респондентов о распространенности стоматологической патологии среди населения, их отношение к работе стоматологической службы, оказанию пациентам стоматологической помощи, в том числе профилактической; третий — изучить оценку врачами-стоматологами деятельности своей медицинской организации, выявить определенные недостатки и проблемы, подлежащие корректировке.

Все ответы на вопросы анкеты были внесены в компьютеризированную базу данных, составленную на основе электронных таблиц формата Excel, входящих в пакет программ Windows MS Office; в ней же выполнены предварительные расчеты.

В качестве исхода исследования подразумевалась динамика контролируемых показателей, включенных в анкету.

Согласно заключению Локального этического комитета ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России и с учетом характера исследования и отсутствия возможного нарушения прав пациентов, исследование не требовало одобрения этическим комитетом (рассмотрено 16.04.19, №06-19).

Принципы расчета размера выборки: размер выборки предварительно не рассчитывался, поскольку включал всех врачей-стоматологов, выразивших добровольное согласие принять участие в анонимном анкетировании.

Статистический анализ данных проведен с помощью программы Statistica V. 10.0 (StatSoft. Inc., США). Для проверки гипотезы о нормальности распределения совокупностей использовали тест Колмогорова—Смирнова и тест Лиллиефорса. Непрерывные переменные выражали в виде среднего значения и стандартного отклонения от него; категориальные переменные — в виде частоты. Для сравнения совокупностей использовали t-критерий Стьюдента. Статистически значимыми считали различия p<0,05.

Результаты и обсуждение

В частных стоматологических организациях было установлено преобладание врачей более молодого возраста: средний возраст врачей-стоматологов в 1-й группе составил 45,6±3,7 года, во 2-й группе — 34,2±2,1 года (p<0,05). При этом во 2-й группе врачей-стоматологов в возрасте 60 лет и старше не оказалось. В 1-й группе существенных различий по возрасту в разные временные периоды проведения исследования не выявлено: 44±3 года в 2005—2006 гг. и 46±3 года в 2017—2018 гг. (p>0,05).

Как в государственных, так и в частных стоматологических организациях среди врачей-стоматологов существенно преобладают женщины —70 и 66% соответственно (p>0,05). Не выявлено значимых различий по полу среди анкетированных врачей-стоматологов 1-й группы в разные временные периоды (2005—2006 и 2017—2018 гг.).

Большинство опрошенных осуществляли профессиональную деятельность в городах: 77% (91 человек) в 1-й группе и 86% (53 человека) во 2-й группе. Из общего числа анкетированных 1-й группы работали в муниципальных (государственных) стоматологических организациях 75% врачей-стоматологов (89 респондентов), остальные 25% (30 респондентов) — в стоматологических кабинетах многопрофильных поликлиник (больниц). Практически аналогичное соотношение сложилось в 1-й группе в разные периоды анкетирования.

Врачи-стоматологи как государственных, так и частных стоматологических организаций в подавляющем большинстве имели значительный профессиональный опыт: стаж работы 10 лет и более —у 81 и 67% опрошенных соответственно. В 1-й группе распределение по стажу работы в разные периоды исследования не имело существенных различий. Однако, несмотря на значительный опыт практической работы, только 45% врачей-стоматологов 1-й группы имели квалификационные категории (из них высшую — 20%, первую — 43%, вторую — 37%). При этом к 2017—2018 гг. их доля по сравнению с 2005—2006 гг. значимо (p<0,05) выросла: в 2005—2006 гг. в данной группе высшая квалификационная категория была у 9% респондентов, первая — у 13% и вторая — у 15%. Соответственно, во 2-й группе квалификационные категории были у 61% респондентов (из них высшая — у 26%, первая — у 53% и вторая — у 21%).

Вызывает несомненный интерес объем информации, которой врачи-стоматологи пополняют свой профессиональный теоретический багаж. Этот фактор косвенно свидетельствует об уровне подготовленности врачебного персонала. Оказалось, что в структуре респондентов как государственных, так и негосударственных организаций, заявивших об изучении специальной литературы, подавляющее большинство составили прочитавшие за последний год не более одной монографии (91 и 86% соответственно) и одной научной статьи (68 и 66% соответственно), что может свидетельствовать о незначительном интересе врачей к этому способу повышения уровня своих теоретических знаний по специальности. Чаще всего источником для самообразования врачи-стоматологи как государственных, так и негосударственных организаций назвали обмен информацией с коллегами по работе — в 87 и 73% случаев соответственно. Стремились повысить свой профессиональный уровень с помощью чтения научных журналов 77 и 61% врачей соответственно, реже — путем участия в работе научных конференций и обществ (56 и 48%), чтения монографий по специальности — 27 и 23% соответственно. Другие формы самообразования респонденты обеих групп не отметили, хотя такая возможность в анкете была предусмотрена.

Изучение такого важного вопроса, как дефицит определенных знаний у врачей-стоматологов в процессе профессиональной деятельности, показало его наличие в обеих группах (межгрупповые различия статистически не значимы, p>0,05). Большинство опрошенных указали на недостаток правовых (1-я группа — 61%, 2-я группа — 55%) и экономических знаний (51 и 58% соответственно). Реже респонденты акцентировали внимание на недостатке знаний в вопросах профилактики стоматологических заболеваний (45 и 42% соответственно), их диагностики и лечения (22 и 19%). Статистически значимых различий в результатах опроса врачей-стоматологов 1-й группы по данному вопросу в разные периоды исследования не выявлено.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости совершенствования способов и форм повышения квалификации врачей-стоматологов, предусматривая при этом формирование у них профессиональных компетенций не только в диагностике и лечении стоматологической патологии, но и в ее профилактике, а также правовых и экономических отношениях.

По результатам социологического исследования удовлетворенности своей работой выяснилось, что в 1-й группе таких оказалось 41%, во 2-й группе значимо больше — 73% (p<0,05). Выразили сомнение в своей полной удовлетворенности 24 и 13% опрошенных соответственно (p<0,01), не были удовлетворены — 28 и 11% соответственно (p<0,01). Еще 8 и 3% опрошенных соответственно предпочли не отвечать на вопрос. В 1-й группе показатели, полученные в разные временные периоды, имели значимые различия: в 2005—2006 гг. доля врачей-стоматологов, полностью удовлетворенных своей работой, составила 33%, в 2017—2018 гг. — 48% (p<0,05), неудовлетворенных — 35 и 21% соответственно (p<0,01). Во 2-й группе значимых различий показателей не выявлено.

Среди причин неудовлетворенности работой респонденты 1-й группы чаще всего называли слабую техническую оснащенность рабочего места (54% ответов), отсутствие современных расходных материалов (46%), недостаточную оплату своего труда (43%), низкую укомплектованность средним медицинским персоналом (34%), плохой морально-психологический климат в коллективе (28%), частые конфликты с пациентами (13%). Напротив, врачи-стоматологи негосударственных организаций чаще упоминали отсутствие технических возможностей для внедрения новых технологий (65% опрошенных), плохой морально-психологический климат в коллективе (45%), плохое состояние профилактической работы с пациентами (34%), низкую профессиональную подготовленность среднего медицинского персонала в стоматологии (26%), частые конфликты с руководством организации (11%). Полученные данные об удовлетворенности практической деятельностью, несомненно, в определенной степени повлияли на показатели, отражающие нередкое стремление врачей-стоматологов сменить место своей работы. Большинство опрошенных не считали необходимым смену организации/работодателя: 63 и 81% в 1-й и 2-й группах соответственно, хотя каждый 5-й в государственной организации и каждый 9-й в негосударственной — думали о перемене места работы. При этом 12% респондентов 1-й группы и 5% из 2-й группы были твердо намерены уволиться и найти новое место работы. По данным 2005—2006 гг., желающих твердо переменить место работы в обеих группах не было. Число имевших намерение найти место работы с лучшими условиями было статистически более значимым (p<0,05) по сравнению с периодом 2017—2018 гг. — 30 и 19% соответственно.

Чрезвычайно важное значение в формировании удовлетворенности своей работой играет фактор материальной обеспеченности. При этом опрошенные врачи-стоматологи государственных и частных медицинских организаций оценивали свое материальное положение по-разному. Высоким свое благосостояние признал только каждый 10-й респондент 1-й группы (10%) и каждый 4-й (26%) — во 2-й группе (p<0,01). Существенные различия установлены и среди считающих себя малообеспеченными: 43 и 11% соответственно (p<0,01). В то же время зафиксирована определенная трансформация мнений у респондентов 1-й группы: в 2005—2006 гг. доля врачей-стоматологов, относящих себя к высокообеспеченным, составляла только 7% (в 2017—2018 гг. — 13%, p<0,05), и наоборот, доля малообеспеченных существенно превысила показатель 2017—2018 гг. — 47 и 39% соответственно (p<0,05). Полученные данные коррелируют с величиной среднемесячного дохода респондентов, которые в государственных и частных стоматологических организациях складываются из заработной платы по основному месту работы и дополнительных доходов от профессиональной деятельности. Немаловажную роль в повышении денежных доходов врачей-стоматологов играют денежные выплаты по совмещению должностей или занятию иной деятельностью, в том числе не связанную с медициной. Оказалось, что врачи-стоматологи государственных и частных медицинских организаций совмещают свою профессиональную деятельность примерно с одинаковой частотой: 51% — в 1-й группе, 48% — во 2-й группе. Не установлено статистически значимых различий между числом опрошенных врачей-стоматологов в обеих группах по таким позициям, как совмещение в своей организации (14% в 1-й группе, 16% — во 2-й группе), в другой государственной организации (13 и 10% соответственно), в другой частной организации (11 и 13% соответственно), занятие самостоятельной частной практикой (9 и 11% соответственно). Практически не отличались доли врачей-стоматологов, не имеющих дополнительного дохода, — 50 и 48% соответственно. Однако в 2017—2018 гг. доля совместителей по сравнению с 2005—2006 гг. уменьшилась (47 и 53% соответственно, p>0,05).

Второй блок вопросов позволил выявить мнения респондентов о распространенности стоматологической патологии среди населения, их отношение к работе стоматологической службы, оказанию пациентам стоматологической помощи, изучить оценку врачами-стоматологами деятельности своей медицинской организации, выявить определенные недостатки, в том числе и в профилактической работе.

При оценке распространенности и интенсивности стоматологической заболеваемости населения изучаемого региона в последние 5 лет большинство врачей-стоматологов высказали мнение, что ситуация ухудшилась: его придерживались 65% опрошенных в 1-й группе и 60% — во 2-й группе (p>0,05). В улучшении показателей уверены 9 и 10% соответственно (p>0,05). Еще по 14% респондентов в обеих группах придерживались мнения, что ситуация в целом не изменилась. Остальные опрошенные предпочли не отвечать на поставленный вопрос.

При сравнении показателей внутри 1-й группы в разные временные периоды установлено доминирование доли ответов об ухудшении показателей распространенности и интенсивности стоматологической патологии: 68% — в 2005—2006 гг., 61% — в 2017—2018 гг. (p>0,05). Также существенно не различались доли врачей-стоматологов, заявивших об улучшении ситуации (9 и 10% соответственно) или о ее неизменности (14 и 15% соответственно).

Несмотря на постоянное увеличение распространенности стоматологической патологии и ее интенсивности, организация стоматологической помощи в изучаемом регионе в целом не претерпела каких-либо существенных положительных изменений. Медленно внедряются новые, прогрессивные методы работы на стоматологическом приеме: работа врача-стоматолога вместе со стоматологическим помощником-ассистентом (так называемая «работа в четыре руки»); работа гигиениста стоматологического. На такое положение указали 92% опрошенных из 1-й группы и 97% — из 2-й группы. Только 4% врачей-стоматологов государственных организаций и 3% — частных организаций утверждают, что используют в своей практике помощника-ассистента. Еще 3% из 1-й группы указали, что в их организации имеются гигиенисты стоматологические. Таким образом, можно говорить о том, что работа этого специалиста практикуется только в некоторых государственных поликлиниках, в то время как в частных организациях этому прогрессивному варианту оказания стоматологической помощи вообще не уделяется должного внимания.

По результатам анкетирования врачей-стоматологов были изучены качественные показатели работы сестринского персонала в стоматологии. Респонденты как из государственных, так и частных организаций признали подготовку среднего медицинского персонала хорошей в 37 и 32% случаев, удовлетворительной — в 24 и 26% случаев. Настораживает тот факт, что значительная доля опрошенных в обеих группах считают подготовку средних медицинских работников плохой: 26 и 31% соответственно. Каждый 9-й респондент уклонился от ответа на этот вопрос.

При сравнении оценочных показателей в 1-й группе в разные временные периоды можно заключить, что в целом профессиональная подготовленность среднего медицинского персонала (по мнению опрошенных врачей-стоматологов) практически не изменилась: в 2005—2006 гг. хорошей ее считали 35% опрошенных, а в 2017—2018 гг. — 39% (p>0,05), удовлетворительной — 25 и 24% (p>0,05), плохой — 26 и 26% (p>0,05) опрошенных соответственно. О недостаточной профессиональной подготовленности сестринского персонала в стоматологии косвенно свидетельствует и тот факт, что менее 1/2 опрошенных врачей-стоматологов убеждены в том, что медицинская сестра способна самостоятельно оценить гигиеническое состояние рта пациента: 36% опрошенных в 1-й группе и 39% — во 2-й группе. Противоположного мнения придерживались 55 и 47% врачей соответственно. Еще 9 и 15% респондентов не смогли выразить свое мнение. В 2005—2006 гг. доля врачей-стоматологов, отрицательно высказавшихся по данному вопросу (58%), превысила таковую в 2017—2018 гг. (52%), но различия статистически не значимы (p>0,05). Одновременно большинство опрошенных врачей-стоматологов как государственных (45%), так и частных (42%) организаций полагают, что медицинская сестра способна в основное рабочее время индивидуально заниматься с пациентами обучением гигиене рта (противоположного мнения придерживаются 36 и 39% врачей соответственно). Остальные (по 19% в каждой группе) затруднились с ответом на поставленный вопрос.

Большинство опрошенных врачей-стоматологов придают большое значение профилактике стоматологических заболеваний путем обучения населения индивидуальной гигиене рта: 100% положительных ответов в обеих группах. При этом большинство респондентов считают, что население недостаточно информировано о путях профилактики стоматологических заболеваний. В пользу этого высказались 57% врачей-стоматологов государственных и 58% — частных организаций, еще 25 и 23% респондентов соответственно указали на частичное информирование населения о возможных путях профилактики развития стоматологической патологии. Доля респондентов в 1-й группе, придерживающихся мнения о недостаточности предоставляемой информации для населения, в разные периоды наблюдения почти не изменилась: 60% в 2005—2006 гг. и 55% в 2017—2018 гг. (p>0,05). Также не претерпела изменений доля посчитавших население частично информированным: 28 и 23% соответственно (p>0,05). Следствием этого, как полагают большинство анкетированных (86% в 1-й группе, 89% во 2-й группе), является то, что не более 10—20% жителей регулярно ухаживают зубами.

Довольно критично респонденты высказались о своих знаниях в области профилактики стоматологических заболеваний. Так, менее ½ опрошенных считали объем своих знаний достаточным: 40% в 1-й группе, 42% во 2-й группе. Почти столько же полагали, что таких знаний им недостает: 43 и 45% соответственно. Остальные анкетируемые предпочли не отвечать на заданный вопрос. Значимых различий показателей в 1-й группе в разные периоды исследования (2005—2006 и 2017—2018 гг.) не выявлено.

В целом большинство опрошенных (1-я группа — 79%, 2-я группа — 71%) считают недостаточной подготовку врачей-стоматологов своих организаций в области профилактики стоматологических заболеваний и организации профилактической работы с населением. Вероятно, низкая оценка своих знаний в профилактической работе в определенной мере связана с невостребованностью последних в практической деятельности. Так, значительная часть респондентов считают, что у них нет ни условий, ни времени на ведение профилактической работы с пациентами: 42% в 1-й группе и 40% во 2-й группе. Еще 26 и 29% респондентов соответственно заявили об ограниченности данных факторов, и только 12% в 1-й группе и 13% во 2-й группе указали, что могут заниматься профилактической работой. Остальные респонденты уклонились от ответа на вопрос. Таким образом, можно прийти к заключению, что врачи-стоматологи делают акцент на лечебной деятельности, в то время как профилактическим мероприятиям должного внимания не уделяют.

Большинство опрошенных убеждены, что профессиональной гигиеной рта должны заниматься специально подготовленные гигиенисты стоматологические (в 1-й группе — 58%, во 2-й группе — 57%) и зубные врачи в рабочее время (44 и 37% соответственно). При этом профилактическая работа в стоматологии должна, по мнению большей части врачей-стоматологов, оставаться бесплатной. На это указали 69% респондентов 1-й группы и 53% — 2-й группы. По-видимому, это будет способствовать привлечению населения на профилактические осмотры и в целом повышению эффективности стоматологической помощи.

Респондентам предлагалось оценить (по 5-балльной шкале) факторы, характеризующие в совокупности деятельность своей стоматологической организации. Как свидетельствуют данные, качество лечения и профилактической работы респондентами обеих групп оцениваются довольно низко. Врачи-стоматологи из 2-й группы в целом более высоко оценили деятельность своих стоматологических организаций, особенно по таким факторам, как эстетика интерьеров, материально-техническая база. Вместе с тем респонденты из 1-й группы в большей степени считают, что их организации обладают достаточными потенциальными возможностями для качественного обследования и лечения пациентов: 56% против 47% во 2-й группе. Отрицательно ответили 25 и 24% опрошенных соответственно. Остальные предпочли не отвечать на данный вопрос.

В ходе анкетирования была изучена и оценена степень удовлетворенности врачей-стоматологов предоставленными для их работы оборудованием и оснащением. При этом получены следующие результаты: в 1-й группе полностью удовлетворены оборудованием, на котором они работают, 50% специалистов, аппаратами и инструментами — 57%, расходными материалами и медикаментами — 48%; частично удовлетворены по этим позициям 30, 27 и 22% респондентов соответственно; полностью не удовлетворены 13, 12 и 21% респондентов соответственно. Во 2-й группе полностью удовлетворены оборудованием 68%, аппаратами и инструментами — 84%, расходными материалами и медикаментами — 86%; частично удовлетворены 23, 10 и 8% респондентов соответственно; полностью не удовлетворены только 7, 5 и 3% респондентов соответственно. Остальные анкетированные затруднились ответить на вопросы. Полученные результаты свидетельствуют о более высоких показателях удовлетворенности врачей-стоматологов негосударственных организаций.

В качестве факторов, в наибольшей степени негативно влияющих на осуществление профессиональной деятельности, специалисты, трудящиеся в государственных организациях, выделяют следующие: низкий уровень доходов (4,6 балла по 5-балльной шкале), недостаточное материально-техническое обеспечение (4,3 балла), неэффективную организацию труда (3,7 балла), слабую компьютеризацию лечебно-диагностического процесса (3,6 балла), недостаточную профессиональную квалификацию (3,1 балла). Существенных различий в показателях в разные периоды исследования не установлено. В частных организациях приоритет отдан таким факторам, как конфликты с руководством (4,4 балла по 5-балльной шкале), устаревшие организационные формы работы (4,3 балла), конфликты с пациентами (4,1 балла), недостаточная профессиональная квалификация (2,9 балла). Таким образом, в обеих группах в числе негативных факторов, в наибольшей степени затрудняющих деятельность врачей-стоматологов, присутствуют устаревшие организационные формы их работы, недостаточная квалификация специалистов. Одновременно необходимо отметить, что во 2-й группе часть респондентов (8%) указали, что им в работе ничего не мешает. Среди анкетированных в 1-й группе таких ответов не было.

Один из вопросов анкеты касался оценки респондентами динамики за последние 5 лет факторов, отражающих и определяющих в целом состояние работы как государственных стоматологических организаций, так и негосударственных. Врачи-стоматологи государственных организаций отметили улучшение ситуации по таким позициям, как обеспеченность аппаратами и инструментами (61%), укомплектованность врачами (52%) и средними медицинскими работниками (50%), квалификация врачебного (45%) и среднего медицинского персонала (45%), обеспеченность расходными материалами и медикаментами (44%). Вместе с тем достаточно большое число респондентов 1-й группы полагали, что существенных изменений по ряду важных показателей не произошло: в обеспеченности расходными материалами и медикаментами, квалификации врачей и среднего медицинского персонала. Между тем о снижении качества стоматологической помощи заявили 40%, снижении культуры обслуживания пациентов — 35%, ухудшении организации лечебно-диагностического процесса — 37%. Похожие акценты расставлены и респондентами негосударственных организаций. Свыше ½ анкетированных из этой группы считали, что за последние 5 лет улучшилась обеспеченность их организаций аппаратами и инструментарием (63%), расходными материалами и медикаментами (57%), а также повысилась укомплектованность средним (53%) и врачебным (52%) персоналом. Вместе с тем в ответах настораживают утверждения, что на прежнем уровне остался уровень профессиональной подготовленности врачей (44%) и средних медицинских работников (42%), не изменилось в целом и качество оказываемой стоматологической помощи (40%). Около 1/3 опрошенных (31%) считают, что оно ухудшилось. Кроме того, отмечается ухудшение культуры обслуживания пациентов (40%), организации лечебно-диагностического процесса (39%).

Изучение мнений респондентов о необходимых мерах по повышению эффективности и качества первичной медико-санитарной стоматологической помощи показало, что основное внимание респонденты обеих групп акцентировали на необходимости внедрения в практику работы современных технологий диагностики и лечения стоматологической патологии: 56% в 1-й группе, 50% во 2-й группе. Далее следуют предложения по расширению перечня пособий (37 и 44% соответственно), повышению уровня информатизации и автоматизации деятельности стоматологической организации (39 и 32%), активизации профилактической работы с населением и пациентами (40 и 27% соответственно). В целом идентичные данные получены в 1-й группе при сравнении результатов анкетирования в разные периоды исследования.

Заключение

Метод добровольного анонимного анкетирования специалистов-стоматологов показал свою простоту, удобность и в то же время эффективность в оценке и анализе состояния организации стоматологической помощи населению, обозначении круга характерных специфических проблем, имеющих место в конкретном регионе (по мнению врачей-стоматологов), позволил установить, что конкретно необходимо для повышения качества оказываемой медицинской помощи, и значит, наметить пути оптимизации деятельности стоматологических организаций и стоматологической службы ЧР в целом.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.