Олесов Е.Е.

Академия постдипломного образования ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА» России

Екушева Е.В.

ФГБУ «Академия постдипломного образования «Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий Федерального медико-биологического агентства»;
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Новоземцева Т.Н.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Олесова В.Н.

Академия постдипломного образования ФНКЦ ФМБА России

Заславский Р.С.

Академия постдипломного образования ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА» России

Иванов А.С.

Ростовский государственный медицинский университет

Стоматологический и психологический статусы у спортсменов олимпийских сборных и населения Москвы

Авторы:

Олесов Е.Е., Екушева Е.В., Новоземцева Т.Н., Олесова В.Н., Заславский Р.С., Иванов А.С.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2021;100(1): 19‑23

Прочитано: 1398 раз


Как цитировать:

Олесов Е.Е., Екушева Е.В., Новоземцева Т.Н., Олесова В.Н., Заславский Р.С., Иванов А.С. Стоматологический и психологический статусы у спортсменов олимпийских сборных и населения Москвы. Стоматология. 2021;100(1):19‑23.
Olesov EE, Ekusheva EV, Novozemtseva TN, Olesova VN, Zaslavsky RS, Ivanov AC. Comparative study of dental and psychological status in athletes of Olympic teams and the population of Moscow. Stomatology. 2021;100(1):19‑23. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat202110001119

Рекомендуем статьи по данной теме:
При­ме­не­ние ком­пью­тер­ной пси­хо­ло­ги­чес­кой ди­аг­нос­ти­ки у лиц экстре­маль­ных про­фес­сий (Ме­то­ди­чес­кое по­со­бие, 2025). Вос­ста­но­ви­тель­ные би­отех­но­ло­гии, про­фи­лак­ти­чес­кая, циф­ро­вая и пре­дик­тив­ная ме­ди­ци­на. 2025;(2):31-36

Многолетний опыт плановой и неотложной стоматологической помощи спортсменам сборных олимпийских команд России, накопленный в Клиническом центре стоматологии ФМБА России, показывает значительную распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний среди спортсменов. Это объясняется недостатками организации стоматологического обслуживания спортсменов, формирующих олимпийские сборные, в регионах проживания, отсутствием их стоматологической диспансеризации.

У спортсменов выявлен гипертонус мышц челюстно-лицевой области с соответствующими жалобами при опросе и патологическими проявлениями при обследовании височно-нижнечелюстного сустава [1—6].

Одной из причин гипертонуса мышц челюстно-лицевой области могут быть высокие стрессогенные нагрузки, связанные с систематической соревновательной деятельностью и напряженным тренировочным процессом. Однако этот раздел функциональной стоматологии недостаточно изучен с позиций психологической диагностики.

Цель исследования — сравнение показателей стоматологического и психологического статусов у спортсменов олимпийских сборных и населения Москвы в возрасте до 35 лет.

Материал и методы

В Клиническом центре стоматологии ФМБА России обследованы в ходе санации рта при первичном проведении периодических медицинских осмотров 132 спортсмена олимпийских сборных России мужского пола в возрасте 20—35 лет. Спортсмены специализировались в разных видах спорта: футбол, лыжи, легкая атлетика, водное поло, велогонки, метание копья, бобслей и др. Для сравнения в Стоматологической поликлинике №62 ДЗМ обследована группа из 104 мужчин в возрасте 20—35 лет. Схема клинико-рентгенологического обследования соответствовала Карте оценки стоматологического статуса ВОЗ [6, 7].

Дополнительное внимание уделено выявлению признаков мышечно-суставной дисфункции челюстно-лицевой области с помощью целенаправленного опроса и проведения Гамбургского тестирования [8—10]. В соответствии с алгоритмом Гамбургского тестирования у обследованных регистрировались асимметричное, ограниченное или чрезмерное открывание рта; внутрисуставные шумы; асинхронность окклюзионного звука при смыкании зубов; болезненность при пальпации жевательных мышц; травматичность эксцентрической окклюзии зубных рядов. Нормальное состояние жевательного аппарата констатировали при выявлении не более одного из перечисленных патологических признаков, риск дисфункции — при наличии двух признаков, дисфункция — при выявлении трех признаков.

Для анализа психологического состояния у спортсменов и их сверстников в Москве применяли стандартные шкалы и опросники. Шкала тревоги Спилбергера, адаптированная Ю.Л. Ханиным, позволяла оценить уровень реактивной и личностной тревожности у обследованных [11]. Для определения уровня и фонового показателя алекситимии анализировали ее компоненты (трудности идентификации и описания чувств другим людям; внешне-ориентированный тип мышления) с помощью Торонтской шкалы алекситимии [12]. Анкета балльной оценки субъективных характеристик сна служила для скринингового выявления нарушений сна [13]. Опросник Бека использовали для выявления и диагностики уровня возможной депрессии у обследованных [14]. Индикатор копинг-стратегий служил для диагностики базисных или доминирующих копинг-стратегий поведения, используемых обследованными для преодоления стрессовых ситуаций [15]. Применяли шкалу оценки качества жизни и удовлетворенности, обследованного в различных областях жизнедеятельности [16]. Шкалу социальной адаптации Шихана использовали для изучения различных показателей социальной адаптации спортсменов по разделам: работа, общественная жизнь и досуг, семейные отношения и обязанности [17].

Результаты и обсуждение

Распространенность кариеса среди спортсменов и у населения Москвы (K02) в возрасте 20—35 лет тотальна. Его интенсивность (КПУ) у спортсменов составляла 10,5±2,3, у населения — 11,9±1,1. Индекс КПУ у спортсменов состоял из 2,2±1,4 зуба, пораженного кариесом; 1,3±0,7 запломбированного зуба с признаками кариеса; 5,9±1,7 запломбированного зуба; 1,1±0,4 удаленного зуба (у населения соответственно 2,7±1,3, 1,5±0,5, 6,0±1,0 и 0,9±0,1). У 58,3% спортсменов и 69,2% населения Москвы ранее проводилось эндодонтическое лечение; неудовлетворительное эндодонтическое лечение выявлено соответственно у 44,7 и 38,5% обследованных. У 38,6% спортсменов и 30,8% среди населения Москвы выявлены пломбы, превышающие по площади 50% окклюзионной поверхности, что составляет соответственно 12,4 и 7,6% от всех имеющихся пломб. Неудовлетворительное качество пломб среди имеющихся пломб составляло 18,1% у спортсменов и 10,1% у населения Москвы. Некариозные поражения (K03) выявлялись у 19,7% спортсменов и 18,4% населения. В группе спортсменов патологическое стирание зубов выявлено у 3,0%, клиновидные дефекты — у 9,1%, эрозии твердых тканей зубов — у 7,6% (среди населения соответственно 1,0, 8,7 и 8,7%). Среди спортсменов распространенность гингивита (K05.1) составляла 34,9%, а пародонтита (K05.3) — 25,8%; среди населения Москвы соответственно 36,5 и 14,4%. Гигиена рта по индексу ИГР-У у 23,5% спортсменов была неудовлетворительной, у 6,8% —хорошей и у 69,7% — удовлетворительной (у населения Москвы соответственно 15,4, 10,6 и 74,0%).

Интенсивность заболеваний пародонта по индексу CPI достигала 3,6±0,8 секстанта у спортсменов и 3,1±0,4 — среди населения Москвы; превалировали секстанты с кровоточивостью, зубным камнем и пародонтальными карманами (соответственно 1,5±0,3, 0,9±0,3 и 1,1±0,1 секстанта у спортсменов и 1,2±0,3, 0,9±0,1 и 0,9±0,1 — у населения). Заболевания слизистой оболочки рта (K13) выявлены у 5,3% спортсменов-олимпийцев и 1,9% среди населения. У 12,1% спортсменов обнаружены вторичные деформации зубных рядов из-за удаления зубов; у 34,9% — те или иные зубочелюстные аномалии (K07); у населения Москвы соответственно 8,7 и 30,8%.

У 23,5% спортсменов выявлены признаки нарушения деятельности височно-нижнечелюстного сустава (K07) при их пальпации и по данным опроса (боль и скованность мышц челюстно-лицевой области по утрам и во время усиленных тренировок); у населения Москвы — 15,4%.

По итогам Гамбургского тестирования, такие критерии, как асимметричность при открывании рта, внутрисуставные шумы, асинхронность окклюзионного звука при смыкании зубов, болезненность пальпации жевательных мышц, травматичность эксцентрической окклюзии, встречались соответственно у 10,6, 3,8, 28,8, 11,4 и 26,5% спортсменов. Перечисленные показатели у населения Москвы регистрировались соответственно в 13,4, 3,8, 28,8, 7,6 и 23,1% случаев. С учетом сочетаний выявленных критериев Гамбургского тестирования у одного и того же обследованного у 14,4% спортсменов определяется дисфункция жевательного аппарата, а у 24,2% — риск дисфункции; среди населения Москвы — у 8,7 и 19,2% соответственно (см. рисунок).

Результаты Гамбургского тестирования жевательного аппарата у спортсменов олимпийских сборных и населения Москвы.

Статистический анализ показателей стоматологического обследования и Гамбургского тестирования у спортсменов-олимпийцев по сравнению с населением Москвы того же возраста показал у спортсменов более низкое качество предшествующего лечения кариеса и его осложнений; недостаточный уровень гигиены рта; более высокую распространенность хронического пародонтита, заболеваний слизистой оболочки рта, вторичных деформаций зубных рядов, явлений патологии височно-нижнечелюстного сустава, дисфункции жевательного аппарата по итогам Гамбургского тестирования (p<0,05).

По результатам психологического обследования по шкале тревоги Спилбергера—Ханина выявлены более высокие показатели реактивной и личностной тревожности у спортсменов олимпийских сборных — соответственно 39,7±8,3 и 36,8±7,5 балла против 22,4±5,2 и 25,3±5,1 балла у населения Москвы (см. таблицу). Высокая тревожность может быть причиной развития невротического состояния и эмоционального напряжения. Торонтская шкала алекситимии показала одинаковый уровень алекситимии у спортсменов и населения Москвы молодого возраста (соответственно 53,9±11,2 и 54,1±9,1 балла), что отражает их способность выстраивать отношения с окружающими как фактор удовлетворенности своей жизнью. Субъективные характеристики сна у спортсменов оказались ниже, чем у ровесников среди населения Москвы (соответственно 19,1±7,2 и 23,5±4,3 балла). У спортсменов часто отмечались долгое засыпание, плохое качество сна. Тестирование с помощью опросника Бека обнаружило депрессивные расстройства у большего числа обследованных среди спортсменов (6,8% против 2,9% у населения Москвы). Это проявлялось в сниженном фоне настроения, отсутствии чувства бодрости, удовлетворении от привычных увлечений и занятий. В качестве доминирующих копинг-стратегий поведения спортсмены чаще всего демонстрировали активную стратегию поведения, направленную на разрешение проблем (32,2±8,1 балла), в меньшей степени было представлено поведение «Поиск социальной поддержки» (24,5±5,5 балла) и «Избегание проблем» (18,8±6,5 балла). Их сверстники среди населения Москвы более равномерно использовали все копинг-стратегии поведения (соответственно 22,3±6,1, 20,5±5,2 и 17,3±3,2 балла). Спортсмены чаще всего преодолевают стрессовые ситуации, пытаясь самостоятельно справиться с возникшей проблемой с использованием собственных ресурсов личности. Уровень удовлетворенности различными сферами жизни по индексу качества жизни был у спортсменов хуже, чем у жителей Москвы (25,7±5,3 балла против 31,2±7,1 балла). При анализе составляющих качества жизни отмечена высокая оценка спортсменами своей работы и личных достижений, здоровья и уровня самоконтроля; в то же время их качество жизни снижается из-за недостаточного общения с близкими людьми и негативных эмоций. Шкала социальной адаптации Шихана не выявила существенных различий в профессиональной, общественной и семейной адаптации у спортсменов и их сверстников в Москве (соответственно 6,7±2,0; 3,8±2,7 и 5,8±3,5 балла у спортсменов и 6,9±2,1, 3,1±1,1 и 3,5±2,2 балла у населения Москвы).

Результаты психологического обследования спортсменов олимпийских сборных и населения Москвы

Показатель

Спортсмены

Население

Реактивная тревожность, баллы

39,7±8,3

22,4±5,2

Личностная тревожность, баллы

36,8±7,5

25,3±5,1

Алекситимия, баллы

53,9±11,2

54,1±9,1

Характеристика сна, баллы

19,1±7,2

23,5±4,3

Представленность депрессивных проявлений, %

6,8

2,9

Депрессивные проявления, баллы

8,8±3,5

8,4±5,1

Копинг-стратегии поведения, баллы:

разрешение проблем

32,2±8,1

22,3±6,1

поиск социальной поддержки

24,5±5,5

20,5±5,2

избегание проблем

18,8±6,5

17,3±3,2

Качество жизни, баллы

25,7±5,3

31,2±7,1

Социальная адаптация, баллы:

профессиональная работа

6,7±2,5

6,9±2,1

общественная жизнь и досуг

3,8±2,7

3,1±1,1

семейная жизнь и обязанности

5,8±3,5

3,5±2,2

Данные психологического тестирования отражают более высокие показатели реактивной и личностной тревожности у спортсменов-олимпийцев, представленности депрессивных проявлений, более низкие качество сна и качество жизни при их активной копинг-стратегии поведения, направленной на самостоятельное разрешение стрессовых ситуаций (p<0,05).

Сочетание указанных психологических характеристик и недостатков в стоматологическом статусе способно провоцировать гипертонус мышц и мышечно-суставную дисфункцию челюстно-лицевой области, что необходимо учитывать при стоматологической реабилитации спортсменов олимпийских сборных.

Заключение

Проведенное исследование выявило различия состояния стоматологического статуса, результатов Гамбургского тестирования и психологического обследования между спортсменами олимпийского резерва и населения Москвы того же возраста. У спортсменов выявлены более низкое качество предшествующего лечения кариеса и его осложнений; недостаточный уровень гигиены рта; более высокая распространенность хронического пародонтита, заболеваний слизистой оболочки рта, вторичных деформаций зубных рядов, явлений патологии височно-нижнечелюстного сустава, дисфункции жевательного аппарата по итогам «Гамбургского тестирования».

У спортсменов также установлены особенности психологического статуса: более высокие показатели реактивной и личностной тревожности, распространенности депрессивных проявлений, более низкие качество сна и качество жизни.

Установленные закономерности могут способствовать развитию гипертонуса мышц и мышечно-суставной дисфункций челюстно-лицевой области, что требует дальнейшего изучения и учитывания при стоматологической реабилитации спортсменов олимпийских сборных.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Розанов Н.Н. Особенности воспалительных заболеваний пародонта у представителей разных видов спорта. Пародонтология. 2009;4(53): 42-45. 
  2. Беляев И.И., Хацкевич Г.А. Рекомендации по санации кариозных и периапикальных очагов инфекции у спортсменов с нарушением адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам. Сборник тезисов конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы стоматологии» СПб. 2009.
  3. Амирханян М.А., Лернер А.Я., Берсанов Р.У., Монакова Н.Е., Хамзатов Р.М. Роль имплантации в боковом отделе челюсти в оптимизации состояния зубочелюстной системы у спортсменов. Материалы VI Международной конференции «Современные аспекты реабилитации в медицине». Ереван. 2013.
  4. Новоземцева Т.Н., Олесов Е.Е., Каганова О.С., Тихонов В.Э., Лесняк А.В. Особенности мышечно-окклюзионного баланса челюстно-лицевой области у спортсменов. Сборник научных трудов конференции «Вопросы современной стоматологии», посвященной памяти проф. А.И. Дойникова. М. 2018.
  5. Глазкова Е.В., Новоземцева Т.Н., Ярилкина С.П., Печенихина В.С. Качество предшествующего стоматологического лечения спортсменов олимпийских команд по данным целевых медицинских осмотров. XII Международная научная конференция молодых ученых «Актуальные вопросы спортивной медицины, лечебной физической культуры, физиотерапии и курортологии». М. 2018.
  6. Кузьмина Э.М. Стоматологическая заболеваемость населения России. М. 2009.
  7. Янушевич О.О. Стоматологическая заболеваемость населения России. М. 2009.
  8. Антоник М.М., Арутюнов С.Д., Калинин Ю.А., Лебеденко И.Ю. Компьютерная диагностика и окклюзионная терапия у больных с мышечно-суставной дисфункцией. Современная ортопедическая стоматология. 2011;16:6-25. 
  9. Дубова Л.В., Мельник А.С., Ступников А.А. Опыт применения окклюзионной шины при проведении ортопедического лечения у пациентов с патологией ВНЧС. Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Комплексная реабилитация пациентов в клинике ортопедической стоматологии», посвященной 50-летию кафедры ортопедической стоматологии и УО БГМУ. Минск. 2017.
  10. Лебеденко И.Ю., Арутюнов С.Д., Антоник М.М. Инструментальная функциональная диагностика зубочелюстной системы. Монография. МЕДпресс-информ. 2010.
  11. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. Л.: ЛНИИФК; 1976.
  12. Старостина Е.Г., Тэйлор Г.Д., Квилти Л.К. Торонтская шкала алекситимии: валидизация русскоязычной версии на выборке терапевтических больных. Социальная и клиническая психиатрия. 2010;20(4):31-38. 
  13. Левин Я.И., Елигулашвили Т.С., Посохов С.И., Ковров Г.В., Башмаков М.Ю. Фармакотерапия инсомний: роль Имована. В кн.: Расстройства сна. СПб.: Медицинское информационное агентство. 1995.
  14. Beck AT, Steer RA, Brown GK. Beck depression inventory. Manual. Eds. A.T. Beck. 2d edition. San Antonio, TX: The Psychological Corporation Harcourt Brace & Company; 1996.
  15. Austenfeld JL, Stanton AL. Coping through emotional approach: a new look at emotion, coping, and health-related outcomes. J Personal Social Psychol. 2004;72(6):1335-1363.
  16. Eliot RS. From Stress to Strength. New York. 1993.
  17. Никифоров Г.С. Практикум по психологии здоровья. Серия «Практикум по психологии». СПб.: Питер; 2005.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.