Дроздова О.В.

ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Российская Федерация

Состояние и проблемы постдипломного стоматологического образования

Авторы:

Дроздова О.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2017;96(6): 64‑67

Прочитано: 852 раза


Как цитировать:

Дроздова О.В. Состояние и проблемы постдипломного стоматологического образования. Стоматология. 2017;96(6):64‑67.
Drozdova OV. Status and problems of postgraduate dental education. Stomatology. 2017;96(6):64‑67. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat201796664-67

За последние годы произошли серьезные изменения в законодательстве Российской Федерации, касающемся охраны здоровья и образования, что повлияло на процесс подготовки медицинских кадров. В частности, приняты и вступили в силу Федеральные законы от 21.11.11 № 323-ФЗ и от 29.12.12 № 273-ФЗ. Вместе с тем многие вопросы требуют обсуждения с участием профессиональной общественности.

Проблемы постдипломного образования в своих многочисленных работах обсуждает профессор С.И. Абакаров [1]. По его мнению, потенциал профессорско-преподавательских кадров вузов, занимающихся стоматологическим постдипломным образованием, продолжает оставаться высокопрофессиональным в плане как педагогической деятельности, так и лечения больных. Однако состояние учебных и клинических баз большинства стоматологических кафедр приходится признать только удовлетворительным. С этим связано превалирование теоретической направленности занятий на циклах усовершенствования, так как в имеющихся условиях ограничена возможность демонстрации на практических занятиях современных технологий, применяемых для лечения стоматологических заболеваний. В то же время в процессе общения со слушателями нередко выясняется, что у определенной их части лучшие условия работы лучше, чем на клинических базах ряда кафедр. Это, как правило, ведомственные организации и негосударственные стоматологические центры, которые на своих базах уже создали учебные центры и проводят краткосрочные тематические циклы усовершенствования врачей-стоматологов и зубных техников. Следует отметить, что эти циклы востребованы практическим здравоохранением, несмотря на их высокую стоимость. В значительной степени эта востребованность обусловлена тем, что в педагогическом процессе участвуют высококвалифицированные преподаватели вузов [1, 2].

Оценивая имеющуюся систему постдипломного об-учения, В.К. Леонтьев и соавт., ссылаясь на мнение большинства стоматологов, считают ее откровенно слабой, не адаптированной к условиям рыночной экономики, технологической революции, происходящей в стоматологии. Самым слабым звеном в стоматологическом постдипломном образовании являются клинические базы и их оснащение, финансирование, оплата персонала. Большинство кафедр постдипломного образования не имеют собственных клинических баз, располагаются на базе государственных стоматологических поликлиник, которые тоже очень слабо оснащены. Многие кафедры вообще потеряли свои клинические базы, так как договор стоматологических клиник с ними расторгнут из-за неплатежеспособности кафедр за аренду и оснащение [13].

В своей статье «Проблемы и перспективы развития дополнительного профессионального медицинского образования» министр здравоохранения Ростовской области доктор медицинских наук Т.Ю. Быковская и соавт. отмечают, что существующая система последипломного профессионального медицинского образования имеет достаточно серьезные недостатки. Состояние собственных клиник большинства образовательных учреждений об-условливает ряд проблем, связанных со слабым обновлением их материально-технической базы: нехватка помещений и современного оборудования, невозможность внедрения в практику обучения современных образовательных технологий (симуляционные центры, фантомные классы для стоматологов, тренажеры, макеты и модели органов и систем и др.). Существующая система работы клинической кафедры медицинского вуза в профильном отделении клинического ЛПУ имеет ряд нерешенных вопросов, касающихся нормативного и организационно-правового обеспечения их совместной деятельности. В среде самих медицинских работников все чаще звучит недовольство уровнем преподавания в регионах. Среди причин, вызывающих неудовлетворенность обучением на циклах повышения квалификации, слушатели отмечают теоретическую направленность и небольшую практическую значимость занятий, повторяемость тематики занятий из года в год, непривлекательную форму подачи учебного материала [10].

По результатам исследования по изучению врачебного состава стоматологических медицинских организаций и потребности в последипломном обучении, проведенного в Москве на базе 4 районных (МСУ), 4 ведомственных поликлиник (ВСУ) и 4 частных (ЧСУ) медицинских организаций, Е.Ю. Канукоева [6] отмечает, что у врачей-стоматологов отмечены высокие показатели самообразовательной деятельности. Не менее 2/3 регулярно читают профессиональную литературу, посещают стоматологические съезды, выставки, конференции, каждый пятый участвует в различных научно-исследовательских проектах. Наиболее востребованным видом последипломного образования независимо от вида ЛПУ является общее усовершенствование; тематическое усовершенствование более востребовано в ЧСУ (59,2%) и ВСУ (40,6%) по сравнению с МСУ (14,7%). Желание пройти профессиональную переподготовку также имелось больше в ЧСУ (22,4%), почти в 1,5 раза меньше — в ВСУ (15,9%) и реже всего — в МСУ (3,3%). Более половины (55,2% и 53,6%) врачей МСУ и ВСУ оптимальной периодичностью последипломного усовершенствования считают 1 раз в 5 лет. Во всех видах стоматологических ЛПУ отмечена тенденция уменьшения сроков периодичности последипломного усовершенствования для врачей-стоматологов-терапевтов по сравнению с врачами-стоматологами-хирургами и ортопедами. Более высокие значения потребности в профессиональной подготовке в стоматологических ЛПУ ведомственного и частного секторов объясняются более высокой долей лиц, работающих в режиме совместительства [13].

Анкетирование 628 врачей-стоматологов-терапевтов и врачей-стоматологов общей практики, проведенное в 2011 г. Т.В. Мурзовой в ходе социологического исследования проблем последипломного образования специалистов стоматологического профиля, показало, что 73% респондентов проходят повышение квалификации один раз в 5 лет, что обусловлено требованиями, предъявляемыми со стороны контрольно-лицензирующих органов. Интересными оказались ответы на вопрос о предпочтении вида обучения: 44% опрошенных оптимальным считают проведение краткосрочных тематических циклов по узкому разделу стоматологии, объясняя свой выбор тем, что только при таком виде обучения существует реальная возможность повышения своего профессионального уровня; 23% предпочитают симпозиумы, конференции и семинары, 21% традиционные сертификационные и тематические циклы, 12% тренинги и мастер-классы. Лишь 30% опрошенных используют в своей работе полученные знания и современные методики при диагностике и лечении основных стоматологических заболеваний. В качестве причины врачи указывали на отсутствие необходимого оборудования, современной аппаратуры и инструментария, недостаточное количество времени на амбулаторном стоматологическом приеме [12].

Уровень и структура профессионально-управленческой подготовки руководителей стоматологических медицинских организаций все более настоятельно требует коренного пересмотра. Они должны определяться количеством учебного времени и составом дисциплин, изучаемых в ходе получения второго высшего образования или профессиональной переподготовки по специальности 061100 «Менеджмент организации». По мнению В.К. Леонтьева и В.В. Кузнецова [7], наиболее серьезной основой соответствующих, объективно необходимых преобразований могут и должны стать типовые государственные требования к подготовке менеджеров высшей квалификации по программе МВА (Master of Business Administration). В связи с этим повышение квалификации руководителей стоматологических организаций только по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» следует признать недостаточным. Оно может считаться лишь специализированным модулем (дисциплиной специальной подготовки) более фундаментальной управленческой подготовки по указанной выше программе. Имея в виду традиционный отечественный опыт последипломного обучения врачей-специалистов через двухгодичную ординатуру, вероятно, было бы логично предложить именно данный подход как альтернативную модель адаптации зарубежных программ МВА к системе российского здравоохранения, в частности, управления в условиях стоматологических организаций (подразделений). Первый в нашей стране опыт Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации по двухгодичной профессиональной переподготовке руководителей медицинских, в том числе стоматологических, организаций по аккредитованной программе «Главный врач — менеджер высшей квалификации», наглядное тому подтверждение. К настоящему времени в нашей стране уже более двух десятков руководителей государственных, муниципальных и частных стоматологических организаций из числа врачей-стоматологов получили фундаментальные управленческие знания и навыки, государственные дипломы о дополнительном (к основному) образовании по специальности «Менеджмент организации», дополнительную квалификацию «Менеджер» (в здравоохранении). Эти проблемы обсуждаются и другими авторами [14, 15].

Динамические условия рыночной экономики новой России объективно побуждают специалистов различного профиля к освоению принципиально новых знаний и практических навыков, более эффективному их использованию в своей работе. Все более сложные профессиональные требования предъявляются и к профессиональной компетентности управленческого персонала коммерческих и бюджетных стоматологических организаций. От них во многом зависит успех деятельности исполнителей стоматологических услуг, а потому к ним вполне логично предъявляются не только сугубо специальные требования, но также требования по компетентному менеджменту в условиях этих специализированных медицинских организаций. Данный контингент руководителей высшего и среднего звена управления с высшим и средним финансово-экономическим и иным базовым образованием может и должен быть приобщен к непрерывному повышению своей профессиональной квалификации, в том числе по специальности «Менеджмент организации», как, впрочем, и руководители из числа врачей-стоматологов и других специалистов к освоению основ бухгалтерского учета и экономического анализа. Многолетние исследования А.В. Алимского и В.В. Кузнецова [2] позволяют им констатировать слабую в целом профессиональную подготовку руководителей стоматологических служб в области организации данного вида специализированной медицинской помощи, недостаточную их адаптацию к условиям рыночной экономики, в том числе и прежде всего в области экономики и права. Медицинские учебные заведения, в том числе последипломного образования, не уделяют должного внимания вопросам экономического образования специалистов данного профиля. Действующие учебные планы и программы первичной и последипломной подготовки до сих пор не предусматривают восполнение данного пробела. Назрела необходимость введения в стоматологии новой специализации — стоматологический менеджмент, привлечения к ее формированию ведущих специалистов различного профиля, в том числе ученых-экономистов [2].

Такого же мнения придерживается С.М. Луговая [9], считая, что в связи с готовящейся реформой здравоохранения, которая коснется как бюджетных, так и муниципальных клиник, значение бизнес-образования в стоматологии будет возрастать. Нехватка экономических и управленческих знаний будет ощущаться руководителями и хозяевами клиник еще более остро из-за предстоящего скачка формирующейся в этой области конкуренции [9].

В своей статье «Подходы к профессиональной подготовке специалиста, оказывающего помощь пациентам с заболеваниями пародонта» З.Э. Ревазова и соавт. обсуждают подходы к подготовке специалиста, оказывающего помощь пациентам с болезнями пародонта, в разных странах. Проведен анализ додипломных и последипломных академических программ по дисциплине «Пародонтология» в России и за рубежом. Врачу-стоматологу, оказывающему квалифицированную пародонтологическую помощь в России, необходима подготовка по специальностям «Стоматология терапевтическая» и «Стоматология хирургическая». Показана значимость обучения в клинической ординатуре на пародонтологическом приеме под руководством опытного наставника, что позволяет сформировать необходимые знания, умения и профессиональную компетентность врачей, обучающихся диагностике и лечению болезней пародонта [15].

Всемирная федерация ортодонтов (ВФО) уделяет повышенное внимание поддержке программ последипломного образования в разных странах мира. При обращении национальных ортодонтических организаций ВФО предоставляет имеющиеся данные для разработки национальных программ последипломного образования в странах, где такие программы отсутствуют. В статье А. Атанасиу представлены подробные рекомендации и принципы последипломного ортодонтического образования, а также два приложения: клинические, образовательские и исследовательские программы и темы обучения по этим программам [11].

Ю.М. Малыгиным и Е.С. Самохиной проведен сравнительный анализ российского и европейского вариантов обучения. В ходе этого научно-методологического исследования были выявлены преимущества и недостатки каждой из программ, а полученные выводы позволили наметить перспективы совершенствования системы последипломного образования для врачей-ортодонтов в Российской Федерации [10].

С.И. Рисованный отмечает, что за последние годы с введением лицензирования всех стоматологических учреждений независимо от формы их собственности резко возросло значение последипломного образования, т.к. обучение в интернатуре или клинической ординатуре с последующей сдачей квалификационного экзамена, обучение на циклах общего и тематического усовершенствования обеспечивает допуск к врачебной деятельности. Систематическое последипломное обучение позволяет стоматологам осваивать новые методы лечения, основанные на высоких технологиях и требующие серьезной профессиональной подготовки, так как даже весьма эффективный метод в неумелых руках может принести скорее вред, чем пользу, и тем самым дискредитировать себя. На кафедре стоматологии ФППВ КГМА проводится последипломное обучение с учетом последних достижений в стоматологии [16].

С.И. Абакаров и соавт. [5] приводят результаты социологического исследования, проведенного среди преподавателей последипломного образования врачей-стоматологов. Определены наиболее значимые для последипломного образования врачей-стоматологов положения Болонской декларации. Выявлены основные препятствия к реализации этих положений в отечественном последипломном образовании [5].

В настоящее время медицинским обществам предоставляется возможность активно участвовать в непрерывном профессиональном образовании медицинских работников в качестве полноправного участника, дополняя существующую систему последипломного образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях. Формы участия могут быть самыми разными — это разработка и регулярное обновление клинических рекомендаций, национальных руководств, электронных образовательных модулей, проведение конференций и семинаров и др. Современное профессиональное образование определяет важность получения междисциплинарных знаний на совместных курсах повышения квалификации врачей и смежных специалистов [3].

Таким образом, изучение научной литературы за последние 10 лет показало, что в системе последипломного образования есть еще много нерешенных проблем и, в первую очередь, отсутствие клинических баз для развития и совершенствования практических навыков у обучающихся.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.